Краеведение
Тема: «Красная книга Крыма», «Знакомство с обитателями Черного моря»
Цель: формирование представлений об обитателях Черного моря.
Задачи:
Образовательные: Расширить знания детей о Черном море и его обитателях.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к животному миру Черного моря, желание заботиться о них, развивать любознательность.
Развивающие:
Активизировать речь детей
внимание;
усидчивость.
Словарная работа: штормит, моллюски, крабы, медузы, дельфин.
Рыба - балыкь
Материал: слайды с изображением морских обитателей медуз, дельфинов, рыб, рапанов, моря, бумага, краски, кисти, стаканчики с водой.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Воспитатель: Дети, нас ждет увлекательное путешествие, но что это за путешествие я, думаю, вы можете догадаться сами. Что это за карта?
Дети: Это наш Крым и наше Черное море.
Воспитатель: А кто знает, сколько морей в Крыму? Как они называются?
Дети отвечают фразой. Звучит шум моря.
Воспитатель: Послушайте внимательно, что это звучит, и может, кто-то уже догадался, какое нас ждет путешествие. Верно, путешествие по Черному морю, морское.
А кто знает, какая вода в море? (дети: соленая)
Воспитатель: Послушайте забавное стихотворение.
Кто же это подшутил,
Море, над тобою?
Пошалил и посолил
Море голубое?
Можно в нем воды набрать,
Да нельзя напиться:
Можно только полоскать
Рот морской водицей.
Видно, соль со всей земли
К морю притащили,
Взвесить точно не могли
И… пересолили!
Воспитатель: В хорошую погоду море теплое с неповторимыми красками, освежающими ласковыми брызгами.
На море приезжают тысячи людей.
- Как вы думаете зачем? (Отдохнуть, укрепить свое здоровье).
- Чем привлекает их наше Черное море? (золотыми песчаными пляжами, теплой водой, ослепительным блеском солнца. Море лечит людей, оздоравливает их и т.д.).
Но не только этим знаменито море. В морских глубинах его обитает великое множество живых существ.
- Кто же знает, какие это животные? (дети перечисляют: рыб, крабов, дельфинов, моллюсков, водоросли).
Воспитатель: Молодцы! А чем полезны морю медузы, крабы, мидии (они фильтруют воду).
Назовите самых крупных обитателей Черного моря (Дельфины, они добрые и умные)
Воспитатель: Давайте рассмотрим морских обитателей . Показ иллюстраций с пояснениями. Объясняю практическую пользу, которую приносят обитатели Черного моря человеку.
Воспитатель: А теперь ребята нам немного нужно отдохнуть.
Физкульминутка
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
- Кто скажет, какую еще пользу приносит море человеку? (ответы детей).
Ответы дополняю, постоянно. Воды Черного моря бороздят: пассажирские пароходы, грузовые баржи, прогулочные катера. Множество городов связывает Черное море. По Черному морю проходит водная граница нашей Родины, охраняемая моряками – пограничниками на пограничных катерах.
Д\И «Кто живет в море»
- А в воде живёт индюк? Нет.
- А в воде живёт утюг? Нет.
- Ну, а корка от арбуза? Нет.
- А вообще живёт медуза? Да.
- А большие мандарины? Нет.
- В Чёрном море есть дельфины? Да.
- Рыбы в нашем море есть? Да.
- Крокодилов в нём не счесть? Нет.
- Дети плещутся в воде? Да.
- Вместе с птицами в гнезде? Нет.
Воспитатель: Молодцы. Мне не удалось вас запутать, и вы поняли, что море для морских обитателей - это родной дом, а для того чтобы оно всегда оставалось чистым и гостеприимным, мусор в него бросать нельзя!
Не только взрослые, но и дети должны бережно относиться к окружающей нас природе. Вы, наверное, замечали на лужах масляные пятна. Откуда они? Часто люди проливают в лужи, канавы бензин, керосин, техническое масло. А бывает, что бензин, керосин, техническое масло, нефть попадают в воды рек, морей и океанов. Чем же вредны эти радужные масляные пятна? Давайте проведем следующие опыты.
О
ПЫТ № 1
В нашей банке плавает рыбка. Она дышит воздухом, который растворен в воде. Но вот мы налили в банку слой бензина. Что же произошло с нашей рыбкой? Она еще немножко поплавала и умерла. Почему? Дело в том, что бензин, керосин или нефть не пропускают воздух, и рыбке стало нечем дышать, она задохнулась. Кроме того, вода со слоем бензина может даже гореть. Обычная, чистая вода горит? Нет. А такая вода горит.
Вот именно поэтому нельзя разливать бензин, керосин, масло и нефть, ведь живущие в лужах червячки, живущие в реках, морях и океанах животные могут погибнуть от нехватки воздуха.
Наверняка, кто-то из вас выкидывал полиэтиленовые пакеты и пластиковые бутылки на улицу, в канаву, в кусты. Можно ли это делать? Конечно, нельзя. А почему? Во-первых, это просто некрасиво, а во-вторых, это губит природу.
ОПЫТ №2
Вы
видите огонек. Он живой, он танцует, пляшет, дышит воздухом. А теперь этот живой огонек закроем пластиковым пакетом или бутылкой. Что случилось с огоньком? Он умер. Ему не хватило воздуха для дыхания. Точно так же от нехватки воздуха под разбросанными пакетами и бутылками могут погибнуть травинки, цветочки, насекомые.
Яркое солнце, золотой песок, прозрачная морская вода, свежий утренний и вечерний бриз, ласковые волны, дельфины и чайки - все это приходит в голову, когда думаешь о Черном море. Черное море - это замечательный летний и зимний отдых с широкими возможностями для оздоровления, благодаря мягкому климату и природным лечебным факторам. Я считаю что, если каждый человек будет соблюдать чистоту в своем дворе, в лесу, где гуляет, на предприятии, на котором работает, насколько изменится все вокруг! Я надеюсь, что люди одумаются, перестанут разрушать землю, на которой живут и поймут, что наша планета существует не для одноразового использования
Итог занятия:
- Вот и закончилось наше путешествие по полуострову Крым.
-Что нового на сегодняшнем занятии вы узнали о нашем Черном море?
-Почему надо беречь природу?
2