Конспект проведения ООД с детьми 1 младшей группы
«Птичий двор»
Цель: формировать представления о домашних птицах (куры, утки).
Задачи:
Образовательные:
1. Дать детям представления о внешнем виде домашних птиц (куры, утки), о способах их передвижения, издаваемых звуках.
2. Учить узнавать домашних птиц (и их птенцов) на картине. Учить находить и называть знакомых детям домашних птиц и их птенцов.
3. Учить определять величину предметов (большой-маленький) и их количество (один-много).
4. Учить детей понимать вопрос и отвечать на него звукоподражанием («ко-ко-ко», «кря-кря»).
Развивающие:
1. Развивать память, мелкую моторику, умение сравнивать.
2. Развивать наблюдательность, целостность восприятия.
3. Учить сосредоточивать внимание на объекте рассматривания.
Воспитательные:
1. Воспитывать заботу, любовь и бережное отношение к птицам.
2. Воспитывать умение сострадать и помогать персонажам.
Словарная работа: активный словарь: «курица», «цыпленок», «утка», «утенок», «ко-ко-ко», «кря-кря», «большое», «маленькое», «один», «много», «до свидания», «белое»; пассивный словарь: «птичий двор»
Материал и оборудование: ИКТ (ноутбук, проектор, аудио-колонка), презентация, аудиозапись «Голоса птиц», аудиозапись С.В. Михалкова «Песенка друзей», сюжетная картина «Птичий двор», картинки с изображением курицы, цыпленка, утки и утенка; корзинка с контейнерами из-под киндер-сюрприза, гнездо, ткань голубого цвета, перо.
Предварительная работа: Чтение рассказа В.Сутеева «Цыпленок и утенок», беседа и рассматривание картин «Домашние птицы».
Ход
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какая у нас картина появилась в уголке природы. Давайте посмотрим, что на ней нарисовано. Кого вы на ней видите?
Дети рассматривают картину
Дети: Птиц (курочек, уток)
Воспитатель:
За забором – птичий двор.
Там большое оживленье –
Птицы в разном оперении:
Белые хохлатки,
Желтые цыплятки
Там играют в прятки,
Кукарекает петух,
И гогочут гуси.
Стережет их рыжий пес –
Не входи, укусит! (С. Васильева)
Ребята, посмотрите, здесь и перо! Какое оно – чёрное или белое?(Белое).
Гладкое или пушистое? (Пушистое). Лёгкое или тяжёлое? (Лёгкое).
Ребята, а чьё это пёрышко? Кто-то потерял! Давайте мы найдем, чьё это пёрышко. Вы согласны?
Пёрышко это не простое, а волшебное.
Стоит на него подуть,
И оно покажет путь –
В какую сторону идти,
Чтоб хозяина найти.
Интересно, кто хозяин этого пёрышка и где он живёт: в лесу или на птичьем дворе? Как вы думаете, ребята? (слушаю варианты детей)
Ребята, если хозяин пера живёт в лесу, то какая это птица? (Дикая).
А если на птичьем дворе, то…? (Домашняя).
(Воспитатель кладёт пёрышко на ладонь вытянутой руки и протягивает к детям).
Ребята, давайте все вместе, по команде подуем на «волшебное пёрышко», и оно покажет нам путь.
Раз, два, три – пёрышко, лети! Детей поворачиваю в том направлении, чтобы пёрышко полетело туда, куда надо идти.
(Пёрышко слетает с ладони, воспитатель поднимает его с пола).
Ребята, возьмёмся за руки и пойдем вслед за ним туда, куда оно показывает.
Воспитатель вместе с детьми подходят к проектору.
«Волшебное пёрышко» привело нас на птичий двор, где живут домашние птицы. (слайд 1)
Давайте сядем на скамеечку. Посмотрим отсюда, кто там живет, потому что «Стережет птиц рыжий пес – Не входи, укусит!
Посмотрите, на этом дворе живут домашние птицы. Это мамы-птицы. Здесь они выводят птенцов. Кого из птиц вы узнаете?
Дети: Куры и утки.
Воспитатель: Правильно. Обратите внимание, как выглядит курочка. У нее красивое оперение, маленький клюв, на голове красный гребешок, под клювом красные сережки. А вы знаете как курочка кудахчет? (слайд 2)
Дети: Ко-ко-ко.
Воспитатель: Правильно. А вот и уточка. У нее белые перышки, плоский клюв и лапки, как ласты. Как уточка говорит? (слайд 3)
Дети: Кря-кря.
Воспитатель: Правильно! Что же это? В одном гнезде оказалось 2 яйца. Чем они отличаются? (слайд 4)
Дети: Одно большое, второе маленькое.
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто вылупится из этих яиц? (сайд 5)
Это же птенцы домашних птиц! Вы знаете, как они называются?
Дети: Цыпленок и утенок.
Воспитатель: Птенцы должны найти своих мам. Поможем им?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте возьмем птенцов с собой и пройдем по птичьему двору. (беру карточки (игрушки) с изображением птенцов)
Под спокойную музыку дети вместе с воспитателем проходят по групповой комнате. Звучит аудиозапись «Голос курицы»
Слышите, чей это голос? (Курицы)
Посмотрите, ребята, кто же это? (показывает картинку с изображением курицы)
Дети: Это курица.
Воспитатель: Кто-то из птенцов нашел свою маму? (Цыпленок). Правильно. Пока мама-курица искала корм, подул сильный ветер и разворошил гнездо. Куриные яйца раскатились по двору. Давайте поможем курице собрать их в гнездо. Только давайте брать в руки одно яйцо, чтобы не разбить яйца.
Дети собирают яйца и кладут в гнездо.
Ребята, сколько мы яиц собрали? (много). Можно: каждый принёс по одному яйцу, а у курочки в гнезде стало много. А сколько цыплят у курицы? (один). Правильно! Мама-курица благодарит вас за помощь и вместе с вами хочет поиграть:
Разминка:
Кто цыпленка пожалеет, (гладят себя по голове)
Если вдруг он заболеет, (садятся на корточки, обнимают себя за плечи)
Заболеет, загрустит,
Потеряет аппетит? (встают, гладят живот)
Кто ему холодным днем (растирают ладони)
Под крылом устроит дом, (обнимают себя за плечи)
Защитит от злой собаки
И от гуся – забияки? (машут руками, как крыльями)
Кто для желтого комочка
Червяка найдет в траве? (садятся, водят руками по полу-«роют»)
Только мама, мама-квочка
С гребешком на голове. (гладят себя по голове).
(В. Степанов)
Давайте теперь отправимся на поиски мамы утенка.
Под спокойную музыку дети вместе с воспитателем ходят по групповой комнате. Подходят к столу, на котором находятся картинки с изображением разных птиц. Звучит аудиозапись «Голос утки»
Воспитатель: Кто же это кричит? Ребята, а вы знаете, как зовут маму утенка?
Дети: Утка.
Воспитатель: Молодцы, правильно! Найдите, пожалуйста, среди этих птиц утку.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А как вы узнали, что это мама утенка?
Дети: Они похожи.
Воспитатель: Да, у них плоский клюв, короткая шея и лапки, как ласты, потому что они умеют плавать в воде.
А чем отличаются утка и утенок?
Дети: Утка большая, утенок маленький.
Воспитатель: А сколько у утки утят?
Дети: Один.
Воспитатель: Молодцы! Давайте поиграем с уточкой: вы превратитесь в маленьких утят.
Проводится подвижная игра «Утки» (дети-утята садятся на ткань голубого цвета (пруд).
Воспитатель:
Утки плавают в пруду,
Я с гостинцем к ним иду –
С хлебцем мягким белым.
Подплывайте смело!
Ути-ути, все сюда,
У меня для вас еда! (дети ставят руки на пояс и вперевалку бегут к воспитателю).
Кыш, кыш! Все на пруд,
Больше корма не дадут. (дети садятся на кань голубого цвета)
Молодцы, детки! У всех птенцов нашли маму. Все домашние птицы довольны.
Ребятки, а мы про пёрышко-то с вами забыли. Давайте проверим, может, оно кому-то из них принадлежит.
(Дети с воспитателем смотрят, кому подходит).
Почему вы думаете, что оно у уточки? (Пёрышко белое и утка белая, значит, это её пёрышко. Остальные птицы не белые).
Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами сегодня побывали? Что именно вам понравилось? Давайте, ребята, попрощаемся с курочкой и цыплятами, уткой и утятами. Помашите все ручками. Скажите громко «до свидания».
– А мы возвращаемся в детский сад. Пёрышко, покажи нам путь в детский сад.
Вот мы и в своей группе! Какое интересное путешествие у нас приключилось! Обязательно расскажите о нашем сегодняшнем путешествии своим родителям! Аделина, что ты расскажешь маме и папе о нашем путешествии? Куда мы сегодня ходили? Кого встретили? Кому мы помогали?