СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия Улицы вокруг нас». Отработка правил коммуникативного поведения на улице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • Формирование навыков безопасного поведения в общественных местах и на улице.
  • Знакомство с правилами поведения на улице для пешеходов – когда и где можно переходить улицу; правила безопасности на транспорте.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия Улицы вокруг нас». Отработка правил коммуникативного поведения на улице.»

«Улицы вокруг нас».

Отработка правил коммуникативного поведения на улице.


Используемые современные образовательные технологии:

  • развивающее обучение;

  • здоровьесберегающие технологи.

Цель:

  • Формирование навыков безопасного поведения в общественных местах и на улице.

  • Знакомство с правилами поведения на улице для пешеходов – когда и где можно переходить улицу; правила безопасности на транспорте.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи.

  • Продолжать закреплять правила поведения на проезжей части.

  • Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД.

Развивающие:

  • Расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора.

  • Развивать коммуникативные навыки.

  • Развитие речи, памяти, логического мышления.

Воспитательные:

  • Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.

  • Воспитывать умение слушать, своего товарища, не перебивая.

  • Формировать желание соблюдать правила дорожного движения.

  • Воспитание ответственности, внимательности.

Коррекционные:

  • Закрепить знания детей о правилах поведения в общественных местах, на улице.

  • Учить детей быть осторожными, помочь запомнить и выполнять эти правила.

  • Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

Словарная работа: проезжая часть, тротуар, зебра, подземный переход, пешеход, пассажир.

Предварительная работа:

  • систематизация материала о правилах дорожного движения через различные виды речевой деятельности (загадки, стихи, пословицы);

  • знакомство с иллюстративным материалом по теме НОД;

  • проведение бесед с детьми.

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.

Форма организации: фронтальная и индивидуальная в условиях группового режима.

Задачи интегрированных образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»: расширять представления о правилах дорожного движения. Уточнять представления о работе светофора. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.
«Речевое развитие»: развивать умение отгадывать загадки.

Оборудование: Модель светофора. Нарисованная дорога с зеброй. Мяч.


Ход занятия:

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Упражнение «Я рад дружить с тобой».

Воспитатель: Давайте встанем в круг. А теперь вы должны протянуть другому руку со словами: «Я рад дружить с тобой… (назвать по имени)», а тот, кому протянули руку, протягивает ее другому с этими же словами.

Начинает воспитатель. Так по «цепочке» все берутся за руки и образуют круг.

Воспитатель. Чтобы сохранить здоровье и безопасность свою и окружающих, следует соблюдать правила поведения в общественных местах.
- А что такое общественные места?

-  Общественные места – это места большого скопления людей.
- Назовите известные вам общественные места (школа, транспорт, магазин, кинотеатр).

Я по улице иду
И в беду не попаду,
Потому что твёрдо знаю:
Правила я выполняю.

Что за правила такие?
Очень в общем-то простые.
С ними будет жизнь прекрасна,
Весела и безопасна!

- Какие это правила? Знаете ли вы их?

– Вспомним вместе правила поведения.
На улице: нельзя сорить; обгонять идущих впереди следует слева; если тротуар узкий, надо попросить разрешения и пройти; при встрече дорогу уступает младший старшему, мужчина – женщине, при равных условиях – более вежливый человек.
В транспорте: не мешайте другим входить в транспорт; уступите место старшим и тем, кому по каким-либо причинам трудно стоять; выходя из транспорта, надо помочь тем, кто выходит после вас, – подать им руку.

Дидактическая игра «Выбери правильный ответ»

Во время поездки на автобусе можно:

  • громко разговаривать;

  • петь песни:

  • требовать себе место на сиденье;

  • вставать на сиденье ногами;

  • уступать место старшим;

  • ставить на сиденье грязные вещи.

- А что, по вашему мнению, ещё можно делать в общественном транспорте, а что нельзя?

При переходе улиц надо соблюдать правила дорожного движения.

2. Сообщение темы (чтение и обсуждение стихотворения).

«Азбука города» Я. Пишумов.

Город, в котором мы с тобой живем.

Можно по праву назвать букварём,

Вот она, азбука, - над головой:

Знаки навешаны вдоль мостовой!

Азбукой улиц, перекрестков, дорог

Город даёт нам всё время урок.

Азбуку города помни всегда,

Воспитатель. Ребята, о чём это стихотворение?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, давайте отгадаем загадки:

  • Чтоб дорога для тебя

Стала безопасной,

День и ночь горят огни-

Зеленый, желтый, красный. (Светофор)

  • Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит. (Дорога)

  • Чудесный длинный дом,

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином… (Автобус)

  • Маленькие домики

По улице бегут.

Мальчиков и девочек

Домики везут. (Машины)

3. Работа по теме.

Воспитатель. Ребята, мы живем в селе, машин на дорогах встречаем немного, но иногда мы попадаем в большие города, где живет очень много людей, а по дорогам движется много легковых и грузовых автомашин, едут трамваи, автобусы. Но никто никому не мешает.

- Ребята, а почему в городе так происходит? (Это потому, что существуют четкие и строгие правила для водителей и пешеходов)

Воспитатель. Сегодня мы с вами будем говорить о правилах безопасного поведения на улицах. Скажите, а для чего нужны правила дорожного движения?

Ответы детей.

Воспитатель. Неприятности с уличным движением начались с тех пор, как  люди начали селиться в городах. Автомобилей тогда еще не было, по улицам ездили повозки на колесах, запряженные лошадьми и быками, но пешеходы и транспорт уже тогда мешали друг другу. В конце концов пешеходы и водители поделили улицу. Середину отдали машинам, это - проезжая часть или мостовая, а края пешеходам -тротуар. А чтобы на дороге был порядок, чтобы никто не ездил и не ходил как попало, разработали правила дорожного движения, обязательные для всех.

Для того чтобы ничего не случилось, есть строгие правила для водителей и пешеходов.

- Мы с вами кто? (пешеходы)

- Как называется часть дороги для пешеходов? (тротуар)

- Как называется часть улицы, где едут машины? (Проезжая часть, мостовая)

- Мы с вами будем гулять по тротуару, кем мы будем? (пешеходами)

- Скажите что шире дорога или тротуары? (Дорога)

- Для чего машинам широкие дороги? (Чтобы не мешать друг другу, можно было разъехаться)

- Какие машины ездят по улицам нашего города? (грузовые, легковые, пассажирские)

- А как можно одним словом назвать их (транспорт)

- Ребята, а кого называют пешеходом? (Человек, который находится на дороге).

- Кого называют водителем? (Человек, который управляет транспортом).

- Если человек ведёт коляску, кто он - пешеход или водитель? (Пешеход).

- А человек, который едет на коне? (Водитель).

- Что такое тротуар? (Дорожка для пешехода).

- Что такое мостовая? (Дорога для транспорта).

- По проезжей части движутся что …? (машины), а по тротуарам ходят кто…? (люди, пешеходы).

4. Проводится динамическая пауза в форме игры «Да и нет».

Правила. Если утверждение правильное, дети встают и трижды хлопают в ладоши, говоря: «Да, да, да!». Если утверждение неверное - дети садятся и говорят «Нет».
- Пешеход – это тот, кто двигается по улице пешком (Да)
- «Мостовая» - это название части улицы, по которой ходят пешеходы (Нет)
- «Мостовая» - это часть улицы, по которой двигается транспорт (Да)
- На нашей планете Земля есть только одна большая страна. (Нет)
- На нашей планете есть много разных стран. (Да)
- В каждой стране есть только один город. (Нет)
- В каждой стране есть много больших и маленьких городов. (Да)
- В каждом городе есть улицы. (Да)
- В любом городе есть пешеходы. (Да)
- В любом городе есть транспорт. (Да)

Даже самый маленький ребенок должен знать некоторые правила дорожного движения.

5.  Отгадайте загадку. Загадка о светофоре.

  • У дороги, словно в сказке,

На столбе живет трёхглазка.

Всё мигает и мигает,

Ни на миг не засыпает. (Светофор)

  • У него всегда три глаза,

Он не смотрит всеми сразу:

Два любых глазка прищурит,

А один не спит, дежурит.

Он глазами говорит:

«Можно ехать!», «Путь закрыт!»,

Иль «Внимание! Постой!».

Кто же этот постовой? (Светофор)

6. Работа по теме.

- Для чего нужен светофор?

- Какие цвета у светофора и что они обозначают?

Воспитатель. Совершенно верно.

Если свет зажёгся красный,

Значит, двигаться опасно,

Свет зелёный говорит,

 «Проходите путь открыт».

Светофоры горят не только для пешеходов, но и для водителей. Чаще всего на дороге стоят  2 светофора. Один для пешеходов, другой для водителей.

- Скажите, на какой свет машины едут, а на какой стоят?

- А можно переходить дорогу на красный свет, если нет машин? (нет)

Светофоры очень нужны на улице: ведь машины едут в разные стороны и людям надо переходить дорогу, а светофор своими огнями управляет движением. Его все должны слушаться.

Но светофоры ставят только на тех дорогах, где большое движение, а как же узнать, где можно переходить улицу.

- А в каком месте можно переходить дорогу? (где стоит светофор или знак «Пешеходный переход» с разметкой «зебра» на дороге).

- Что может случиться, если переходить дорогу в неположенном месте?

Ответы детей.

Воспитатель: Скажите мне, что обозначает красный свет?
Дети: Красный свет обозначает, что идти опасно.
Воспитатель: А что обозначает жёлтый свет?
Дети: А жёлтый обозначает, что надо приготовиться. Но переходить дорогу ещё нельзя.
Воспитатель: А что обозначает зелёный свет?
Дети: На зелёный свет можно переходить дорогу.


- Какие ещё знаки помогают пешеходу?

Ответ детей.

 Послушайте стихотворение:

Зебра в Африке живет,

Полосата очень,

Воду пьет, траву жует,

Порезвиться хочет

А на улице у нас,

Здесь на перекрестке

Точно зебра, в самый раз-

 Переход в полоску.

Этот переход обозначен широкими белыми полосками, которые расположены поперек дороги и называется он зебра. Переход дороги по зебре не исключает осторожности и внимательности. Зебра – не зелёный сигнал светофора.  Этот переход сделан для того, чтобы пешеходы видели, где переходить улицу, водитель транспорта мог заранее снизить скорость,  чтобы уступить дорогу. Поэтому пешеход встает у зебры и ждёт, когда машины уступят дорогу.

Воспитатель: Запомните, рассеянными на дороге быть нельзя!

Если свет зажёгся красный-

Значит, двигаться опасно.

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Полосатая дорожка

Безопасный наш маршрут

Ту дорогу не напрасно «Зеброю» зовут.

- Вот скажите, пожалуйста, ребята, если надо перейти через дорогу, а пешеходного перехода нет, то что же нам надо делать? (посмотреть налево и на право, убедиться, что машин нет и снова посмотреть налево, дойти до середины дороги, посмотреть на право)

-А дети могут сами переходить дорогу? (нет, только с помощью взрослого)


Давайте поиграем. Мальчики занимают проезжую часть, а девочки тротуар. Мальчики будут водителями на дороге, а девочки пешеходами. И посмотрим,  как же вы запомнили правила перехода дороги по зебре. По сигналу воспитателя мальчики начинаю движение по дороге. Девочки переходят дорогу по зебре.

Воспитатель. Где ещё можно переходить улицу? (подземный переход).

 Воспитатель. Мы с вами поговорили о важных правилах для пешеходов. А теперь поговорим, какие же правила поведения есть для пассажиров.

- А кто такие пассажиры?

- Какие виды пассажирского транспорта вы знаете? (автобус, маршрутное такси, троллейбус, трамвай)

Воспитатель.  Казалось бы, ничего сложного быть пассажиром нет, но на самом деле я часто вижу, что даже взрослые нарушают правила поведения для пассажиров. Вот, например, недавно я стояла на остановке и видела как люди, поджидая автобус (маршрутку), выходили на проезжую часть.

- Правильно ли они поступали? Как вы думаете. Почему?

Воспитатель.   Если кто-то из них упадет, автобус не успеет остановиться  он обязательно проедет ещё несколько метров и случиться беда. Поэтому нельзя выходить на проезжую часть.

«Запомните, ожидая автобус нельзя выходить на проезжую часть, а то машины могут сбить вас».

Воспитатель. Сейчас участились случаи, когда в пакеты, мягкие игрушки, коробки из под сока, могут заложить бомбу. Поэтому никогда не бери чужой пакет, если ты не знаешь, чей он, и обязательно скажи об этом взрослому. Это не только касается помещения, но и транспорта. Если ты увидишь на улице, в автобусе, маршрутке какой-нибудь предмет: коробку, сумку, свёрток, пакет — не трогай его. В нём может оказаться бомба.

«Запомните, нельзя брать незнакомые предметы».

Воспитатель. В этом случае надо вызвать полицию. Какой номер нужно набрать? (02)

Воспитатель.   Из- за того, что машина не  может остановиться мгновенно  случались несчастные случаи с детьми, когда они нарушали другое правило:  

«Не играй вблизи проезжей части».

- А теперь скажите мне: в какие игры можно играть на дороге?
Воспитатель. На дороге и около неё нельзя играть ни в какие игры, а нужно быть внимательными и осторожными, следить за движением транспорта.
Воспитатель. Есть очень много игр, в которые можно и интересно играть именно на улице. (Воспитатель берет мяч, ударяет его об пол несколько раз) Мне вот очень нравится игры с мячом… А вам? (Воспитатель подбрасывает и ловит мяч, а затем «случайно» не успевает поймать и мяч укатывается)
Ой!!! Дети, видите, как иногда бывает: мяч может укатиться… А если вы в этот момент находитесь рядом с дорогой, то он может укатиться на проезжую часть, по которой идут машины. Он лопнет, как только попадет под колесо одной из них. Но это не самое страшное. Самое страшное – если вы побежите ловить укатившийся мяч. Так вы сами можете попасть под машину. Поэтому – твёрдо запомните: играть с мячом на улице можно там, где есть ограждение. А если вдруг случилось, что игрушка попала на дорогу, ни в коем случае не кидайтесь за ней.  Пусть лучше под колесами машины пострадает игрушка, чем вы.

- Итак, можно ли выходить на дорогу, ожидая транспорт?

- Можно ли играть рядом с проезжей частью?

- Можно ли бежать за игрушкой на дорогу?

 -А когда вы вошли в транспорт, что нужно сделать, чтобы не упасть во время движения?

Воспитатель.  А еще в транспорте нельзя громко разговаривать, громко смеяться. Почему?

- Как мы будем заходить в автобус? По одному, не толкаясь.

Воспитатель. Верно.

- Что надо сделать пассажирам, войдя в автобус? Оплатить проезд

- Ребята, вы знаете правила поведения в транспорте?

- Чего нельзя делать?

Ответы детей:

- нельзя толкать других пассажиров

- не стой у двери, не мешай входить другим пассажирам.

- нельзя мусорить в транспорте.

- нельзя кричать.

- нельзя бегать, прыгать во время движения.

- нельзя ставать ногами на сиденье.

- во время движения надо крепко держаться за поручни.

Воспитатель. Запомните правила.

- А где вы гуляете с друзьями? Во дворе у дома.

- Почему нельзя уходить далеко от дома? Можно потеряться.

Воспитатель. Нельзя уходить гулять без разрешения, гуляя во дворе надо помнить правила, какие? Давайте вспомним.

Ответы детей:

- нельзя наступать на люки. Опасно, можно упасть.

- нельзя дразнить собак

- нельзя трогать чужие вещи

- не разговаривать и не брать угощения у незнакомых людей

 Воспитатель. Итак, и пешеходы, и пассажиры, и водители должны быть очень внимательными, чтобы не случилась беда.

- Где можно переходить улицу?

- Как нужно себя вести, в транспорте?

- Можно ли играть на дороге?

 

7. Итог занятия

– Чтобы не создавать угрозу своему здоровью и здоровью окружающих, в общественных местах надо соблюдать общепринятые правила поведения.

- Какие правила нужно выполнять, чтобы сохранить своё здоровье? (ПДД)

Я сейчас проверю, как вы будете соблюдать правила.

8. Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья!».

Я буду читать предложения, и если вы согласны со мной, то хором отвечаете: “ Это я, это я, это все мои друзья!”, а если не согласны, то молчите.

  • Кто из вас, когда спешит,

Перед транспортом бежит?.....

  • Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход? ( это я, это я...)‏

  • Знает кто, что красный свет-

Это значит- хода нет? ( это я, это я...)‏

  • Кто летит вперёд так скоро,

Что не видит светофора?.....

  • Знает кто, что свет зелёный

Это значит - путь открыт? (это я, это я...)‏

  • Кто, скажите, из трамвая

На дорогу выбегает?.....

  • Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой? ( это я, это я...)‏

  • Кто из вас в трамвае тесном

Уступает взрослым место? ( это я, это я...).

Дети, наше занятие сегодня закончено. Но, перед тем, как мы скажем друг другу «до свидания», я попрошу улыбнуться мне тех, кому понравилось и было интересно…