Конспект
открытого фронтального занятия
в подготовительной логопедической группе
по обучению грамоте
«Путешествие в Букваринск»
Программные задачи:
Развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.
Упражнять детей в умении составлять слоги, слова из букв.
Закрепить знания детей о предлоге, как об отдельном слове; упражнять детей в умении составлять простое предложение с предлогом, опираясь на его схему, по опорным картинкам.
Развивать зрительное восприятие (формирование буквенного гнозиса - умение узнавать и называть буквы, написанные разным шрифтом); тактильные ощущения.
Развивать пространственную ориентировку; координацию движений.
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, воображение, фантазию.
Продолжать воспитывать интерес к занятию.
Оборудование:
плакат с изображением букв, указки, конверт с письмом, изображение больших букв, мешочек с буквами, сделанных из различных материалов, панно, кубик с изображением букв, ширма, фланелеграф, «лепестки» с предметными картинками, «сердцевинки» с изображением букв О, У, цветные карандаши, индивидуальные карточки, изображение «лужи», схемы предлогов НА, ПОД, В; предметные картинки.
Ход занятия:
Организационный момент.
«Ребята, посмотрите, на этом плакате изображены знакомые нам буквы. Но они напечатаны и написаны необычно. Давайте попробуем их назвать.
(на плакате напечатаны и написаны изученные ранее детьми буквы (А, О, У, М, Х, П) разным шрифтом. Дети, показывая указкой на букву, называют ее.)
- Буквы очень довольны, что вы их узнали и оставили для вас письмо.
« Дорогие ребята! Пишут вам буквы. Мы приглашаем вас к себе в гости в город Букваринск. Поскорее приезжайте, мы будем вас ждать.
До свиданья! Ваши знакомые буквы»
- Дети, мы принимаем приглашение? А какие буквы мы с вами уже знаем? Как вы думаете, почему так называется город – «Букваринск»? (город называется так потому, что буквы «живут» в букваре). Скажите этот город сказочный или настоящий? Тогда и мы как в сказке перенесемся туда.
- Закрываем глаза, представляем, что мы с вами птицы, взлетаем высоко – высоко, поднимаемся на носочки, поднимаем руки вверх, потянулись, опускаемся на пяточки, машем «крыльями и летим» (эмитация движений). Вот и город Букваринск, приземляемся, приседаем и открываем глаза.
(в это время звучит тихая, спокойная музыка)
Домик буквы «А».
- Вот мы с вами и оказались в городе Букваринске. В нем у каждой буквы есть свой домик. Как вы думаете, к какой букве мы пойдем в первую очередь? (к букве А). А почему? (это буква первая ф алфавите). Вот и ее дом.
(над доской изображение буквы А, на стуле лежит мешочек, дети присаживаются на стульчики)
Друзья, посмотрите, какой чудесный мешочек, в нем лежат буквы. Буква А приготовила нам задания. Вам необходимо определить на ощупь эти буквы.
(дети определяют на ощупь буквы, называют их и выставляют на наборное полотно).
Молодцы! Вы правильно отгадали и назвали все буквы. Давайте составим из них слоги и слова. (дети составляют слоги и небольшие слова). Нам пора отправляться в гости к следующей букве. А поможет нам определить к какой букве, вот этот кубик (дети проговаривают речевку, логопед вращает кубик и выбирает букву.)
«Раз, два, три - кубик поверни, букву покажи»
Домик буквы «О»
Мы идем в гости к букве «О». (из – за ширмы появляется изображение буквы «О», раздается плач)
Буква «О» : Ох, ох, ох.
- Буква «О» , что случилось?
Буква «О»: Ребята, я составляла цветы из лепестков, вдруг подул ветер и все мои лепестки разлетелись. Где теперь их искать даже не знаю.
- Друзья, давайте поможем букве, найдем ей все лепестки. Только пусть каждый найдет по одному лепестку. (дети находят лепестки и садятся на стульчики) Ребята, давайте составим цветы из этих лепестков. Вам необходимо определить какой гласный звук есть в названии предмета, изображенного на лепестке и прикрепить к сердцевине цветка с нужной буквой. Если у вас в слове гласный звук «У», тот вы прикрепляете лепесток к сердцевине с буквой «У».
(на фланелеграфе прикреплены сердцевинки цветов с буквами У, О; дети выходят и прикрепляют соответствующие лепестки)
А теперь проверим правильно ли вы составили цветы. Каждый произносит свое слово, четко выделяя гласный звук. Молодцы! Все цветы вы сложили верно.
Буква «О»: Большое вам спасибо ребята!
- Дети, а сколько слогов было в каждом из этих слов? (один слог) почему один слог? (дети вспоминают правило о слогообразующей роли гласных звуков). Давайте на прощание порадуем букву «О» и придумаем слова с двумя, с тремя слогами (дети придумывают слова и прощаются с буквой «О», выбирают с помощью кубика следующую букву).
4. Домик буквы «М».
- Ребята, буква М – озорная буква. Она предлагает нам немного пофантазировать. Представим, что мы мишки.
Физминутка «Мишки».
Мама мишек будит рано (пальцы обеих рук расставлены, дети
совершают покачивающиеся движения
туловищем из стороны в сторону)
Не встают они с дивана. (удивительно приподнимают брови, плечи)
- Эй, большак! Вставай скорей! (движения большими пальцами (сгибать
и разгибать))
Ждут друзья уж у дверей! (руки вытягивают вперед, ладошками вверх)
- Ну, а ты лентяй Указка! (большой и указательный пальцы ритмично
касаются друг друга)
У тебя засохла краска! (изобразить руками ведро)
Вы должны с Середником (большой и средний пальцы ритмично
касаются друг друга)
побелить амбар и дом. (плавные движения кистями рук,
как кисточкой, сверху – вниз, снизу – вверх)
Безымянный, мой бедняжка! (большой и безымянный пальцы
Знаю болен был ты тяжко. ритмично касаются друг друга)
Пожалею я тебя, (поглаживание ладошек)
полежи еще два дня. (руки по щечку – «сон»)
- Ты мизинчик – малышок, (большой палец и мизинец ритмично
касаются друг друга)
Роста у тебя вершок. (дети приседают)
Но зато проказ и драк (дети встают, держатся руками
сосчитать нельзя никак! за голову и качают ею).
Буква «М» очень любит выполнять разные задания. Вот и вам она тоже приготовила несколько заданий. (дети садятся на стульчики):
Вам необходимо найти букву «М» в слогах, словах, напечатанных на карточках, и обвести ее в кружок желтым карандашом.
Одна из любимых игрушек буквы «М» - это мяч. Найдите на большом листе мяч. Закрасьте игрушку, которая находится слева от мяча зеленым карандашом, а игрушку, которая находится справа от мяча – синим карандашом. А теперь, закрасьте игрушку, я находится которая находится сверху от мяча желтым карандашом, а игрушку, которая находится снизу – красным карандашом.
Молодцы! Все справились с заданием верно. Отправляемся дальше.
(дети с помощью речевки и кубика выбирают следующую букву)
5.Домик буквы «Х»
Друзья, пока мы гостили у буквы «М», на улице появились лужи . Почему? (прошел дождь). Посмотрите какие большие лужи. Почему они такие большие? (прошел сильный дождь). Как же тогда мы с вами сможем подойти к домику буквы «Х»?
(звучит музыка, появляется «Дождик»)
- Здравствуйте ребята!
- Здравствуйте, а вы кто?
- Я загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать , тогда и узнаете.
Я длиннющий, я большущий
Я от тучи до земли…
Я иду все пуще, пуще
Чтоб грибы скорей росли.
Кто же я?
- Так это из-за тебя такие большие лужи?
- Да, из –за меня. Я тоже решил с вами поиграть в игру «Цепочка слов». Вы знаете эту игру? (да). Кто сможет продолжить цепочку слов, тот может смело перепрыгивать через лужу. Первое слово я предлагаю – «ЛУЖА».
(дети придумывают слова, перепрыгивают через «лужу»)
Молодцы! Все справились с заданием. А мне пора. До свидания!
(звучит музыка, «Дождик» уходит)
Вот мы и у домика буквы «Х». (дети присаживаются на стульчики)
Ребята, посмотрите, здесь какие – то схемы. Кто из вас подскажет. Это схемы чего? (схемы «маленьких» слов). Правильно, давайте назовем эти «маленькие» слова. (НА, ПОД, В).
Я предлагаю вам составить предложения по картинкам с одним из «маленьких» слов. (дети придумывают предложения).
6. Домик буквы «П»
Ребята, давайте зайдем еще к одной букве в гости. (дети с помощью речевки и кубика выбирают букву «П»)
Вот домик буквы «П». Она приготовила нам подарки на память – картинки. Вы должны назвать первый звук в слове и тогда заберете картинку.
7.Итог занятия.
- Дети, нам пора возвращаться в детский сад. В гостях хорошо, а дома лучше.
Закрыли глаза, представьте, что мы летим на воздушном шаре, поднимаемся на носочках вверх, соединяем руки в круг, опускаемся на пяточки, дует ветер, шар летит, приземляемся и открываем глаза.
(звучит медленная, спокойная музыка)
Вот мы и вернулись в детский сад. Давайте вспомним, где мы побывали и, что вам больше всего запомнилось или понравилось?
5