Конспект занятия "Подснежник" в технике оригами.
Цель: развитие творческих способностей и формирование экологической культуры у детей через изготовление весеннего цветка в технике оригами.
Задачи:
Образовательные:
- дать знания о подснежнике - как первоцвете и элементарных представлений о весне и первых весенних цветах.
- научить детей делать цветок подснежник в технике оригами,
- систематизировать знания детей о правилах работы в технике оригами,
- закреплять умение читать схемы изделий
Развивающие:
- развивать эстетические чувства, экологическое мышление, расширить кругозор детей,
-развивать внимание, память, творческие способности, мелкую моторику рук,
Воспитательные:
- воспитывать интерес к искусству оригами, к предмету,
- воспитывать культуру труда, аккуратность, самостоятельность,
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материально - техническое оснащение занятия: ноутбук, видеоролик "Подснежники", раздаточный материал: квадраты белой бумаги, клей, зеленая бумага для стебля и листьев, ножницы.
Методическое обеспечение занятия: дидактический материал для педагога - общеобразовательная программа, конспект занятия, презентация; дидактический материал для обучающихся - образцы цветов, схема выполнения подснежника.
Тип учебного занятия: изучение нового материала.
Используемые методы и приемы обучения: словесный: беседа, объяснение, поощрение; наглядный: демонстрация образцов, иллюстраций; практический: практическая работа по изготовлению изделия.
Используемые педагогические технологии: личностно - ориентированная, коммуникативная, здоровьесберегающая.
Форма организации занятия: групповая
Предварительная работа: изготовление схем и заготовок для изделия, подготовка презентации.
Образовательная область: декоративно - прикладная.
Возраст обучающихся: 7-11 лет
План-конспект
1.Вступительное слово педагога.
2. Объявление нового материала.
3. Повторение пройденного материала.
4.Практическая работа по изготовлению цветка.
- ТБ, физкультминутка.
5.Подведение итогов
- рефлексия.
6.Уборка рабочих мест .
Ход занятия:
1. Вступительное слово педагога:
а) приветствие, проверка организации рабочего места, готовности детей к занятию.
б) эмоциональный настрой.
в) сообщение темы, постановка цели.
- Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем, друг друга:
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
А также порадуемся улыбчивым лицам
И всем, кто живёт на этой планете,
"Здравствуйте!" - скажем, мы вместе,
"Здравствуйте!" и взрослые и дети.
- Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, а вы попробуйте догадаться, о каком времени года в ней говориться.
Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (весной)
Слайд 2. Что еще происходит весной? (ответы детей). Весной ярко светит солнце, тает снег, прилетают птицы, пробуждается природа.
Можете назвать весенние месяцы? (ответы детей). Слайд 3.
- Ребята, прежде, чем вы узнаете тему нашего занятия, давайте побываем в весеннем лесу. Слайд 4.
Посмотрите на картинки. Обратите внимание, что кое-где еще лежит снег, а в некоторых местах уже растаял. Это ранняя весна. Слайд 5.
Место, где снег уже растаял, называется проталина. Именно в этих местах появляются первые весенние цветы - первоцветы. Слайд 6.
Весенних цветов очень много, поэтому мы сегодня рассмотрим только некоторые из них. Посмотрите как красиво в весеннем лесу! Слайд 7.
А сейчас попробуйте отгадать, о каком цветке говорится в загадке, как он называется?
Появился из - под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький …
- Правильно, это подснежник! Это самый первый весенний цветок - первоцвет, который начинает расти еще под снегом, поэтому он так и называется - подснежник. Тема сегодняшнего занятия тоже - "Подснежник" из бумаги. Но к изготовлению цветка мы перейдем чуть позже. Сначала нам нужно выяснить, как же выглядит подснежник? Кто - нибудь из вас видел подснежник?
Слайд 8. - Посмотрите, ребята, на картинку и попробуйте угадать на каком рисунке изображен подснежник.
(ответы детей). Слайд 9.
- А какие еще весенние цветы вы знаете? (ответы детей).
Давайте посмотрим на весенние цветы. Слайды 10 - 17.
2. Объявление нового материала.
- С появлением первых весенних лучей солнца, когда еще не успел сойти снег, на лесных опушках и вдоль ручьев расцветает подснежник - такой маленький, но сильный, так как пробивается сквозь холодный снег. Этот цветок - настоящий маленький герой большого леса. Он может выдержать даже десятиградусный мороз. Пока все остальные цветы дожидаются теплых деньков, подснежник смело пробивается сквозь снег навстречу свету. Его лепестки в прохладную погоду словно издают хрустальный звон. Появились из - под снега подснежники - и люди видят, что пришла весна. А летом они спрячутся в своей луковице, и будут набираться сил, чтобы перезимовать и проснуться следующей весной самым первым.
Другое название подснежника - галантус, что в переводе с латинского означает "молочный цветок". И действительно, цветки подснежника молочно - белые. Бутон, готовый вот-вот раскрыться, похож на висящую каплю молока.
Есть немало рассказов и легенд о подснежнике. Древняя легенда говорит, что когда Адам и Ева были изгнаны из рая, была суровая зима, и шел снег. Ева от холода плакала и с грустью вспоминала о теплых райских уголках. Ее слезы, падая в снег, превращались в цветы подснежника. Увидев цветы, Ева повеселела и у нее появилась надежда на лучшее. Поэтому подснежник считается символом надежды.
Слайд 18. Просмотр видеоролика "Подснежники".
Слайд 19.
- К сожалению, с каждым годом количество подснежников быстро сокращается. Многим людям, придя в лес, так и хочется сорвать эти нежные цветы, похожие на колокольчики. Собирая подснежники в букеты, люди не беспокоятся о том, что эти сорванные цветы без своей луковички быстро погибнут. Есть цветы, которые специально выращивают для букетов. Они называются садовые. Их срезают, отвозят в цветочные магазины. А цветы, которые растут в лесах, в полях, на лугах рвать нельзя. Многие из них занесены в Красную книгу и потом,
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все, и ты и вы,
Если все сорвут цветы,
Не останется цветов
И не будет красоты. (Т. Собакина)
- Как вы думаете, как можно полюбоваться этими цветами не срывая их?
Совершенно верно! Их можно сфотографировать, нарисовать, вылепить или сделать из бумаги. Мы сегодня с вами будем делать подснежники из бумаги.
(Педагог показывает образец подснежника).
3. Повторение пройденного материала.
1. Как вы думаете, в какой технике выполнены цветы? (ответы детей).
Мы с вами будем делать подснежник в технике "оригами".
2. Как называется плотная бумага?
3. Можно использовать картон для техники оригами?
4. Какие виды бумаги вы знаете?
4. Как называется предмет, который мы обводим?
5. С какой стороны картона или бумаги нужно обводить шаблон?
4. Практическая работа.
ТБ.
- Во время работы нужно быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
-Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями, передавай закрытые ножницы кольцами вперёд.
-Инструмент клади на место сомкнутыми острыми концами от себя.
-Не допускай попадания клея в глаза, в рот, на слизистые носа.
-Клей храни в плотно закрытой упаковке.
-Работай аккуратно, экономно.
-Если нужно, помоги товарищу.
-Содержи рабочее место в порядке и чистоте.
(Поэтапный показ и выполнение работ детьми).
- Итак, ребята, рассмотрите внимательно цветок и скажите, из каких основных элементов он состоит? (лепестки, стебель, листья).
- Для изготовления цветка подснежника нам понадобятся 3 квадрата белой бумаги, которые лежат у вас на столах.
У вас на столах есть технологическая карта, посмотрите порядок выполнения цветка.
(см. технологическую карту подснежника).
Физкультминутка.
Здесь в лесу растут цветы, небывалой красоты.
(Поднимают руки в стороны).
К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты.
(подняли руки вверх, потянулись).
Ветер дует иногда, только это не беда.
(Машут руками, изображая ветер).
Наклоняются цветочки, опускают лепесточки.
(наклоны в стороны).
А потом опять встают, и по - прежнему цветут.
(Кружатся).
- Подснежник готов. Молодцы! Все справились с заданием. Вот такие подснежники у нас с вами получились! А теперь я предлагаю собрать букет из ваших подснежников и поставить в общую корзину.
5. Подведение итогов.:
- Красивая у нас получилась корзина? Теперь нам не придется рвать подснежники, чтобы полюбоваться ими. У нас с вами есть свой букет подснежников. Ребята, вы сегодня показали себя настоящими мастерами, талантливыми и трудолюбивыми. Молодцы! Хоть за окном ещё зима, эти цветы будут радовать нас каждый день и дарить прекрасное настроение.
Рефлексия.
- Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что новое вы узнали, чему научились?
Какие трудности возникли? Что было самым сложным? А самым легким?
Большое спасибо всем за работу.
6.Уборка рабочих мест.
Технологическая карта
Последовательность выполнения | Фото | Материалы и инструменты |
Квадрат сгибаем пополам по диагонали и разгибаем. | | Белый квадрат 6*6 см. |
Загибаем противоположные уголки к середине. Поворачиваем. Верхний угол загибаем вниз и прячем под боковые. | | Заготовка. |
Верхние углы загибаем к середине. Разворачиваем и складываем как на рисунке. Опускаем уголки вниз и приглаживаем. | | Заготовка. |
Переворачиваем. Загибаем края к середине, при этом задний слой бумаги, т.е. часть лепестка, выходит наружу. | | Заготовка. |
Делаем еще две таких заготовки и соединяем их клеем, вставив край одной заготовки в кармашек другой. Прежде, чем замкнуть заготовки в кольцо, приклеиваем стебель. | | Еще два белых квадрата 6*6 см, клей. |
Для стебля накручиваем лист зелёной бумаги на стержень от шариковой ручки. Кончик подклеиваем к трубке. Приклеиваем стебель к цветку. Узенькой полоской зеленой бумаги наматываем чашечку под цветком. Для листика полоску зеленой бумаги складываем вдоль пополам, закругляем края, срезая уголки. Получился лист. Приклеиваем лист к стеблю. | | Зеленый лист бумаги примерно 8*12 см, полоски зеленой бумаги, клей, ножницы. |