Конспект занятия в старшей группе по развитию речи
на тему: « ЗИМА"
Воспитатель: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 39"
Удычак А.Х. г. Майкоп
Тема: ЗИМА
Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить знания детей о признаках зимы; учить подбирать родственные (однокоренные) слова; учить детей пересказывать текст.
Оборудование: сюжетная картина «Зима».
Ход занятия
I. Организационный момент.
-Сядет тот, кто ответит, о чем можно сказать:
Ударили ... (морозы), хрустит ... (снег), бушует ... (вьюга), замерзли ... (реки), скрипит ... (снег), метут ... (метели) и т. д.
П. Введение в тему. Беседа.
- Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?
- Какое сейчас время года?
- Как вы заметили наступление зимы?
- Назовите признаки зимы.
- Расскажите о повадках зверей и птиц зимой.
- Чем занимаются зимой дети?
- Назовите зимние месяцы.
III. Игра «Доскажи словечко».
-Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте по
играем с этим словом.
Педагог читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (снег).
С неба все скользят пушинки -
Серебристые ... (снежинки).
На поселки, на лужок
Все снижается ... (снежок).
Вот веселье для ребят -
Все сильнее ... (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (снеговик).
Рядом снежная фигурка -
Эта девочка ... (снегурка).
На снегу-то, посмотри? -
С красной грудкой ... (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (снег).
- Какие слова вы добавляли?
- На какое слово они все похожи?
- Подберите похожие слова к словам:
Зима - зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.; мороз - морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.; лёд - льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололед и др.
IV. Чтение рассказа. ЗИМА
Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Зимой солнышко хотя и светит, но мало греет. Оно недолго остается на небе. Зимние дни гораздо короче летних, а ночи длиннее. Реки и озера замерзают так, что по льду можно ходить и ездить. Земля покрывается толстым слоем снега.
Пересказ рассказа детьми.
VI.Итог занятия.