Конспект занятия по русскому языку в группе продлённого дня на тему «Игры с буквами» для обучающихся 2-х классов.
Цель:
Развивать мышление, память, речь учащихся.
Воспитывать интерес к урокам русского языка.
Задачи:
Способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию словесно-логического мышления, памяти, произвольного внимания;
Способствовать развитию орфографической грамотности;
Развивать устную и письменную речь.
Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, бережное отношение к родному языку;
Формы работы: фронтальная, парная.
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход занятия: (на доске)
«Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но, когда с умом, толково
Их поставишь в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят»
(А. Шибаев)
Воспитатель: Вы знаете, ребята, играть можно не только с куклами, машинками и другими игрушками, но и с буквами. Сегодня я хочу показать вам некоторые их этих игр с тем, чтобы вы могли потом некоторые из них применить в своей жизни.
Игра 1 (карточка 1)
«Превращения слов или волшебная цепочка»
Воспитатель: Составьте новые слова, изменяя букву в каждом слове. !Изменять можно только одну букву в каждом слове.!
1) Гора – кора – нора - пора – пара – кара –капа – папа – лапа
2) Гол – кол – пол – дол – дом – ком – кол – пол
3) Волк – полк – толк – толь – моль – боль – быль – пыль
4) Жук – лук – сук – суп – сап – сад – гад – лад – лак – рак – мак
Игра 2 (карточка 2)
«Рассыпушки»
Воспитатель: На наборном полотне были составлены слова. Да вот беда… Полотно упало и все буквы перепутались. Что же там были за слова?
УДАНИКР – УДАРНИК ГИЛА - ИГЛА
РУЛЖАН – ЖУРНАЛ МАЛАП – ЛАМПА
Игра 3.
«В одном слове – несколько»
Воспитатель: Угадайте, подумайте и напишите сколько слов спряталось в одном слове. (Учащиеся выходят на доску и записывают слова через запятую.)
ЖАВОРОНОК - ВОРОНА, ВОР, КОЖА, ВАР, КРАН, КОРОНА, ЖАР, РАК, РОВ, КОРА, КРОНА, ОКНО, РОК, НОРКА, НОЖОВКА, ВОРОНКА, ЖОР, ЖАНР, НРАВ, НОРА, КОРОВА, АР, НОЖ, РОЖА, КОН,ВОРОН, РАЖ.
Игра 4. (Карточка)
«Лесенка»
Воспитатель: В этой игре выигрывает тот, чья лесенка окажется выше. Каждая ступенька – ещё одна буква в слове.
ИВА ЖУК
ИГРА ЖАРА
ИСКРА ЖАЖДА
ИГОЛКА ЖЕЛЕЗО
ИГРУШКА ЖУРАВЛЬ
Игра 5.
«Рифма»
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем придумывать созвучные слова. Будем по цепочке называть слова.
Первый ученик задаёт слово, например, "кошка".
Второй ученик отвечает словом, которое рифмуется с "кошкой", например, "ложка".
Второй ученик задаёт своё слово, например, "стол".
Третий отвечает словом, которое рифмуется со «столом», например, «укол»
Можно задать рифму по цепочке только по одному слову:
МАССАЖ – МОНТАЖ – МИРАЖ – БАГАЖ – ГАРАЖ – ЭТАЖ …..
МАЛИНА – КАЛИНА – ПОЛИНА – РЯБИНА….
Игра 6. (карточка)
«Ребусы»
Воспитатель: Ребусы – это зашифрованные слова. Вы можете придумывать их сами. Разгадайте некоторые из них и придумайте свой.
ДААА
КА КОМ __
КА ОС ВА ТА РЕЙКА С
Канава комната канарейка вода насос
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Воспитатель: Вот такие замечательные игры могут быть с буквами. У кого получилось справится со всеми заданиями? За ваши старания получаете сладкие призы. Дома придумайте свою игру с буквами.