Театрализованная игра-занятие № 1.
«Вот и лето пролетело».
Программное содержание: вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждать их к выражению своих чувств, к общению; учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительными движениями под музыку.
Материал и оборудование: шапочки цветов для подвижной игры, декорации осенней полянки (листочки, цветы, соломка), небольшой мяч.
Ход занятия:
Воспитатель приводит детей на середину комнаты – «осеннюю полянку» - и приглашает полюбоваться красками осени: вот желтые цветы, красные и оранжевые листья, светлые стебли соломки. Звучит медленная музыка. Воспитатель надевает шапочки цветов на голову детям и предлагает «познакомиться» друг с другом в цветочном хороводе-разминке. Дети делают движения, подражая взрослому.
Разминка:
Осенью цветочки
Во поле растут,
Желтые и белые
Цветики цветут.
(Дети присели, подняли руки вверх, медленно поднимаются – «растут»).
Ветерок качает
Тонкий стебелек.
(Дети качают поднятыми вверх ручками.)
Головой кивает
Нам с тобой цветок.
Игра «Добрые слова».
Воспитатель:
- Цветики, поздоровайтесь друг с другом!
Дети по очереди кивают головками и называют себя именем цветка («ромашка», «василек» и др.). Затем игра повторяется, и дети говорят друг другу пожелания (желают здоровья, хорошей погоды, красивой осени и т.д.).
Игра «Воспоминание о лете».
Дети стоят в кругу. Воспитатель берет в руки цветной мячик и говорит, что этот мяч, наверное, напоминает детям о лете, о том, как они играли в парке или на речке. Дети передают мяч из рук в руки и рассказывают про свой летний отдых.
Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им осенняя полянка, весело ли было на ней играть.
Занятие заканчивается первоначально звучащей музыкой, имитирующей спокойное состояние природы.
Театрализованная игра-занятие № 2.
«Изменю себя, друзья.
Догадайтесь, кто же я?»
Программное содержание: вызвать эмоциональный отклик, развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение детей.
Материал и оборудование: сказочные персонажи из настольного театра рукавичек по количеству детей.
Ход занятия:
Педагог, собрав детей в круг, говорит, что они сегодня очень красивые: на них другая одежда, у девочек изменились прически и т.д. Но не изменились улыбки ребят, их глаза, голос.
Воспитатель: Как мы узнаем друг друга, когда встречаемся? (По лицу, по голосу, по походке и т.д.) А артисты изменяют себя, чтобы стать похожими на героев, которых они изображают. Для того чтобы измениться актеры наряжаются в разные костюмы, надевают маски, гримируются (подкрашивают лицо, приделывают усы или бороду, надевают парики), а кроме того они изменяют голос, движения, походку.
Вот сегодня мы с вами попробуем тоже изменять свой голос.
Игра «Кто позвал?»
Дети стоят кругом. В середине – водящий с закрытыми глазами. Воспитатель указывает на одного из детей, и тот зовет водящего по имени. При этом ребенок старается изменить свой голос, чтобы водящему его было не узнать. Водящий открывает глаза. Дети хором спрашивают: «Кто позвал?». Водящий угадывает. Затем водящим становится звавший ребенок. Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: А теперь мы тоже попробуем превратиться в артистов.
Игра «Измени голос».
Воспитатель раздает ребятам сказочных персонажей из театра рукавичек (лису, зайца, волка и т.п.). После этого дети должны поприветствовать друг друга от имени своего героя. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.
В конце занятия педагог хвалит ребят за артистизм.
Театрализованная игра-занятие № 3.
«Язык жестов».
Программное содержание: порадовать детей эмоционально-игровой ситуацией, вызвать желание играть, выразительно изображать заданные движения, побуждать выражать эмоции через движения, жесты и мимику, учить действовать с воображаемыми предметами.
Материал и оборудование: сказочный персонаж – Мышка-норушка, маски мышек и лисицы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, выразительно и интересно исполнять роли артистам помогают жесты и мимика. Жесты – это определенные движения руками, а мимика – это выражение лица.
Сегодня мы с вами тоже будем изображать кого-то или что-то с помощью жестов и мимики, как настоящие артисты.
Игра «Где мы были, мы не скажем».
Выбранный водящий отходит в сторонку и отворачивается. Остальные дети вместе с педагогом договариваются, кого или что они будут изображать. Затем водящий поворачивается и говорит: « Расскажите, где вы были, что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» (если они договорились изображать действие) или «Кого видели – покажем» (если они будут изображать животное».)
В процессе игры педагог помогает детям найти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать. Последним изображаемым героем (с подачи взрослого) становится – Мышка-норушка.
Она-то и приходит в гости к детям по окончании игры. Мышка-норушка приглашает детей к себе в гости и затевает игру-хоровод «Мыши на лугу». (Надеваются маски).
Хоровод-игра «мыши на лугу».
Роли и исполнители: мыши – дети, Лисица – воспитатель.
На зеленом, на лугу
Мыши расплясались. (дети идут по кругу друг за другом)
Вдруг лисица пробежала –
Мыши испугались. (делают испуганный вид)
Мыши, мыши, берегитесь!
Меня, мыши, сторонитесь! (лисица грозит пальчиком)
На зеленом, на лугу
Сели мыши – ни гугу! (дети-мышки садятся на корточки)
Под осиновым листочком,
За болотистой, за кочкой
Мыши спрятались, присели,
Схоронились еле-еле. (накрывают ладошкой голову как листочком)
Убежала прочь лиса
По делам в свои леса.
А мышата без забот
Снова водят хоровод! (оглядываются вслед убежавшей лисе и снова встают в хоровод)
По окончании игры педагог отмечает, что все мышки были разные, и хвалит ребят за старание.
Театрализованная игра-занятие № 4.
«Дедушка Молчок».
Программное содержание: развивать выразительность жестов, мимики, голоса, учить передавать с их помощью различные эмоции.
Материал и оборудование: сказочный персонаж – дедушка Молчок.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости придет дедушка Молчок. Когда он появляется, становится тихо. Дедушка Молчок очень добрый, он любит детей и знает много интересных игр.
Чики-чики-чики-чок,
Здравствуй, дедушка Молчок!
Где ты? Мы хотим играть,
Много нового узнать.
Где ты, добрый старичок?
Тишина… Пришел Молчок.
Не спугни его смотри,
Тс-с-с, ничего не говори.
Педагог просит детей очень тихо, на цыпочках, поискать дедушку, жестом призывая к соблюдению тишины. Далее педагог «находит» дедушку и действует от его имени: здоровается, говорит, что очень спешил к ребятам, потому что любит играть. Предлагает детям поиграть в игру «Узнай, кто говорит от другого имени». С помощью считалки выбирают водящего. Воспитатель от имени дедушки читает текст. Ребенок, на которого указывает Молчок, отвечает на вопрос, изменив голос. Водящий угадывает, кто из детей говорит от другого имени.
Сидит кукушка на суку,
И слышится в ответ…
«Ку-ку», - отвечает ребенок, на которого указывает дедушка Молчок.
А вот котеночек в углу,
Мяукает он так … (Мяу! Мяу!)
Щенок прогавкает в ответ,
Услышим вот что мы вослед… (Гав! Гав!)
Корова тоже не смолчит,
А вслед нам громко замычит… (Му-у!)
А петушок, встретив зарю,
Нам пропоет… (Ку-ка-ре-ку!)
Паровоз, набравши ход,
Тоже весело поет… (У-у-у!)
Если праздник, детвора
Весело кричит… (Ура! Ура!)
Дедушка Молчок: Молодцы, ребята! Как хорошо вы умеете изменять голос! Стихов на свете много, и, читая их, мы голосом отражаем настроение стихотворения. Есть стихи, которые можно рассказывать жестами.
Педагог читает стихотворение и предлагает детям показать его содержание жестами. Повторно читает стихотворение и вместе с детьми изображает его содержание:
Заинька-зайка, (дети прыгают, изображая зайцев)
Маленький зайка. (садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола)
Бегут по дорожке
Быстрые ножки. (бегут на месте)
Деток боишься - (обхватывают себя руками)
Зайка-трусишка. (изображают страх, «дрожат»)
В заключение воспитатель от имени дедушки Молчка хвалит ребят за интересные находки в чтении стихов с помощью движений. Дети вместе с педагогом приходят к выводу, что жесты и мимика имеют очень большое значение в разыгрывании сказок, стихов и сценок.
Дети прощаются с дедушкой Молчком.
Театрализованная игра-занятие № 5.
«Теремок».
Программное содержание: познакомить со сказкой «Теремок»; вызвать эмоциональный отклик от её просмотра; побуждать к активному восприятию сказки; учить внимательно слушать сказку до конца и следить за развитием сюжета.
Материал и оборудование: настольные декорации для сказки, театральные куклы (мышка, лягушка, лиса, заяц, волк, медведь).
Сказка «Теремок» (настольный театр)
Ведущий:
Тише, дети, не шумите,
Нашу сказку не спугните.
Где ты, сказка? Покажись,
Нам, ребяткам, отзовись!
В чистом поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок.
Как по полю-полю мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит:
Мышка:
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
(с удивлением) – Никого…
Войду я в терем-теремок,
Закрою двери на замок
И буду в нем жить-поживать…
Ведущий:
Как по полю-полю лягушка скачет.
Увидала теремок и стучит:
Лягушка:
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышка:
Пи-пи-пи,
Я – мышка норушка,
А ты кто?
Лягушка:
Ква-ква,
Я – лягушка-квакушка!
Пусти меня жить!
Мышка:
Так и быть, пожалуй в дом,
Веселее жить вдвоем!
Ведущий:
Стали жить они вдвоем.
Бежит по полю зайчик.
Увидал теремок, остановился и стучит:
Зайчик:
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышка: Пи-пи-пи, Я – мышка-норушка!
Лягушка: Ква-ква-ква, я – лягушка –квакушка!
Мышка и лягушка (вместе): А ты кто?
Зайчик: Прыг-скок, я – зайчик-побегайчик! Пустите меня в теремок!
Мышка и лягушка вместе:
Так и быть, пожалуй в дом!
Веселее жить втроем!
Ведущий:
Стали жить они втроем.
Как по полю-полю лисонька бежит.
У дверей остановилась и стучит:
Лиса:
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышка: Пи-пи-пи, я – мышка-норушка!
Лягушка: Ква-ква-ква, я – лягушка-квакушка!
Зайчик: Прыг-скок, я – зайчик-побегайчик!
Вместе: А ты кто?
Лиса: Тяв-тяв, я – лиса – всему миру краса! Пустите меня в теремок!
Вместе: Заходи!
Ведущий:
Стали жить они вчетвером.
Бежит мимо волк. Увидал теремок, остановился и стучит:
Волк:
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышка: Пи-пи-пи, я – мышка-норушка!
Лягушка: Ква-ква-ква, я – лягушка-квакушка!
Зайчик: Прыг-скок, я – зайчик-побегайчик!
Лиса: Тяв-тяв, я – лиса – всему миру краса!
Вместе: А ты кто?
Волк: У-у-у, я – волчок – серый бочок! Пустите и меня в теремок!
Вместе: Заходи!
Ведущий: Стали звери жить впятером! Живут звери в теремке, горя не знают. Мышка варит кашу, лягушка ходит за водой, Зайка носит дрова, лисичка печет пирожки, волк охраняет теремок.
Идет мимо медведь. Идет и ревет, весь лес дрожит…Увидал теремок, да как заревет:
Медведь:
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышка: Пи-пи-пи, я – мышка норушка!
Лягушка: Ква-ква-ква, я – лягушка-квакушка!
Зайчик: Прыг-скок, я – зайчик-побегайчик!
Лиса: Тяв-тяв, я – лиса – всему миру краса!
Волк: У-у-у, я- волчок – серый бочок!
Вместе А ты кто?
Медведь:
Р-р-р, а я медведь-мишка. Пустите и меня в теремок!
Звери испугались и говорят:
Да у нас некуда!
Медведь:
Да я вас не потесню! (И полез медведь на крышу)
Затрещал теремок и развалился. Еле-еле зверушки из него выскочить успели!
Только горевать они не стали. А дружно все вместе построили новый теремок, лучше прежнего. И стали в нем жить-поживать и добра наживать!
Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!
После спектакля воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка. Кто из героев запомнился?