Методическая разработка
Конспект занятия с использованием современных образовательных технологий
учителя – дефектолога
Тема: «Осень»
Тип занятия: закрепление
Цель: закрепить и обобщить знания детей по теме «Осень».
Задачи:
1. коррекционно—образовательная:
- расширить и закрепить знания о временах года- осень;
- закрепление знаний о фруктах и овощах, одежда и обувь;
- развитие и активизация речевой активности;
2. коррекционно—развивающие:
- систематизировать знания детей об осени и осенних явления;
- развитие памяти, восприятия, внимания, мышления;
- закрепление знаний о цвете, форме и величине;
- развитие мелкой и крупной моторики;
- развитие дыхания;
- пополнение пассивного словаря
- активизация словаря по данной теме;
3. коррекционно—воспитательная:
- воспитание доброжелательного отношения к игровым персонажам;
- пробуждение эмоциональной отзывчивости и желания помочь;
- воспитание интереса к обучению
-воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе
- воспитывать умение работать в группе
Оборудование: презентация Power Point с заданиями и этапами квеста, музыкальные композиции - времена года Вивальди, карта, карточки с заданиями, карточки, таблица с текстом, корзинки-большая и маленькая, картинки овощей и фруктов, тематические картинки, презентация, ручки, карандаши.
Содержание квеста-занятия: в ходе путешествия дети будут выполнять задания и находить части картины, чтобы составить из них целую картинку.
Результат: При условии выполнения всех заданий дети получат все части картины осеннего пейзажа. Все этапы прохождения квеста и подготовленные задания представлены в презентации.
Ход занятия-квеста
1. Орг. Момент. Эмоциональный настрой.
(Звучит музыка «Времена года»)
Дети входят в кабинет и занимают свои места.
-Рано утром мы встаем,
В школу мы скорей идем.
Говорить всем «С добрым утром!»
Никогда не устаем!
-Садитесь.
2. Актуализация знаний
-Скажите пожалуйста, какое сегодня число?
-День недели?
-Время года?
Чистоговорка
-Давайте проговорим чистоговорку про осень, повторяем за мной , Чётко произносим слова:
Та-та-та- осень это красота.
Де-де-де- лужи с дождиком везде.
Ду-ду-ду фрукты собирай в саду.
3. Пролог. Постановка задачи (введение в ситуацию)
-Ребята, на днях сильный ветер мне в окно занес карту с заданиями. Давайте отправимся в путешествие по карте и выполним задания, чтобы узнать какой подарок нам приготовил ветер.
-Тут есть записка. "Ребята, выполните задания и получите подарок. Ветер" Слайд 2
- Путешествие начинается!
-Наше путешествие по-другому еще называется-КВЕСТ. Слово Quest переводится на русский язык как "поиск". Квест это выполнение заданий на построенном маршруте. Задача игроков заключается в том, чтобы решить предложенную задачку. А также надо проявить смекалку и умение, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше.
-Мы отправляемся в путешествие «По следам ветра»
3.Экспозиция. Прохождение этапов квеста.
1. Деревня "Загадкино" слайд-3
-В первом задании надо отгадать загадки про осень
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Осень слайд-3
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ...
Листопад слайд-4
Самый хмурый месяц года,
Хочется домой, -
Скоро сонная природа
Встретится с зимой.
Ноябрь слайд-5
Он бывает очень сильный,
Поливает всех обильно.
Из ведра как - будто льется!
Проливным тогда зовется.
Есть грибной - полезный очень,
И слепой есть, между прочим.
Иногда ж простым бывает.
Кто быстрее отгадает
Эту трудную загадку?
Что стучит в окно украдкой,
И не выйти без калош?
Отгадали? Это ..... Дождь слайд-6
-Молодцы! Мы нашли первую часть спрятанной картины и спешим на поиски других частей.
- Идём дальше. Мы пойдем под дождем-нам не страшен дождик. А пока идем прочитаем стихотворение про дождик и поракботаем пальчиками.Я показываю, а вы повторяете:
Пальчиковая гимнастика "Дождик"
Дождик, дождик Стучи пальчиками поочерёдно
Целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля, Сжимаем и разжимаем кулачки
Вся земля
От воды размокла...
Мы по лужам побежим Хлопок ладонью
Быстро, быстро, быстро
На душе хорошо
Скинем дождик с кисти Встряхиваем ладони
-------------------------------------------------------------------------------------
-Ребята, скажите, пожалуйста, дождь нам нужен или нет?
(ответы детей)
Дождь поливает растения в огороде и саду, поэтому у нас растут и созревают фрукты и овощи.
2. Во саду ли, в огороде слайд-7
- У нас поспел урожай в саду и огороде. Пальчики мы уже разработали. Ваша задача вылепить один фрукт и один овощь и определить его место туда, где они обычно растут.
Две картинки "Сад и Огород" и картинки овощей и фруктов. Дети раскладывают.
-Молодцы! Мы нашли вторую часть спрятанной картины и спешим на поиски других частей.
3. Дом моды
-Какая погода осенью? (холодно)
-Какую одежду и обувь мы одеваем осенью? (теплую)
-Ветер предлагает поиграть в игру «4 лишний». Надо найти и назвать лишний предмет, можно сказать, что должно быть вместо него.
Игра "Четвертый лишний" слайд-8
слайд-9
слайд-10
-Молодцы! Мы нашли третью часть спрятанной картины и спешим на поиски других частей.
слайд-11
-Мы оделись тепло и одели новые сапожки.
-До следующего места мы пойдем в новых сапожках. Встаньте, пожалуйста.
Физминутка : «Сапожки»
Нарядили ножки в новые сапожки, Выставляем носочки поочерёдно
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Ходьба на месте
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, Топот на месте
В грязь не заходите, сапожки не рвите. Прыжки на месте
4.Осенняя мозаика слайд-12
-Скажите, кто нам принес карту(ветер)? Когда он дует, то срывает листья с деревьев и даже шапку с головы может сорвать.
-Ветер сдул слова в рассказе про осень. Вам надо вставить слова на место, чтобы прочитать рассказ про осень.
«Осень» (плакат)
На смену лету пришла ________________.
Солнышко все реже и реже выглядывает ________________.
Деревья надели ________________.
Красные, желтые листья горят на солнышке, а затем ________________ землю золотым ковром.
Дождик ______________.
Птицы собираются в стаи и______________________.
Зверям некогда резвиться, они делают _______________.
Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
золотая осень | из—за туч |
опадают, кружатся, укрывают | и улетают в теплые края |
разноцветный наряд | моросит |
запасы на зиму | |
-Молодцы! Мы нашли четвертую часть спрятанной картины и отправляемся дальше на поиски частей картины.
5.Паутинка- путаница слайд-13
-Осенью часто мы можем наблюдать как в воздухе летают паутинки. Эти паутинки летали и перепутались. И в задании перепутались слова, как те паутинки. Давайте исправим их.
-Я буду читать предложения, а вы внимательно слушайте и исправляйте ошибки в предложениях, если их услышите.
На моем дереве в саду растет много грибов.
Из сливовой косточки вырастет помидор.
Кусты капусты растут по всему лесу.
Овощи растут на деревьях.
Осенью распускаются почки.
-Молодцы! Мы нашли пятую часть спрятанной картины и отправляемся дальше на поиски оставшихся частей картины.
6. Вершки и корешки слайд-14
-В прошлом задании вы нашли все ошибки, потому что вы знаете что где растет.
-В этом задании надо правильно собрать урожай. В большую корзину сложить съедобные вершки, то что растет над землей, а в маленькую корзину съедобные корешки, то что растет в земле.
-Как можно одним словом назвать вершки и корешки, которые вы собрали? (овощи)
-Молодцы! Мы нашли шестую часть спрятанной картины и отправляемся дальше на поиски остальных частей картины.
7. Город «Задачкино» слайд-15
-Что еще поспевает осенью? Осенью созревают не только овощи, но и фрукты и ягоды.
В городе «Задачкино» ветер задал нам интересную нам задачу про фрукты и ягоды и предлагает решить ее. Слушайте внимательно!
1.Петя любит кушать яблоки, груши, сливы. Рома любит кушать малину, клубнику, чернику. Кто из мальчиков любит кушать овощи?
-Молодцы! Мы нашли седьмую часть спрятанной картины и отправляемся дальше на поиски остальных частей картины.
8. На лесной полянке слайд-16
-Пока мы путешествовали незаметно попали на лесную поляну. Сколько здесь грибов! Мы може5м их собрать, если решим примеры
18+2-20=
40-2*(9+1)=
(35-30)*2=
(17-12)* 5=
-Молодцы! Вы решили примеры и собрали грибы. За это ветер вам дает последнюю часть картины!
9. Последнее задание слайд-16
(дети собирают на доске части картины)
-Мы получили за выполненные задания все части картины. Давайте соберем ее!
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
-Давайте подуем на картину. Закройте глаза и скажите волшебные слова «Картина стань целой!»
(когда дети закрывают глаза-собранную картину меняют на целую)
-Откройте глаза.
4. Итог занятия. Беседа по картине
- Что вы видите? Что изображено на картине? (осень)
-Какая осень? (поздняя)
-Почему вы так решили?
(деревья голые, тучи……)
- На какую тему были сегодня задания?
-Ветер хотел проверить, как хорошо вы знаете приметы и признаки осени и приготовил специально задания по этой теме. Вы справились со всеми заданиями, потому что работали дружно, сплочено, внимательно слушали и выполняли правильно задания.
5. Эпилог
- Мы сегодня путешествовали и выполняли задания, которые нам принес ветер. Без вас я бы не выполнила эти задания. Я говорю вам: "Спасибо!"
6. Рефлексия
-Вам понравился квест «По следам ветра»?
-Какое у вас настроение? Поднимите осенний листочек, если вам понравилось путешествовать и выполнять задания (красный). Если не понравилось- поднимите летний листочек (зеленый)
-Спасибо! До новых встреч! слайд-17
9