Конспект занятия «Удивительная вода»
Цель: дать представление о свойствах воды, о значении воды в природе.
Задачи:
- формировать знания учащихся о свойствах и состояниях воды, значение воды в жизни человека и природы;
- развивать познавательный интерес, способствовать развитию внимания, воображения, наблюдательности, способствовать развитию творческой активности, развивать умение выделять главное, использовать жизненный опыт;
- воспитывать бережное отношение к воде, развивать стремление охранять водоёмы от загрязнения.
Ход занятия.
Организационная часть.
Каждый из нас мечтает хотя бы раз в жизни увидеть чудо, часто не замечая того, что чудеса постоянно окружают нас. Например: фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые кружева снежинок, громады айсбергов, весенний дождь.
- Сегодня мы будем говорить об одном из наиболее замечательных и таинственных чудес.
Педагог. В этом ребусе заключена тайна нашего занятия. Отгадайте её (Ребята отгадывают ребус. Отгадка - вода). Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии? Что это за таинственное чудо? - это вода!
2. Основная часть.
Педагог. А теперь давайте посмотрим, где в природе встречается вода и почему воду называют удивительной, таинственной.
Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Она повсюду. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Человек в среднем за день выпивает 1,5 — 2,5 литра этой бесценной субстанции, которую нечем заменить.
Без воды невозможна жизнь. Без пищи человек может прожить около 2-х месяцев, без воды не проживет и пяти дней. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Но что мы знаем о воде?
Посмотрите внимательно на воду, потрогайте её. Какая она? (Прозрачная, жидкая).
Имеет ли чистая вода запах? (Нет.) Имеет ли вода цвет? (Нет?) Значит вода какая? (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха.)
Посмотрите в окно – как много на улице снега и льда. Откуда они появились? (Лёд и снег – это замёрзшая вода.) Если лёд и снег – это замёрзшая вода, то что представляет собой снежинка? (Белая пушинка, состоящая из кристалликов льда.)
2 ученик. Я по воде могу ходить!
Хотите, я вам покажу?
И даже ног не замочить.
Сейчас легко вам докажу.
Там, за углом залит каток
Я по нему сейчас пройду,
Не замочив своих я ног.
По скользкому иду я льду.
Вы скажете, что я схитрил?
Но лед — замерзшая вода.
Прошел — и ног не замочил.
Сказал я правду, как всегда. (С. Олегова)
А теперь протираем мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска высохла. Куда исчезла вода? (Ответы детей). Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. Значит, вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.
Физкультминутка.
На болоте 2 лягушки.
Две зелёные квакушки.
Рано утром просыпались, полотенцем растирались
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям физкульт - привет.
3 ученик. Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем. (С. Олегова)
Мы встречаемся с водой каждый день. Для чего нам нужна вода? (Ответы детей.)
Посмотрите, ребята, как много нам всем нужно воды! А много ли воды на нашей планете? Хватит ли её всем?
(Рассматриваем с детьми глобус). Голубым цветом изображают воду. Большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой; даже суша, словно паутиной, пронизана сотнями рек и ручьев. Космонавты, возвращаясь на Землю из космического полета, рассказывают, что они испытывают такое ощущение, будто совершают посадку не на сушу, а на планету Вода. Хотя это звучит не привычно, но справедливо.
Вода не только даёт жизнь. Это ещё и источник красоты на Земле. Нас радуют реки, родники, озёра, океаны, успокаивает журчанье ручья, удивляют облака, плывущие в небе. Всё это появилось благодаря воде.
Вода обладает очень важным свойством – давать жизнь всему живому. И вы в этом сейчас убедитесь.
Ребята, посмотрите на поставленные нами в живую воду веточки деревьев. Что с ними произошло? (Распустились листочки). Вода этим нежным листочкам дала жизнь. (Дети подходят к комнатным растениям, рассматривают их и называют.)
А что же случилось здесь? Это растение – зелёное, цветущее; листья упругие, дышат свежестью. А это – совсем увяло: веточки поникли, листочки опустились… Как вы думаете, в чём причина? (Одно растение регулярно поливали, другое поливать забыли).
Ребята, давайте поможем этому растению! Что для него мы можем сделать? (Полить). Да, ребята, вода просто необходима в жизни человека, животных и растений.
Но, к сожалению, очень часто мы неуважительно относимся к воде: неразумно её расходуем, забываем закрывать краны, бросаем мусор в водоёмы, загрязняя его… А ведь именно мы с вами хозяева природы. И охранять её – наша главная цель. Земля такая маленькая! Давайте её беречь!
А что если бы не было воды? Не было бы дождя, снега, высохли бы реки, моря, озера, сгорели бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, животных и человека. Не было бы жизни на Земле.
Представьте себе, как выглядела бы наша Земля, исчезни с нее внезапно вода. Мрачные, зияющие “глазницы” морских океанских впадин, покрытые толстым слоем солей, пересохшие русла рек, навек замолкнувшие родники. Горные породы разрушились бы, ведь в их состав входит большое количество воды. Ни кустика, ни цветочка единого, ни живого существа на мертвой Земле! Об этом даже подумать страшно. Но мы это видели своими глазами. Один из родников который высох около нашей деревни. Мы познаём ценность воды лишь, когда колодец или родник пересыхает.
Практическая работа «Вода в рисунках».
Берегите воду
Вода — это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда. (С. Олегова)
Вода из-под крана
Я воду в стакан из -под крана налил.
На свет посмотрел- она очень прозрачна
Понюхал ее и немного отпил.
Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.
А в горном ключе если воду набрать,
На вкус она будет совсем уж иной.
Словами, пожалуй, и не передать,
Как вкусно напиться водой ключевой. (С. Олегова)
3. Итог занятия.
Сегодня мы с вами узнали о свойствах воды, о значении воды в природе, научились бережно относиться к воде и экономить ее.
2