СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по речевому развитию «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (старшая группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по речевому развитию  «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (старшая группав)

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по речевому развитию «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (старшая группа)»

Конспект занятия по речевому развитию «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (старший дошкольный возраст)

Программное содержание:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Формирование умения отстаивать свою точку зрения в процессе взаимодействия при решении проблемной ситуации.

Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

ОО «Речевое развитие»

Закрепить умение использовать в речи предложения разных типов (самостоятельно и с помощью взрослого).

Закреплять умение формулировать речевые фразы в соответствии с вопросом.

ОО «Познавательное развитие»

Развитие способности к самостоятельному умозаключению, основанному на умении выполнять операции синтеза, анализа, обобщения.

Продолжать развивать у дошкольников интерес к художественной и познавательной литературе.

Используемые технологии: кейс-иллюстрация

Яблоко.

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.

В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!

— Крра-крра!

Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеется.

— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко!

Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.

— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и, хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое?

Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?

Остановился Ежик и говорит:

— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу:

— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!

К ним Ворона подлетела.

— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.

Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит: — Моё яблоко!

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…

Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:

— Что такое? Что за шум?

Все к нему:

— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

И рассказали Медведю всё, как было. Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

— Кто яблоко нашёл?

— Я! — сказал Заяц.

— А кто яблоко сорвал?

— Как р-раз я! — каркнула Ворона.

— Хорошо. А кто его поймал?

— Я поймал! — пискнул Еж.

— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…

— Но тут только одно яблоко! — сказали Еж, Заяц и Ворона.

— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.

И все хором воскликнули: — Как же мы раньше не догадались!

Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части.

Один кусочек дал Зайцу:

— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек Вороне отдал:

— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.

Третий кусочек Ежик себе в рот положил:

— Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвёртый кусочек Ежик Медведю в лапу положил:

— А это тебе, Михаил Иванович…

— Мне-то за что? — удивился Медведь.

— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

Проблема: Жадность, нежелание делиться с друзьями.

Нравственный урок: Формировать у детей нравственные качества, доброжелательность, щедрость, умение оценивать свои поступки и других. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо. 

При чтении сказки воспитатель останавливается на непонятных детям словах и подбирает синонимы (), выставляются картинки

Беседа по сказке:

В.: Понравилась ли вам сказка? Как она называется? Почему сказка называется «Мешок яблок»? Что случилось…

Читает сказку «Яблоко» В. Сутеева. Показывает первую иллюстрацию.

- Про кого эта сказка? Кто ее герои?

-Что случилось у Зайца, Вороны, Ежа?

- Кто виноват, что не поделили яблоко, что поссорились? 

- Как вел себя вначале Заяц, как его можно назвать?

Как себя вела сначала Ворона, как ее можно назвать?

- Как вел себя сначала Ежик, как можно его назвать?  

Слушают внимательно.

Рассматривают иллюстрацию.

-Про ворону, зайца, ежа.

- Они не поделили яблоко.

-Виноваты заяц, ворона, еж.

-Жадина - «сейчас же отдай, мое яблоко!».

-Насмешница - «кра-кра», воровка - «хотела унести, да не удержала», жадина - «мое яблоко».

-Трусишка, испугался - «Спросонок», жадина - «это мое, я его поймал»

Показывает вторую иллюстрацию.

- Что получилось в конце сказки?

-Кто помирил героев сказки? Как он их помирил?

-Ребята, скажите, а можно эту сказку закончить по-другому? Как?

Рассматривают.

-Заяц, Ворона, Еж помирились или подружились.

-Медведь, придумал поделить яблоко.

Придумывают свои варианты сказки.

- А кто в сказке самый добрый, самый умный?

 -Медведь.

- Кому Ежик дал 4-й кусочек и за что? 

- Что мы узнали из сказки « Яблоко»?

- Кто у вас дома умный и добрый? 

-Кто знает, что значит справедливо? Это от слова правда, правильно. Кто в сказке поступил справедливо? 

- Как бы вы поступили в данной ситуации?

- Ежик дал четвертый кусочек медведю. Он так поблагодарил его.

-Историю примирения, как все подружились, стали довольны, разделили яблоко поровну.

-Папа, Мама, Бабушка, Дедушка……

-Сначала Медведь, потом Ежик и все герои.

-Поделили бы яблоко между друзьями.

В.: Сундучок просит в него заглянуть (в сундуке дети находят картинки животных и переворачивают и кладут на стол. Присаживаются. Дети по очереди подходят к столу переворачивают карточку (ни кому не показывают). Кладут обратно в коробку и с помощью пантомимики показывают, что делал герой сказки) Если ребенок затрудняется, то воспитатель показывает образец и просит повторить.

Дидактическая игра «Кто что делал?»

В.: Как весело мы с вами поиграли!

В:Ой, ребята, какая-то загадка? Как вы думаете, о чем она? Дети отгадывают. Если затрудняются воспитатель помогает навоодящими вопросами.) (знаем!) Воспитатель предлагает, кому-нибудь показать движения. Песню поют все вместе.

Песня — игра «Жил в лесу колючий ежик»

Жил в лесу колючий ежик (пальчиками изображают иголки)

Да, да, да (хлопки)

Был он круглый и без ножек (изображают руками круг)

Да, да, да (хлопки)

Не умел он топать (топают)

Не умел он хлопать (хлопают)

Не умел он прыгать (прыгают)

А только носом шмыгать (шмыгают носом)

В лес зайчата приходили (изображают зайца)

Да. да, да (хлопают)

И ежа всему учили (изображают круг руками)

Да, да, да (хлопают)

Научили топать (топают)

Научили хлопать (хлопают)

Научили прыгать (прыгают)

А он их носом шмыгать (шмыгают)

В:Молодцы, ребята! И с этим заданием справились. Присаживайтесь. Понравилось вам в сказке. А теперь викторина по сказке «Да или нет».

  1. Заяц набрал полный мешок груш. (нет) Почему? А как было?

  2. Волк помог зайцу собрать яблоки?

  3. Коза принесла корзину орехов?

  4. Еж шел с полной корзиной грибов? (нет)

  5. Из земли вылез медведь? И т.д