Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна
«Детский сад «Карамелька»
Конспект занятия с элементами экспериментирования в старшей группе на тему: « Загадочный космос»
Выполнила: Коваленко Ю.В.
Цель: расширение представлений детей о космическом пространстве с использованием элементов исследовательской деятельности.
Задачи
Образовательные:
• Уточнить представление детей о космосе, планетах, звездах и созвездиях;
• Сформировать элементарные представления детей о смене дня и ночи на планете Земля;
Развивающие:
• активизировать словарный запас по теме «Космос»;
• развивать связную речь
• способствовать развитию любознательности, познавательной активности, интереса к исследовательской деятельности
Воспитательные:
• воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь.
• способствовать формированию коммуникативных навыков
• воспитывать желание бережно относиться к своей планете
• воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта
Предварительная работа: Беседы о космосе, чтение энциклопедической литературы, познавательные рассказы. Разгадывание загадок о космосе. Продуктивная деятельность «Космос» - рисование. Просмотр презентаций «История развития космоса».
Ход занятия
Организационный момент
Педагог: Ребята, поздоровайтесь с гостями. Я предлагаю и вам поприветствовать друг друга!
Повторяйте за мной: Здравствуй, Мир! (дети поднимают руки вверх)
Здравствуй, Свет! (руки в стороны)
Здравствуй, добрый Человек! (протягивают руки вперед)
Ребята, так мы пожелали друг другу здоровья!
Дети стоят на ковре в кругу, взявшись за руки. Воспитатель привлекает внимание детей на экран, на котором появились Белка и Стрелка
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что кто– то просит о помощи!
Слайд №1
Белка и Стрелка : «Здравствуйте, ребята! Мы ваши знакомые космонавты Белка и Стрелка. Мы узнали, что на планете Земля есть город Тулун, в котором находится детский сад «Карамелька», группа «Сказка», которую посещают самые дружные и смелые дети. Мы обращаемся к вам за помощью. Злой Метеорит отправил нас на незнакомую планету. Помогите вернуться на Землю! Найти нас можно выполнив задания, которые скрыты на планетах Солнечной системы»
Воспитатель: Ну что, поможем? Выполним все задания, найдем Белку и Стрелку и вернем их домой? За каждое выполненное задание, вы будете получать звёзды. Давайте представим себя космонавтами. Космонавты, перед тем как отправиться в полет проходят специальные тренировки. Вот и мы с вами выполним задания.
Давайте вспомним, что вы уже знаете о космосе.
ЗАДАНИЕ № 1
1. Солнце – это планета или звезда? (звезда)
2. Какая планета самая большая? (Юпитер)
3. У какой планеты есть кольца? (Сатурн)
4. Первый космонавт планеты? (Ю. Гагарин)
5. Назовите первую женщину – космонавта? (В. Терешкова)
6. Сколько планет в Солнечной системе? (8)
7. Какое состояние испытывают космонавты в космосе (невесомость)
8. Специальный костюм космонавта (скафандр)
Молодцы ребята! (Первая звезда уже у вас есть)
Воспитатель:
Сейчас мы с вами отправляемся в космическое путешествие, чтобы помочь Белке и Стрелке вернуться на Землю, но вот беда, на чем нам лететь в космос?
- На чем космонавты летают в космос? (На ракете.)
А кто из вас помнит, откуда совершает взлет ракета? (С космодрома.)
А теперь слушайте мою команду: « Покружились, в космонавтов превратись. Занять всем свои места!
Слайд №2
Начинается отсчет 5,4,3,2,1 - старт!» (На экране отчет)
Слайд №3
Играет космическая музыка.
В: Ребята, посмотрите в иллюминатор, что вы видите?
На экране появляется звёздное небо, галактика.
Дети: Мы видим звёздное небо.
Воспитатель:
Мы приземляемся!
Воспитатель:
Отгадайте загадку.
Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает…
Что это за звезда, ребята?
Слайд № 4
Задание № 2 Что вы ещё знаете о солнце?
Солнце – это огромная звезда, это гигантский пылающий шар. Солнце - это центр нашей Солнечной системы. Оно очень горячее. Солнце испускает огромное количество тепла и света. Без солнечного света и тепла невозможна жизнь на земле.
-Какую роль оказывает Солнце на жизнь на Земле? (светит, греет, растут растения)
-Что произойдет, если солнца не будет? (на земле не будет жизни, наступит ледниковый период)
За ответы вы получаете звезду.
Полет на ракете
Воспитатель загадывает загадки о планетах, отгадку показывает на экране.
Загадки:
1. Он планетам младший брат,
По размеру, маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален. (Меркурий)
Слайд №5
Меркурий — самая близкая к Солнцу планета. Названа в честь крылатого бога — Меркурия. Он каменистый и пустынный, на планете нет ни воды, ни воздуха. На этой планете нет жизни.
2. Следующая планета Венера.
Слайд № 6
Венера — вторая от Солнца планета. Названа в честь богини красоты — Венеры. Она покрыта толстыми слоями облаков. Здесь царит жара. Венера — самая яркая планета на небе.
3. Планета голубая, любимая, родная.
Она твоя, она моя, а называется (Земля).
Слайд № 7
Какую земля имеет форму? (Шара)
Что обозначает голубой цвет на глобусе? (реки, озера, моря и океаны)
А коричневый ? – это суша: земля, песчаные пустыни, горы.
На Земле есть жизнь: люди, животные и растения!
Планета Земля, на которой мы живем – самая главная, самая красивая, она является нашим домом. Землю надо беречь и любить.
Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу - серпом. (Луна)
Слайд№8
Каждый из вас видел луну, какой она формы ?
(Правильно, луна имеет форму шара.)
А теперь подумайте, луна по размеру больше Земли или меньше? (ответы детей) Луна меньше земли в четыре раза.
Поверхность Луны холодная и темная. На каменистой поверхности много впадин и глубоких ям.
Как вы думаете, от чего образовались эти ямы? (ответы детей)
Слайд №9 Воспитатель показывает изображение кратера. (На экране)
Воспитатель:
Ямы на луне называют кратеры, они появляются тогда, когда на Луну из космоса падают огромные каменные и ледяные метеориты.
Вам интересно узнать, как они образовались? Я прошу вас пройти в космическую лабораторию.
Эксперимент «Метеориты и метеоритные кратеры»
-Представьте, что это поверхность Луны
(мука, а это метеориты - камни). Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. (Воспитатель бросает камень в муку).
Посмотрите, образовались углубления, ямы - кратеры.
-Почему так произошло? (ответы детей.)
-Верно. Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер.
-А сейчас попробуйте сами, бросьте камни. Что получилось?
(Ответы детей.)
- Что же такое метеоритный кратер? (Это углубление на месте падения метеорита.)
За выполненное задание космонавты получили звездочку
Полет в ракете
4. Следующая планета Марс
Слайд№10
Воспитатель:
Марс — единственная планета похожая на Землю тем, что имеет четыре времени года.
На Марсе много кратеров, пустынь, вулканов. Вулкан Олимп –это спящий вулкан, похож на обычную гору. Как только вулкан просыпается, начинает извергаться лава, она вытекает на поверхность.
И у нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Курильских островах и Камчатке.
Посмотрите, как выглядит вулкан.
Слайд № 11
Воспитатель:
И так ребята, на что похож вулкан ? (на гору)
Правильно, вулкан похож на гору, у него есть отверстие – жерло, из которого вытекает горячая раскаленная порода – лава. Верх жерла называется кратер. Он расположен на самой макушке горы. А внизу под горой – вулканом есть огромная пещера с горячим веществом, которое называется магма.
— Почему извергаются вулканы? Различные горные породы накапливается в пещере, нагреваются при очень высокой температуре, плавятся и превращаются в магму, которая начинает бурлить, поднимается по жерлу наверх и через кратер выливается на землю, превращаясь в лаву. Вместе с магмой из вулкана вырываются наружу столбы дыма, вулканического пепла, летят горячие камни. В нашей космической лаборатории тоже есть вулкан.
Вы хотите, чтобы он ожил?
Давайте проведём опыт. «Вулкан»
Для начала, давайте повторим правила поведения при проведении опыта.
- Внимательно слушать.
- Ничего не трогать пока вас об этом не попросят.
- Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование.
3)Приступаем к эксперименту.
Добавляем 2 столовые ложки соды пищевой (это щёлочь)
- красная краска -1 чайная ложка
- жидкое мыло -1 столовая ложка,
2 столовые ложки лимонной кислоты смешиваем с водой .
(150 мл. воды.)
Осторожно вливаем кислую воду в "кратер"
Вулкан просыпается
Это взаимодействуют вещества лимонная кислота и сода
Почему произошло извержение нашего вулкана?
Опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя по разному, в разных состояниях.
За работу в лаборатории, получаете звезду.
Воспитатель:
Полет в ракете
5. Следующая планета - Юпитер
Слайд №10
Это самая большая планета Солнечной системы. Все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер — гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.
Полет в ракете
6. Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один.
Очень важный господин. (Сатурн)
Слайд№11
Сатурн — это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.
Воспитатель:
Вы наверное устали? Давайте отдохнём.
ФИЗМИНУТКА
Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)
В космос мы летим опять (соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (подпрыгнуть)
Долетаю до луны (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (ходьба на месте)
Полет в ракете
7. Следующая планета Уран
Слайд№12
Уран — седьмая планета от Солнца. Это планета вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют “лежачая планета”. У Урана необычный синий цвет.
Задание для вас!
Игра «Скажи, наоборот» (с мячом)
Воспитатель называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок возвращает мяч и подбирает слово, противоположное по значению.
Далеко — близко,
высоко — низко,
ночь - день,
свет – тьма,
яркий - тусклый,
улетать - прилетать,
взлетать – приземляться,
яркая звезда – тусклая звезда,
большая ракета – маленькая ракета,
злой инопланетянин - добрый инопланетянин,
далекая планета - близкая планета
Полет в ракете
Слайд№13
8. Следующая планета Нептун
Нептун — восьмая планета от Солнца. Она холодная и синяя. Ледяная планета, находится очень далеко от Солнца, поэтому солнечные лучи не доходят, на ней дуют сильные ветра.
Воспитатель: - Сколько же всего планет? Давайте вместе их назовем.
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
БЕЛКА И СТРЕЛКА на 8 планете Нептун.
Слайд№14
Ребята посмотрите Белка и Стрелка находятся на планете Нептун. Мы нашли их и вернем на Землю!
Воспитатель: Мы заканчиваем свой космический полет и нам уже пора возвращаться домой!
Слайд№15
Начинаем обратный отсчет!5,4,3,2,1. Посадка. Покружились. И в детей мы превратились.
Белка и стрелка благодарят вас за то, что вы их вернули на Землю и в знак благодарности передали вам книгу о Космосе
В. - Дети, вам понравилось наше космическое путешествие?
Что нового вы узнали?
Что понравилось больше всего?
Сколько всего планет?
Что было самое трудное?