СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты уроков по учебной дисциплине ОУД.01 Русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты уроков по дисциплине ОУД.01 Русский язык

Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков по учебной дисциплине ОУД.01 Русский язык»

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности


УРОК 5.1 ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ-, ПРИ-


Цели: отработать умения определять лексическое значение слов с приставками пре-, при-; расширить словарный запас учащихся, познакомить с правописанием исконно русских и заимствованных слов с пре-, при-; формировать прочный навык правописания гласных и согласных в приставках, развивать устную связную речь, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение), познавательные интересы.

Оборудование: раздаточные карточки, эталоны самостоятельной работы.


1. Организационный момент.

2. Повторение:

А) Фронтальный опрос:

- Что такое морфемы?

- Какие функции в слове могут выполнять морфемы?

Б) Словарный диктант с грамматическим заданием.

Письменно распределить слова по орфограммам – в корне, в суффиксе, в окончании (по вариантам). Одно из слов разобрать по составу (морфемный разбор слов; по эталону морфемного разбора). Один из учащихся работает у доски.

Разжечь, сбить, премилый, присесть, сыграть, чувство, лестница, изложение, замереть, ростовщик, канонада, блеснуть, винегрет, бесполезный, преступить, вестибюль, искусство, искусный, терраса, сочетание, соединить, выращенный, уравнение, подпись, бездарный, выбирать.


3. Новый материал:


I. Слово учителя:

- Приставки при-, пре- лексически разные. Работа по учебнику (сборник В.Ф. Грекова, § 23) со словами, у которых лексическое значение зависит от выбора приставки:

Дополнительные сведения:


Преходящий(временный, недолговечный)

Превратный (изменчивый, ложный)

Преткнуться (споткнуться)

Предел (край, граница)

Преступить (закон)

Приходящий (являющийся)


Привратник (сторож у ворот)

Приткнуться (уместиться)

Придел (пристройка)

Приступить (к работе)

Претерпеть (вынести) Притерпеться (привыкнуть)


II. Лексико-орфографическая работа. Двое учащихся работают со словарем.

Заимствованные слова пишутся с пре-, если этот словообразовательный элемент имеет значение «первый», «впереди»: президент, президиум, премьера, преамбула, прерогатива.

Следующие заимствованные слова пишутся с при-: приватный, примитив, примадонна, привилегия.

III. Работа по эталонам:


Правописание при-. Порядок рассуждения:

1. Убедиться в том, что в слове действительно есть приставка.

2. Определить ее значение.

3. Если это значение приближения, присоединения, близости, неполного действия → пишем в приставке букву и.

Правописание пре-. Порядок рассуждения:

1. Убедиться в том, что в слове действительно есть приставка.

2. Определить ее значение.

3. Если приставка обозначает высшую степень действия, качества или ее значение близко к приставке пере-→ пишем букву е.

Образцы рассуждения:

А) Прибежать.

1. В слове есть приставка, которая…

2. имеет значение приближения.

3. Пишем в приставке и.

Б) Прилечь.

1. В слове есть приставка, которая…

2. обозначает неполное действие.

3. Пишем в приставке и.

В) Прервать.

1. В слове есть приставка, которая…

2. по значению близка к приставке пере-.

3. Пишем в приставке е.

Г) Предлинный.

1. В слове есть приставка, которая…

2. обозначает высшую степень действия, качества.

3. Пишем в приставке е.


4. Закрепление:

А) Устно. Объяснить значение слов (раздаточные карточки) – групповая форма работы:

Принести - преподнести

Припадать - преподать

Приводить - препроводить

Приручить - препоручить

Придать - предать

Приданое - предание

Б) Объяснительный диктант (коллективная форма работы).

ЗАДАНИЕ: Во время письма (руководствуясь эталонами правописания приставок) устно объяснить написание приставок; обозначить орфограммы:

Прискакать, прийти, приостановить, привинтить, придорожный, прекратить, преградить, призреть сироту, презирать врага, приделывать, приморский, привратник, превратности судьбы, преогромный, беспрерывный.


В) Раздаточные карточки (индивидуальная форма работы) – дифференцированный подход к учащимся:


Карточка № 1

Задание: записать слова в три столбика, объединив их по значению приставки при-: приближение, присоединение, близость.


Прилетел, прилепил, приходил, прикаспийский, прибывший, причалить, приколотить, приползти, привинтить, придорожный, приокский, прихрамывать, прибавление, привирать, прибывать.


Карточка №2

Задание: заменить словосочетание одним словом с приставкой при-.


Не совсем открыли, немного поднял, немного хромает, слегка коснулся, ненадолго лег, не совсем заглушил, ненадолго затормозил, площадь около вокзала, участок при усадьбе, сделать ручным дикое животное.


Карточка № 3

Задание: Вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.


Пр…глушить звук, пр…общиться, пр…дать оттенок, пр…дать земле, пр…задуматься, пр…возносить, пр…кословить, пр…восходство. Пр…вилегия, пр…тязания, пр…зидент, пр…украсить, пр…градить путь, пр…голодный, пр…городный, пр…спешник, пр…возмочь, воспр…пятствовать, пр…падать к земле, пр…подать урок, пр…подавательский.


Карточка № 4

Задание: заменить словосочетание одним словом с приставкой пре-..


Совсем закончить занятия, очень странный случай, загородить дорогу, увеличить опасность, резко окончить разговор, перегородить путь.



Карточка № 5

Задание: вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.


Пр…дли…ый поезд, пр…морский край, пр…бывать в город…, пр…ступить закон, пр…тв…рить дверь, пр…зирать труса, пр…остановить процесс, сильно пр…увеличивать, пр…бывать на отдыхе. Пр…ступить к делу, не пр…минул сообщить, пр…б…жать к финишу, пр…кл…нятся(ться) перед памятью героев, пр…рывать беседу, пр…к…словить начальству, пр…сытиться общением.


Карточка № 6


Задание: вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.

Пр…творное веселье, пр…тв…рить в жизнь, пр…городить к саду, пр…градить путь, пр…остановить движение, пр…рвать разговор, пр…винтить к доске, пр…вокзальная площадь, пр…ворожить, пр…возмочь, пр…восходство, пр…дание силы, бе…пр…дельная степень, пр…делать замок, бе…пр…мерный подвиг, непр…мен(нн)ый участник, непр…менимый, пр…дать значение, пр…дать огласке, пр…смыкаться(тся), пр…мыкать, пр…вержен(нн)ость, пр…общить к делу, пр…небрежительный, во…пр…ятие.


Г) Упражнение 126 – групповая форма работы (со взаимопроверкой).


5. Домашнее задание: § 23, упр. 120.





















ЭТАЛОН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Правописания приставки пре-



Порядок рассуждения:



1. Убедиться в том, что в слове действительно есть приставка.

2. Определить ее значение.

3. Если приставка обозначает высшую степень действия, качества или ее значение близко к приставке пере-→ пишем букву Е.



Образцы рассуждения:


Прервать.

1. В слове есть приставка, которая…

2. по значению близка к приставке пере-.

3. Пишем в приставке Е.

Предлинный.


1. В слове есть приставка, которая…

2. обозначает высшую степень действия, качества.

3. Пишем в приставке Е.












ЭТАЛОН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Правописания приставки при-



Порядок рассуждения:



1. Убедиться в том, что в слове действительно есть приставка.

2. Определить ее значение.

3. Если это значение приближения, присоединения, близости, неполного действия → пишем в приставки букву И..


Образцы рассуждения:


Прибежать.

1. В слове есть приставка, которая…

2. имеет значение приближения.

3. Пишем в приставке И.

Прилечь.

1. В слове есть приставка , которая…

2. обозначает неполное действие.

3. Пишем в приставке И.








ЭТАЛОН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Морфемного разбора слова


Порядок рассуждения:



1. Назвать часть речи (изменяемая или неизменяемая).

2. Выделить окончание, изменив данное слово.

Пример: резкий - резкого

3. Выделить основу слова.

4. Определив основу и окончание, путем подбора родственных (однокоренных) слов найти корень. Отметить чередования в корне.

5. Подбором слов с одинаковой структурой выделить приставку (приставки), установить ее функцию в слове.


Пример: у – ехать - приставка у- выполняет словообразовательную функцию.


6. Выделить суффикс (суффиксы), установить его значение в слове путем подбора слов с одинаковой структурой.


Пример: учи – тель - суффикс -тель выполняет словообразовательную функцию; приеха – л - суффикс - л выполняет формообразующую функцию.


7. Графически выделить все морфемы в слове и сформулировать вывод о его составе.









Примерные вопросы

к игре по русскому языку «Умники и умницы»


I. Агон отборочный



  1. Какое русское слово состоит из трех слогов и указывает на 33 буквы?

  2. Какой частью речи – числительным или существительным – являются слова тысяча, миллион, миллиард?

  3. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

  4. Можно ли смешливого человека назвать насмешливым?

  5. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

  6. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону?

  7. Назовите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево.

  8. В каких словах по сто согласных?

  9. Можно ли у существительных неряха, соня, грязнуля, плакса, подлиза определить их род?

  10. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных.

  11. Какой бор никогда не имеет листвы и хвои?

  12. Какую часть слова можно найти в земле?

  13. С помощью какого суффикса ножи и ноги превращаются в одно слово?

  14. Родственны ли слова пот и потолок?

  15. Назовите слова, в которых звук обозначался бы двумя буквами, а буква – звуками.

  16. О каком правиле правописания идет речь? Сформулируйте это правило.


Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал

И цифры знал немало…

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где и, а где же ы.


17. Какой падеж существительного никогда не упоминается с предлогами?

18. Как превратить слова ай и но в местоимения?


II. Состязания на красной дорожке

(нельзя ни разу ошибиться)


Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

Покраше…ный по, краш…ый пол, краше…ый охрой пол, неокраше…ые стены; пр…быть (во) время, о…дыхать (во) время каникул, смот реть (в) даль, уходить (в) даль моря; (н…)где (не) найти, (н…)когда (не) опаздывать.


III. Состязания на зеленой дорожке

(можно ошибаться 2 раза)


  1. Одинаковые ли суффиксы в словах учительство и строительство?

  2. Дед, в лохматой шапке и в подшитых валенках, сидит на завалинке.

Дед в лохматой шапке и подшитых валенках сидит на завалинке.

Который из дедушке «мой»? Почему?

  1. Объясните лексическое значение слов пилигрим, оранжерея, интенсивный, гуманный, оптимист.


IV. Состязания на желтой дорожке

(допустима одна ошибка)



  1. Когда говорят грамотный человек, то всегда ли речь идет о человеке, умеющем читать и писать? Как тогда понять грамотный инженер, грамотный строитель, грамотный ученик?

  2. Какое местоимение может быть суффиксом?

  3. Объясните смысл крылатых слов и выражений: Вавилонское столпотворение, ахиллесова пята, дамоклов меч.

  4. Расставьте ударение в следующих словах:

торты, комбайнер, начал, начала, звонит, звонят, баловать, красивее, мельком, черпая.



Награждение участников игры.



Ответы


I. Агон отборочный

  1. Азбука

  2. Эти слова – числительные, потому что называют число предметов, отвечают на вопрос сколько? И могут быть записаны цифрами.

  3. Твое имя.

  4. «Насмешливый» - «любящий насмехаться», а смешливый – «такой, которого легко рассмешить».

  5. Суббота.

  6. Фонетика.

  7. Тот, шалаш, боб, Анна, казак.

  8. Стол, стог, стон.

  9. Это существительные общего рода.

  10. Всплеск, взгляд, встреча.

  11. Бор – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле.

  12. Корень.

  13. С помощью суффикса -ищ-: ножищи.

  14. Не являются однокоренными, потому что не имеют ничего общего в значении.

  15. Конь, день, коньки, моя, я, поет, если.

17. Именительный падеж.

18. Я, он.



III. Состязания на зеленой дорожке


2. В предложении с обособленным определением указывается на известного человека. Именно в первом предложении «свой» дедушка: Дед, в лохматой шапке, в подшитых валенках, сидит на завалинке


IV. Состязания на желтой дорожке


  1. Слово грамотный многозначно: в сочетаниях грамотный инженер и грамотный строитель имеет значение «обладающий необходимыми знаниями в какой-либо области», а грамотным учеником назовем такого, который умеет писать и говорить без ошибок.

  2. Местоимение то: - омоним суффикса – то: как-то, где-то.



















ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КВН


Две команды по очереди отвечают на вопросы в соответствии со «станциями», выпавшими на игровом поле.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ



  1. Что такое основа слова?

  2. Дать определение причастию.

  3. Что такое простое предложение?

  4. Что изучает синтаксис?

  5. Сформулируйте правило правописания корня –кас-, -кос-.

  6. Что такое причастный оборот?

  7. Какие суффиксы имеют страдательные причастия прошедшего времени?

  8. Какую роль в предложении играют союзы?

  9. Какие части речи не являются членами предложения?

  10. Назовите части речи.


ПРАКТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ


  1. Разберите по составу слово благородный.

  2. Назовите однокоренные слова к слову вода.

  3. Какого рода слова рояль, ГАИ. Пианино, кофе, вермишель, ДК?

  4. Назовите слова с корнем – раст-, - рос-. Объясните правописание.

  5. Определите способ образования слов привокзальный, розоватый, путешествие.

  6. Образуйте страдательные причастия в полной и краткой форме от глаголов приколоть, поместить, создать, не закончить.

  7. Объясните правописание слов загоревший, загар.

  8. Придумайте 3 слова с приставкой при-, обозначающей неполное действие.

  9. Охарактеризуйте причастия занавешенный, вылитый, ненавидевший, лечащий.


СООБРАЗИТЕЛЬНАЯ СТАНЦИЯ


  1. Дана пропорция Б = Д Что должно стоять на месте знака вопроса?

П ?

Задача-шутка.

  1. Шел по дороге старик, а навстречу ему солдат. «Здравствуй, отец», - говорит солдат. А старик ему отвечает: «здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – все значение одинаковое. И живу

я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством». Задумался солдат. Помогите ему отгадать эти слова.

  1. Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова старожил и сторожил?

  2. Назовите два слова, начинающиеся с четырех согласных.

  3. Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым?

  4. Как большой дом превратить в маленький?

  5. Какое слово задумано? В нем приставка такая же, как и в слове подруга. Корень – как в слове игрушка.. Суффиксы такие же, как в слове читал.

  6. В каком глаголе нет корня?


СТАНЦИЯ «ЗРИТЕЛЬ»


  1. Угадайте слово:

Из писка птиц мой первый слог возьмете,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдете

То, что не раз едали вы.


  1. Игорь написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести». Допустил ли он ошибку в вычислении?

  2. Для чего понадобилось выучить это четверостишие:

Гнать, держать,

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И обидеть, и терпеть,

И зависеть, и вертеть?

  1. Какое слово задумано? Это однокоренное слово со словом летчик. Приставка как в глаголе перепрыгнул. Суффиксы те же, что в слове читал.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ



  1. Каково происхождение слов счастье, терраса?

  2. Из какого языка заимствовано слово брошюра?

  3. То означает слово печаль?

  4. Какова родословная слова фотография?

  5. Каково происхождение слова орфограмма?

  6. Какова история слова телеграмма?

  7. Откуда к нам пришло слово аквариум? Что оно означает?

  8. Каково значение слова диалог?

  9. Каково происхождение слова пельмени?

  10. Из какой страны забрела к нам вермишель? Как это слово было образовано?

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КВН

ОТВЕТЫ






СООБРАЗИТЕЛЬНАЯ СТАНЦИЯ


1. Т.

2. Дед, шалаш, Анна.

4. Встреча, взгляд.

5. Слово сырой имеет еще и другие значения: «невареный», «нежареный», «недоработанный».

6. Дом + суффикс –ик → домик.

7. Поиграл.

8. Вынуть.



СТАНЦИЯ «ЗРИТЕЛЬ»


1. Пирог.

2. Нет, если он правильно расставил ударения.

4. Перелетал.