«Тепло родного очага»
Цель: формировать у учащихся чувство любви к близким людям, стремление помогать всем, воспитывать чувство любви к малой Родине, родному Отечеству, развивать добрые и нежные чувства к окружающим.
Оборудование: пословицы о семье, рисунок «Семейное дерево».
Ход занятия
I. Организационный момент. Настрой на работу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день. Солнышко заглянуло к нам в окно… Наверное, солнышко хочет пожелать нам хорошего настроения. А у вас какое настроение?
Дети: Весёлое, радостное…
Воспитатель: Как вы думаете, надо ли поделиться своим прекрасным настроением с окружающими нас людьми?
Дети: Конечно.
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся и вспомним наше стихотворение – приветствие: (психогимнастика)
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать
.
Дети: Выполняют действия согласно тексту. Затем тихонько садятся за столы.
II. Сообщение темы и цели занятия
Воспитатель. Сегодня мы будем говорить о семье, о нашей малой Родине, о родных людях.
Что такое родной дом? Как вы понимаете эти слова?
Ответ детей.
III. Беседа
Воспитатель. Это твоё село, твой дом. Место, где ты родился и вырос. Это твоя семья, твои родители.
Воспитатель. В доме мы делаем первые шаги, учимся жить, преодолевать первые трудности, отсюда уходим во взрослую жизнь.
Воспитатель. Дом - это очаг. Это начало всех начал. В нём можно поддерживать тепло, чтобы оно не остывало, а сохранялось в памяти и в сердцах на всю жизнь.
Воспитатель. Как вы понимаете слово «очаг»?
Ответ детей.
Воспитатель. В толковом словаре Ожегова, дано такое толкование: «очаг» - устройство для разведения и поддержания огня. Домашний очаг – родной дом, семья.
Воспитатель. Очаг, который был для первобытного человека защитой ночью, он ценил больше всего. Именно вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены – словом, строить дом. В современном мире очаг заменили отопительными батареями, а выражение «родной очаг» - стало обозначать – семью, дом. У всех нас есть свой дом. Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Слова «отчий дом», «семья» входят в наше сознание с первых дней жизни. Здесь мы делаем первые шаги. Отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддержать в нем тепло, уют, чтобы всем в нем было хорошо, чтоб домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь.
Работа с пословицами.
Воспитатель. Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. В то время в нашей стране жили такими семьями, в которых могло быть 10, 20 и более человек… представьте себе дом на селе начала 20 века: дедушки, бабушки, внуки и правнуки – все вместе и все друг другу помогают. Один по хозяйству поспевает, другой в поле, третий уроки учит. Такой дом был настоящей крепостью и твердыней. За малышами ухаживали сестры, а старшие братья защищали младших от соседских забияк. Жили весело. Уважали старость, младших жалели и оберегали. А трудились так, что хлебом, маслом, салом, яйцами кормили всю Европу. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки, в них говорится о семье. Сейчас я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить и досказать ее до конца.
В гостях хорошо, … а дома лучше.
Не красна изба углами,… а красна пирогами.
Дом вести… не бородой трясти.
Не нужен клад,… когда в семье лад.
Воспитатель. А какие пословицы и поговорки о доме, семье, о маме вы еще знаете?
Ответ детей.
В своем доме и стены помогают.
Одна у человека мать, одна и Родина.
При солнышке тепло, при матери добро.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Кто родителей почитает, вовек не пропадает.
Пальчиковая игра «Моя семья»
Знаю я, что у меня очень дружная семья: | Пальцы разомкнуты. |
Это – мама, | Пальцами правой руки поочередно загибаем пальцы левой руки. Загибают мизинец левой руки |
это – я, | Загибают безымянный палец левой руки |
это – бабушка моя. | Загибают средний палец левой руки |
Это – папа, | Загибают указательный палец левой руки |
это – дед, | Загибают большой палец левой руки |
и у нас разлада нет. | Пальцы крепко сжаты в кулак, затем кулак энергично разжимается, пальцы разомкнуты. |
Анализ и разыгрывание ситуаций.
Воспитатель. Вы проснулись утром. Как вы приветствуете своих родных? Что они отвечают?
Ответ детей.
Воспитатель. Мама отдыхает, вы учите уроки, а младший брат включил телевизор. Как вы поступите?
Ответ детей.
Воспитатель. Мама пришла вечером с работы. Она очень устала. Всю семью мама накормила вкусным ужином. Какие будут ваши действия?
Ответ детей.
Воспитатель.
Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
« Это к счастью, это к счастью!»
Все семейство скажет.
Ну а если бы, к несчастью,
Это сделал я ?!
« Ты разиня, ты растяпа,» -
Скажут про меня.
Воспитатель. Как поступите вы, если что-то разобьете?
Ответ детей.
Воспитатель. Что бы вы посоветовали родным мальчика в этой ситуации?
Ответ детей.
Твоя родословная.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы говорим о семье. А что такое родословная?
Ответ детей. Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка.
Воспитатель. У каждого из вас есть папа и мама, бабушки и дедушки, которые когда – то тоже были юными такими же как вы. И у ваших дедушек и бабушек были родители и были дедушки и бабушки. Через века тянется цепочка событий, в которых участвовали ваши предки. Знаете ли вы их поименно? Храните ли их вещи: ордена, письма, дневники?
Фамильная честь, интерес к своему роду – все это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства.
Обсуждение рассказа.
Воспитатель. К сожалению, далеко не все дети радуют своих родителей. Многие причиняют им одни только печали. Больно сжимается сердце, когда видишь детей, не почтительных к своим родителям.
Воспитатель. Как же нужно относиться к родителям?
Ответ детей.
Воспитатель. Чувствуя и осознавая родительскую любовь, дети должны почтительно обходиться с ними, стараться, чтобы каждое слово и движение души были выражением любви к ним. Необходимо также слушаться своих родителей, помогать им во всем, в чем можете. Родители желают вам только добра и от вас ждут того же. Даже взыскания и наказания, допускаемые вашими родителями, и те происходят из желания вам всякого добра: ими они стараются исправить ваши недостатки. А вот для ребенка самое трудное это послушание. Вы согласны со мной?
Воспитатель. Что же такое послушание?
Ответ детей.
Воспитатель. Послушание – это одна из христианских добродетелей, это основание добрых дел. Если каждый станет делать только то, что ему нравиться, так и жизнь человеческая остановиться.
Воспитатель. Как вы считаете, почему дети должны слушаться своих родителей?
Ответ детей.
Воспитатель. Приведу вам такой пример. Два человека отправились в путь: один знает дорогу, он уже ходил по ней, а другой не знает. Разумно ли, чтобы незнающий повел знающего? Конечно, нет. Так и дети должны следовать за своими родителями, должны слушаться их, так родители имеют жизненный опыт и могут научить своих детей многому.
Воспитатель. Но почему же нам трудно слушаться? Что нам мешает? Мешает своеволие, упрямство, дух протеста. А это не ведет ни к чему хорошему, когда мы хотим все сделать непременно по – своему, возникают разные раздоры.
Воспитатель. Как вы думаете, как можно воспитать в себе послушание?
Ответ детей. Надо тренировать свою волю, сдерживать себя. Главное в послушании, чтобы оно стало добровольным и осознанным.
Строительство дома
Воспитатель. Помните, что ваши родители – это ваше богатство. Они построили семью, дом, в котором вы живете, окружили вас теплом, заботой и любовью. Давайте и мы построим дом. Представьте, что мы с вами – семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, что нам для этого необходимо? Мне нужна в семье любовь. А вам?
Ответ детей. Доброта, понимание, уют, забота, уважение.
Воспитатель размещает на доске « бревна», на которых написаны слова. В результате выстроен «дом». На крыше написано слово «тепло».
Физминутка «Гномы строят новый дом».
Динь-дон, дин-дон, | наклоны из стороны в сторону, руки на поясе |
Гномы строят новый дом, | стучим кулаком об кулак |
Красят стены, крышу, пол, | руками «красим» сбоку, вверху, внизу |
Прибирают всё кругом, | «метём» метлой |
Мы к ним в гости придём | шаги на месте |
И подарки принесём. | руки вперёд, ладонями вверх |
На пол - мягкую дорожку, | наклон вперёд, руками «стелем» дорожку |
Расстелив её к порожку, | попятиться назад |
Две подушки на диван, | руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щёку, затем под другую |
Мёду липового жбан | руки округлить и вытянуть перед собой |
Воспитатель. Мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони свое тепло. Пусть его будет много. Почувствуйте это тепло.
Поделитесь своим теплом друг с другом.
Пожелания золотой рыбке.
Воспитатель. Представьте себе, что к вам приплыла сказочная золотая рыбка. Попросите ее сделать что – нибудь доброе и приятное для своих папы, мамы, дедушки, бабушки, братьев и сестер.
Дети высказывают свои просьбы золотой рыбке.
Воспитатель. Ребята, я хочу отметить, что ваши сердца полны добра и великодушия по отношению к своим близким, своей семье.
Исполнение песни « Родительский дом»
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Ребята исполняют первый куплет песни.
IV. Итог занятия.
Воспитатель. Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.
1