СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия внеурочной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия внеурочной деятельности»

МКОУ «Филипповская основная общеобразовательная школа»

Октябрьского района Курской области











Конспект

занятия внеурочной деятельности

«Плетение мандалы»

(общекультурное направление)

кружка

«Волшебный мастер»

7 класс




Подготовила:

учитель начальных классов

1 кв. категории

Дюмина С.И.





д. Алябьева



Тема занятия: Изготовление мандалы.

Цель. Ознакомить учащихся с новым видом рукоделия – плетение мандалы; обеспечить усвоение учащимися основных приемов плетения мандалы;

Задачи:

Приобщение учащихся к многовековым народным традициям и ремеслам; развитие моторных навыков;

Формирование у учащихся эстетического вкуса и творческого начала; воспитание у учащихся дисциплинированности, аккуратности;

Развитие усидчивости, воображения, фантазии, эстетических чувств, творческих способностей детей;

Воспитание умения работать в коллективе, привитие любви к декоративно- прикладному творчеству.

Материалы для работы: 1)образцы плетения мандалы. 2)пряжа для плетения; 3)ножницы; шпажки. 4) компьютер;

Межпредметные связи: история, ИЗО.

Материально- техническое оснащение:

Видеоматериал для выполнения практической работы. Готовая сделанная композиция.

Ход урока:

Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Я думаю что то, чем мы сегодня будем заниматься заинтересует не только девочек, но и мальчиков. Тема нашего занятия «Изготовление мандалы».


Я расскажу вам историю возникновения нового вида рукоделия – мандалы, результатом нашего занятия будет вот такая мандала (показ мандал). Сейчас май -- конец учебного года. Для изготовления нашей работы мы будем использовать яркие цветные нити-- яркие краски лета.


2. Основная часть

Изучение нового материала.

Что такое мандала? Мандала (с санскр. «круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет. Считается, что плетеные индейские мандалы в том виде, в котором они представлены здесь, родом из Центральной и Южной Америки. Достоверно известно, что такие мандалы плели индейцы племени Уичоль, проживающие на части территории современной Мексики. Сами индейцы называли свои изделия Ojo de Dio - "Божий Глаз", а на языке уичоль использовалось слово Sikuli - "Власть видеть сокрытое" или, другим словом- ясновидение. Уичоли глубоко уважают природу. Плетение мандалы ojo de dios начинается с центра - квадратного "глаза". Четыре угла оберега символизируют 4 природных стихии: землю, огонь, воздух и воду.

Ojo de Dios – это самый известный из их символов. Индейцы верят, что узор «глаза» может исцелять и оберегать. Ojo de Dios вешается на стену и используется в обрядах и при молитве. Очень модное направление рукоделия – плетение мандалы из ниток своими руками. Мандалы представляют собой украшение гардероба или предмет декора, имеющий некий сакральный смысл. По сути, данное изделие призвано служить оберегом от недоброго глаза, дурных помыслов, приносить в жизнь своего владельца удачу и гармонию, способствовать позитивным переменам.

Интересно, что в разных культурах, разделенных географией и столетиями, имеются сходные по смыслу и оформлению изделия: в Индии, на Тибете, в заокеанской Мексике. В славянских традициях похожие украшения «Божье око» оберегали дом и его жильцов от недоброго глаза, бед и лишений. Чаще всего оберег помещался над детской кроваткой или на видном месте в красном углу горницы.

Я думаю, что вам интересно узнать - как плести мандалу? Сегодня на уроке мы с вами пошагово рассмотрим как сделать простую четырёхугольную мандалу. Собственноручно сплетенный оберег, в который вы вложите свои желания и помыслы, без сомнения будет способствовать защите вашего жилища или дорогого вам человека, которому подарок предназначается. Перейдем к самому интересному - как такое чудо-чудное сотворить своими собственными руками.

Материалы и рекомендацииПряжа

Из пряжи для маленьких мандал подойдет хлопок или смешанная пряжа из шерсти и акрила. Желательно, чтобы пряжа была не очень ворсистая и «лохматая», иначе ложится она не очень ровно. Многим, кто плетет, нравится "Ирис". Для более крупных изделий также подойдет смешанная пряжа и пряжа из более толстой шерстяной нити. Для красоты теперь используется и пряжа с люрексом – благо, она есть в продаже многих цветов – от золота до фуксии.

Кроме того, в некоторых элементах мандалы можно использовать пряжу с переплетающимися нитями 2 цветов.

Дерево

Что касается дерева, то для самых маленьких мандал подойдут даже зубочистки, только острые кончики стоит обрезать. Для мандал средних размеров подойдут палочки, которые можно достать из бамбуковых салфеток или шпажки- палочки для шашлыков. Можно использовать клей, но желательно на концах, чтобы нити не сползали.

Украшения

Можно украсить мандалу, ведь она кроме всего прочего еще сама является украшением дома. Традиционно на концах крепят перышки или кисточки. Сегодня магазины тканей и фурнитуры богаты множеством других декоративных элементов, так что выбор за вами! Вот некоторые идеи: бисер, ленты, шнурки, вышивка, пайетки, бусины и природные материалы - шишки, семена...войлочные элементы, например, цветы.

Мандалы бывают самые разные, и как правило по-своему красивые. Но я хочу вас предупредить, что сразу может и не получиться плести такие сложные узоры. И так как у нас это первый урок, то мы начнём с плетения самого простого узора.


3.Физминутка Прежде чем приступить к работе я предлагаю отдохнуть и провести физминутку.( Жмите на ссылку: yandex.ru/efir )


Перед практической работой давайте повторим правила техники безопасности.

Правила техники безопасности:

Шпажки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в специальных коробках или пеналах.

Нельзя делать резких движений рукой с шпажкой – можно поранить сидящего рядом товарища.

Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только лезвиями вперёд с сомкнутыми лезвиями.

Не пользоваться ржавыми иглами и булавками – они могут порвать изделие и сломаться. Иглы и булавки хранить к коробке с крышкой.

А теперь приступаем к работеэ


Техника плетения мандалы:

- нитку нужно всегда заводить и класть сверху на палочку и только потом делать оборот.

- все концы ниток при плетении прижимаем к палочкам и оплетаем. Все хвостики должны попасть под оплётку

- всё время следить за натяжением нити, она должна быть как струночка

- всё время следить за расположением палочек относительно друг друга, чтоб они были равномерно распределены.

Первая ступень плетения мандалы – квадрат. Делаем оборот вокруг каждой шпажки. Не забываем накидывать нитку сверху на шпажку, потом оплетать и переходить к следующей шпажке.

ВАЖНО: дважды наматывайте нити вокруг рейки. При двойном наматывании пряжа на узоре натягивается туже, и создается более четкий ромб. При однократном наматывании пряжа стягивается к центру изделия и углы рисунка округляются. Декоративная индейская мандала своими руками готова.Можно повесить её на стеночку. Мандала получается очень лёгкая и прекрасно держится. Гвозди в стену забивать не нужно. Плетите на здоровье, это совсем не сложно. Пусть эта красота радует глаз и поднимет настроение.

Тихо сесть и вновь сплети…

4.Практическая работа.

С егодня мы будем плести четырёхугольную мандалу. Это самый простой вариант плетения мандалы для начинающих. Вот так она будет выглядеть. В конечном итоге у каждого работа будет отличаться от образца. Вы можете проявить творчество и фантазию и украсить свою работу.



А сейчас пришло время приступить к работе. Если вы нажмёте на ссылку watch?v=7flBhxO42TQ то сможете просмотреть видео, которое поможет вам в изготовлении мангалы.

5. Итог урока.

Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе плетения.

Что же у нас с вами получилось?

- Скажите, вам понравилось заниматься рукоделием?

- Что нового узнали сегодня?

- Чему новому научились?

- Скажите, а где можно применить это изделие?


Заключение.

- Перед вами образцы плетения. Обратите внимание на то, что работы получились у всех (дети поочередно выходят и показывают свои работы.)