Конспект занятия
Творческое объединение «ВолонтериЯ»
Тема занятия: «Социальные акции»
Актуальность темы занятия обусловлена тем, что, у подростков нет достаточного жизненного опыта, знаний и умений для организации социальных акций и участия в них. Занятие позволит волонтерам активно включатся в организацию общественной жизни, помогут в социализации.
Цели занятия:
Образовательная:
- дать представление о понятии «социальная акция», как форме организации волонтёрской деятельности;
- обучение методикам проведения некоторых направлений социальных акций.
Развивающая:
- формирование первичных организаторских умений и навыков;
- развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде.
- развитие уверенности в себе.
Воспитательная:
- воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
- воспитание качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
- формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья.
Уровень познавательной активности и самостоятельности обучающихся: умение применять знания, полученные в течение обучения.
Ход занятия.
Организационный момент
Блок «снятие эмоционального напряжения, взаимодействие»
Упражнение 1 «Встреча»
Инструкция: каждый обучающийся получает задание, поздороваться со всеми членами группы, так как это делают в разных странах.
По – бельгийски – обнимая и целуя три раза в щеки;
По- испански - обнимая и целуя два раза в щеки;
По – французски - обнимая и целуя четыре раза в щеки;
По – японски – сложить руки, как для молитвы и наклониться;
По- эскимосски – потереться носами;
По – российски – сжав в объятьях;
По – немецки – крепкое рукопожатие;
По – английски – на расстоянии 50 см . –легко пожать руку.
Закрепление пройденного материала
Давайте вспомним, что такое социальный волонтерский проект, этапы выполнения проекта.
Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта социально значимого продукта, который является средством разрешения противоречия между социальной проблемой и потребностью личности.
Проекты добровольческой деятельности должны отвечать трем основным требованиям:
во-первых, проект – это план действий по удовлетворению конкретных потребностей его участников и по решению конкретных проблем местного сообщества;
во-вторых, проект – это способ привлечения дополнительных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и т.п.). Проект – психолого-педагогическое и материально-экономическое обоснование способов решения конкретных проблем и потребностей.
Объяснение нового материала (35 мин.)
Теоретический блок.
Социальная акция – Единое во времени и пространстве действие, направленное на реализацию одной или нескольких задач.
Добровольческая (волонтерская) акция – разовое мероприятие, направленное на решение социально значимых задач, участниками
которого являются добровольцы (волонтеры);
Акция– это разовое мероприятие, с четко поставленной целью, задачами, и сформированной организационной группой для ее достижения. Это действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели, носит массовый характер.
Социальные акции – привлечение внимания людей к определенной проблеме, попыткам заставить задуматься.
Социальная акция – это особый вид распространяемой некоммерческой информации, направленной на достижение определенных социальных целей.
Социальные акции могут иметь совершенно разные способы организации и взаимодействия людей. Например, это могут быть встречи в
школе с каким – то значимым персонажем, митинг, распространение листовок и флешмобы.
Направленность акций:
1. Акции финансовой помощи. Данные акции направлены на сбор средств
для решения одиночной проблемы. Часто добровольцы занимаются подобными акциями, сотрудничая с благотворительными фондами («Десант добра», «Возрождение», «Добро»). Ярким примером подобных акций являются акции по сбору денег на операцию больному ребенку, на покупку инвентаря или продуктов для государственных детских учреждений, на посильную помощь в решении определенной жизненной ситуации.
2. Трудовые акции. Данный вид акций является самым масштабным, так как включает в себя обширное поле деятельности, направленной на практическую и трудовую помощь различным категориям
нуждающихся. Во время проведения таких акций, добровольцы активно включаются в физический труд. Трудовые акции в основном связаны с деятельностью студентов по благоустройству окружающей
действительности. Трудовые акции могут быть направленными на таких благополучателей, как люди (сотрудничество с детскими домами и реабилитационными центрами, помощь пожилым людям, работа с детьми с ОВЗ), учреждения и организации (участие или организация субботников или ремонта в государственных учреждениях), окружающая среда (субботники на природе, высадка деревьев, участие в озеленении города). Особым направлением трудовых акций, ставшем популярным в последние годы, является акции, направленные на благополучие животных (уборка в
питомниках, обеспечение животных дополнительным питанием и медицинским надзором).
3. Информационные акции (тематические). Данные акции добровольческой деятельности могут быть приуроченными к таким дням, как День борьбы со СПИДом, День борьбы с туберкулезом, День борьбы с курением, День памяти умерших от СПИДа, День грамотности в вопросах ВИЧ-инфекции и т.д. Акции в эти дни носят профилактический характер. Основная задача добровольцев - дать слушателям необходимое количество информации по текущей проблеме, позволяющее показать альтернативные варианты действительности, обратить внимание слушателей на здоровый образ жизни, на свободное дыхание, помочь почувствовать всю опасность вредных привычек и увидеть правильный путь спасения от них, помочь
людям более гуманно и терпимо относится к тем, кто отличается от
общей массы. Формы проведения подобных акций могут быть самыми различными. Добровольцы могут раздавать информационные листовки или подготовить информационный плакат, беседу, небольшое представление или агитационную бригаду. Форма проведения целиком зависит от
творческого подхода добровольцев, непосредственно организующих
ту или иную акцию, от количества участвующих в ней добровольцев, от аудитории, для которой подготовлена акция и от финансовых возможностей для ее проведения. К этому же виду акции можно отнести и политические акции, направленные на активное исполнение студентом
своего гражданского долга, активное участие в политической жизни страны.
4. Познавательно-творческие (досуговые) акции. Основной задачей добровольцев в этих акциях является привлечение внимания людей к творческому восприятию действительности, научной и интеллектуальной стороне жизни, создание позитивной атмосферы. Такие акции чаще всего проводят в учебных заведениях, что позволяет снять у студентов напряжение от учебного процесса, создать легкую атмосферу для повышения эффективности работы учащихся, а также для привлечения их к общественной работе. В рамках добровольческой деятельности существует «творческое» направление, связанное с организацией
акций, представляющих собой культурно-массовые мероприятия.
Виды социальных акций:
Флешмоб
Уроки добра
Спортивное соревнование
Сбор (средств, пожертвований, макулатуры и др.)
Раздача информационного материала (буклеты, листовки, флаеры)
Марш, шествие
Митинг
Субботник
Благотворительный концерт
Мастер-классы
Встречи
Другие.
Флешмоб (от англ. flashmob – flash- вспышка; mob – толпа, дословный перевод «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа» ) – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы ) внезапно появляются в общественном месте, выполняют заранее оговоренные действия (сценарий), и затем расходятся.
Основные принципы флешмоба : Спонтанность в широком смысле слова; отсутствие централизованного руководства, отсутствие рекламных или политических целей , в ходе акции участники не должны никак показывать то что они знакомы и их что – то связывает. Флешмоб рассчитан на случайных зрителей, вызывая смешанные чувства непонимания, интереса и даже участия.
Цель: участники могут преследовать абсолютно разные цели. Кто – то развлечение, почувствовать себя свободным от стереотипов поведения, произвести впечатление на окружающих, получить острые ощущения, эмоциональная подзарядка.
«Урок добра»- внеклассное мероприятие, с элементами игры, имеющее
социальное и творческое направление. Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать
добрые дела; развивать самооценку учащихся.
Сбор (средств, пожертвований, макулатуры и др.) Акции финансовой помощи. Целью данного вида акции является благотворительная денежная помощь нуждающимся (на операцию, на содержание, на лечение, и др.).
Раздача информационного материала (буклеты, листовки, флаеры)
Марш – Походное движение войск, а также (перен.) вообще организованное
движение больших групп людей. Шествие — одна из форм публичных мероприятий, массовое торжественное прохождение людей в связи с каким-либо знаменательным событием или согласно обычаю, обряду, или протестное прохождение с каким-либо требованием; процессия.
Ми́тинг (англ. protest —собрание) — массовое собрание для обсуждения злободневных вопросов текущейжизни, в поддержку определённых требований либо для выражения солидарности или протеста.
Федеральныйзакон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» формулирует митинг как «массовое присутствие граждан в определённом месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера». Этот закон детально определяет порядок осуществления права граждан на собрания и манифестации.
Суббо́тник (воскре́сник)— сознательный добровольный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные (откуда и происходит название)
Мастер-класс —оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки, изобразительного искусства, литературы, режиссуры, актёрского мастерства, дизайна, а также науки, педагогики и ремесла) для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности.
Благотворительный концерт– публичное исполнение музыкальных, балетных и эстрадныхномеров по определённой, заранее составленной, программе, средства от которого направляются на решение проблем социального характера. Основной целью благотворительного мероприятия будет сбор материальных средств для оказания кому-то помощи. Потому стоит понять, кому из всех нуждающихся вы хотите помочь больше, перед тем как начинать организацию благотворительного концерта.
Как правильно организовать благотворительный концерт? Зачастую, не каждый правильно понимает, какой истинный смысл несет в себе благотворительный концерт. Ведь это мероприятие призывает общественность помочь людям, которые нуждаются в этом. Хотя благотворительным концертом не получиться полностью решить насущные проблемы, но все равно мир от этого станет немного лучше.
В акции есть определенный алгоритм:
1.Постановка цели и смысла акции.
Прежде всего, необходимо как можно более четко выбрать одну цель, ради которой проводится акция. Либо это создание известности, либо это просвещение и пропаганда, либо это сбор денег, привлечение средств (франдрайзинг).
2.Бюджет события.
Оценить что можно сделать своими силами, а для чего понадобится помощь спонсоров.
3.Снижение риска.
Риск провала акции возможен на любом ее этапе, поэтому надо постараться максимально снизить все отрицательные моменты.
4.Команда.
Четкое распределение обязанностей, один руководитель, человек который за все должен отвечать, координировать. Некоторые акции сможет провести и один человек, а вот в организации должны участвовать все члены команды.
5.Общение с социальными партнерами.
Первый шаг – создание фонда социальных партнеров, определение значимости каждого.
Второй шаг – подготовка представлений, специально продуманных текстов для обращения к потенциальному партнеру. Важно заранее написать текст обращения, состоящий из коротких понятных предложений, объясняющих цели и содержание акции и необходимость сотрудничества.
Третий шаг – работа с социальными партнерами, общение, получение результата.
Последний шаг – прощание с партнером, нужно всегда оставаться друзьями. Поэтому нужно сделать что – то приятное (Подумайте чего).
6. Обратная связь
Благодарность всем кто принял участие в акции. Мнение социума, обратная связь.
Самостоятельная работа обучающихся
Упражнение «Социальные партнеры». Напишите все возможные структуры, с кем мы можем общаться.
Упражнение «Планирование акции». Работа по группам. Пример: пропаганда ЗОЖ, экологическая акция.
Рефлексия
Главная цель этого этапа — анализ самими детьми стадий подготовки социальной акции. При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, отмечаются встретившиеся трудности, оценивается вклад микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые стороны, обсуждаются пути их исправления.
Тренинг «Раздача листовок в торговом центре».
Давайте устроим небольшую игру с инсценировкой типичных ситуаций. Например, доброволец и разные типы покупателей: недоброжелательно настроенные, спешащие мамы с капризничающими детьми, пожилой человек, который сам хочет получить помощь. Это весело, познавательно и полезно для всех участников.
Завершение урока.
Разработать и провести школьную акцию.