СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Слова , обозначающие предметы"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление и повторение представления о словах, обозначающих, предметы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Слова , обозначающие предметы"»


Тема: Слова, обозначающие предметы.


Цель: закрепить и повторить представления о словах, обозначающих предметы.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- обогащать словарный запас на основе формирования представлений о словах-предметах, их лексическом и грамматическом значении;

- учить задавать вопросы к словам-предметам;

- учить соотносит слова-предметы с их графическим изображением.

Коррекционно-развивающие:

-развивать логическое мышление, зрительную память;

-развивать умение подбирать слова к обобщающим понятиям.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать положительную мотивацию к логопедическим занятиям, к правильной речи;

-воспитывать усидчивость.


Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Сядет тот, кто составит предложение из трёх слов.

II. Основная часть.

1) –Посмотрите вокруг. Назовите предметы, которые вы видите в кабинете. Вспомните, кто или что находится у вас в квартирах.

Все слова, которые вы называли, обозначают предметы. Какую тему мы будем изучать на занятии? (Слова – предметы) Для чего нам нужно изучать эту тему? (знать больше слов, уметь понятно рассказывать о чём-нибудь)


2) На доске картинка.

–Назовите картинку (кукла).

К доске выходит девочка.

-Что это? Кто это? Что у них общего? Чем они различаются? (девочка может дышать, расти, а кукла – нет). Значит, девочка какая (живая). А кукла?(неживая)

-Все предметы можно поделить на живые и неживые. Вспомните, как я спрашивала про девочку? (кто это?) К словам, обозначающим живые предметы, мы будем задавать вопрос «Кто это?»

-Как я спрашивала про куклу? (что это) К словам, обозначающим неживые предметы, мы будем задавать вопрос «Что это?»

(на доске таблички с вопросами)

-Какие вопросы мы будем задавать к словам, обозначающим живые/неживые предметы?

-Все слова – предметы мы будем обозначать чертой (на доске карточка)


3) На доске картинки: кукла и девочка.

Детям раздаются картинки: утка, гусь, индюк, дятел, диван, шкаф, кресло, холодильник

-Посмотрите на свои картинки. Будем работать так: выходим к доске, называем картинку, задаём вопрос к слову. Если на картинке живой предмет, отдаём его девочке, если неживой – кукле.

Словарная работа: почему мы объединили картинки в 1, 2 столбике? Как назвать одним словом все предметы в 1 столбике? Какая картинка не подходит к остальным и почему? (дятел – дикая птица, остальные – домашние). Во втором столбике? Назовите других птиц, мебель, бытовую технику. Как называются слова, которые вы называли? (слова-предметы)

Игра с мячом «Один-много»: я назову один предмет, а вы – много таких же предметов.

Гимнастика для мелкой моторики рук ( шарики СУ-ДЖОК)

4)–Скоро будем работать в тетрадях, а перед этим разомнём наши руки с помощью колючих шариков (су-джок).

Шариком круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем шар прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Шар летает между рук.


5) –Вспомните, как мы обозначаем слова – предметы (одной чертой). Я буду называть слова – предметы. Если вы услышите название живого предмета, нарисуете зелёную черту. Если услышите название неживого предмета, нарисуете синюю черту (каким цветом будете обозначать живые/неживые предметы?)

Дедушка, газета, школа, школьники, футбол, футболист, тракторист, трактор, скворец, скворечник, бабочка, бабушка

-Какой вопрос зададим к этому слову? Какой это предмет? Какую по цвету черту мы нарисуем?

-Проверьте свою работу по образцу на доске:

-Как вы обозначали слова – предметы? Что вы показывали цветом? (живой или неживой предмет)


6) –Отгадайте загадки. В этом вам помогут картинки.

*Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

*Без окон, без дверей, полна горница людей.

*Кругла, да не солнце, желта, да не масло, с хвостом, да не мышь.

*Сидит девица в темнице, а коса на улице.

(на доске картинки: лук, огурец, репа, морковь)

-Что обозначает слово «лук»? (предмет). Как мы его обозначим? (одной чертой) Это живой или неживой предмет? Какой вопрос мы зададим к этому слову? (что это)

-Назовите эти предметы одним словом (овощи). Где растут овощи? Какие ещё овощи вы знаете? (на доску помещаются картинки)

7) Игра «Что изменилось»


8) Давайте сравним овощи по цвету. В этом нам поможет слово а. Например: репа жёлтая, а редис красный.

Д етям раздаются пары картинок: баклажан – капуста, свёкла – помидор, тыква – картофель, огурец – морковь. На доске схема: , а



-У нас получились предложения. О чём мы из них узнали? (о цвете предметов)

Зрительная гимнастика.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо,влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза,

Видеть лучше будем сразу!

9) Работа с сюжетной картинкой. –Поиграем в игру «Кто больше»

-Посмотрите внимательно на картинку. Найдите и запомните все живые предметы. Найдите и запомните все неживые предметы. (картинка убирается)

-Кто больше назовёт живых (неживых) предметов.

III. Обобщение

-Вспомните тему нашего занятия. На какие две группы можно разделить предметы? Какой вопрос мы задаём к словам, обозначающим живые/ неживые предметы? Каждый назовёт по два слова, обозначающих живой и неживой предмет.


IV. Итог занятия.

- Чему научились?

- Что повторили?

- Какие задания понравились, какие вызвали затруднения?





Что это?

Кто это?


















Дедушка, газета, школа, школьники, футбол, футболист, тракторист, трактор, скворец, скворечник, бабочка, бабушка


___________


___________

____________


____________

____________


____________

___________

___________

_________


___________

5