СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Байкал. Животные Прибайкалья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с окружающим миром 

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Байкал. Животные Прибайкалья»»

Конспект

Ознакомление с окружающим миром

подготовительная группа


Тема: «Байкал. Животные Прибайкалья»

Цель: Развивать познавательный интерес к озеру Байкал, изучению фауны Прибайкалья.

Задачи:

  • закрепить представления детей о богатейшем и самом большом пресноводном озере Байкал

  • обобщать знания о животном мире озера и сибирского края

  • развивать наблюдательность, эстетическое восприятие природы, способность замечать красоту природы;

  • развивать умение отгадывать загадки;

  • воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Предварительная работа:

  • Беседы об озере Байкал, его обитателях.

  • Просмотр документальных фильмов: «Животный мир Байкала», рассматривание иллюстраций

  • Материалы и оборудование: стулья, столы, мультимедийная установка, карточки с правилами поведения в лесу и на озере


Ход занятия.

Отгадайте загадку.

Посреди поля лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зеленая.

Молодые березки свои

Перед ним поправляют прически.

И месяц, и звезды в нем отражаются.

Как это зеркало называется? ОЗЕРО

-Ребята, давайте закроем глазки и представим себе, что мы стоим на берегу озера (звучит музыка: шум прибоя). Плещут волны, слышно как они ударяются о камни, разбиваются на мелкие брызги и тихонько откатываются назад. Ярко светит солнышко, его тёплые лучи ласкают наши лица, яркими бликами играют на воде. Откроем глазки (музыку выключить).

-Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на берег самого большого озера нашей Родины. В восточной части Иркутской области, на границе с Бурятией находится удивительное, в виде гигантского полумесяца – озеро Байкал, самое глубокое на Земле и самое древнее по происхождению. Поэтому и называют его жемчужиной Сибири.

1 слайд

Мы с вами на берегу озера Байкал.

- Что означает слово «Байкал»? (В переводе с бурятского «Бай-куль» - богатое озеро).

-Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. Край, где расположен Байкал, называют Прибайкалье. Байкал – самое древнее озеро на планете.

2 слайд

Озеро Байкал имеет самую чистую прозрачную воду. В Байкале очень большие запасы пресной воды.

- Как вы думаете, что помогает ему пополнять свои запасы?

Ответы детей: подземные источники, реки, осадки.

Именно реки являются основным источником пополнения пресной воды.

3 слайд

В Байкал впадает 336 постоянных рек и ручьев. Самые большие реки – это Селенга и Верхняя Ангара. И лишь единственная река Ангара вытекает из озера (нажать на кнопку 2 раза). Хотите знать, почему так происходит?

Одна из древнейших легенд гласит, что в очень давние времена в этих местах жил суровый могучий седой богатырь Байкал. Не было во всей стране равного ему по силе и богатству. Была у Байкала единственная дочь — Ангара. Первой красавицей она слыла во всём свете, красивее её не было на земле. Днём она светла — светлее неба, ночью темна — темнее тучи. Очень сильно любил свою дочь Байкал, но был строг к ней и часто держал её взаперти, в недоступных глубинах. Часто-часто тосковала красавица Ангара, думая о воле…

Однажды прилетела на берег чайка, села на один из утёсов и стала рассказывать речкам и речушкам о житье-бытье в богатых далёких степях. Рассказывала она им о самом сильном и красивом богатыре Енисее. Полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею.

Вдруг проснулся старик Байкал: что-то недоброе увидел он во сне. Соскочил — испугался. Кругом шум, треск. Понял Байкал, что случилось, рассвирепел. И поднялась буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от злости небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось море-богатырь. Выбежал из дворца могучий Байкал, ударил по седой горе, отломил от берега целый утёс и с проклятием бросил его вслед убегающей дочери, надеясь закрыть ей проход.

Но поздно. Ангара была уже далеко. А камень так и лежит с тех пор на том месте, где прорвала утёсы Ангара.

Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман- камнем (4слайд)

Вода в озере очень холодная. Даже летом не каждый рискнет искупаться в холодной воде. Как вы думаете, почему она такая холодная?

Ответы детей: потому что озеро глубокое и вода не прогревается полностью.

Однако, несмотря на это в озере обитает более 1000 видов разнообразных животных и растений, которые приспособились к жизни в холодной воде. Их так и называют – холодолюбивые.

Как вы думаете, кто является основным обитателем водной среды? Ответы детей: рыбы, моллюски, рачки, водоросли.

5 слайд

В Байкале обнаружено много видов рыбы: омуль, сиг, щука, таймень, осетр, хариус, сорога, окунь, налим, сом и многие другие.

6 слайд

Что за рыбка-невеличка

Меньше вашей рукавички?

Жаль, на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает (голомянка).

Голомянка – это чудо Байкала. Эта рыбка будто бы стеклянная. Большую часть жизни голомянка проводит на больших глубинах, куда свет не проникает и глаза ей, казалось бы, не нужны. Но довольно продолжительное время она находится и в освещённой зоне, где добывает себе пищу, охотясь за планктонными организмами, и здесь ей глаза необходимы.

Голомянка красивая рыба. Она бледно- розового цвета с отливающими всеми цветами радуги перламутровыми бликами. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. Тело голомянки голое, без чешуи.

Голомянка холодолюбивая рыба, живёт на больших глубинах. Она не мечет икру, а производит на свет живых мальков.

7 слайд

А вот это рыба-омуль, которая обитает только в Байкале. Именно омуль по-настоящему прославила озеро. Омуль означает «странствующий сиг». И недаром его так прозвали. В конце лета омуль собирается в косяки и идет на нерест, т. е. откладывать икру. При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния.

Когда из икры появятся мальки, они начинают путь обратно в озеро. Большинство мальков погибает во время путешествия. Те же, которые благополучно вернулись, растут и развиваются, чтобы затем самим дать потомство.

8 слайд

А вот еще плывет рыбка. Вы ее узнали?

Ответы детей: (Щука )


9 слайд

И ещё одна рыба, которую вы все знаете. Его можно узнать по красным плавникам. (Окунь)

10 слайд

А это рыбка – хариус. Хариус узнают по крупным и ярким спинным плавникам. Наверное, они помогают этой рыбе, охотясь за летающими насекомыми, выпрыгивать из воды на высоту до полуметра.

Это очень проворная и живая рыбка. Большая скорость передвижения позволяет ей успешно охотиться за летающими насекомыми и мелкими рыбешками. Но обычно хариус - это домосед. Он может целый день стоять на одном месте, где быстрое течение, - так ему легче высматривать добычу. Днем рыба хариус выбирает более глубокие места, прячась в траве и за камнями. Зимует он в глубоких ямах. Откладывает икру хариус на мелководье. После того как отложит икру, хариус отправляется домой. И больше уже не путешествует.

11 слайд

Байкальская нерпа - единственный в мире вид тюленя, который живёт в пресной воде, и единственный представитель млекопитающих в Байкале.

Нерпа – довольно крупное животное. Верх тела буровато-серый, с серебристым оттенком, низ несколько светлее. У нерп довольно толстый подкожный слой жира, который помогает беречься от холода и длительное время обходиться без пищи.

Нерпа очень осторожна и ее не всегда удается увидеть. Это симпатичное животное можно наблюдать весной в апреле-мае, когда нерпа выходит на лед понежиться на солнышке. Всю зиму она проводит подо льдом, дыша через отдушины-продухи - отверстия, проделанные нерпой во льду, которые разгребает когтями передних конечностей.

Примерно в середине марта в снежном логове на льду появляются нерпята. Рождается чаще всего один нерпенок, но известны случаи рождения двух и даже трех-четырех детенышей. У малышей мех белого цвета- за что их прозвали бельками, это позволяет оставаться малышам незаметными на снегу. В этот период нерпята кормятся молоком матери и в воду не ныряют, а лежат в логове. А в 2-3 месяца с переходом на самостоятельное питание рыбой нерпята начинают линять и приобретают серебристо-серую окраску. К этому моменту они уже способны самостоятельно нырять и оставаться под водой длительное время.

Естественными врагами нерпят являются черные вороны и орланы – белохвосты.

Нерпа питается непромысловой рыбой (голомянка, бычок). Нерпа спит в воде. Сон у нее такой крепкий, что подплывающие к ней аквалангисты, прикасались и даже переворачивали её, но нерпа продолжала спать.

У нерпы ценится шкура, идущая на меховые изделия. Добыча нерпы строго ограничена. Она занесена в Красную книгу.

Нерпа и голомянка, живут только в озере Байкал. Больше их нигде не найти. Это эндемики-то есть такие виды животных и растений, которые встречаются только в определённом районе.

12 слайд

Озеро Байкал со всех сторон окружено горами. Горы Байкала покрыты тайгой, где водятся разные животные. Ребята, а вы знаете, что такое тайга (ответы детей). Тайга- это густой лес, состоящий из хвойных деревьев.

Отгадайте загадки про животных, обитающих в Прибайкалье.

(13,14, 15, 16, 17, 18. слайды

с изображением животных тайги и Байкала)

Игра «Кто лишний» ( На карточках с изображением животных Прибайкалья дети должны выбрать лишних животных из других мест обитания)

19 слайд

А еще очень много птиц живет в Прибайкалье. Чайка

20 слайд

Степной орел. Эта птица одна из самых полезных в России. Степной орел внесен в Красную книгу России.

21 слайд

Лебедь-кликун крупная водоплавающая птица, размером гораздо больше гуся, с полностью белым (у взрослых) оперением. Они тоже занесены в Красную книгу.

Игра «Кого не стало»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

Говорят что, кто хоть раз побывал на Байкале, запомнит его навсегда. Он дарит людям радость общения с прекрасной сибирской природой. Хорошо подышать его чистым воздухом, испить студёной байкальской воды. Это уникальное творение природы, национальное сокровище и гордость России.

Ребята, что мы можем сделать, чтобы в Байкале не перестали водиться различные животные, рыбы и растения? Чтобы природа всегда радовала нас своей красотой?

Игра-ситуация (картинки с правилами поведения на природе).

Надо выбрать карточки с изображением ситуации, что нельзя делать в природе.

Если мы будем беречь и охранять природу, то она будет радовать нас красотой растений и животных, чистотой неба, прозрачностью воды. Давайте будем беречь голубую жемчужину под названием «Байкал».