СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия внеурочной деятельности "Я-исследователь" на тему "Метод исследования-эксперимент"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия внеурочной деятельности "Я-исследователь" на тему "Метод исследования-эксперимент".

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия внеурочной деятельности "Я-исследователь" на тему "Метод исследования-эксперимент"»


Занятие 3

Тема: Что такое эксперимент?

Цель: познакомить с методом исследования – экспериментом.

Задачи:

Образовательная: знакомство с понятием «эксперимент», «экспериментирование».

Воспитательная: способствовать осознанию необходимости овладения исследовательскими умениями.

Развивающая: развитие умения наблюдать, анализировать и делать выводы.

Оборудование: рабочие листы, Рабочая тетрадь, деревянный кубик, металлическая крышка, пластмассовая ложка, кнопка, скрепка, гвоздь, монета, алюминиевая линейка, бумажный кораблик, стеклянный таз с водой, фольга, зеркало.

Ход занятия.

Этапы занятия

Содержание этапа

Задачи этапа

1. Организа-ционный момент.

Игра «Импульс».

- Ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки. Поочередно пожмите друг другу руки.

Настрой на работу и доброжелательное отношение друг к другу

2.Актуализа-ция знаний.

- О чем мы говорили на прошлом уроке? Какие методы исследования вы знаете?

- Как вы поняли, что такое наблюдение? Для чего надо быть наблюдательным?

- Проверим вашу наблюдательность. Как по вашем наблюдениям выглядит веселый человек, грустный, опрятный и неряха?

Задание1

-Рассмотрите предметы вокруг вас. Назовите все предметы красного цвета, все прямоугольные предметы, все мягкие предметы, все бьющиеся предметы.

-Какое задание было трудным для выполнения? (Назвать все мягкие и все бьющиеся предметы) Почему?




Развитие наблюда-тельности и умения анализиро-вать.

3.Формулировка темы и постановка цели занятия.

Наблюдение -самый доступный из всех методов. Но не всегда простым наблюдением можно найти истину.

-Сегодня мы поговорим о таком методе исследования, как эксперимент.


Формирование умения ставить перед собой цель

4. Работа над основными понятиями

- Попробуйте сами дать определение понятию «Эксперимент».

Обратимся к словарю.

Эксперимент (лат. experimentum - проба, опыт) -один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания.

В отличие от наблюдения, только фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования.

Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.

Эти действия называются экспериментированием.

Задание2. Определение плавучести предмета.

Перед детьми лежат пять предметов: деревянный кубик, металлическая крышка, пластмассовая ложка, кнопка, бумажный кораблик.

-Как вы думаете, какой предмет утонет?(Выдвижение гипотезы)

Проверка гипотезы.

Вывод. Не все можно предугадать, поэтому мы и проводим эксперимент, так как не все можно проверить словами.

Продолжим эксперимент.

-Все ли предметы одинаково держатся на воде? От чего это зависит? Почему металлическая крышка не тонет, а скрепка- тонет?

- Что произойдет, если соединить плавающий и неплавающий предметы? ( крышка и скрепка, крышка и несколько скрепок) От чего зависит плавучесть?

Умение работать с толковым словарем

Определение понятия.



Работа в тетради



















5. Упражнение на развитие исследовательских умений.


Работа в рабочей тетради.

Задание1 Эксперименты с отражением.

Многие блестящей предметы, и это хорошо известно людям, позволяют увидеть собственное отражение.

- Какие предметы в нашей комнате могут отражать предметы?

-Сейчас мы проведем эксперимент и попробуем определить от чего зависит качество изображения в отражающих предметах.

предмет

Поверхность гладкая/ неровная

Поверхность блестящая/ тусклая

Отражение хорошее/плохое

Металлическая ложка

Неровная

Блестящая

Плохое

Фольга

Неровная

Тусклое

Плохое

Стекло

Ровная

Блестящее

Хорошее

Зеркало

Ровная

Блестящее

Хорошее

Вывод. Предметы хорошо отражаются в гладких и блестящих поверхностях.

Задание2. Эксперимент с магнитом и металлами.

-Многие знают, что магнит, как по волшебству, притягивает металлы. Но все ли металлы притягивает магнит? Попробуем провести эксперимент.

предмет

металл

притяжение

скрепка

сталь

есть

кнопка

сталь

есть

гвоздь

сталь

есть

проволока

медь

нет

ложка

алюминий

нет

Вывод. Магнит хорошо притягивает стальные предметы, а медные и алюминиевые - нет.

Развитие умения поводить исследова-ние, анализиро-вать, делать выводы, фиксиро-вать резуль-таты.

4. Итог занятия

-Что мы хотели узнать на уроке, какие цели ставили? Что нового вы узнали?

Рефлексия.

  1. Д\з

В тетради задание №3