Конспект занятия по внеурочной деятельности
Кто знает правила движения –
Тому почет и уважение!
Подготовила и провела учитель: Аршиева Лариса Зураповна
Цель: формировать представление учащихся о правилах безопасного поведения на дороге.
Задачи: развивать у ребят внимание, наблюдательность, качества необходимые для безопасного поведения на улице; вызвать познавательный интерес детей к изучению ПДД; воспитывать чувство ответственности у учащихся за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
Цель: Обучающая
Закрепить знания о правилах поведения на улице.
Вспомнить основные правила дорожного движения для пешеходов.
Учить ориентироваться на улице.
Закрепить знание основных правил уличного движения (идти, держать правой стороны тротуара, переходить дорогу на зелёный свет светофора).
Воспитывающая
Воспитывать коллективизм, уважение, чуткость и тактичность по отношению к окружающим.
Развивающая
Развивать внимание, усидчивость, мышление, речь, память, интерес к обучению
Оборудование: большая картина с изображением улицы, на проезжей части которой имеются прорези для установки маленьких картинок, изображающих различные виды транспорта, дорожных знаков, светофора, карточки с ситуациями, конверт с картинками.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
У нас начинается урок. Я желаю вам быть внимательными, старательными, и, если вы такими будете, у вас все получится.
Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, чему посвящен сегодня урок окружающего мира? (Учащиеся сами формулируют тему и цель: «Будем изучать правила дорожного движения».)
Физминутка 1.
К сегодняшнему уроку я попросила вас принести игрушечные машины. Посмотрите, какие они разные и красивые. Игрушечные машины - это модели настоящих современных автомобилей.
- А для чего человек придумал разные машины? (Машины облегчают труд человека.)
- Рассмотрите нашу выставку. Какие виды транспорта вы знаете? Подумайте, какие транспортные средства можно назвать грузовыми, а какие – пассажирскими, специальный (Ответы детей.)
- Какой вид транспорта поможет переехать из одного города в другой? (Поезда, самолеты, пароходы.)
- Какой железнодорожный транспорт вы знаете?
- Какой транспорт можно назвать воздушным?
- Назовите морской или речной транспорт.
- Где можно передвигаться с помощью транспорта? (По земле, воде, воздуху.)
- Вот приехали троллейбус и автобус. А здесь, весело постукивая колесами, бежит трамвай — куда рельсы, туда и он. Троллейбус, автобус и трамвай — пассажирский транспорт.
- Трамвай, автобус и троллейбус относятся к городскому общественному транспорту. Кто догадался, почему?
- Поднимите руки, кто пользуется этим видом транспорта.
- Какие правила пользования общественным транспортом вы знаете?
(Крепко держись за поручни; не входи в вагон и не выходи из него, когда двери уже закрываются; старайся проходить в середину салона; не высовывай руки и голову из окна; уступай место инвалидам и пожилым, маленьким детям; нельзя кататься на буфере.)
- Вспомните, как обойти эти виды транспорта, стоящие на остановке.
(Стоящий на дороге или остановке автобус и троллейбус нужно обходить сзади, а трамвай - спереди.)
На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти!
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
- Есть машины, которым все уступают дорогу. Пожарная машина спешит потушить пожар, а «скорая помощь» мчится к тяжелобольному.
- На улицах города можно видеть и другие специальные машины.
Физминутка 2.
Делаем ребятам
Предостережение:
Выучите срочно
Правила движения,
Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители!
Сколько на улицах машин?! Мчатся по нашим дорогам тяжелые МАЗы, КРАЗы, ГАЗели, автобусы, летят легковые автомобили. И с каждым годом их становится все больше и больше.
- А почему машины ездят по нашим улицам и не сталкиваются друг с другом? Потому что они ездят по особым правилам: Правилам дорожного движения.
- Каждый водитель должен хорошо знать эти правила. За соблюдением правил строго следят работники ГИБДД.
А нужно ли нам с вами знать Правила дорожного движения?
- Нужно, так как мы с вами тоже участники движения, но не водители, а пешеходы.
- Когда по улицам побежали трамваи, помчались автомобили, троллейбусы, автобусы, улицам надо было дать язык. На этом дорожном языке с водителями и пешеходами разговаривают улицы всех стран мира. Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв складываются слова, из слов - предложения.
- У дорожного языка тоже есть буквы-знаки. Но их не нужно складывать в слова. Один знак, одна дорожная буква - это целая фраза, дорожный сигнал.
- Это сигналы-кружочки, треугольники, прямоугольники. Голубые, желтые, с красной каемочкой.
- И не случайно они такой формы и такого цвета.
- Остановимся на некоторых из них.
Закон улиц и дорог, который называется «правила дорожного
движения» строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему
вздумается, не соблюдая правила. И тогда случается непоправимая беда. Но
закон улиц и дорог еще и очень добрый: он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь. Что бы с вами ничего не случилось, дети, выполняете основные правила поведения:
Не переходите улицу перед близко идущим транспортом.
Не играйте на улице близко к дороге.
Не катайтесь на санках, коньках, велосипедах по дороге.
Итак, что должны усвоить дети, чтоб спокойно жить на свете:
Ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны. Если тротуара нет, идти надо по левому краю дороги, навстречу движению транспорта.
Подчиняться сигналам светофора. Переходить улицу только на зеленый свет светофора.
Переходить дорогу только по пешеходной дорожке. Пересекать улицу надо прямо, а не наискось.
Прежде чем переходить улицу, сначала посмотреть налево, а, дойдя до середины улицы, посмотреть направо.
Автомобили, автобусы, троллейбусы надо обходить сзади, а трамваи-спереди.
Для того чтобы на дорогах было безопасно, все автомобили, автобусы подчиняются строгим законам дорожного движения.
Знать и выполнять правила поведения на улице должны и все пешеходы: взрослые и дети. Идут люди на работу, в магазин, ребята торопятся в школу.
Пешеходы должны ходить только по тротуару, но и по тротуару надо идти, придерживаясь правой стороны. И тогда не придется спотыкаться, обходить встречных, сворачивать в сторону.
За городом тротуаров нет, а машин тоже много. Транспорт движется по проезжей части дороги. Если вам придется идти по дороге, то идти надо навстречу транспорту. Почему? Догадаться нетрудно. Увидишь машину и уступишь ей дорогу, отойдешь строну.
Переходить дорогу надо по пешеходной дорожке. Прежде чем перейти дорогу, надо посмотреть влево, а, дойдя до середины дороги, посмотреть вправо.
Физминутка 3.
Правила помогают наводить порядок не только в играх, но и на дороге. Одними из таких правил являются правила дорожного движения.
- Правила дорожного движения мы обязаны знать с детства. Знание их предотвращает аварии и опасных ситуаций в которых могут пострадать как взрослые, так и дети.
- Ведь дорога - это прежде всего опасность. И невнимательный, рассеянный человек может попасть в беду. И пострадает не только он, но и водитель.
- Поэтому так важно знать и соблюдать правила дорожного движения.
- Изучать и знать Правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта.
Держись дорожных правил строго,
Не торопись как на пожар,
И помни: транспорту – дорога,
А пешеходам – тротуар!
Да и родителям тоже наказ-
Ведь ваши дети смотрят на вас.
Будьте примером достойным всегда,
И не случится в дороге беда!
Правила нужно соблюдать. И нам тоже их нужно твёрдо знать. Давайте поиграем в игру.
Игра "Запрещается - разрешается"
И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу - … (за – пре – ща – ет - ся!)
Быть примерным пешеходом - … (раз – ре – ша – ет – ся!)
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая
Проходи скорей вперѐд.
Ехать "зайцем", как известно …(за – пре – ща – ет - ся!)
Уступать старушке место …(раз – ре – ша – ет – ся!)
Если ты гуляешь просто,
Всѐ равно вперѐд гляди,
Через шумный перекрѐсток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете - …(за – пре – ща – ет - ся!)
При зелѐном даже детям…(раз – ре – ша – ет – ся!)
Физминутка 4.
«Мой друг-светофор»
Кто же самый главный на дороге, кто управляет всеми знаками, помогает двигаться пешеходам и машинам? Нам помогает переходить дорогу наш друг - светофор.
Он существует, чтобы помочь
Путь пройти опасный,
Горят, меняясь, день и ночь
На нем...
(Ученики хором: «Зеленый, желтый, красный».)
- Для чего придумали светофор?
Светофор - это устройство для регулирования дорожного движения. Он устанавливается на дороге, и командует машинами и людьми. Он регулирует, кому двигаться, а кому стоять. Он нужен, чтобы охранять жизнь пешеходов, предупреждать аварии и несчастные случаи на дорогах.
- Слово «светофор» составлено из двух частей: свет и фор. Слово «фор» произошло от греческого «форос», что означает носитель, несущий. А всё вместе значит – несущий свет, или носитель света.
Основные сигналы светофора
- Что это?
(Светофор.)
- Что означает зеленый цвет светофора? А красный? Желтый?
Красный свет - сигнал опасности. Стой! Остановись! - говорит пешеходу красный сигнал светофора.
Затем в светофоре появляется желтый свет. Он говорит: «Внимание! Приготовьтесь!».
Зеленый сигнал светофора говорит: «Путь свободен! Идите!».
Физминутка 5.
Знакомство со светофором для пешеходов.
А теперь, ребята, мы познакомимся с современными светофорами. В наши дни светофоры электрические. Светофоры бывают транспортные, велосипедные и пешеходные (показывает виды светофоров на стенде, объясняет их назначение). Обратите внимание, что у транспортного и велосипедного светофора три сигнала, а у пешеходного только два. Эти светофоры останавливают машины, чтоб они пропускали пешеходов.
Пешеходные светофоры имеют два сигнала: зелёный с надписью – «Идите» или силуэтом идущего человека
и красный с надписью – «Стойте» или с силуэтом стоящего человека
Ну что ж, осталось сдать экзамен и в путь!
Тест «Выбери правильный ответ»
1. Правила дорожного движения должны знать и выполнять:
• только пешеходы
• только водители
• водители и пешеходы
2. Как называется место на улице, где можно ходить детям:
• велосипедная дорожка
• проезжая часть
• тротуар
3. Во сколько лет можно выезжать на велосипеде на проезжую часть
• 4
• 14
• 44
4. Кому подчиняются пешеходы, если перекресток регулируется светофором и регулировщиком?
сигналам светофора
сигналам регулировщика
никому
5. Знаки дорожного движения нужны:
• для красоты проезжей части
• для установления порядка движения пешеходов и транспорта на дороге
• для пешеходов
6. Чем безопасно пользоваться при переходе через проезжую часть:
• компасом
• биноклем
• пешеходным переходом.
7. Какая машина может проехать на красный сигнал светофора с включенным проблесковым маячком на красный сигнал светофора?
• Пожарная
• «Скорая помощь»
• Милиция
Итог занятия.
Давайте, ребята поиграем. Там, где нужно, вы должны отвечать:
«Это я, это я, это все мои друзья!»
Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора?
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
Знает кто, что красный свет-
Это значит -хода нет?
Кто ГИБДД помогает,
За порядком наблюдает?
Кто вблизи проезжей части
Весело гоняет мячик?
Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?
Кто в свои двенадцать лет
Оседлал велосипед
И не растерялся –
По шоссе помчался?
А теперь, ребята, давайте посмотрим картинки, на которых изображены опасные ситуации. Кто из вас нашел героев.
- Чья жизнь в опасности?
- Что угрожает тем, кто невнимателен на дорогах и не знает правил дорожного движения? (Ответы детей)
Молодцы ребята. Мы с вами разобрали опасные ситуации, теперь можно смело идти в путь. Все знаете о правилах дорожного движения.
Звучит песня «Вместе весело шагать по просторам»
Кто ж у нас знаток сегодня,
Трудно это мне решить,
Потому хочу сегодня
Вам свидетельства вручить.
«Удостоверение юного пешехода» с вкладышем-памяткой «Что должен знать пешеход!». Давайте по очереди прочитаем правила памятки.
(Каждому ребенку вручаются удостоверения)
Большое вам спасибо, ребята! Я надеюсь, что вы будете внимательны и осторожны на дорогах.
Помните, ребята, о правилах общей безопасности на дорогах.
Знайте дорожную разметку.
Уважайте дорожные знаки.
Выполняйте сигналы светофора.
Будьте внимательны и дисциплинированы на дорогах!
Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука безопасности» (Пешеходная ''зебра'', Где кататься, Зебры в городе!, В автобусе, На остановке, Пристегните ремни).
ФИЗМИНУТКИ
Физкультминутка для глаз.
У дороги, словно в сказке, Взор переводят вверх, вниз
На столбе живёт трёхглазка. Взор переводят вправо, влево.
Всё мигает и мигает, Моргают глазами.
Ни на миг не засыпает. Широко раскрывают глаза.
Она транспорт стережёт, Глаза закрывают.
Пешеходам путь даёт. Широко открывают и закрывают глаза.
Игра – физминутка
«Красный, жёлтый, зелёный».
Внимание! Глядит в упор
На вас трёхглазый светофор.
Он каждому даёт указ!
Красный свет – все стоят молча.
Жёлтый свет – хлопают.
Зелёный свет – шагают на месте.
Есть сигналы светофора.
Подчиняйся им без спора!
Физкультминутка
В светофор мы поиграем, (Дети хлопают в ладоши).
Раз, два, три, четыре, пять.
Предлагаю всем Вам встать. (Дети встают, ходьба на месте маршируя).
Красный свет нам «Стой!» кричит, (Дети стоят на месте).
Ждать зеленого велит.
Вот и желтый загорелся, (Рывки руками под грудью).
Приготовиться пора
Руки, ноги, разогреем
Начинаем детвора!!! (Приседания).
Вот зеленый загорелся, (Руки поднять вверх).
Можно нам идти вперед, (Ходьба на месте маршируя).
Будь смелее пешеход.
МУЗЫКАЛЬНАЯ