Структурное подразделение «Прометей»
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 им. В. Маскина
ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области
Конспект занятия
«Поклонимся Великим тем годам!!!»
Автор:
Павлова Людмила Павловна
педагог дополнительного образования
социально-педагогической направленности
детское объединение «Почемучки»
Ст. Клявлино
2020 г.
Пояснительная записка
Актуальность выбранной темы:
Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современная молодежь мало знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. С каждым годом всё меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм; знакомить детей с произведениями о войне, организовывать встречи с ветеранами. И такие мероприятия помогают осуществить поставленные цели и задачи.
Место мероприятия в системе воспитательной работы:
Данное мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей, направлено на реализацию поставленных целей и задач, занимает важное место в системе воспитательной работы по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Цели:
Воспитать у школьников патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны, готовность к жертвенным поступкам во имя величия и процветания России.
Способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге.
Формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.
Учить детей ценить мир на Земле.
Задачи:
Образовательные
1) Погрузить детей в атмосферу военного времени.
2) Расширить знания младших школьников о событиях 1941-1945 гг.
3) Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.
4) Познакомить с песнями, воспевающими мужество, стойкость и героизм советского солдата.
Воспитательные
1) Воспитание у учащихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.
2) Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.
3) Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.
4) Воспитание честности, благородства, сострадания.
5) Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.
6) Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.
Развивающие
Развивать интерес к изучению истории.
Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.
Оборудование: компьютер, презентация.
Используемый материал: краски, клей «Титан», кисточки, непроливайки, карандаш, ножницы, пластилин, контейнер из под яиц.
Ход мероприятия
Психологический настрой.
В одной старой притче говорится: «Жил мудрец, который знал всё».
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
И я вам ребята, желаю, чтобы сегодня всё было в ваших руках, чтобы вы чувствовали себя всегда нужными, а главное, успешными и получили много интересной и полезной информации на нашем мероприятии.
Педагог: Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня мы с вами перенесемся на много лет назад в 22 июня 1941 года.
-22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была разрушена вероломным нападением фашистской Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения своей Родины народ вступил в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом (видео).
Педагог: Весь Советский народ встал на защиту Родины. Воевали не только взрослые, но и дети.
Работали дети и в тылу. На многих заводах и фабриках они заменили ушедших на фронт отцов и братьев, выполняя и перевыполняя установленные нормы. Так молодое поколение вносило свой посильный вклад в общую победу. Война не обошла ни одну семью.
-Поднимите руки те, у кого кто-либо из родных воевал на войне.
Педагог: В 2020 году исполняется 75 лет со Дня Победы в самой трагической, самой героической войне. Она была одним из тяжелых испытаний, которое несла страна с честью и достоинством. Война, о которой мы не вправе забывать.
Педагог: Герои… Маршалы, генералы, подполковники, лейтенанты…
-Но героем является и простой русский солдат, сложивший голову под Сталинградом или Курском, защищавший и наш край в суровые годы войны. Солдат, дошедший до Берлина и водрузивший знамя Победы над Рейхстагом.
На нашей малой родине тоже было немало героев, о которых мы должны помнить. В Клявлинском районе чтят память героев-земляков. История нашего района сверкает звёздами настоящих героев: в разное время здесь проживали Герои Советского Союза. Их именами названы улицы и учебные заведения.
Давайте их вспомним.
Георгий Нефедович Захаров, родился 24 апреля 1908 года в деревне Старое Семенкино, в семье крестьянина. С 1930 года в Красной Армии. В 1933 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов. Участник национально - революционной войны в Испании 1936 - 1939 годов. В воздушных боях сшиб 6 вражеских самолётов. В 1938 году, участвуя в оказании интернациональной помощи народу Китая в борьбе с японскими захватчиками, уничтожил ещё 2 самолёта. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Сражался на Западном, 3-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. Командовал авиационной дивизией. 19 Апреля 1945 года, за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Герой Советского Союза. После войны продолжал служить в ВВС. С 1961 года - в запасе. Жил в Москве. Написал 2 книги воспоминаний о своей боевой деятельности: "Рассказы об истребителях" и "Я - истребитель". Умер 6 Января 1996 года.
Пётр Андреевич Капралов, командир 859-го Ясского стрелкового полка 294-й Черкасской стрелковой дивизии 52-й армии 2-го Украинского фронта, подполковник. Родился в деревне Репринцево, в семье крестьянина. В Красной Армии с 1933 года. Участник Великой Отечественной войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Капралову Петру Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Умер в 1986 году. Решением исполкома Бельцкого городского Совета от 25 июня 1970 года № 166 П.А.Капралов занесён в Книгу Почёта с присвоением ему звания «Почётный гражданин города Бельцы.
Петр Павлович Павлов, уроженец села Старый Казбулат, герой Советского Союза, капитан 2 го Ранга запаса. Звание герой Советского Союза присвоено в 1944 году за участие в боях за освобождение Молдавии, за мужество и героизм, проявленный при форсировании реки Свирь.
Алексей Федорович Сидюков, житель села Чиговая Малиновка. За проявленную отвагу и героизм при форсировании реки Днепр Президиум Верховного Совета СССР присвоил ему звание Героя Советского Союза.
Павел Петрович Батаев родился в 1915 году, уроженец села Новые Сосны, участник ВОВ. После окончания школы работал в редакции районной газеты на ст. Клявлино. Затем переехал в г. Саранск, где начинает писать стихи, печатается в местном журнале. Много его стихов и на мордовском языке. Творческий путь Павла Батаева оборвала Великая Отечественная Война. Но и в это время он продолжал писать свои стихи. Погиб 24 января 1942 года во время освобождения города Медынь. Похоронен в братской могиле г.Медынь.
-Так же всю Информацию вы можете найти в школьной библиотеке или в Интернете.
Педагог: Список можно продолжать и продолжать…
-Мы коснулись маленькой толики огромного списка Героев. Какими же качествами обладает человек, совершающий героический поступок?
(ответы учащихся)
Педагог: Почтим память погибших героев минутой молчания…
Педагог: Ребята, сегодня мы создадим с вами поделку. Нам понадобится 2 контейнера из под яиц, краски, клей «Титан», кисточки, непроливайки, карандаш, ножницы, пластилин.
Берем первый контейнер, и оставляем его, целым, т.е. таким кой он есть. 2 контейнер разрезаем пополам и берем ровную крышку. И делаем верхнюю часть танка, как показано на картинке. Также делаем отверстие, в виде квадратика, а можно и круга. Туда мы посадим солдатика из пластилина. И все красим в зеленый цвет.
После того, как краска высохнет, склеиваем. И берем одну ячейку из под яйца, вырезаем по контуру, и тоже красим. Можно взять ненужный карандаш для «пушки».
Делаем солдатика из пластилина. Сначала голову, затем туловище.
4.И вот какой боевой так у нас получается!!!
Наша встреча – это начало большого творческого дела. Созданные нами танки мы разместим в холле школы, а все желающие будут добавлять свои танки, военные машины, на которых будет размещена информация о героях ВОВ.
Педагог: Сегодня мы с вами обратились к славному и сложному прошлому нашего народа, нашей Родины, вспомнили имена великих людей, не щадивших себя в борьбе с врагом. Русский народ с благодарностью хранит память о великих победах, о героях ВОВ и простых солдатах, которые добывали победу, защищая свой народ, своё Отечество.
Мне хочется, чтобы память о них вы сохранили в своих сердцах…
Рисуют мальчики войну,
Рисуют танки и “катюши”.
Висят во всю листа длину
Снаряды жёлтые, как груши.
Рисуют мальчики бои,
Что им, по счастью, не знакомы.
И берегут они свои
Огнём кричащие альбомы (стихотворение Богословский А.)
Да будет светлой жизнь детей,
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
В земле достаточно убитых!
Благодарю свою страну,
И тех, кто пал в последнем шаге,
За то, что мальчики войну,
Узнали только на бумаге.
Педагог: Ветераны… С каждым годом их остается все меньше и меньше.
Они, живые свидетели, способны поведать нам правду о той войне. Они живут среди нас, они нуждаются в нашей заботе. Помогите им, обратитесь к ним с добрым словом, ведь именно им мы обязаны своим существованием…
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
- Героям Великой Отечественной войны - Слава!
Педагог:
Что нужно делать, чтобы не забыть войну? (рассуждения детей)
-Изучать события войны.
-Рассказывать младшим школьникам
-Участвовать в викторинах, конкурсах
-Не забывать ветеранов войны, помогать им
-Участвовать в митингах, шествиях, посвященных победе.
Педагог: Сегодня вы все получаете свой маленький орден «Звездочки».
На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на мероприятии по 5-бальной шкале работу на занятии с позиции:
„Я“ 0________5
„Мы“ 0________5
„Дело“ 0________5
Педагог:
Всего Вам мирного, доброго, ясного.
Всего Вам светлого и прекрасного
Список используемой литературы и интернет – ресурсов
А.П. Пашкович, Е.В.Шитов «Дни воинской славы России». - М.: Глобус, 2007.-174 с. (воспитательная работа).
Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением информационных технологий. Методическое пособие с электронным приложением./ Н.В. Верескун, С.С.Грачёва [ и др.].- М.: Планета. –2001
Ярославцев А.Н. Школьные годы…Сценарии, песни и стихи о школе. ТОО « Перспективы образования». 1997.-284 с.
Интернет-ресурс « Карта Памяти»
https://www.youtube.com/watch?v=-qHIjDXCFgQ
https://www.youtube.com/watch?v=Zi__ea_XpE4
https://feldgrau.info/other
http://victory.sokolniki.com/rus/History/WarChronicle.aspx
8