СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки».»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №24 «Колосок»








Конспект занятия в старшей группе

«Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки».







Воспитатель:

Тартынская М.Г









г. Назарово, 2024



Конспект занятия в старшей группе

«Знакомство с народной тряпичной куклой.

Изготовление куклы «Пеленашки»».

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель:

Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

  1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. ( «Социализация», «Коммуникация».)

  2. Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Коммуникация»);

  3. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол («Познание»);

  4. Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координация речи с движением, согласованности действий, ловкости, («Физическая культура»);

  5. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально - положительное отношение к исполнению образных движений под музыку. («Художественное творчество», «Музыка»).

Методы и приемы:

- практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Маланьи, у старушки»;

- наглядные: рассматривание кукол, материал для изготовления кукол;

- словесные: вопросы, игра-песня.

Раздаточный материал:

Ткань белого цвета 20*30 см для туловища, цветная ткань в форме треугольника для косыночки, цветная ткань для пеленки, цветная нить.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. Организационный момент:



Звучит русская народная песня. Воспитатель выходит в русском народном костюме.

- Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Ребята сегодня такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку. Давайте возьмемся за руки. Все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки. И улыбнитесь мне. А вы знаете как раньше в далекие время приветствовали друг друга. Они прикладывали руку на грудь и делали поклон. Давайте также поприветствуем друг друга. Посмотрите на мой наряд (кружится).

-Нравится? -А сейчас носят такие наряды?

-А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду. Я предлагаю вам совершить удивительное путешествие в прошлое.

Нет ничего проще! Нужно только произнести таинственные слова; «Один, два, три – прошлое приди»!. И мы окажемся в далеком прошлом. Ну что отправляемся? Закрываем глазки, и вместе повторяем слова «Один, два, три – прошлое приди». Приглашаю вас в жилища или просто русская изба. Здесь нет электричества, интернета, телефонов, телевизоров. После трудового дня, взрослые и дети любили устраивать посиделки, вот как мы с вами сегодня. Чтобы вам не заскучать, я из прошлого захватила вам игрушек. Ведь раньше совсем не было игрушек.

Что за игрушки такие, из какого материала они сделаны? Давайте сядем на стульчики, и вы мне о них расскажите.

-Ваня, скажи, пожалуйста, какая игрушка у тебя в руках? (машинка)

-А из какого материала сделана машинка?

(машина сделана из пластмассы)

-Значит машина какая?

(машина пластмассовая)

Спросить 4-5 детей.

-Где же делают такие игрушки?

-А вот в наше время игрушки делали своими руками. Я хочу рассказать вам об одной игрушке.

-О какой, узнаете, когда побываете в моей мастерской.

2.Знакомство с мастерской:

-Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь, будьте как дома!

-А это моя мастерская здесь я делаю свои игрушки.

-У меня много разного материала: различные ткани, ленточки, нитки.

-Игрушки, которые я мастерю, лежат в моем волшебном сундуке.

-Но его так просто не открыть, нужно ласково попросить.

-«Сундучок, мой сундучок, приоткрой нам свой бочок».

(Открыть сундук).

-Посмотрите, как много кукол хранит сундучок!

Воспитатель показывает детям кукол и говорит, как они называются.

-Эти куклы тряпичные, их не купишь в магазине, сделаны они своими руками.

-Игрушки, которые сделаны своими руками, называются рукотворные. Такие игрушки родители делали сами для своих детей, когда дети подрастали, они самостоятельно могли изготовить такие куклы. Вот вам сколько лет? Это очень хорошо, дети с 5 лет уже сами могли крутить таких кукол из лоскутков.

-Ребята, а чем эти куклы отличаются от наших современных кукол?

( нет лица)

Главная особенность куклы, заключается в том, что сделаны она без иголки и у куклы не должно быть лица. Наши предки верили, будто только безликая куколка может служить во благо. Куклу называли безликой также потому, что это позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и ее характер. -Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, так как в старину считали, что кукла с лицом обретала душу и могла повредить ребенку. Такая «безликая» кукла выполняла роль оберега. Оберег – это волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей. Мама помещала такую куклу в колыбель к ребенку. Люди верили, что она отгоняет дурные сны. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение.

3. Рассказ воспитателя:

-А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками?

-Сегодня мы с вами сделаем куклу «Пеленашку».

-Посмотрите, какая она нарядная, яркая.

-А знаете, почему ее так называют? (Она похожа на младенца в пеленках, ее можно качать, нянчить, кормить).

Прежде чем приступить к изготовлению куклы мы немного разомнем наши ручки и ножки.

4.Игра песня:

А еще на Руси любили играть, я приглашаю вас в круг, повторяйте за мной слова и движения:

-У Маланьи у старушки

-Жили в маленькой избушке

-Жили Семь сыновей

-Жили семь дочерей

- С такими ушами

- С такими глазами

-Вот с такой головой

-Вот с такой бородой

-Ничего не ели

-Ничего не пили

- На нее посмотрели

-И делали вот так… (любое движение)

5.Продуктивная деятельность:

-Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.

-Сейчас я вас научу делать куклу «Пеленашку» своими руками.

1 этап: Начинаем изготовление куклы с туловища. Для этого нашу заготовку белого цвета складываем пополам, а затем сворачиваем ее в столбик.

2 этап: Затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку кладем нашу заготовку – туловище и закладываем стороны косынки. Обматываем косынку нитью, чтобы она держалась на туловище.

3 этап: Теперь берем пеленку и пеленаем. Заворачиваем туловище и перевязываем нитью. Вот и готова наша «Пеленашка».

-А сейчас вы сами сделаете такую куклу.

Дети работают самостоятельно (воспитатель помогает по мере необходимости).

-Ребята, а как можно играть с куклой?

-Давайте споем нашей кукле колыбельную песенку:

Люли – люли - люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули ворковать,

Надо деткам засыпать.

-У всех куклы уснули? Давайте уложим их в кроватки.

- Хорошие посиделки у нас получились. А теперь пора заводить хоровод.

- Где мы с вами побывали?

- Вам понравилось у меня в мастерской?

- Что вы узнали здесь нового, интересного?

- Чему вы научились в мастерской?

- Как называются эти куклы? (пеленашки, куклы - обереги)

- А теперь возьмите ваших замечательных кукол. Они получились у всех красивые. Теперь вы в любое время сможете изготовить такую куклу и поиграть с ней или кому - то подарить. Все молодцы и всем спасибо.