СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия-тренинга «Вместе МЫ – сила!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование у педагогов умения принимать совместные решения и находить подходящую стратегию для решения той или иной задачи. Подведение итогов работы и закрепление полученных навыков по сплочению педагогического коллектива.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия-тренинга «Вместе МЫ – сила!»»

Конспект занятия-тренинга «Вместе МЫ – сила!»


Цель: формирование у педагогов умения принимать совместные решения и находить подходящую стратегию для решения той или иной задачи. Подведение итогов работы и закрепление полученных навыков по сплочению педагогического коллектива.

Оборудование: листы бумаги на каждого члена группы, ручки или простые карандаши, мольберт, музыкальный центр, аудиозаписи, интерактивная доска, ноутбук, предметы для пещеры, поднос с веревочками, коврики, карточки со словами.


Содержание занятия:


Вводная часть

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня у нас заключительная встреча, она будет проходить в форме игры. Цель нашей игры - стать ближе друг к другу, сплотиться и научиться работать в команде, что, безусловно, важно для любого коллектива.

Сначала надо повторить правила поведения в тренинговой группе:

1.Единая форма обращения друг к другу на «ты» (по имени).

2.Общение по принципу «здесь и теперь». Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

3.Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга.

4.Говорим только от своего имени и только лично кому-то.

5.Искренность в общении.

6.Уважение к говорящему. Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться.

7.«Стоп». Каждый имеет право сказать: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно».

8.«Активность!»- ответственность каждого за результаты работы группы.

9.«Не оценивать!» - У нас в группе мы должны учиться не оценивать других людей, а принимать их такими, какие они есть. Так как каждый человек уникален, и наша задача помочь ему раскрыть свой потенциал.



Итак, я предлагаю вам настроиться на игру, помнить, что все обстоятельства вымышленные, все испытания будут проходить только на пользу. Оставьте все проблемы и заботы позади. По моей команде все вместе вздохнем и выдохнем, выдыхая при этом все отрицательное, что накопилось у вас внутри и вдыхая положительное. Приготовились, три-четыре. И еще раз.

Итак, представьте себе, что вы решили отправиться в путешествие к далеким странам. Чтобы продлить удовольствие от путешествия, вами был выбран тур на корабле. Вы наслаждались отдыхом, каждый день, восхищаясь бескрайностью океана, величием ночного звездного неба, свежим дыханием ветра. Чтобы было приятнее отдыхать, вы решили подарить друг другу «комплимент».

1. Ритуал приветствия « Комплимент»

Педагоги образуют круг. Педагог-психолог поворачивается к соседу слева и говорит ему комплимент. Сосед благодарит и, поворачиваясь дальше, делает комплимент следующему участнику. Упражнение продолжается до тех пор, пока комплименты не будут сказаны всем педагогам. Например: Ильвина, ты внимательна и тактична, с тобой приятно общаться!

- Какие чувства испытывали, когда говорили комплименты, и воспринимали их?

В каждом человеке есть положительные качества, но чтобы их заметить, надо внимательно и доброжелательно относиться друг к другу.

Каждый, обладая какими-либо преимуществами, может оказывать поддержку другим, и, в свою очередь, полагаться на их помощь в трудной ситуации.

Основная часть


Жизнь казалась прекрасной и беспечной…

Все изменила та страшная ночь. На небе сверкнула молния, раздался страшный гром. Началась гроза, а вместе с ней и страшная буря. Корабль перевернулся, и мы оказались в воде. Все благополучно доплыли до берега необитаемого острова.

2. Игра «Остров»

Педагоги представляют, что они попали на необитаемый остров, на котором есть все условия для жизни (животные, пресная вода, деревья), но с собой у них нет абсолютно ничего, кроме одежды в которой они находятся. Исследуя остров, они обнаружили в скале пещеру, и от случайно произнесенных слов, которых никто не запомнил, она неожиданно открылась. В ней есть любые предметы, но каждый может взять себе лишь восемь предметов, при этом советоваться с другими участниками команды нельзя. Каждый участник на отдельном листке бумаги записывает восемь предметов, которые он возьмет с собой. После выполнения всеми этой части упражнения, психолог говорит о том, что хоть у каждого участника и есть по восемь предметов, но ситуация такова, что всей группе можно унести из пещеры только восемь предметов. После этого группа совещается и составляет один общегрупповой список.

Обсуждение.

То насколько быстро выполнено задание, говорит о групповой сплоченности и о том, насколько скоординировано работает группа.

- Что помогало, а что мешало групповой работе, кто брал на себя роль лидера, почему происходили ошибки?

В хорошей команде максимально используются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого. Но возможности команды больше, чем просто сумма возможностей отдельных ее участников.


Гроза меж тем прекратилась. Участники приняли решение, что необходима четкая слаженность действий команды. Для начала надо перенести все предметы из пещеры под пальму.

3. Упражнение «Один поднос на всех»

Для выполнения этого упражнения понадобится поднос, к которому прикреплены веревочки длиной один метр (в случае отсутствия подноса, его можно изготовить из плотного картона). Все участники берут концы, каждый своей веревки, расходятся так, чтобы поднос поднялся примерно на уровень пояса, и практикуются переносить его таким образом. После небольшой пробной переноски пустого подноса на него ставятся предметы, которые нужно перенести. Задача участников – нести поднос за веревки таким образом, чтобы не уронить предметы. Можно усложнить траекторию движения (например, дать задание обнести «змейкой» несколько стульев).

Упражнение обучает участников координировать совместные действия, эффективно взаимодействовать при необходимости коллективно решить проблему.

Обсуждение

- Какие эмоции возникали в процессе работы, с чем они связаны?

- Каким жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение?


Отлично! Вы работали слаженно, что позволило вам стать настоящей командой.

Что же, теперь, когда вы одно целое вам ничего не страшно, никакие препятствия и трудности. А они еще есть на пути, так как вам нужно двигаться дальше в поисках пути возвращения домой.

Вам необходимо обойти серьезное препятствие – скалу.

4. Упражнение «Скала»

Это упражнение проводится около свободной стены. Желательно, чтобы пространства было так много, чтобы, встав в шеренгу, участники занимали меньше половины длины стены. На расстоянии примерно 30 см от стены проводят черту (можно положить на пол веревку). Участники становятся тесной шеренгой, занимая узкое пространство между стеной и чертой.

Вы оказались высоко в горах, где вас ожидают нешуточные опасности.

Черта, которую вы видите перед собой, — это не просто линия, это граница узкой тропки. За ней глубокая пропасть, падение в которую не оставляет надежды остаться в живых. По моему сигналу вы превращаетесь в причудливые скальные глыбы, самым неожиданным образом нависающие над тропинкой. Расставьте ноги, вытяните руки, пригнитесь... Только крайний слева участник становится скалолазом. Его задача — пройти вдоль пропасти на всем ее протяжении, не свалившись в нее. Скалолаз может преодолевать путь любым способом: протискиваться в узкие расщелины между скалами, выискивать ниши, передвигаться, цепляясь за камни... Главное — не причинять никому вреда. Как только первый скалолаз пройдет часть пути, следующий за ним участник может превратиться из скальной глыбы в человека и начинать свое опасное путешествие. Тот же, кто добрался до конца тропы, сам превращается в камень. Важно, чтобы все вы в целости и сохранности миновали опасный участок маршрута».

Обсуждение.

- Как чувствовали себя в роли скалолаза, в роли скалы? - Какой была скала?

- Что помогло вам преодолеть опасный маршрут (собственные качества, черты характера, качества скалы)?

- Какие переживания вы испытали? Что испытываете сейчас?

- Как это отразилось на вашем взаимодействии?

- Какие выводы мы можем сделать?


Вы отлично справились с испытанием. Теперь необходимо отдохнуть и набраться сил. В кругу возле костра приятно общаться.

5. Упражнение «Подарок»

Педагог-психолог произносит: «Давайте подумаем, что вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

Обсуждение.

- Что полезного вынесли для себя, для группы?

Я вам желаю, чтобы вы всегда с радостью шли на работу и получали большое удовольствие от своей работы и от общения с членами коллектива!


Итак, вы теперь полны сил, чтобы двигаться в поисках пути домой.

На острове начинают происходить какие-то чудеса! Все друг друга видят, но не слышат.

6.Упражнение «Толстое стекло»

Участникам предлагается представить, что они общаются друг с другом через толстое стекло, т. е. они видят друг друга, но не слышат. С помощью мимики и жестов одному из них необходимо донести некую информацию до всех участников. Необходимые слова написаны на карточках:

1.слово по горизонтали №4 (флаг);

2.слово по горизонтали №7 (иллюминатор);

3.слово по горизонтали №2 (флаг);

4.слово по горизонтали №5 (палуба);

5.слово по горизонтали №1 (каюта);

6.слово по горизонтали №6 (штурвал);

7.слово по горизонтали №3 (парус).

Разгадать ключевое слово «Корабль».

Обсуждение.

- Кто, по вашему мнению, нашел удачные способы договориться без слов? Какие? - Расскажите о том, как вы понимали друг друга (примеры).

Какие трудности возникли и как вы их преодолевали?


Ваши усилия не прошли даром - на корабле можно вернуться домой.

Звучит прекрасная музыка.


7. Аутотренинг

Звучит музыка. Психолог проговаривает слова:

Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание… Выдох. Дышите спокойно. С каждым вдохом расслабляется  ваше тело. Вам приятно находиться в состоянии покоя.

Представьте себе, что Вы сидите на палубе корабля. Вас обдувает легкий, теплый ветерок, вокруг летают чайки…

Солнце клонится к закату. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца…

Набери всей грудью побольше воздуха и ощути запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно.

Пусть волны смоют и унесут твои заботы  и всё, что тебя напрягает.

Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.

Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.

3-2-1. Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.


Вот мы и вернулись из путешествия домой.


Заключительная часть


8. Ритуал прощания

Педагоги садятся в круг и делятся своим мнением о проведённых упражнениях, а также чувствами и эмоциями, которые они испытали на занятии.

Рефлексия:

«Наш тренинг подошел к завершению.

- Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали?

- Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Мы – сила! Спасибо всем за участие!»

Вручение подарков.