Разработка учебного занятия «Водоматика»
Класс: 5
Тема: «Способы решения задач на переливание».
Тип занятия: изучение и первичное закрепления новых знаний.
Дидактическая цель занятия: ознакомить учащихся с понятием и типами задач на переливание, способами их решения. Закрепить навыки решения задач на переливание.
Цель учителя: Организовать поиск нового знания.
Задачи:
Образовательные:
создать условия для исследовательской деятельности учащихся, которые выведут учащихся на различные способы решения задач на переливание.
отработать различные способы решения задач на переливание.
закрепить практические навыки решения логических задач посредством самостоятельного решения задач на переливание.
Развивающие:
создать условия, способствующие развитию памяти, внимания, логического мышления, любознательности и творческих способностей учащихся: смекалки; компьютерного экспериментирования и моделирования и любознательности.
научить правильно рассуждать, уметь давать ответы на поставленные вопросы;
продолжать формирование действий самооценки;
продолжать работу над формированием учебного сотрудничества в классе (групповые формы взаимодействия детей).
Воспитательные:
способствовать воспитанию аккуратности, терпению;
способствовать культурному и интеллектуальному развитию учеников;
воспитать интерес к предмету через нетрадиционную форму проведения занятия.
Методы: репродуктивный, проблемный, практический, частично-поисковый, исследовательский, метод творческих заданий.
Формы организации деятельности учащихся:
Используемое оборудование и оснащение:
Дидактическое обеспечение: фрагмент рабочей тетради – карточка для индивидуальной работы.
Программное обеспечение:
презентация «Водоматика», созданная средствами Microsoft Office PowerPoint.
План занятия:
Организационный момент и целеполагание.
Мобилизующий этап. Формулировка темы урока.
Знакомство с задачами на переливание. Типы и примеры решений задач на переливание.
Способы решения задач на переливание.
Физкультминутка.
Домашнее задание.
Итог занятия. Рефлексия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент и целеполагание.
- Добрый день, ребята. Сегодня я приглашаю вас на необычное занятие – литературное, на котором мы с Вами познакомимся со сказкой «По щучьему велению на новый лад». Итак, сказка начинается (Презентация к уроку, слайд 1-3).
- Жил – был Емеля. Ничего он никогда не делал, лежал на печи, мух считал. Но вот однажды его заставили идти воду набирать. Увидел Емеля щуку в проруби и схватил ее. Заговорила человечьим голосом щука:
-Емеля, Емеля, отпусти меня! А я выполню любое твое желание! Скажи - чего ты сейчас хочешь?
- Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась!
Задумалась щука – уж больно не хотелось ей просто так желания бездельника выполнять. И говорит:
- Запомни мои слова: когда что тебе захочется – сначала надо самому потрудится. Реши-ка мне две задачи. Вот они:
1. Вот тебе два ведра. В одном 3 литра, а в другом - 5 литров. Набери-ка мне из реки 7 литров воды?
2. Вот 3 ведра: 6-литровый, 4-литровый и 3-литровый. Наберешь 1 литр - исполню твое желание.
Стало трудно Емеле - не решал он еще таких задач. Но все-таки решил. А вот как – узнаем далее на занятии.
Общегрупповая (коллективная) работа:
- Но для начала, давайте попробуем определить, как же мы будем называть такие задачи? Вы уже знакомы с логическими задачами. Как Вы думаете, как мы назовем задачи такого типа? (Ответы учащихся, учителю необходимо вывести учащихся на ответ «задачи на «переливание»)
- Что представляют собой такие задачи, как вы думаете? (Ответы учащихся, учитель создает ситуацию самостоятельного вывода понятия самими учащимися: Задачи на переливание представляют собой такие задачи, в которых с помощью сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости).
II. Знакомство с задачами на переливание.
Беседа.
- Непросто определить, в каком старинном трактате впервые появились задачи на переливание жидкостей. Пожалуй, самая известная из них опубликована более семи веков назад. Познакомимся с ней:
«В одном средневековом сочинении, восходящим к середине 13-го столетия, предлагается такого рода задача:
Господин послал своего слугу в ближайший город купить 8 мер вина. Когда слуга, выполнив поручение, собирался домой, ему повстречался другой слуга, которого господин тоже послал за вином. «Сколько у тебя вина?» — спрашивает второй слуга. «8 мер», — отвечает тот. «Мне тоже нужно купить вина». «Ты уже ничего не получишь, так как в городе больше вина нет», — заявляет первый. Тогда второй слуга просит его поделиться с ним вином и показывает ему имеющиеся при нём два сосуда, один в 5, другой в 3 меры. Как произвести делёж при помощи этих трёх сосудов? (т. е. у каждого из слуг должно получиться ровно по 4 меры вина)».
Одной из самых известных задач подобного рода является задача Симеона Дени Пуассона (1981 – 1840), знаменитого французского математика и физика. Именно с решением одной из сложных задач о переливаниях, связывают раскрытие математических способностей выдающегося французского математика С. Д. Пуассона. Говорят, что эта задача сыграла решающую роль в выборе профессии. Однажды, знакомый принес юному Пуассону несколько задач на переливание, разного уровня сложности. Пуассон решил их менее чем за час, и определил выбор своей будущей профессии – математик.
Все задачи на переливание можно представить двумя типами:
«Водолей» - задачи, в которых необходимо получить некоторое количество жидкости с помощью нескольких пустых емкостей из бесконечного источника, из которого можно наливать жидкость, и в который ее можно выливать.
«Переливашка» - задачи, в которых необходимо разделить жидкость в большей емкости с помощью нескольких меньших по объему емкостей, жидкость можно только переливать из одной емкости в другую.
Первый тип задач мне кажется полегче, второй - сложнее.
Индивидуальная работа учащихся
- Вернемся к нашей сказке, вспомним какие две задачи задала щука Емеле-бездельнику? В карточках для работы заполните пустые места – предложенные щукой задачи отнесите к какому-либо типу (работа учащихся по карточкам – Приложение 1).
- Простейший способ решения задач этого класса состоит в переборе возможных вариантов. Понятно, что такое решение не совсем удачно, в нем трудно выделить какой-либо общий подход к решению других подобных задач.
- Более систематический подход к решению задач «на переливание» заключается в использовании определённой последовательности действий.
В задачах на переливание разрешены следующие операции:
заполнение жидкостью одного сосуда до краев;
переливание жидкости в другой сосуд или выливание жидкости.
При решении таких задач необходимо учитывать следующие замечания:
разрешается наливать в сосуд ровно столько жидкости, сколько в нем помещается;
разрешается переливать всю жидкость из одного сосуда в другой, если она в него вся помещается;
разрешается отливать из одного сосуда в другой столько жидкости, сколько необходимо, чтобы второй сосуд стал полным.
Каждую задачу на переливание таким методом можно решать двумя способами:
I. начать переливания с большего сосуда;
II. начать переливания с меньшего сосуда.
Какой из способов более рационален (т.е. каким способом мы быстрее получим нужное количество жидкости) зависит от условий задачи. Изначально это определить нельзя.
- При решении задач первого типа («Водолей») можно использовать такой алгоритм. Запишите этот алгоритм в карточку для индивидуальной работы (Приложение 1).
Алгоритм I.
Наполнить большую емкость жидкостью из бесконечного источника.
Перелить из большей емкости в меньшую емкость.
Вылить жидкость из меньшей емкости.
Повторить действия 1-3 до тех пор, пока не будет получено обозначенное в условии задачи количество жидкости.
- При решении задач второго типа («Переливашка») можно использовать следующий алгоритм. Запишите этот алгоритм в карточку для индивидуальной работы (Приложение 1).
Алгоритм II.
Из большей емкости наполнить емкость промежуточного объема.
Перелить жидкость из промежуточной емкости в самую маленькую емкость.
Перелить жидкость из самой маленькой емкости в большую емкость.
Повторять действия 2-3 до тех пор, пока емкость промежуточного объема не станет пустой.
Если емкость промежуточного объема опустела, то повторить действия 1-5 до тех пор, пока не будет получено обозначенное в условии задачи количество жидкости.
III. Физкультминутка.
- Перед тем, как мы начнём решать задачи на переливание, разомнём пальчики и поясницу и сделаем гимнастику для глаз (учащиеся повторяют упражнения, выполняемые учителем).
IV. Решение задач.
Табличный способ:
Однажды Винни-Пух захотел полакомиться медом и пошел к пчелам в гости. По дороге нарвал букет цветов, чтобы подарить труженицам пчелкам. Пчелки очень обрадовались, увидев мишку с букетом цветов, и сказали: «У нас есть большая бочка с медом. Мы дадим тебе меда, если ты сможешь с помощью двух сосудов вместимостью 3 л и 5 л налить себе 4 л!» Винни-Пух долго думал, но все-таки смог решить задачку. Как он это сделал?
Решение:
Как в результате можно получить 4 л? Нужно из 5-литрового сосуда отлить 1 л. А как это сделать? Нужно в 3-литровом сосуде иметь ровно 2 л. Как их получить? – Из 5-литрового сосуда отлить 3 л.
Решение лучше и удобнее оформить в виде таблицы:
Ходы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
5 л | 5 | 2 | 2 | - | 5 | 4 |
3 л | - | 3 | - | 2 | 2 | 3 |
Наполняем из бочки 5-литровый сосуд медом (1 шаг). Из 5-литрового сосуда отливаем 3 л в 3-литровый сосуд (2 шаг). Теперь в 5-литровом сосуде осталось 2 литра меда. Выливаем из 3-литрового сосуда мед назад в бочку (3 шаг). Теперь из 5-литрового сосуда выливаем те 2 литра меда в 3-литровый сосуд (4 шаг). Наполняем из бочки 5-литровый сосуд медом (5 шаг). И из 5-литрового сосуда дополняем медом 3-литровый сосуд. Получаем 4 литра меда в 5-литровом сосуде (6 шаг). Задача решена.
Поиск решения можно было начать с такого действия: к трем литрам добавить 1 литр. Но тогда решение будет выглядеть следующим образом:
Ходы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
5 л | - | 3 | 3 | 5 | - | 1 | 1 | 4 |
3 л | 3 | - | 3 | 1 | 1 | - | 3 | - |
Летом Винни-Пух сделал запас меда на зиму и решил разделить его пополам, чтобы съесть половину до Нового Года, а другую половину - после Нового года. Весь мед находится в ведре, которое вмещает 6 литров, у него есть 2 пустые банки - 5-литровая и 1-литровая. Может ли он разделить мед так, как задумал? (Ответ: да, Винни-пух можетразлить мёд так, как он задумал).
Объясните решение задачи, которое представлено в таблице:
Ходы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
6 л | 6 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 |
5 л | - | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
1 л | - | - | 1 | - | 1 | - |
У Белоснежки есть полное восьмилитровое ведро компота. Как ей отлить 4 л с помощью пустых трехлитровой банки и пятилитрового бидона?
Решение задачи представлено в таблице:
Ходы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
8 л | 8 | 5 | 5 | 2 | 2 | 7 | 7 | 4 | 4 |
3 л | - | 3 | - | 3 | 1 | 1 | - | 3 | - |
5 л | - | - | 3 | 3 | 5 | - | 1 | 1 | 4 |
Метод бильярда.
Дядя Федор собрался ехать к родителям в гости и попросил у кота Матроскина 4 л простоквашинского молока. А у Матроскина только 2 пустых бидона: трехлитровый и пятилитровый и восьмилитровое ведро, наполненное молоком. Как Матроскину отлить 4 литра молока с помощью имеющихся сосудов?
Данный способ решения при изучении данной темы носит ознакомительный характер . Обязательным способом решения задач на переливание – табличный способ.
Д.задание:
Карлсон и варенье
У Карлсона есть ведро варенья, оно вмещает 7 литров. У него есть 2 пустых ведерка - 4-литровое и 3-литровое. Помогите Карлсону отлить 1 литр варенья к чаю в меньшее (3-литровое) ведерко, оставив 6 литров в большом (7-литровом) ведре.
Решение задачи представлено в таблице:
Ходы | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 л | 7 | 3 | 3 | 6 |
4 л | - | 4 | 1 | 1 |
3 л | - | - | 3 | - |
2.Шрек и Фиона.
Шрек решил сделать Фионе подарок на день рождения – приготовить суп, о котором она мечтала уже давно. Рецепт этого супа он нашел в поваренной книге, но возникла небольшая проблема: нужно налить в кастрюлю ровно 5 л воды. Но как это сделать, если у Шрека 7-литровое ведро и 3-литровая банка? Помогите своему любимому герою исполнить мечту Фионы.
Решение
Ходы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7 л | - | 3 | 3 | 6 | 6 | 7 | - | 2 | 2 | 5 |
3 л | 3 | - | 3 | - | 3 | 2 | 2 | - | 3 | - |
Итог занятия. Рефлексия.
Рефлексия (блиц-опрос):
- Что нового вы узнали сегодня на занятии?
- Какая из задач вам запомнилась больше всего?
- Научились ли вы решать задачи на переливание самостоятельно?
- Наше занятие подошло к концу. Решил Емеля задачи, которые задала ему щука. Ну, а ей пришлось Емелино желание исполнить – пошли ведра домой сами. Тут и сказке КОНЕЦ, а тот, кто понял решение задач – МОЛОДЕЦ!
Начало формы
Начало формы
Начало формы
Начало формы
Несколько замечаний:
Для достижения развивающей цели применяются следующие формы, средства и приемы обучения: общегрупповая (коллективная) работа, дискуссия, методы самостоятельной работы, беседа, работа в парах, индивидуальная работа. Наглядные методы служили для развития наглядно - образного мышления, эмоциональности, познавательного интереса учащихся.
Смена видов деятельности предусматривает движение ученической мысли от легкого известного к более сложному материалу, создание психологической атмосферы урока, способствующей сотрудничеству учеников с учителем и друг с другом.
Учебное сотрудничество в данном уроке представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по всем четырем линиям:
1) учитель - ученик (ученики) (беседа, объяснение нового материала)
2) ученик - ученик (работа в паре, объяснение материала товарищу)
3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе, в целом классе (обсуждение, беседа).
Оформление урока наглядным материалом способствовало воспитанию культуры учебного труда.
Темп выбран так, чтобы позволить каждому ученику чувствовать себя комфортно, работать спокойно и все успевать, проявляя при этом стабильный интерес к занятию.
Применяются здоровьесберегающие технологии, что уменьшает утомляемость учащихся на занятии.
Конец формы
Конец формы
Конец формы
Конец формы