КОНФЛИКТЫ, ВЫХОД ИЗ НИХ.
Занятие 1. Основные законы бесконфликтного существования.
I. Беседа по теме: читает ребёнок.
- Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем не знакомы.
- Здравствуйте!-
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В Солоухин)
Давайте и мы на капельку радостней и добрей сделаем нашу жизнь. А как мы можем этого добиться? Что нужно для этого сделать?
- Мы должны жить без ссор, помогать другим людям, не оставлять в беде друг друга. И тема нашего урока – «Основные законы бесконфликтного существования». То есть как мы должны жить, чтобы у нас при общении с другими людьми не было ссор.
Наше мироощущение, удовлетворение жизнью завися не только от деловых успехов и материального благополучия, но, и в большей мере, от того, как складываются взаимоотношения в семье. Учебном и трудовом коллективах, общественных местах. Искусству общения учатся всю жизнь. Однако именно в молодые годы закладывается фундамент коммуникативной культуры.
Очень хороший педагог, замечательный человек В.А. Сухомлинский писал: «Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваше желание – это радость или слёзы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо».
Звучит песня Б. Окуджавы «Пожелание друзьям»
Каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер и темперамент. И в связи с этим давайте поиграем в игру. Каждый из вас встает и говорит свою отличительную черту, начиная со слов: «Я отличаюсь от других людей тем, что я…»
II. Игра «Я отличаюсь от других людей тем, что я …»
- Что мы можем сказать? Что все люди разные, многим отличаются друг от друга.
III.Анализ ситуаций:
Ситуация 1.
Стань добрым волшебником,
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желание другого –
Одно удовольствие, честное слово!
- Ребята! А теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать хороший человек, чтобы людям, которые окружают его, было хорошо. (Ответы учащихся: доброта, отзывчивость, умение любить, дружить, помогать друзьям и прочие). Все правильно. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основы человеческого счастья. Хорошо, что сейчас возрождаются эти понятия.
Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. Но человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становиться сварливым, несдержанным, злым. Поэтому надо избегать конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Если ссора все же состоялась – миритесь. А как вы понимаете слово «конфликт»? (Ответы учащихся).
Из словаря Ожегова: конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений.
Ситуация 2.
В жизни немало страниц
Мрачных, тяжёлых, суровых.
Хочется дружеских лиц,
Хочется доброго слова.
Хмурый, неласковый день,
Тучи нависли свинцово.
Как не хватает нам всем
Тёплого, доброго слова!
Вывод отсюда простой,
Это любому понятно:
Маленькой кошке и той
Доброе слово приятно.
Пусть тишина и покой
В сердце поселятся снова!
Пусть на планете земной
Царствует доброе слово!
Мы с вами говорили о тех качествах, которыми должен обладать человек: доброта, отзывчивость, умение помогать и любить… а как вы понимаете слово «доброта»?
Словарь Ожегова: доброта – это чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, деликатность по отношению к другому человеку.
Деликатный человек – это вежливый, мягкий в обращении.
Отзывчивый – легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь.
Чуткий – сочувствующий другим людям.
Но, к сожалению, часто рядом с добром идёт зло. Зло – это всё плохое, вредное: грубость, жадность, ненависть, равнодушие.
Ситуация 3.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго – добро,
От злого зло родится.
Добро, сколь ни было б оно мало,
Гораздо лучше, чем меньшее, но зло!
Игра «Антонимы».
Грубость (вежливость)
Ненависть (любовь)
Обман (доверие)
Злость (доброжелательность)
Унижение (уважение)
Равнодушие (внимательность)
Молодцы! Вот такими качествами и должен быть наделён каждый человек. Много хороших дел ждёт вас впереди, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, отзывчивыми, честными, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. В каждом из нас есть солнце. Это доброта. Она согревает окружающих людей и помогает им в трудную минуту.
Творческая часть: рисунок ассоциации «моя доброта – моё солнышко». Звучит песня Б.Окуджавы «Виноградная косточка»
Оздоровительная минутка: дыхательная гимнастика.
VIII. Анализ ситуаций:
1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
- будете плакать
- ударите его
- сделаете ему замечание
- не скажете ничего
- пожалуетесь учителю
2. Один из одноклассников смеётся над вашим другом. Как вы поступите?
- будете плакать
- пожмёте плечами
- будете смеяться над ним
- будете защищать товарища кулаками
3. Вам не везёт: вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия?
- будете плакать
- продолжите играть
- начнёте злиться
- ничего не скажете
4. Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?
- пожалуйтесь учителю
- будете кричать
- попытаетесь отобрать её
- отлупите приятеля
IX. Итог
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился –
Ты ему греха не поминай. (Р.Гамзатов)
Занятие 2. Основные законы бесконфликтного существования (продолжение).
I. Беседа по теме:
Ценное качество в людях – умение поставить себя на место другого. Если человек что-то говорит, то ему очень важно знать, слышат ли его, понимают ли. Сплошь и рядом можно наблюдать такие ситуации, в которых люди не умеют или не желают поставить себя на место собеседника. В таких случаях может возникнуть конфликтная ситуация. Собеседника надо принимать таким, каков он есть. Относиться к нему уважительно. Не навязывать ему своё мнение, впечатление, быть терпеливым. А стремитесь ли вы понять своих близких, друзей? (ответы учащихся). Чтобы легко жилось с людьми, чтобы с ними складывались близкие, тёплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, уметь становиться на их место.
А задумывались ли вы о своих недостатках?
Какие из них вам удалось преодолеть? (лень, обидчивость, вспыльчивость и т.д.)
Удаётся ли вам бережно относиться ко времени своих друзей и знакомых?
В чём это выражается?
Как вы понимаете пословицу «Точность – вежливость королей»?
II. Игра «Настроение»
- показ картинок – настроений, дети отгадывают.
III.Умение находить выход из конфликта:
Разрешение конфликта – дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Спокойное поведение во время конфликта значительно снижает напряжённость ситуации. Некоторые считают, что предложить помириться первым – значит проявит слабость характера. А как вы думаете? При назревании конфликта или при враждебных отношениях с человеком полезно обратиться к нему с просьбой о какой-нибудь услуге. Это подчеркнёт его значительность и снизит взаимное недовольство.
А как вы думаете, что ещё помогает снизить конфликт?
Правильно, шутка, юмор, а ещё компромисс. Разрешить глубинный конфликт помогает компромисс.
Словарь Ожегова: компромисс – это согласие на основе взаимных уступок.
Человек может идти на него сознательно, выражая этой уступкой уважение к своему оппоненту. Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.
IV.Анализ рисунков «Ослики договариваются»
- Как вы думаете, почему ослики смогли договориться, найти компромисс?
Общее решение можно найти в том случае, если стороны доверяют друг другу и не сомневаются в том, что каждый видит не только свои желания и потребности. При конфликте не исключён и третейский суд – обращение к третьему лицу, авторитетному для обоих людей.
V.Творческая часть: рисунок моё настроение.
VI. Оздоровительная минутка: парная гимнастика.
VII. Анализ ситуаций:
Не обижай людей – придёт расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то.
Ты будешь ближними любим
И радость доброты познаешь,
Не пожелав другим того,
Чего себе не пожелаешь.
Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь – это море из благих деяний.
Построй корабль и по волнам плыви.
1.Классный руководитель объявил ребятам, что удалось достать 18 билетов на ёлку. А в классе 35 человек. Кого выбрать? Как поступить?
2. Ребята готовили спектакль. Всем хотелось играть главные роли. Что делать?
VIII. Отгадывание кроссворда:
В его основе лежит слово, которое помогает нам жить в мире и согласии, без ссор и конфликтов, - «доброта».
1. она может быть настоящая и мнимая.(дружба)
2. готовность помочь, отозваться на чужие нужды. (отзывчивость)
3. это чувство необходимо каждому человеку. (любовь)
4. между друзьями должно быть взаимопонимание и … (доверие)
5. столкновение противоположных интересов. (конфликт)
6. доброе, отзывчивое отношение к человеку. (теплота)
7. заботливое отношение к людям. (внимание)
IX. Правила бесконфликтного поведения:
- избегайте конфликтов, ссор, не совершайте необдуманных поступков
- в споре будьте сдержаны и тактичны
- никогда никого не упрекайте
- если всё же ссора произошла – скорее помиритесь
- старайтесь видеть в людях прежде всего хорошее и доброе: от этого все окружающие становятся лучше.
X. Итог:
Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому. (Л.Татьяничева)
6