Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия творческого объединения "Краевед" по теме : «ВВЕДЕНИЕ В КРАЕВЕДЧЕСКУЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ».»
План -конспект
ТЕМА : «ВВЕДЕНИЕ В КРАЕВЕДЧЕСКУЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ».
ЦЕЛИ : 1. Познакомить учащихся с основами краведческой поисковой деятельности ;
2. Пробудить и активизировать познавательный потенциал учащихся к изучению истории края ;
3. Воспитывать чувство гордости за причасность к истории своей малой родины.
ЗАДАЧИ : 1. Познакомить с алгоритмом исследования ;
2. Способствовать первичному его закреплению на практике ;
3. Обучить приемам работы со смешанной восходящей таблицей по составлению
родословия;
4. Обучить приемам работы с документальными источниками ;
5. Способстввовать выработки навыков обобщения краеведческого материала .
ХОД ЗАНЯТИЯ :
ОРГМОМЕНТ .
Приветствие учащихся . Представление учителя
Обратите внимание у вас на партах лежат цветные листы . Выберите тот цвет , который вам больше нравится , напишите на нем свое имя.
Сядьте , пожалуйста , по группам в соответствии с цветом вашего бейджика .
- Тема нашего занятия : «Введение в краеведческую исследовательскую деятельность ».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ .
Как вы думаете,какова главная цель занятия ?
Задачи, которые нам необходимо будет решить в ходе работы таковы ….
Я понимаю, многие слова , которые были использованы при формулировке задач , могут быть вам не знакомы .
Не стоит пугаться этого, у вас есть отличные помощники – словарики начинающего исследователя .
Итак, кто такой, наш ваш взгляд, исследователь ?(!!!!см. словарь толковый человек , умеющий правильно организовать сбор нужной информации и на ее основе сделать соответствующие выводы )
Краевед ? (человек, знающий историю края )
Можно ли в, данном случае, говорить , что эти слова синонимы ? Почему?
Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, краевед ? Аргументируйте свой ответ?
Знакомство с алгоритмом исследования .
Итак, мы выяснили каким должен быть исследователь. Однако подчас о качествах человека можно судить даже не знакомясь с ним, а лишь узнав его имя .
Кто из вас знает, что означает его имя ?
Кое – что и мне хочется добавить о вас…
Итак, мы подошли с вами к первой ступеньки исследования – к работе с алгоритмом .
Наиболее наглядно познакомиться с ним нам поможет заполнение смешанной восходящей таблицы вашего родословия .
Каково значение слово родословие Приведите слова ,схожие по значению .
Перед вами таблицы вам необходимо вписать сведения о вас, ваших родителях , бабушках и дедушках по обеим линиям родства , и так далее .
Итак , первым шагом алгоритма является ответ на вопрос – кто (что ) ?
Далее, какой важный факт вашей биографии необходимо указать – город , в котором родились , т.е. – где ?
По логике вещей следует следующий вопрос – когда ? вы родились ?
В алгоритме есть еще не менее важные вопросы , но какие мы выясним чуть позже .
Итак, работаем с таблицами .(оказание консультационной помощи учащимся) .
Кто из вас дошел до 4 ступени ?
Почему получается так , что мы не знаем своих пробабушек и продедушек ?
Т.е. получается мы недостаточно хорошо знаем историю нашей семьи ?
Каковы могут быть последствия такого незнания ?
Что нужно предпринять . чтобы положение изменилось ?
Скажите, пожалуйста , при каком строе жили люди старого поколения , живете вы и ваши родители ?
Отчего происходит смена власти ?
Назовите приметы разных эпох .
Одной из характерных черт является экономическая сторона. Скажите , какие профессии были распространены в те годы , какие престижны сейчас? Почему ?
IV. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО .
Может ли фотография нести определенную информацию о государственном строе? В чем это будет выражаться ?
Внимательно посмотрите на представленное фото .
Давайте на этом документе закончим наш алгоритм, восстановив недостающие звенья .
Итак, первый вопрос – кто (что)изображен ?
Где (в каком месте происходило событие )?
Когда? Что дает нам возможность предположить, что мероприятие проходило именно в этот временной отрезок ?
Зачем ? или почему ? (каковы причины происходящего события ) .
Надо отметить,что алгоритм может варьироваться , т.е. некоторые вопросы , если они неуместны , могут отпадать . Полнота исследования от этого не станет менее значимой.
А знаете ли вы что ЦДЮТ располагается в бывшем Доме пионеров . Почему было такое название ?
Как вы думаете ,изменилось ли ,коренным образом, предназанчение данного уреждения после смены государственного строя ? Почему ?
Почему проблема занятости молодежи актуальна во все времена ?
V. ОТРАБОТКА НАВЫКОВ ВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Вы - будущее нашей страны, района, но как гласит, народная мудрость : без прошлого – нет и будущего .
Поэтому предлагаю вам совершить небольшое заочное путешествие по улицам старого Нижнегорья и сел: Ивановка, Заречье, Тамбовка .
Прежде чем начнется наш экскурс, ответьте на такой вопрос : что служит основой для названия улиц ?
Почему так много названий не связанных непосредственно с историей нашего поселка?
Опираясь на предоставленные документальные источники : фотографии , выписки из постановлений , приказов , краеведческую литературу, вам необходимо восстановить хронологию создания и развития вашей улицы , а также привнести свое , т.е. , чтобы вы хотели изменить , добавить в образ улицы тем самым сделав наш поселок или село уютней интересней .
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Я очень рада , что благодаря сегодняшнему занятию , Нижнегорский обрел в лице вас , новых хранителей истории края , которые вдумчиво будут относится к наследию и смогут по достоинству оценить важность умения работать с документальными источниками.

Личные :
мемуары
переписка
3.дневники
Официальные :
1.паспорт ,
2.свидетельство ,
3. справка ,
4.удостоверение


Фотодокументы , старинные вещи и
предметы








Удостоверяем , что ___________________________________________
прошел краткий курс по теме : «Краеведческая поисковая деятельность ».
Желаем успеха на пути открытий !
В творческом объединении «Краевед» МБОУДО «ЦДЮТ» Нижнегорского района .


