СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте " Путешествие в Букваринск"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект занятия в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте " Путешествие в Букваринск"

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте " Путешествие в Букваринск"»


Конспект

открытого фронтального занятия

в подготовительной логопедической группе

по обучению грамоте

«Путешествие в Букваринск»



Программные задачи:

  1. Развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

  2. Упражнять детей в умении составлять слоги, слова из букв.

  3. Закрепить знания детей о предлоге, как об отдельном слове; упражнять детей в умении составлять простое предложение с предлогом, опираясь на его схему, по опорным картинкам.

  4. Развивать зрительное восприятие (формирование буквенного гнозиса - умение узнавать и называть буквы, написанные разным шрифтом); тактильные ощущения.

  5. Развивать пространственную ориентировку; координацию движений.

  6. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, воображение, фантазию.

  7. Продолжать воспитывать интерес к занятию.

Оборудование:

плакат с изображением букв, указки, конверт с письмом, изображение больших букв, мешочек с буквами, сделанных из различных материалов, панно, кубик с изображением букв, ширма, фланелеграф, «лепестки» с предметными картинками, «сердцевинки» с изображением букв О, У, цветные карандаши, индивидуальные карточки, изображение «лужи», схемы предлогов НА, ПОД, В; предметные картинки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

«Ребята, посмотрите, на этом плакате изображены знакомые нам буквы. Но они напечатаны и написаны необычно. Давайте попробуем их назвать.

(на плакате напечатаны и написаны изученные ранее детьми буквы (А, О, У, М, Х, П) разным шрифтом. Дети, показывая указкой на букву, называют ее.)

- Буквы очень довольны, что вы их узнали и оставили для вас письмо.

« Дорогие ребята! Пишут вам буквы. Мы приглашаем вас к себе в гости в город Букваринск. Поскорее приезжайте, мы будем вас ждать.

До свиданья! Ваши знакомые буквы»

- Дети, мы принимаем приглашение? А какие буквы мы с вами уже знаем? Как вы думаете, почему так называется город – «Букваринск»? (город называется так потому, что буквы «живут» в букваре). Скажите этот город сказочный или настоящий? Тогда и мы как в сказке перенесемся туда.

- Закрываем глаза, представляем, что мы с вами птицы, взлетаем высоко – высоко, поднимаемся на носочки, поднимаем руки вверх, потянулись, опускаемся на пяточки, машем «крыльями и летим» (эмитация движений). Вот и город Букваринск, приземляемся, приседаем и открываем глаза.

(в это время звучит тихая, спокойная музыка)

  1. Домик буквы «А».

- Вот мы с вами и оказались в городе Букваринске. В нем у каждой буквы есть свой домик. Как вы думаете, к какой букве мы пойдем в первую очередь? (к букве А). А почему? (это буква первая ф алфавите). Вот и ее дом.

(над доской изображение буквы А, на стуле лежит мешочек, дети присаживаются на стульчики)

Друзья, посмотрите, какой чудесный мешочек, в нем лежат буквы. Буква А приготовила нам задания. Вам необходимо определить на ощупь эти буквы.

(дети определяют на ощупь буквы, называют их и выставляют на наборное полотно).

Молодцы! Вы правильно отгадали и назвали все буквы. Давайте составим из них слоги и слова. (дети составляют слоги и небольшие слова). Нам пора отправляться в гости к следующей букве. А поможет нам определить к какой букве, вот этот кубик (дети проговаривают речевку, логопед вращает кубик и выбирает букву.)

«Раз, два, три - кубик поверни, букву покажи»

  1. Домик буквы «О»

Мы идем в гости к букве «О». (из – за ширмы появляется изображение буквы «О», раздается плач)

Буква «О» : Ох, ох, ох.

- Буква «О» , что случилось?

Буква «О»: Ребята, я составляла цветы из лепестков, вдруг подул ветер и все мои лепестки разлетелись. Где теперь их искать даже не знаю.

- Друзья, давайте поможем букве, найдем ей все лепестки. Только пусть каждый найдет по одному лепестку. (дети находят лепестки и садятся на стульчики) Ребята, давайте составим цветы из этих лепестков. Вам необходимо определить какой гласный звук есть в названии предмета, изображенного на лепестке и прикрепить к сердцевине цветка с нужной буквой. Если у вас в слове гласный звук «У», тот вы прикрепляете лепесток к сердцевине с буквой «У».

(на фланелеграфе прикреплены сердцевинки цветов с буквами У, О; дети выходят и прикрепляют соответствующие лепестки)

А теперь проверим правильно ли вы составили цветы. Каждый произносит свое слово, четко выделяя гласный звук. Молодцы! Все цветы вы сложили верно.

Буква «О»: Большое вам спасибо ребята!

- Дети, а сколько слогов было в каждом из этих слов? (один слог) почему один слог? (дети вспоминают правило о слогообразующей роли гласных звуков). Давайте на прощание порадуем букву «О» и придумаем слова с двумя, с тремя слогами (дети придумывают слова и прощаются с буквой «О», выбирают с помощью кубика следующую букву).

4. Домик буквы «М».

- Ребята, буква М – озорная буква. Она предлагает нам немного пофантазировать. Представим, что мы мишки.

Физминутка «Мишки».

Мама мишек будит рано (пальцы обеих рук расставлены, дети

совершают покачивающиеся движения

туловищем из стороны в сторону)


Не встают они с дивана. (удивительно приподнимают брови, плечи)


- Эй, большак! Вставай скорей! (движения большими пальцами (сгибать

и разгибать))


Ждут друзья уж у дверей! (руки вытягивают вперед, ладошками вверх)


- Ну, а ты лентяй Указка! (большой и указательный пальцы ритмично

касаются друг друга)


У тебя засохла краска! (изобразить руками ведро)


Вы должны с Середником (большой и средний пальцы ритмично

касаются друг друга)


побелить амбар и дом. (плавные движения кистями рук,

как кисточкой, сверху – вниз, снизу – вверх)


Безымянный, мой бедняжка! (большой и безымянный пальцы

Знаю болен был ты тяжко. ритмично касаются друг друга)


Пожалею я тебя, (поглаживание ладошек)


полежи еще два дня. (руки по щечку – «сон»)


- Ты мизинчик – малышок, (большой палец и мизинец ритмично

касаются друг друга)


Роста у тебя вершок. (дети приседают)


Но зато проказ и драк (дети встают, держатся руками

сосчитать нельзя никак! за голову и качают ею).



Буква «М» очень любит выполнять разные задания. Вот и вам она тоже приготовила несколько заданий. (дети садятся на стульчики):

  1. Вам необходимо найти букву «М» в слогах, словах, напечатанных на карточках, и обвести ее в кружок желтым карандашом.

  2. Одна из любимых игрушек буквы «М» - это мяч. Найдите на большом листе мяч. Закрасьте игрушку, которая находится слева от мяча зеленым карандашом, а игрушку, которая находится справа от мяча – синим карандашом. А теперь, закрасьте игрушку, я находится которая находится сверху от мяча желтым карандашом, а игрушку, которая находится снизу – красным карандашом.

Молодцы! Все справились с заданием верно. Отправляемся дальше.

(дети с помощью речевки и кубика выбирают следующую букву)

5.Домик буквы «Х»

Друзья, пока мы гостили у буквы «М», на улице появились лужи . Почему? (прошел дождь). Посмотрите какие большие лужи. Почему они такие большие? (прошел сильный дождь). Как же тогда мы с вами сможем подойти к домику буквы «Х»?

(звучит музыка, появляется «Дождик»)

- Здравствуйте ребята!

- Здравствуйте, а вы кто?

- Я загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать , тогда и узнаете.

Я длиннющий, я большущий

Я от тучи до земли…

Я иду все пуще, пуще

Чтоб грибы скорей росли.


Кто же я?


- Так это из-за тебя такие большие лужи?

- Да, из –за меня. Я тоже решил с вами поиграть в игру «Цепочка слов». Вы знаете эту игру? (да). Кто сможет продолжить цепочку слов, тот может смело перепрыгивать через лужу. Первое слово я предлагаю – «ЛУЖА».

(дети придумывают слова, перепрыгивают через «лужу»)

Молодцы! Все справились с заданием. А мне пора. До свидания!

(звучит музыка, «Дождик» уходит)


Вот мы и у домика буквы «Х». (дети присаживаются на стульчики)

Ребята, посмотрите, здесь какие – то схемы. Кто из вас подскажет. Это схемы чего? (схемы «маленьких» слов). Правильно, давайте назовем эти «маленькие» слова. (НА, ПОД, В).

Я предлагаю вам составить предложения по картинкам с одним из «маленьких» слов. (дети придумывают предложения).


6. Домик буквы «П»

Ребята, давайте зайдем еще к одной букве в гости. (дети с помощью речевки и кубика выбирают букву «П»)

Вот домик буквы «П». Она приготовила нам подарки на память – картинки. Вы должны назвать первый звук в слове и тогда заберете картинку.




7.Итог занятия.

- Дети, нам пора возвращаться в детский сад. В гостях хорошо, а дома лучше.

Закрыли глаза, представьте, что мы летим на воздушном шаре, поднимаемся на носочках вверх, соединяем руки в круг, опускаемся на пяточки, дует ветер, шар летит, приземляемся и открываем глаза.

(звучит медленная, спокойная музыка)

Вот мы и вернулись в детский сад. Давайте вспомним, где мы побывали и, что вам больше всего запомнилось или понравилось?

5