Конспект на тему по познавательному развитию «Весна».
Цель: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время;
- совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы;
- формировать реалистическое представление об окружающей нас природе.
Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление;
- активизировать словарь по данной теме.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за родную природу;
- воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать.
Материал: иллюстрации с явлениями природы, картинки с изображением отгадок; аудиозапись «Музыка весеннего леса»; конверты с заданиями.
Предварительная работа: наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке; рассматривание иллюстраций по теме; чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», стихотворения А. Плещеева «Весна», Ф. Тютчева «Зима недаром злится…».
Ход ООД
1. Организационный момент
В: Сегодня я приготовила для вас несколько интересных заданий. И справится с ними смогут самые внимательные, наблюдательные. Вы готовы проверить себя?
Д: Да.
В: Отгадаете мою загадку, и вы узнаете, о чём мы с вами сегодня поговорим. (Звучит тихо «Музыка весеннего леса»)
Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень – листьям, нам – тепло,
Волшебство – чтоб всё цвело.
Вслед ей прилетели птицы –
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица …
Д: Весна.
В: Правильно! Сегодня мы поговорим о весне.
2. Основная часть
В: И первое задание называется«Назови правильно»
Назовите приметы весны.
Д: Весной природа просыпается; солнышко ярко светит и начинает пригревать; тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки; на крышах появились сосульки; дни становятся длиннее, а ночи короче; на деревьях набухли почки и проклюнулись листочки; появилась первая травка; расцвели подснежники; скоро прилетят первые перелётные птицы из жарких стран; проснулись насекомые; поднялись после зимней спячки дикие животные; люди сняли тёплую зимнюю одежду.
В: Перечислите весенние месяцы.
Дети: Март, Апрель, Май.
В: Какой сейчас месяц?
Дети: Март.
В. Вы правильно ответили на вопросы. Второе задание – конверт: «Отгадайте загадки»
(В конверте лежат картинки с отгадками. Картинку с отгадкой на мольберте или на магнитной доске.)
Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька.)
Ой, беда! Ой, беда! Тает снег кругом вода.
Не наденешь валенки, на снегу … (Проталинки.)
Синяя сосулька плачет, но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель: КАП-КАП-КАП – звенит … (Капель.)
В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдёт и всех разбудит. (Солнце.)
Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый … (Ручей.)
Тает, тает белый снег,
Мишка не зевай!
Ведь вода из полных рек
Льётся через край.
Может затопить берлогу,
Деревеньку и дорогу. (Половодье, паводок.)
Солнце пригревает,
Лёд на речке треснул.
Речка зашумела,
Льдины подгоняет.
Как это явление
Весною называют? (Ледоход.)
В: Какие вы молодцы! Следующее третье задание «Найди ошибку»
В: Я сейчас прочитаю вам предложение, вы должны найти в нём ошибку и исправить предложение.
Пригрело солнце, потому что тает снег.
Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
Наступила весна, потому что прилетели грачи.
Пришла весна, потому что пробудился медведь.
- Молодцы! А теперь найдите лишнее слово и объясните, почему вы так считаете?
Капель, проталина, урожай, сосулька.
Подснежник, весна, листопад, грач.
Таять, капать, набухать, заготавливать.
Март, апрель, декабрь, май.
В: Четвертое задание «Отгадай загадки»
Скажите, кто помнит, как одним словом назвать растения, цветущие весной?
Д: Первоцветы.
В: Правильно. Первоцветы - это многолетние растения, т.е. такие, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются. Отгадайте загадки о весенних цветах.
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник.)
Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш.)
Он цветочный принц-поэт,
В шляпу жёлтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам. (Нарцисс.)
Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан
Нежный, бархатный. (Тюльпан.)
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк. (Одуванчик.)
Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твёрдыми, холодными,
То мягкими и тёплыми. (Мать и мачеха.)
Назовите дерево, которое уже цветёт, но листьев ещё не имеет? (Верба.)
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нём, ни окон
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут. (Гнездо.)
На дворе весна гуляет
Скоро бурый снег растает.
Там и тут бегут ручьи.
Гнёзда делают. (Грачи.)
В: Какие птицы возвращаются весной? Как назвать этих птиц одним словом? Чем заняты птицы весной? Для чего им нужны гнёзда?
В: Вас ждет пятое задание «Прилетели птицы»
Сейчас немного поиграем. Вставайте свободно. Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы, зайцы и лисицы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи.
Аисты, кукушки, совы и ватрушки.
Лебеди и утки. Спасибо шутке!
В: Молодцы! Рассаживайтесь по своим местам. И ответьте на мои вопросы. А что происходит у зверей весной?
Д: Рождаются детёныши.
В:Верно, шестое задание это игра «Назови детёнышей»
В: Давайте назовём детёнышей животных.
Кто детёныш у волчицы? (волчонок). У ежихи? (ежонок). У лисицы? У медведицы? У зайчихи? У белки? У мышки? У бобрихи? У барсучихи? У лосихи?
- Отлично справились. А теперь давайте немного отдохнём.
Физкультминутка «Мишка»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна, (Потягивания, руки вверх.)
К нам опять пришла весна. (Удивиться, опустить руки вниз.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой.)
Наклонился взад-вперёд. (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт. (Ходьба на месте.)
Ищет мишка корешки (Коснуться правой рукой левой ступни.)
И трухлявые пеньки. (Коснуться левой рукой правой ступни.)
В них съедобные личинки (Коснуться правой рукой левой ступни.)
Для медведя - витаминки. (Коснуться левой рукой правой ступни.)
Наконец медведь наелся (Погладить живот.)
И на брёвнышко уселся. (Дети садятся.)
В: Седьмое задание «Так или не так?»
Послушайте маленькие рассказы о том, что произошло с ребятами. И скажите, правильно ли они поступили? Если так нельзя, то как надо поступить?
1 ситуация.
Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
- Ой, посмотри, что я нашла. Гнёздышко!
- А в нём яичко!
- Может возьмём его домой и у нас будет птенчик.
- Мы будем заботиться о нём.
Девочки взяли яичко с собой.
Правильно ли девочки поступили?
Д: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.
2 ситуация.
Две сестрёнки гуляли по лесу.
- Какой красивый цветок! Интересно как он называется?
- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
- Давай сорвём его и отнесём маме!
Девочки сорвали цветок и пошли домой.
Правильно ли поступили девочки?
Д: Ландыши занесены в красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.
3 ситуация.
Мальчик шёл по лесной тропинке, увидел ёжика и решил взять его домой.
Правильно ли поступил мальчик?
Д: Диких животных нельзя забирать домой. В неволе они могут погибнуть.
4 ситуация.
После дождя дети пошли гулять во двор.
- Посмотри, сколько червячков!
- Давай соберём их и девчонок испугаем!
Собирают червяков в банку, закрывают банку крышкой.
- Пойдём, посмотрим, где девчонки!
Оставляют банку с червями закрытой.
Правильно ли поступили ребята?
Д: Червей собирать нельзя. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений. А ещё ими питаются некоторые животные и птицы.
В: Восьмое задание «Назови одним словом» Оно последнее . Ответьте на вопросы одним словом.
Каким словом называют птиц, которые у нас зимуют? (Зимующие.)
Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (Насекомые.)
Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (Птицы.)
У какого дерева белый ствол? (Берёзы.)
Как называется дом муравьёв? (Муравейник.)
Сколько ног у жука? (Шесть.)
Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (Кукушка.)
Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)
У какого зверя есть иголки? (У ежа.)
Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.)
Сколько ног у паука? (Восемь.)
Чем в основном питаются перелётные птицы? (Насекомыми.)
Какая птица лечит деревья? (Дятел.)
Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)
Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)
Кто в лесу плетёт паутину? (Паук.)
У какого насекомого крылышки красные с чёрными точками? (У божьей коровки.)
Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)
3. Итог. Рефлексия
В: Молодцы! Со всеми заданиями вы замечательно справились. О чём мы сегодня говорили на занятии?
Д: О весне, о приметах весны, отгадывали загадки и т.д.