СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Конспекты занятий по развитию коммуникативных отношений детей среднего дошкольного возраста средствами сказкотерапии "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добрый вечер!Уважаемые педагоги предлагаю Вашему вниманию конспекты занятий по развитию коммуникативных отношений детей среднего возраста средствами сказкотерапии.

Просмотр содержимого документа
«"Конспекты занятий по развитию коммуникативных отношений детей среднего дошкольного возраста средствами сказкотерапии "»

Конспекты занятий по развитию коммуникативных отношений детей среднего дошкольного возраста средствами сказкотерапии.

Занятие «Сказка о детском саду».

Цель:

Развивать воображение, образное мышление, умение эмоционально воспринимать окружающий мир.

Воспитать положительное отношение к детскому саду.

Научить понимать текст сказки и проявлять свое отношение к героям.

(при использовании конспекта воспитателем или как бинарное занятие)

Научить детей приему раскатывания для образования формы удлиненного столбика-колодки.

Сформировать умение аккуратно пользоваться соленым тестом.

Материалы: кукла-фея, платки для танцев, запись тихой спокойной музыки, соленое тесто, дощечки, влажные салфетки.

Ход занятия по сказкотерапии:

Введение

- Дети, сегодня у нас с вами будет не обычное занятие, а волшебное. Представьте себе, что к нам в гости пришла фея Доброта. Взгляните на нее, какая она? (ответы детей).

Сегодня она пришла к нам для того, чтобы рассказать нам сказку о детском саде. Коснувшись любого своей рукой, фея Доброты может перенести его в любое место, на любое расстояние.

А теперь я приглашаю вас в сказку «О детском садике». Закройте глаза и ждите прикосновения феи Доброты. К кому она прикоснется рукой, тот сразу садится на коврик и ждет начала сказки. (Под музыку трогает детей, они садятся на коврик).

Сказка

Когда-то, очень давно, на свете существовала волшебная страна и жили в ней много-много детей.

Упражнение «Один - много»

Дети сидят в кругу, показывают на себя - «один», разводят руки в стороны - «много».

Все было бы хорошо, но они не знали друг друга, потому что некоторые были очень застенчивые, другие - боязливые, и, поэтому, никто не хотел подойти первым познакомиться и подружиться.

Упражнение «Стыд - страх»

Дети, стоят на ногах, имитируют стыд, голова и плечи опущены вниз. Затем изображают страх. Открывают рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею. Несколько раз упражнение чередуется. После выполнения каждого упражнения дети расслабляются, отпускают страх и напряжение.

И вот, однажды, над этой страной пролетала фея, и звали ее Доброта. У нее было столько тепла, добра и любви, что там, где она пролетала, солнце сияло ярче, птички пели громче, все вокруг оживало и расцветало.

Упражнение «Танец феи»

Детям предлагается потанцевать, как фея: хорошо, мягко, плавно. Движения рук легкие, лицо спокойное, с улыбкой.

Итак, когда она пролетала над этой страной и увидела, что дети грустные и невеселые, она не смогла продолжить свой путь и решила им помочь.

Упражнение «Печаль и слезы»

Детям предлагается представить состояние детей, у которых нет друзей, например, горько плакать. Воспитатель берет куклу-фею и от ее имени спрашивает каждого: «Тебе грустно играть самому?». Дети, сквозь «слезы», отвечают: «Да-а-а-а-а».

Все расслабляются, можно легко погладить себя по лбу, бровям, щекам, шее, руки от локтя до кончиков пальцев.

Фея кружилась и думала: «Что же можно сделать, чтобы в этой красивой стране, вместо слез, раздавался веселый смех, вместо грусти - было радостно и весело. И вот, пролетая над высоким холмом, фея решила построить большой, красивый, просторный дом и назвать его «Детский сад». Затем собрать всех детей вместе, чтобы у них было место, куда они смогут приходить каждое утро и дружить друг с другом.

Она взяла волшебную палочку, взмахнула ею в воздухе, и дом вырос, как грибок, на удивление всем жителям города.

Упражнение «Удивление»

Дети берутся за руки, ходят по кругу, словно возле дома. Затем останавливаются, хлопают в ладоши и замирают от удивления.

Сначала дом был маленький, потом стал немного больше, а затем вырос большим, красивым, светлым и просторным.

Упражнение «Дом растет»

Дети садятся - дом «маленький», на присядки – дом становится больше, скачком выпрямляются – дом вырос и стал большим.

Затрубили трубы, призывая всех детей в детский сад.

Упражнение «Трубы трубят»

Дети приставляют руку ко рту, выдыхают воздух - «трубят».

Фея Доброта рассказала детям о том, что этот дом необычный - это детский сад. Каждое утро все дети будут собираться здесь, вместе играть и дружить. Дети были в восторге и сразу решили помочь фее обустроить свой ​​дом. Через некоторое время детский сад был готов встречать детей каждое утро, что он делает и по сей день.

Вопросы воспитателя:

- Понравилась ли вам сказка? А о чем в ней рассказывалось?

- Куда вы ходите каждое утро?

- Да, в детский сад, значит, пора туда возвращаться.

- Закройте глаза и наша гостья, коснувшись вас рукой, вернет нас в детский сад.

- Вот мы и вернулись в нашу группу. Давайте посмотрим на нее и скажем: «Какая она?».

- Хорошая, светлая, просторная.

- Да, правильно. Когда мы с вами были в сказке, то дети там помогали фее обустроить детский сад. Как вы думаете, что они делали?

- Строили забор, делали качели, скамьи.

- Давайте мы с вами им поможем и также сделаем из соленого теста уют в волшебном детском саду. Взгляните, вот он (показывают макет волшебного детсада), но он еще не оборудован для детей.

Работа с детьми с соленым тестом (Лепка из соленого теста)

- Посмотрите, какие изделия для отделки волшебного детского сада изготовила я. У меня тут забор для ограждения, скамейка, чтобы дети отдыхали, качели и песочница, чтобы дети играли.

- Вы можете выбрать для отделки садика что-нибудь из того, что сделала я, а можете придумать нечто свое.

- Вот наш детский сад (показывают макет), а на столах у вас - соленое тесто и бумага, на которую вы будете выкладывать ваши изделия.

- Сначала мы берем соленое тесто, но долго не держите его, а сразу начинайте работать. Для того, чтобы сделать столбики, нужно положить комок теста между ладонями и раскатать его прямыми движениями. У нас получается столбик. И из них вы сможете сделать то, чем вам хотелось бы оборудовать волшебный детский сад (показать детям как из столбиков можно сделать ограждение, скамью, песочницу).

Дети работают самостоятельно, иногда прибегая к помощи воспитателя.

- Заканчивайте работу. Вытрите руки салфеткой, возьмите каждое изделие и подойдите все к нашему волшебному детскому саду: будем его обустраивать (помочь детям разместить изделия, всех похвалить за хорошую работу.

Итог занятия.

Сказка «Королева Капризуля»

Цель: раскрыть детям значение понятия «капризуля», способствовать формированию у детей готовности понять и учитывать интересы и потребности других детей и взрослых.

Воспитатель предлагает детям послушать сказку:

«Эта история случилась в магазине игрушек. Поздно вечером, когда свет был выключен, двери закрыты, а все продавцы пошли домой.

- Ох-хо-хо, - вздохнул Мишка, слезая с полки - все бока себе отлежал.

- Вечно он недоволен, - сказала кукла Настя.

- Вам, куклам, не понять, как трудно стоять целый день и не двигаться. Ведь вас постоянно покупатели берут в руки, заводят, чтобы посмотреть, как вы ходите и что умеете говорить.

- На нас уже не обращают внимание с тех пор как в магазин привезли ее, - сказала кукла Настя и кивнула головой на самую красивую куклу.

- Меня зовут Кэтрин, ее величество Кэтрин, - сказала красивая кукла.

- Где машина? Пусть отвезет меня в отдел одежды, посмотрю, что там новенького привезли.

- Никуда я тебя не повезу, - сказала Машина – я такая же игрушка, как и ты, не смей мне приказывать.

Кэтрин начала топать ногами и кричать, а к Машинке подошел Солдатик, который был влюблен в Кэтрин и стал просить, чтобы Машина не возражала Кэтрин. Он пообещал Машинке, что помоет и почистит ее, только пусть она отвезет королеву в отдел одежды. Машинка согласилась, Кэтрин села в нее и поехала.

- И что он в ней нашел, она же обычная кукла, только одета лучше нас и на голове - корона, - вздохнула кукла Маша.

- Не переживайте, мне вы больше нравитесь, - сказал Медвежонок.

- И мне, - сказал Бегемотик.

- А меня возмущает, что эта капризуля командует нами. - воскликнул Робот.

Слова Робота услышала Кэтрин, которая как раз вернулась из отдела одежды.

- Что? Бунт? Солдат, немедленно закрой Робота в коробке, - распорядилась Кэтрин.

- Но он мой друг, я не могу - сказал Солдатик.

- Выполняй! Иначе я больше не буду с тобой разговаривать, - дальше продолжала кричать Кэтрин.

- Извини, друг Робот, я должен это сделать, ведь я ее люблю и боюсь поссориться с ней, - вздохнул Солдатик.

- Да что же это такое, - перешептывались куклы, - неужели никто не может поставить на место эту выскочку?

- Никто не захочет драться с Солдатиком, у него есть ружье и сабля, к тому же он самый сильный, - ответил Бегемотик.

- Достаточно шептать! - закричала Кэтрин, - вы теперь будете выполнять все, что я скажу.

- Почему? - Спросил Медвежонок.

- Потому что я королева. А кто не захочет меня слушать, того Солдатик закроет в коробке и тогда вас никто не купит.

- Какая ты злая. Но что-то и тебя никто не купил, хоть ты и красивая, - сказала кукла Настя.

- Я просто очень дорого стою. Ну все, вы мне надоели своими разговорами. Солдат! Немедленно закрой их всех в коробку, - приказала Кэтрин.

- Извини, Кэтрин, я не могу. Они - мои друзья. Кроме того, если я их закрою, то в магазине не останется больше игрушек.

Кэтрин начала топать ногами и плакать:

- Не хочу никого видеть! Убирайтесь вон!

- Ой, вы только посмотрите, что произошло с нашей королевой. Как она изменилась, ее красота пропала, - сказала кукла Маша.

Услышав эти слова, Кэтрин подбежала к зеркалу. Ее носик стал похож на картофелину, а синие глаза покраснели от слез. Королева заплакала еще сильнее:

- Это все из-за вас! Вы все завидовали моей красоте.

Чем больше Кэтрин плакала, тем больше становилась некрасивой. Ее волосы разлохматились, губы распухли, а на лице появились пятна.

Куклы и игрушки от удивления аж замерли.

- Я, кажется, знаю, что это за чудо, - сказал Медвежонок.

- Говори скорее заклинание, как от этого избавиться и снова стать красивой! - воскликнула Кэтрин.

- Тебе это вряд ли удастся, - продолжал Медвежонок.

- Почему? Я готова выпить любые горькие лекарства, - сказала королева.

- Лекарство здесь ни при чем. Во-первых, перестань плакать, успокойся. Во-вторых, если хочешь стать снова красивой - забудь, что ты королева, будь приветливой и веселой, помогай другим, а не обижай игрушки.

Кэтрин топнула ногой:

- Ни за что!

Утром в магазин пришли продавцы.

-Посмотрите, кто-то подменил нашу королеву. Уберите ее с витрины и положите на полочку, - распорядился директор.

Никто из покупателей даже не подошел к королеве. А она стояла грустная и о чем-то думала.

Когда магазин закрыли, и наступила полночь, Кэтрин подошла к коробке, где был закрыт Робот и выпустила его.

- Прости меня, - сказала она.

- А где же Мишка, Бегемотик, кукла Настя и кукла Маша? - спросил Робот.

- Их сегодня купили, остались только мы и солдатик.

- Почему ты грустная, королева? - спросил Робот.

- Я не королева, я обычная кукла, - вздохнула Кэтрин.

- Что же произошло, пока я сидел в коробке? - Удивился Робот.

- Я останусь некрасивой и меня никто не захочет купить, - тихо сказала Кэтрин.

- Но ты красивая, посмотри на себя, - ответил Робот.

Кэтрин подошла к зеркалу, посмотрела, и увидела, что ее красота вернулась к ней.

- Что случилось? - Удивилась она.

- У каждого из нас есть не только внешняя, но и внутренняя красота. И когда мы обижаем других, кричим, капризничает, то теряем не только внешнюю красоту, но и внутреннюю, - пояснил Солдатик.

- Чтобы быть красивой надо иметь не только хорошую внешность, но и быть вежливым, благожелательным, терпеливым.

- Спасибо, я всегда об этом буду помнить. Перестану капризничать, приказывать, буду дружить со всеми игрушками.

А на второй день Кэтрин, Солдатика и Робота купили родители для своих детей и в магазин привезли новые игрушки. Но это уже другая история».

Обсуждение сказки

- Что мы можем сказать о кукле Кэтрин, какая она?

- Много ли у нее друзей? Почему?

- Почему Кэтрин стала некрасивой? ... Можем ли мы детей, который так же себя ведут, назвать красивыми? Как мы можем их назвать? ...

Конспект занятия: «Путешествие в сказку»

Цель:

1. Обогащение знаний и понимания эмоций страха за счет осознания того, что страх может быть результатом незнания.

2. Учить различать и понимать эмоции радости и страха и их экспрессивные проявления.

3. Развивать речь и формировать представление о школе через создание параллельной сказочной учебно-познавательной реальности в воображении средних дошкольников.

4. Развивать творчество, мышление, художественные навыки.

5. Воспитывать чувство дружбы, желание помогать, интерес к школьной жизни.

Конспект хода занятия

Дети играют, звенит колокольчик (дети подходят к Ведущему).

Ведущий:

Здравствуйте ребята.

Приветствие.

Закройте, пожалуйста глаза. Кто услышит свое имя, открывает глаза и садится на любое облако (подушку). А теперь возьмемся за руки и скажем вместе «Доброе утро!».

Ведущий: Дети, а вы любите сказки? Я приготовила для вас очень интересную сказку. Вы хотите узнать, что это за сказка? А попасть в нее нам помогут волшебные цветы. Выберите себе, пожалуйста, каждый по цветочку, который вам больше всего понравился. Берегите его, чтобы потом он помог нам вернуться обратно. Все выбрали? А сейчас положите на цветочек правую ладошку, закройте глаза и подумайте о том, какими вы будете школьниками. Как вы будете учиться, что будете делать, как будете себя вести. Кто готов, откройте глаза.

Вот мы с вами и попали в сказку (сказочный лес) и сейчас послушаем сказочную историю, которая называется «Смешные страхи» (чтение сказки).

Беседа Ведущего с детьми по содержанию сказки

Вопрос:

1. Какое настроение описывается в сказке? Почему вы так думаете?

2. В чем особенности дня 1 сентября? Как это отразилось на поведении героев и даже объектов неживой природы (Солнышко, ветерок).

3. В чем заключается радость каждого героя?

4. У кого из героев сказки отличалось настроение? Почему? Как вы догадались?

5. Кто помнит название сказки? Как вы думаете, почему автор дал именно такое название? Какое настроение было у героев сказки?

6. А у вас бывают страхи? Какие они у вас?

7. О чем говорили звери учителю на первом уроке?

8. Опишите и покажите зайчика, которым он изначально был и каким стал. Что ему поручил учитель Еж.

9. Какие цвета встречаются в сказке?

Дидактическое упражнение «Отпусти свой страх»

Ведущий: Возвращаемся в сказку.

Релаксационное дыхательное упражнение

Садитесь удобно, закройте глаза и представьте, как по мановению волшебной палочки, мы оказались с вами на уроке в лесной школе. Прислушайтесь, как тихо (Пауза). Почувствуйте дуновение свежего ветерка на своих щеках. Полной грудью вдохните ароматы леса. Посмотрите вокруг. Кого вы можете здесь встретить? Вы можете еще некоторое время побыть на уроке и подружиться с его учениками, а когда будете готовы вернуться назад - открывайте глаза.

- Понравилось ли вам наше путешествие?

- А как вы думаете: в нашем воображении мы увидели одну и ту же школу? Или разные?

- Да, дети, каждый из нас представил свою сказку, поэтому образ ее у каждого будет свой. А сейчас пора нарисовать сказку, которую мы представили. Рисунки наши будут одинаковые или разные? Да, совершенно разные.

- Вы можете смело изображать все то, что вам нарисовала ваша фантазия, воображение.

Самостоятельная деятельность детей-рисование

(Дети рисуют под музыку. Рассматривают и рассказывают, что они нарисовали. По возможности рассказы записываются на обратной стороне рисунка).

Ведущий: вам нравятся наши рисунки?

- Своей радостью мы с вами всегда делимся с нашими родителями, так давайте и наши рисунки покажем им, а еще обязательно расскажем им о нашем увлекательном путешествии в лесную школу.

- А сейчас, возьмите каждый свой цветочек, закройте глаза, приложите его к своему сердечку и подумайте о том, какие знания возьмет каждый из вас из этой сказочной истории. Пусть этот опыт поможет вам в жизни. Кто готов, откройте глаза.

Ведущий: Вот мы с вами и вернулись из сказочного путешествия. Цветы, которые у вас в руках, давайте мы приклеим на вот эту волшебную лесную поляну. Посмотрите, какая красивая вышла полянка. Цветочки на ней разные, как и мы с вами разные. Но находятся они на одной поляне, как и мы с вами в одной группе. Просмотрите, цветочки между собой разные, но дружные. Так и я надеюсь, что мы будем дружны между собой.

Интегрированное занятие : «Путешествие Капельки»

Цель:

- обеспечить атмосферу доверия, снять эмоциональное напряжение;

- установить положительный, эмоциональный контакт детей между собой и психологом;

- сформировать интерес к явлениям живой и неживой природы, уточнить и расширять знания о состоянии воды, ее роли для природы и человека;

- поупражнять в умении решать проблемные вопросы, высказывать свое мнение, уметь отстоять свое суждение;

- развить логическое мышление, память, творческое воображение, умение сосредотачиваться, наблюдательность;

- воспитать любовь и бережное отношение к воде, и к природе в целом.

Материал к занятию: фланелеграф, спокойная музыка, цветные карандаши, разноцветные ленты, карточки со схематичными рисунками, стаканчики, молоко, вода, лед, соломинки, термос с кипятком, духи, зеркальце, волшебная шкатулка.

Конспект хода занятия

Ведущий:

Станем вместе мы в круг,

Сколько друзей, посмотри вокруг.

Руку дружбы подниму,

С другом в ссору не вступлю.

Будем все дружно играть,

Правила игры не забывать.

Упражнение «Приветствие»

Дети стоят в кругу. Ведущий приседает по очереди перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые вверх ладони с ладошками ребенка и говорит слова: «Добрый день, Антон». Ребенок отвечает: «Добрый день, Елена Николаевна».

Психогимнастика

Влево - вправо, влево - вправо,

Повернитесь - посмотрите,

Друг - другу улыбнитесь.

- Детки вам нравится, когда у вас хорошее настроение?

(Ответы детей)

- Ведь хорошее настроение помогает любое дело выполнять легко.

Детки сегодня к нам в садик приходил почтальон и принес нам конверт. Сейчас мы с вами прочитаем, от кого же нам пришло письмо. А письмо лично вам, - детям старшей группы.

(Чтение письма: Добрый день, дорогие друзья! Я очень рад встрече с вами, и сегодня хочу рассказать вам интересную сказку).

Ведущий:

Ну, что, дети, хотите послушать сказку? Ну, тогда, садитесь уютно и слушайте.

Сказка о Капельке

Однажды на дворе из облака пошел дождь со снегом и в небе встретились Капелька и Снежинка.

- В какое время года может такое случиться? (Варианты ответов детей.)

Капелька посмотрела на Снежинку и подумала: она такая красивая, нежная, резная, а я такая серая, неуклюжая.

Снежинка приветливо улыбнулась и сказала: «Добрый день, сестричка!»

Капелька удивленно посмотрела и не поняла, почему Снежинка назвала ее сестричкой.

Ведущий:

- Почему Снежинка назвала Капельку сестричкой? (Выслушивает варианты ответов детей и продолжает рассказ).

Взошло теплое солнышко, и Капелька засияла в радуге различными красками, и стала очень красивой.

- Какими красками засияла Капелька?

Капелька побежала дальше и видит, стоит пышный, зеленый, могучий дуб. Залюбовалась она красотой дуба. На дворе светило солнце. Был жаркий, знойный день.

- В какое время года это было?

Капелька видит, на елке сидит птичка и грустно поет.

- Почему птичка такая грустная? (Ответы детей).

- Как Капелька может ей помочь?

Напоила Капелька птичку, а та ее поблагодарила и весело запела. И здесь Капелька заметила, что стала немного меньше

- Почему она уменьшилась? (Ответы детей).

Проходя через лес, Капелька вышла на маленькую поляну, на которой рос Цветок. Она решила подойти и познакомиться. Увидела, что цветочку очень плохо: лепестки опустились к земле.

- Почему Цветочек себя так чувствовал, как вы думаете? (Ответы детей).

Напоила Капелька Цветочек, умыла, освежила и предложила дружить. И с тех пор стали Капелька и Цветочек лучшими друзьями на свете.

Побежала капля дальше и видит: стоит мельница с опущенными крыльями и не крутится. А люди ждут молотить муку и не могут дождаться.

- Дети, по каким причинам не крутится мельница, как вы думаете? (Ответы детей).

Мельница, которая стоит на реке называется водяной и кружится благодаря силе воды.

- Как вы думаете, одна капля может пополнить воду в реке? (Ответы детей).

Капелька вспомнила о своих друзьях и решила позвать их.

- А кого могла позвать Капелька? (Ответы детей).

Вот Капельки взялись за руки и образовали сильный поток, от которого мельница закрутилась. Зерно начало молотиться и мука посыпалась в мешки. Капелька поблагодарила своих друзей и попрощалась с ними.

Последние дни лета были жаркими, Капелька много работала и с каждым днем становилась все меньше и меньше.

- Какой работой занималась Капелька летом? Кому еще Капелька могла помочь?

Вдруг Капелька начала подниматься вверх.

- Почему такое случилось?

Наступила осень подул холодный ветер, листья начали опадать с деревьев, пошел осенний холодный дождь. И снова Капелька упала на землю.

- Во что может превратиться Капелька осенью? (В туман, мокрый снег, дождь).

Ведущий::

Дети, понравилась вам сказка?

Игра «Ласковые слова для капельки»

Давайте найдем лучшие слова для водички - капельки. (Чистенькая, прозрачная, маленькая, свеженькая...)

Ведущий::

Посмотрите, у нас появилась улыбающаяся капля. Почему у нее хорошее настроение? А какому слову капелька обрадовалась больше всего?

А давайте проверим все, что вы сказали.

Опыты с водой

1.Вода прозрачная.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить соломинки.

Вопрос:

- В каком из стаканчиков видно соломинку, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим соломинку, а в стаканчике с молоком - нет).

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

2. У воды нет вкуса.

- Дети, давайте попробуем водичку через соломинку.

- Есть ли у нее вкус?

А сейчас попробуем молоко. Отличаются по вкусу молоко и водичка?

3. У воды нет запаха

- Дети, давайте мы с вами понюхаем воду.

- Чем она пахнет или совсем не пахнет?

Для сравнения можно предложить понюхать воду, в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).

4. Лед - твердая вода.

Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребенок наблюдала за своим кусочком льда. Вывод: лед - это тоже вода.

5. Пар - это тоже вода.

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над ним зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям.

- Что вы увидели на зеркальце? Какой вывод можно сделать? (Вода - это пар)

- Молодцы дети. Вот такая волшебница водичка-капля.

Ведущий:

Дети, давайте посмотрим в конверт, может еще что-то, там увидим. Да, вот еще один маленький конверт, на котором написано: «Друзья Капельки». А вы хотите посмотреть, с кем дружит Капелька. (Психолог достает схематические рисунки). Дети, вы поняли, что здесь нарисовано? Линии, кружочки ... Как вы думаете что это? Это, пожалуй, забыли дорисовать рисунки. Попробуем рисунки исправить?

Садитесь, пожалуйста, на стульчики за столы.

А чтобы лучше выполнить задание, сначала разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Дружеские пальчики»

Вот эти пальчики щиплют,

(Большим и указательным пальцем щипать ладонь другой руки).

А эти пальчики гуляют.

(Указательный и средний «ходят» по второй руке).

Эти два всегда говорят,

(Средний и безымянный шевелятся, трутся друг о друга).

Эти - тихо дремлют,

(Безымянный и мизинец прижимать к ладони).

А большой с мизинцем

Могут весело умыться.

(Крутить большим пальцем вокруг мизинца).

Упражнение «Дорисуй»

- Посмотрите, пожалуйста, на рисунки, подумайте, с кем дружит Капелька и попробуйте дорисовать.

Анализ выполненных работ

- С кем же дружит Капелька? Итак, вода нужна всем: и растениям, и животным, и птицам, и насекомым, и рыбам, и нам, людям. И всем вода нужна чистая, прозрачная. Поэтому мы должны ее беречь, не загрязнять сами и не позволять загрязнять другим.

- Детки, предлагаю, все ваши рисуночки собрать и сохранить.

Ведущий:

Ну что, вы устали немножко? Тогда я вас приглашаю на цветочный бал, потому что в ваших рисунках много красивых цветов. Но для этого нам нужно превратиться в цветочки, ведь на цветочном балу присутствовали только цветы. А поможет нам в этом волшебная шкатулка, в которой находятся разноцветные цветочные лепестки.

(Дети надевают на руки разноцветные ленты)

Этюд «Цветочный бал»

(Под спокойную музыку дети исполняют танец)

А теперь, представьте себя волшебными цветами.

Какие же вы красивые цветочки? А вот и наша зеленая лужайка.

Мы маленькие цветочки. Растем на прекрасной поляне. Утром просыпаемся после сна, раскрываем свои лепестки, возвращаемся к солнышку, набираемся от него сил и тепла, танцуем под звуки птиц. Мы дружим с капелькой, которая радует нас свеженькой водичкой. Нам весело и радостно. Вокруг нас замечательные ароматы. А когда солнышко садится за горизонт, мы также прекращаем свой танец.

Пожалуй, сейчас мы с вами были похожи не только на цветы, но и на настоящих артистов. И как у настоящих артистов я хочу взять у вас интервью.

Упражнение «Интервью мы-артисты»

- Что сегодня вам больше всего понравилось?

- А что было трудно сделать?

Сюрпризный момент.

Дети, вы были сегодня так внимательны, сообразительны, умны. Я хочу подарить вас вот такими «Улыбками». Они будут всегда дарить вам хорошее настроение и уверенность. Ведь когда у человека хорошее настроение он легко сможет преодолевать любые препятствия. Будьте всегда радостными и добрыми и свое добро несите своим родным и друзьям.

Упражнение «Всем, всем, до свидания».

Станем вместе мы в круг,

Сколько друзей - погляди вокруг.

Попрощаться не забудем,

Дружно играть мы вместе будем.

Попрощаться не забудем,

Дружно играть мы вместе будем.

Занятие: «Сказка, которая лечит душу»

Цель:

- знакомить детей с таким чувством, как злость, выяснить причины возникновения злости у детей;

- учить выходить из состояния злости, формировать умение регулировать свое поведение, воспитывать доброжелательность.

Материалы: предметные рисунки, пиктограммы «злость», «радость».

Ход занятия :

I. Вступительная часть.

Приветствие

II. Основная часть

Сказка «Спасибо, но мне это не нужно»

Как хорошо всем жилось в родном лесу, пока там не появилась большая зеленая Жаба. Она выбрала себе место под большими листьями лопуха у тропинки. По ней каждое утро зверьки бежали к пруду умываться. И вот тебе беда!

Вылезет из-под лопуха это зеленое бородавчатое чудовище и смотрит яростно на каждого кто бежит по тропинке. А иногда просто посмотрит дурным глазом или вдруг что-то обидное квакнет - и хорошего настроения как не бывало.

Вчера Зайку обидела:

- Что, еще бегаешь? Ну, добегаешься, пока волк тебя не съест!

Или к Белочке цепляется:

- Что, рыжая, мечтаешь стать птичкой? Летаешь тут среди деревьев! Вот свалишься когда-нибудь на медведя, он очень обрадуется такому завтраку!

Всем досталось от новой соседки.

- Чего же ты, Жаба, такая злая? Ну, все у тебя плохие, одна ты хорошая, да? - спросила Лисичка.

- Ква, ква, ква! - Сказала Лягушка, это означало: «да, да, да».

Жизнь в лесу стала не такой, как прежде. Хоть под деревьями был такой же приятный холодок. Солнышко так же светило над лесом. Но зверьки уже не так радовались своему замечательному лесному дому. Стал бояться Зайчик, уже не так ловко прыгала по деревьям Белочка. А как же иначе? Всем известно, что когда у тебя плохое настроение, то все получается хуже, чем обычно.

Только Ежик еще не встречался с лягушкой, потому бегал к пруду по другой дорожке. Видимо, поэтому он и был, как всегда, в хорошем настроении.

Вот собрались зверьки за раскидистой елью, чтобы посоветоваться. Пришел и Ежик. Вопрос был один: как выгнать Лягушку из родного леса?

-Дети, как вы думаете, что решили зверьки сделать с Жабой? Давайте слушать сказку дальше.

И здесь Ежик спрашивает у Зайки:

- А помнишь, что ты ответил Белочке, когда она угостила тебя орешками?

- Да, я сказал ей: «Спасибо, но мне это не нужно, я не ем орешков».

- То есть, ты отказался от них, поэтому в таких случаях нужно говорить: «Спасибо, но мне это не нужно». Правда, если Лягушка хочет поделиться с вами своей злостью, она вам не нужна?

- Нет, нет, - откликнулись зверьки.

- Да, плохие чувства вам не нужны. Но, если вы страдаете, обижаетесь, то это означает, что Жаба заставила вас принять ее, так сказать, «подарок». Что делать? Не принимать таких подарков! Так и сказать (или подумать): «Спасибо, но мне это не нужно». А наиболее воспитанные зверьки можете еще и поздороваться с ней: «Доброе утро, Жаба! Как дела?». Вот увидите, что произойдет потом.

-Дети, по вашему мнению, как разворачивались события дальше? Проверим, будет ли так, как вы говорите.

Зверьки так и сделали. С тех пор Лягушку как подменили! Сначала она не понимала, что происходит: ее злость ничего не меняла в хорошем настроении жителей леса. Мало того: при встрече они были приветливы, улыбались, спрашивали о ее здоровье или просто говорили: «Доброе утро, Жаба, какой замечательный сегодня день!»

Теперь и Лягушка научилась улыбаться. Оказалось, что совсем она не страшная, а даже симпатичная: у нее красивые умные глаза и немного забавная широкая улыбка. Теперь, глядя на нее, просто нельзя было не улыбнуться в ответ.

С тех пор Жаба присоединялась к дружной компании лесных друзей, когда они спешили к пруду. И правда: лучше делиться улыбками, чем образами!

2. Работа над сказкой

Ведущий: задает вопросы:

- Кого боялись звери в лесу? (Лягушку.)

- Какой была Лягушка? (Злой, она оскорбляла зверушек.)

- А какими были Зайчик, Белочка, Лисичка, Ежик?

- Что решили звери на своем совещании?

- Какими словами посоветовал Ежик отвечать на злобу Лягушки? («Спасибо, но мне это не нужно!»)

- Изменилась ли Лягушка? Какой она стала теперь?

- Какой вывод мы можем с вами сделать? (Лучше делиться улыбками, чем образами.)

Упражнение «Я сержусь, когда ...»

- Продолжите предложение «Я сержусь, когда ...»

-А как выглядит наше лицо, когда мы злимся? (Злой взгляд, нахмуренные брови, искривленный рот.)

-А когда улыбаемся?

Дети рассматривают пиктограммы, сравнивают их.

4. Рассматривание иллюстрации «Злость»

- Рассмотрите рисунок. Кто на нем изображен? (Злой мальчик.)

-Что делает мальчик? (Прогоняет маленькую собачку, хочет ее ударить палкой.)

-Почему он такой злой?

-Как можно остановить мальчика? Что бы вы ему сказали?

Игра «Конструктор настроения»

-А теперь давайте с вами поиграем с необычным конструктором. Перед вами лежит рисунок мальчика, но на его лице нет глаз и рта. Я вам предлагаю самостоятельно составить этот конструктор, подобрать мальчику глаза и рот, а потом рассказать, какое у него получилось настроение.

Дети составляют сначала злое, а потом радостное выражение лица.

-На выражение лица злое или радостное приятнее смотреть? Почему?

- Таким образом, мы снова можем сделать вывод, что лучше делиться улыбками.

Тренинг выхода из состояния злости

-Давайте с вами придумаем, что делать, чтобы избавиться злости?

Когда вы начинаете сердиться:

- спойте веселую песенку;

- послушайте тихую музыку;

- нарисуйте свое настроение;

- поиграйте с мягким мячиком или другой игрушкой;

- расскажите о своей злости близкому человеку;

- полистайте интересную книгу;

- поиграйте в игру «Разрывание бумаги»;

- побегайте, попрыгайте.

III. Заключительная часть

1.Подведение итогов

-О чем мы сегодня говорили?

- Что полезное узнали на сегодняшнем занятии по сказкотерапии?

-Какой вывод вы сделали?

Прощание «Улыбка по кругу»

. Развивающее занятие воспитателя с элементами сказкотерапии: «Протяну сказке руку»

Цель:

- развивать у детей творческое мышление, фантазию, воображение, уверенность в своих силах, креативный подход к созданию новых образов.

Материал: мольберт, плакат, краски, лист бумаги по количеству детей, свеча.

Категория: дети старшего дошкольного возраста

Количество: 10 - 14 детей.

Продолжительность занятия 40 минут.

Содержание:

1. Ритуал приветствия «Поделись добротой с друзьями» - 2 мин.

2. Сказка о королеве Фантазия - 5 мин.

3. Психогимнастика «Улыбка» - 3 мин.

4. Рисование методом кляксография «Моя улыбка» - 10 мин.

5. Беседа - игра «Сказка по кругу» - 10 мин.

6. Упражнение - разминка «Домик» - 5 мин.

7. Рефлексия - 3 мин.

8. Ритуал прощания «Свеча доброты и тепла» - 2 мин.

Ход занятия :

1. Ритуал приветствия «Поделись добротой с друзьями»

Цель: установить положительный эмоциональный контакт, развивать способность координировать голосовую и двигательную активность, формировать положительную мотивацию на занятие.

Дети становятся в круг и говорят слова - приветствие, подавая друг другу руку и при этом улыбаясь. Когда это сделают все, образуется замкнутый круг. Воспитатель отмечает, что все дети - единое целое. Подарив товарищу улыбку, они отдали ему частичку тепла своей души. Детям предлагается почувствовать, как пошло тепло в их ладони.

Воспитатель приглашает детей сесть удобно на коврик и послушать интересную историю.

2. Сказка о королеве Фантазия

В одном замечательном королевстве, где всегда вечнозеленые сады и солнце никогда не прячется за горизонт, с начала века и по сей день господствует прекрасная королева Фантазия. Много веков она была счастьем для тех, кто ее знал, все ее любили и уважали. Сердце у королевы было такое пламенное, что она бросала свои ласковые лучи далеко за пределы своего королевства. Вечно юная и прекрасная королева сходила на землю и слышала, что люди тяжело работают, невесело проводят время в работе. И чтобы это изменить, она приносила лучшие дары своего королевства. Люди начали придумывать и мастерить различные орудия, облегчали их работу. С тех пор, как королева Фантазия прошла по земле, люди стали веселее и счастливее.

И вот теперь королева послала на нашу землю свою дочь Сказку. Сказка сегодня пришла и к нам. Она разлетелась по всей комнате и спряталась у кого-то в карман, в листе бумаги, в красках, в кисточках, в ваших прическах.

- А как вы думаете, почему она это сделала?

- Что нужно сделать, чтобы она проявила свои волшебные способности?

- Как вы будете встречать Сказку?

Да, ее нужно встречать с хорошим настроением и с улыбкой, только тогда сказка оживет. Давайте и мы сейчас улыбнемся.

Психогимнастика «Улыбка»

Цель: снятие эмоционального напряжения у детей, настройка на творческую работу.

Воспитатель предлагает детям улыбнуться:

- Как клоун в цирке;

- Как кот на солнышке;

- Как улыбаетесь своей маме.

- Дети, у вас были хорошие улыбки, смех рассыпался по всей комнате, а я боялась, что он потеряется, и ловила его. Вот что у меня получилось (показ плаката с нанесенными разноцветными пятнами).

- Дети, а как вы думаете, почему смех у меня получился именно таким?

- Каким образом можно его еще изобразить?

- Какого цвета будет именно ваш смех?

Воспитатель предлагает детям нарисовать свой смех, чтобы Сказка ожила.

Рисование методом кляксография «Моя улыбка»

Цель: развить фантазию, воображение, творческое мышление.

Материал: краски, листы бумаги по количеству детей.

Дети на середину листа выливают немного краски нескольких цветов и лист складывают пополам. Потом - разворачивают и теперь можно играть. Дети по очереди говорят, кого или что они видят в своей «Кляксе» или ее отдельных частях (новых героев сказки). Чтобы образ получился законченным, дети дорисовывают необходимые детали пальчиками.

Беседа - игра «Сказка по кругу»

Цель: развивать творческое мышление, фантазию, воображение, креативный подход к созданию новых образов.

Психолог предлагает детям составить общую собственную сказку со своими героями, которые дети нарисовали. Нужно не только дать герою имя, но и рассказать, какой он, какую роль выполняет (в случае необходимости психолог помогает).

- Я начну, а вы будете продолжать, и так одно за другим по кругу.

- Далеко - далеко, на самом краю земли, рос волшебный лес. В нем росли необычные деревья, цветы. Даже жители в нем необычные ...

А чтобы жители волшебного леса не унывали и всегда могли помогать друг - другу, они собрались все вместе и решили построить себе домик.

Упражнение - разминка «Домик»

Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве, развивать творческое мышление, фантазию, внимание, сообразительность, быструю реакцию на сигнал, психомоторику.

Воспитатель: Мы все - кирпичики. Будем строить домики из двух, трех, четырех ... кирпичиков. Сейчас будет играть музыка. Вы - кирпичики - можете делать все, что угодно: стоять, прыгать, бегать, танцевать. А как музыка стихнет, и услышите команду: «Домик для двоих», то должны быстро найти себе пару и создать строение «домик», подняв руки и соединив их вместе. Если команда: «Домик для троих» - образуете строение «домик» втроем ... Нужно сделать все как можно быстрее.

И самое главное, чтобы они не были похожи друг на друга.

- Дети, вы чувствуете, что в комнате происходит что-то необычное?

- Как вы думаете, что именно?

- Почему это произошло?

- Мне кажется, что Сказка коснулась каждого из нас и мы стали настоящими волшебниками. Потому что только они могут создать настоящую сказку, в которой живут необычные, но дружеские, смелые и добрые герои.

Сказка прощается с нами, потому что ей нужно отправляться к другим деткам.

- Что вы хотите сказать ей на прощание?

Рефлексия

Цель: формировать у детей умение анализировать свои успехи, достижения, эмоции и впечатления.

Воспитатель предлагает детям подумать и рассказать о своих успехах, достижениях (что получилось лучше), эмоциях и впечатлениях (что больше понравилось) на занятии. Высказывается каждый ребенок.

Ритуал прощания «Свеча доброты и тепла»

Цель: закрепление эмоционального состояния, положительный выход из занятия.

Дети становятся в круг и по очереди передают свечу, прощаясь друг с другом.

Занятие «Радужная страна».

Цель:

Развить умение снимать эмоциональное и телесное напряжение.

Воспитывать добрые чувства.

Способствовать развитию творческого мышления, фантазии и воображения.

Дать детям знания о разнообразии окружающего мира, с помощью элементов цветотерапии и музыкотерапии.

(при использовании конспекта воспитателем или как бинарное занятие)

Упражнять детей в создании образа предмета, используя конструктивный способ лепки.

Закрепить умение делить соленое тесто на части, приемы скрепления частей.

Материал: Слайд-презентации радуги, цветов радуги, соленое тесто, образцы, дощечки, салфетки.

Ход занятия по сказкотерапии:

Введение

Ведущий предлагает детям посмотреть слайды с изображением радуги.

- Что это? (Радуга).

- Верно, дети, - это радуга, а радуга-это одно из самых красивых явлений природы, которое появляется на небе, когда идет дождь и одновременно светит солнце.

Вот сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Радужной стране. Но, чтобы попасть туда, нам необходима особая сила, она появится, как только мы с вами пройдем под радугой.

- Вы согласны?

Вход в сказку

Ведущий включает аудиозапись спокойной музыки, и дети на носочках проходят под «радугой», и наполняются «волшебной силой».

Пройдя под «радугой», каждый ребенок садится на пяточки, в позу расслабления.

- Наполнились «волшебной силой»? Готовы к сказке?

Сказка

Встретились однажды в небе большая Черная туча и яркое желтое Солнце.

Упражнение «Встреча Черного облака с Солнышком»

Дети выстраиваются в две шеренги, друг напротив друга, и поздравляют друг друга низким поклоном, при этом левую руку держат за спиной, а правой здороваются, выполняя характерный жест.

И повели между собой разговор:

- Послушай, Солнышко, - начало Облако, - мы с тобой одинаково величественные и нужные всему живому на свете.

- Да, облако, - ответило Солнышко.

- Так давай мы с тобой договоримся и по очереди будем дарить всем то дождь, то солнечные дни.

- А что, это было бы очень хорошо - согласилось Солнышко.

Упражнение «Солнышко и Облако»

Детям предлагается веселая игра. Когда звучит легкая и беззаботная музыка, дети бегают и веселятся. Как только начинает греметь гром - дети сразу замирают, становятся в важную позу, руки на пояс и делают вид, что они величественная Черная туча.

Так они мирно беседовали, а в это время разбойник Дождик, сын Черного облака, шалил, и от этого на Земле начал накрапывать дождь. Несмотря на суровые взгляды большого Черного облака, озорник играл и был очень доволен собой.

Упражнение «Дождик»

Дети слушают запись «шум дождя». Затем воспроизводят звуки дождя, барабаня пальчиками по пустой пластиковой бутылке.

А в это время на Земле начали происходить чудеса. Сначала послышалась нежная музыка, затем между Облаком и Солнышком появилась полоса красного цвета. На это сразу никто не обратил внимание.

Упражнение «Красный цвет»

Детям предлагаются слайды с предметами красного цвета (цветок, помидор, редис, яблоко, бабочка и т.д.), звучит музыка Вивальди «Времена года».

- Предметы какого цвета вы видели? Назовите, что вы видели. Какая музыка звучала: веселая или грустная? Когда вы смотрите на красный цвет, вам весело или грустно?

- Посмотрите, у меня в руках карточка красного цвета. Что она вам напоминает?

Потом появилась полоса оранжевого цвета, и стала звучать другая музыка.

Упражнение «Оранжевый цвет»

Детям предлагаются слайды с предметами оранжевого цвета (апельсин, цветок, тыква, мандарин и т.д.), наблюдают под другую музыку «Времена года» Вивальди.

Далее предлагаются те же вопросы, что и при просмотре красного цвета.

И наконец, как будто разноцветный фонтан, начали проступать полосы желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов.

Упражнение «Разноцветный мир»

Воспитатель может показывать детям слайды по каждому цвету отдельно, а может обобщить цвета и сделать слайд-презентацию цветов радуги, которые постепенно переходят друг в друга.

И вот все цвета перемешались, а затем выстроились друг над другом, и образовался волшебный мост, проходя под которому можно попасть в страну дружбы и понимания.

Упражнение «Волшебный мост»

Двое детей берутся за руки, образуя волшебный мост. Остальные дети проходят под мостом, попадая в «страну дружбы».

Облако и Солнышко заметили этот мостик и начали громко смеяться, любуясь красотой, которая пролегла между ними. И от этого счастливого смеха на Земле появилось множество солнечных зайчиков. Они начали играть с дождиком и резвиться с людьми, щекотать их и прыгать везде, где только вздумается.

Упражнение «Солнечные зайчики»

Включается фонарь светомузыки, дети начинают веселиться, прыгать и щекотать друг друга. Все смеются и радуются. Могут обниматься, танцевать в парах. Детям дается возможность полностью расслабиться и получить удовольствие от всеобщего веселья.

С тех пор так и повелось. Как только на небе появляется Радуга (так решили назвать волшебный мостик), то значит, что большая Черная туча ведет дружескую беседу с ярким желтым Солнышком. А дружба, как известно, всегда дарит тепло, добро и красоту.

Вывод

Кончилась сказка, пришла пора прощаться с нашими сказочными героями: Черной тучей, Солнышком и Дождиком.

Давайте поблагодарим нашу радугу за ту волшебную силу, с помощью которой мы путешествовали по сказке, и пообещаем, что, когда нам грустно и одиноко, мы непременно вернемся в эту замечательную и волшебную страну.

- Дети, скажите мне, пожалуйста, сможем ли мы вернуться к ней, когда на небе не будет одновременно светить солнце и идти дождь?

- Верно, для того чтобы появилась радуга, эти два природных явления необходимы.

- А для того, чтобы не упустить, радугу, я предлагаю вам сесть за столы и изготовить из соленого теста самолеты. Они понадобятся нам для того, чтобы мы могли путешествовать и по воздуху.

- Вот посмотрите, какой самолет сделала я.

Лепка самолета из соленого теста

Рассматриваем самолет, выясняем, из каких частей он состоит. Рассказываю детям последовательность изготовления самолета, напоминаю, какими приемами нужно пользоваться (разделение соленого теста на части, раскатывание, вытягивание, сплющивание, приемы скрепления частей).

Дети работают самостоятельно, иногда прибегая к помощи воспитателя.

Занятие «Давай мириться».

Цель:

Развить желание ценить своих друзей, любить их, заботиться о них, поддерживать доверительные отношения, проявлять интерес к совместной деятельности.

Воспитать дружбу, общительность.

Поддерживать радостное настроение от полученных хороших результатов в работе.

(при использовании конспекта воспитателем или как бинарное занятие)

Закрепить знания цифр 1,2,3,4,5, развить умение определять форму и цвет предметов.

Сформировать умение скатывать шар между ладонями круговыми движениями рук.

Материал: куклы к сказке: цыпленок Цып, воздушный шарик – Желток, солнышко, белочка, колокольчик; геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, круг; картинки с предметами разной формы; картинки-цифры (цифрообразы), рисунок со героями сказки.

Раздаточный материал: цифры, клеенка, соленое тесто, спички, влажные салфетки.

Ход занятия по сказкотерапии:

Введение

- Дети, сегодня у нас с вами будет необычное занятие, сегодня мы отправимся в сказку, где главными героями будут: цыпленок Цып, воздушный шарик - Желточек, и Солнышко.

Вход в сказку

А силы на это путешествие нам подарит волшебный звонок. Закройте все глаза и послушайте, как волшебный звук сказочного звонка наполнит нас волшебной силой. Эта сила переходит к вам, и вы готовы к путешествию.

Дети садятся в расслабленную позу.

Сказка

Когда-то, очень давно, в одном волшебном лесу жили трое друзей: цыпленок Цып, воздушный шарик - Желточек и Солнышко. Они очень любили друг друга, потому что между ними было много общего.

Они мне так понравились, что я решила их нарисовать (показ рисунка). Дети, как вы думаете, чем друзья были похожи? (Круглой формы и желтого цвета)

Каждое утро друзья просыпались и радовались встрече, даря друг другу улыбку и желая доброго утра.

Упражнение «Приветствие»

Дети приветствуют друг другу и улыбаются.

Как-то, однажды утром, цыпленок Цып, воздушный шарик - Желточек и Солнышко поссорились. Они так шумели, что все обитатели леса испугались.

Упражнение «Страх»

Дети замирают и изображают страх. Открывают немного рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают плечи, руки, шею. После окончания упражнения дети стоя расслабляются, отпускают страх и напряжение.

Когда шум стих, оказалось, что они выясняли, кто из них круглее. Белочка, которая жила рядом, вызвалась помирить друзей.

Упражнение «Жалость»

Дети гладят друг друга по голове

Каждого из них она погладила и, когда цыпленок Цып, воздушный шарик - Желточек и Солнышко успокоились, предложила им поиграть в веселую игру: скатиться всем вместе с высокой горки.

Упражнение «Перекатывание»

Дети перекатываются по коврику из стороны в сторону.

Друзья с радостью согласились, а когда скатились, увидели, что внизу они оказались почти одновременно. Оказалось, что все они одинаково круглые и бесполезно ссорились. Друзьям стало очень стыдно за свою ссору. Солнышко спряталось за тучку, цыпленок Цып под листочек, а воздушный шарик - Желточек начал сдуваться.

Упражнение «Стыд»

Дети выполняют глубокий вдох, расслабив при этом все тело, опустив плечи, свободно свесив руки и слегка согнув шею и спину.

Поняв, что каждый из них был не прав, они одновременно воскликнули: «Давайте мириться». И снова Солнышко засияло, цыпленок Цып начал весело смеяться, а воздушный шарик стал такой же, как и был, кругленький и хорошенький.

Упражнение «Смех»

Дети кладут руку на живот и, напрягая мышцы, громко смеются.

С этого дня друзья никогда не ссорились, не обижали друг друга и жили в мире и согласии.

Вот и кончилась наша сказка. Она вам понравилась? А теперь закройте глаза, и наш волшебный звонок вернет нас в детский сад.

- Вот мы и вернулись. Скажите мне, пожалуйста, о ком была сказка?

- Все наши друзья были какого цвета? (Желтого)

- Какой формы? (Круглой)

- Скажите, а если бы все вещи, которые нас окружают, были бы круглые и желтые, нам бы было удобно жить? А интересно?

- Вот теперь давайте пойдем с вами к столам и посмотрим на доску. Пока мы слушали сказку, к нам на занятия пришло много сказочных героев из разных сказок. Возможно, они также хотят что-то рассказать?

- Первым к нам пришел Буратино. Какую цифру он вам напоминает?

Дети показывают 1, снимаю рисунок с Буратино, там предметы похожие на треугольник. Дети называют геометрическую фигуру и цвет.

Вторым к нам пришел попугай Кеша (цифра 2, закрепляем геометрическую фигуру - прямоугольник)

Третьим к нам пришел маленький слоненок (цифра 3, закрепляем геометрическую фигуру - овал)

Четвертый у нас домик Бабы Яги (цифра 4, геометрическая фигура - квадрат)

-пятой к нам пришла тыква (цифра 5, геометрическая фигура - круг)

Молодцы, а теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка на коврике под музыку

Отдохнули?

Садитесь за столы.

Сегодня мы с вами побывали в прекрасной сказке. Давайте поблагодарим наших друзей и слепим их, чтобы всегда их помнить. Каждый из вас выберет, кого он хочет слепить: цыпленка Цыпа, воздушный шарик - Желточек или Солнышко.

Вот посмотрите, как слепила наших друзей Я! Все они круглой формы и желтого цвета, на солнышке я сделала из спичек 5 лучей, на воздушном шарике - 1 ниточку, у цыпленка - 2 ножки.

- Дети, куда мне положить солнышко? Вверх, вниз или посередине? (Закрепляем размещение персонажей на плоскости)

У каждого из вас на столе лежит соленое тесто, разомните его руками, а затем методом раскатывания между ладонями, сделайте своего сказочного героя. Положите его на белую бумагу и, определив, какой у вас герой, дополните его спичками.

В конце занятия белочка приходит и хвалит детей, предлагает детям отнести свои работы на выставку.

Итог занятия.

Занятие «О чем ночью шепчут игрушки в детском саду ...».

Цель:

Развить способность эмоционально воспринимать окружающий мир.

Воспитать бережное отношение к игрушкам.

Научить ребенка правильно реагировать на положительные и отрицательные поступки.

(при использовании конспекта воспитателем или как бинарное занятие)

Сформировать умение детей воспринимать образ лепки и давать ему элементарную оценку.

Развить навыки в создании образа объекта из соленого теста, используя знакомые способы и приемы лепки.

Материал: Запись спокойной музыки, картинки с различными пятнами (разной формы, цвета, количества), соленое тесто, салфетки, клеенка, стеки.

Ход занятия по сказкотерапии:

Введение

Сегодня мы с вами отправимся в сказку, где речь пойдет об игрушках. Скажите мне, пожалуйста, какие бывают игрушки? (ответы детей). Из чего они могут быть сделаны? (ответы детей).

Вот мы и подошли к началу сказки. Для этого путешествия нам нужна особая сила, и эту силу нам даст наше сердечко.

Вход в сказку

Сердце человека обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее и радостное. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце.

А теперь положите правую руку себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьется ваше сердце. Попросите свое сердце дать вам силу для путешествия по сказке. Молча, о себе. Получается? Молодцы. Поблагодарите свое сердечко. Вот мы и оказались в сказке. Сядьте так, как я, и вам будет удобно.

(Дети садятся в позу расслабления)

Сказка

Вы хотели узнать, о чем ночью шепчут наши игрушки? Тогда внимательно послушайте мою сказку.

Когда в детском саду заканчивается рабочий день, дети и воспитатели идут домой. Никто даже не догадывается, что, когда в окно заглядывает луна, от ее сияния, игрушки просыпаются.

Упражнение «Игрушки просыпаются»

Дети встают и потягиваются всем телом, напрягая мышцы. ВоспитательПсихолог проверяет напряженность мышц каждого ребенка. Теперь отпустите напряжение.

Именно тогда мы слышим тихий шепот, начинается интересный разговор.

- Вы только посмотрите на меня! - Сказала кукла Катя. - Я вся разрисованная и поцарапанная.

- Да, да! - Поддержал ее мишка Миша. - Вот пятна от краски остались на мне после занятия по рисованию.

Упражнение «Пятна»

Воспитатель показывает детям картинки с разнообразными пятнами (разного цвета, формы, количества), дети должны внимательно рассмотреть и ответить о том, какие это пятна.

- Я согласен с вами, подруги! - Послышался голос легкового автомобиля. - Какие эти дети неопрятные, гадкие! Я бы с удовольствием их проучил! Но как?

- Давайте все вместе уйдем от них, пусть посидят без нас!

Но тут выглянуло солнышко, и игрушки, увидев дневной свет, начали потихоньку засыпать.

Упражнение «Солнышко и игрушки»

«Солнышко» (воспитатель) касается рукой («лучом») каждого ребенка, и дети, расслабляясь, засыпают (дети могут «заснуть», сидя на коврике, а могут лечь).

Вывод

Как вы думаете, все ли хорошо у детей в этой группе? Ну же, подскажите, что нужно сделать детям, чтобы игрушки от них не сбежали? (ответы детей).

Вот и кончилась у нас особая сила, наше путешествие завершено. Поблагодарите еще раз свое сердце, и возвращаемся в группу.

- Дети, вам понравилась сказка? Как вы считаете, могут ли игрушки из нашей группы сбежать? Почему? Как нужно обращаться с игрушками, чтобы они не убежали от нас?

- Мне кажется, что сегодня на занятии вы поняли, что игрушки нужно беречь и не обижать. И я хочу предложить вам изготовить для наших групповых игрушек друзей.

- Вот посмотрите, какие игрушки изготовила я. У меня здесь разноцветные мячики, бусы для кукол и кукла-неваляшка. Если вы захотите изготовить какую-нибудь свою игрушку, я возражать не буду.

Воспитатель показывает изделия, читает стихи об игрушках.

С. Маршак «Мяч»:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, красный, голубой.

Не угнаться за тобой!

Рассматриваем с детьми каждое изделие и уточняем представление детей о том, как они выглядят. Мячи и ожерелья круглой формы, разного цвета и разные по величине, а у куклы-неваляшки есть туловище (большой шар), голова (чуть меньше шар) и руки (два маленьких шарика).

Лепка из соленого теста с детьми

Вспоминаем с детьми, как разделить кусок соленого теста на части, потом дети определяются, что именно будут лепить и воспитатель напоминает, что все наши игрушки имеют круглую форму, а для того, чтобы она стала круглой, нужно взять часть соленого теста, положить его на ладони и методом раскатывания между ладонями круговыми движениями сделать шар. Воспитатель рассказывает по каждой игрушке отдельно.

Самостоятельная работа детей.

(Звучит тихая, спокойная музыка)

Индивидуальная помощь.

Итог занятия.

Воспитатель дает положительную оценку изделиям детей и предлагает положить свои игрушки на специально оборудованное место, чтобы наши групповые игрушки, когда проснутся ночью, нашли себе друзей и непременно захотели поиграть с ними.

10. Итоговое открытое занятие: «Развитие базовых эмоций и воли»

Задача:

- Способствовать созданию положительного чувственно-тактильного и эмоционального контакта детей и воспитателя, детей между собой, создания атмосферы теплого общения между всеми участниками процесса.

- Закрепить знания детей о различных видах настроения людей и детей, о зависимости определенных эмоциональных состояний от жизненных ситуаций, о том, что своими эмоциями в поведении следует управлять.

- Развивать умение детей воспроизводить самостоятельно характерные особенности выражения лица, мимики, жестов людей по словесной инструкции. Помочь детям личностному, интонационному самовыражению своего внутреннего эмоционального «Я» через игру - драматизацию сказки.

- Продолжать формировать у детей элементарные навыки психоконтроля, релаксации, саморегуляции волевых усилий и своих эмоций.

- Воспитывать у детей доброту, любовь и уважение друг к другу в межличностном общении.

Ход занятия воспитателя:

Ведущий заходит в зал.

- Добрый день, с весенним днем ​​всех гостей поздравляю! И в этот зал своих детей приглашаю.

Звучит нежная мелодия. Дети заходят в зал и становятся рядом с психологом.

- Дети, сегодня у нас гостей много,

Надо всех их поздравить!

Детские приветствия: «Добрый день!»

- Дети, давайте возьмемся за руки и станем в круг, и, смотря (друг другу) в глаза, поздороваемся с каждым ласковым именем и милой улыбкой ... (Привет, Юля и т.п.)

Дети по очереди обмениваются взглядом, говорят приветствия.

- А теперь давайте поздороваемся своими ладошками. Вы чувствуете ладошками тепло своих друзей и передаете им все свое тепло, которое есть в вашем сердечке.

Психотренинг «Тепло сердца»

- Дети, от ваших сердечек сейчас идет лучик, а это значит, что в вашей душе есть солнышко. Лучики вашей любви, улыбки идут от вашего сердечка.

Вот сейчас прижмите «сердечко-солнышко» к своему сердцу крепко, чтобы оно впитало все лучшие ваши чувства, всю любовь, тепло и передайте его друг другу.

Звучит нежная мелодия, дети по очереди передают «сердечко-солнышко», прижимая его к своей груди.

- Дети, я вижу, что у всех вас хорошее настроение, поэтому можно начать наше путешествие в удивительный мир сказочного Королевства Настроение, в мир познания (его тайн) тайн принцессы Воли.

Давайте сядем на коврик и немного отдохнем перед дорогой ... Закройте все глаза и глубоко вдохните 3 раза ...

Звучит музыка.

- Представьте себе, что вы попали на зеленую лужайку в лесу ... Кругом тихо ... Вдохнули глубоко и медленно открыли глаза.

Встаем с детьми.

Игра-драматизация сказки «Паучок и Волшебный Цветок».

- Дети, смотрите, на этой поляне стоит замок паучьего Королевства. Показываю-здесь живут 3 Паучка. Здесь деревья, кусты, трава оплетены паутиной, нет цветов, нет солнышка - здесь грустно ... Давайте, дети, поможем жителям этого королевства и сделаем их жизнь веселым и счастливым.

Одеваем на голову маски пауков (3 шт.), цветов (5 шт.), феи

Сказка

(Уголок леса - это Паучье королевство, куда не попадает дневной свет. Деревья, кусты, высокие стебли травы (цветов нет) все в паутине, опустив голову и слегка покачиваясь, сидят пауки - они спят.)

(Дети-пауки Мальчики (4). Девочки (цветы и один Волшебный Цветок), Фея - взрослый.)

Звучит медленная «таинственная» музыка. Из-под паутины, разворачивая ее, выходит понурый Паучок с рюкзаком, воспроизводя характерные движения своего персонажа: ноги, полусогнуты в коленях, плавно ступают на ширине плеч, согнуты в локтях руки разведены.

Паучок (садится на пенек и грустно оглядывается вокруг): Как тут темно, неуютно, грустно ... Тяжело мне жить в этом сером и всегда невеселом паучьи мире. (На его лице появляется радостное выражение). Есть, придумал. (Вскакивает на ноги). Сегодня ночью я все паутины сделаю разноцветным! Будет так весело, ярко!

(Звучит музыка ночи. Паучок вынимает разноцветные ленты и бросает их на паутину.)

Потом садится на пенек и засыпает.

Звучит музыка утра. Другие пауки-мальчики просыпаются и удивленно встревоженно переглядываются).

I Паук: Что это? Кто такое сделал? (Удивленно).

II Паук: Какое безобразие! Ужас! (Сердито).

III Паук: Это, наверное, малый Паучок все это натворил. (Убирают цветные ленты).

Паучок (выходит вперед): Так я уйду от вас и никогда сюда не вернусь, (обиженно).

(Отбегает, всхлипывает под кустиком, засыпает).

(Звучит нежная музыка и появляется Фея вместе с цветками-девочками.

Легонько кружат, становятся у феи).

Фея: Что случилось, паучок? А почему ты здесь один, без взрослых?

(Паучок просыпается, смотрит удивленно ...)

Паучок: Кто вы такие?

Фея: Я - фея цветов.

Цветки: А мы ее помощницы-цветочки.

Паучок: Я хотел, чтобы наше печальное серое королевство стало веселым и (разноцветным) цветным, но не смог этого сделать. Взрослые пауки меня поругали, и я ушел от них. (Печально).

Фея: Не печалься, паучок - ты можешь его изменить, можешь сделать королевство веселым и красочным. Конечно, если действительно этого хочешь.

Паучок Очень хочу! (Уверенно).

Фея: Понятно. Тебе надо растворить паутину волшебным нектаром

и ...

I Цветок ... и тогда на нем вырастут яркие разноцветные цветы ...

II Цветок… От их запаха все станут добрыми и веселыми в вашем королевстве.

III Цветок: Иди на поляну с нами - там вот-вот вырастет Волшебный Цветок.

Фея: Попроси ее дать волшебного нектара. Но запомни: волшебный нектар сможет получить только тот, кто на самом деле хороший.

Паучок (весело): Спасибо, Фея цветов, я побежал.

Паучок (останавливается): А я хороший? Даже не знаю ... (Растерянный стоит, думает ...)

Фея: Никогда не останавливайся на полпути. Смело иди вперед к своей цели, но никогда не делай зла. Иди!

Паучок: Да, я пойду. (Уверенно).

(Выходит на поляну с травой, цветами. Девочки сидят в кругу, а в центре - Волшебный Цветок).

Паучок: Какие вы здесь хороши все! А кто тут из вас Волшебный Цветок? Цветы (показывая на нее в центре): Вот она!

И Цветок: Она вот-вот должен расцвести, но ей не хватает водички и она грустит, потому что не может расцвести ... (грустно ...)

Паучок: Так я помогу! Я принесу для Волшебного Цветка водичку!

(Берет ведро, приносит воды, подходит к цветку и «хлюпает» на нее.

Звучит музыка. Девочка-цветок «расцветает» (поднимается, расправляет головку, ручки к солнцу)).

Волшебный Цветок: Какой ты хороший паучок, ты помог мне, и за это я дам тебе волшебного нектара. Бери его, вот он. (Дает из рук коробочку с нектаром).

Паучок подходит к паутине и кропит ее нектаром (и цветочки разбрасывает по паутине).

Выходят 2 паука, останавливаются, удивленно принюхиваются, смотрят.

I Паучок: Что так приятно пахнет!

II Паучок Что это? Цветы ?! Какое замечательное утро. Все дети вместе: Какая красота!

Фея: А вот и ваш Паучок вернулся! Паучок: Так вы уже не сердитесь на меня?

I Паучок: Нет, мы рады тебя видеть.

II Паучок: Теперь у нас очень хорошо.

Фея: Вот и стало еще одно королевство веселым и счастливым. Хорошо жить в добре и согласии. За добро всегда платят добром.

Аккорды музыки. (Дети снимают «маски»).

- Дети, на этой волшебной поляне вырос Волшебный Цветок, который принес весну в это Королевство и выросло здесь еще много-много цветов, и столько, что среди них потерялись маленькие гномики ...

- Дети, давайте найдем среди этих цветов и покажем удивленного гномика.

Дети находят и показывают (какого гномика нашел).

- А сейчас, давайте покажем своей мимикой, жестами, позой настроение найденного гномика.

Вдохнули, расслабились.

Показываем печального гномика,

испуганного гномика,

спокойного гномика,

сердитого гнома,

и веселого гнома.

IN

После каждого показа найденного гномика дети сами воспроизводят мимикой, жестами его настроение. Идет релаксация вдох-выдох.

- А теперь, пожалуйста, выберите каждый гномика, на которого хотите быть похожими.

Дети выбирают (все собирают с коврика: цветы и гномики) и говорят:

- Устали мы немножко в путешествии.

- Вот я вас приглашаю отдохнуть, поиграть с морскими волнами.

Игра-психологический этюд «Мы - морские волны»

Звучит запись музыки (шум моря). Дети выполняют движения с лентами голубого цвета. (Присели с лентами, закрыли глаза, вдохнули глубоко 3 раза ... )

- Представьте себе, что вы - морские волны. Открыли глаза ... На море - утро ... Медленно восходит солнышко и медленно поднимаются волны, дует легкий свежий ветерок. Волны на море легкие, спокойные ... Солнышко взошло, спели чайки, волна заблестела. Засмеялась, заиграла в лучах солнышка! Она веселая! Привет, солнышко! Волна играет с солнышком! Смеется волна!

Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Так весело! Медленно ветерок стихает ... Волна говорит: ш-ш-ш-ш ... волна спокойная, ложится на берег тихо и ласково ...

Дети приседают, наклоняют головы вниз, руки с лентой вперед.

- Оставляем ленты. Продолжаем путешествие дальше.

Беседа Ведущего с детьми

Дети, давайте сядем в наш круг и продолжим разговор ... У всех нас с вами настроение может быть очень разным. И зависит оно от различных ситуаций в нашей жизни, в которые мы с вами попадаем. Вот сейчас, передавая этот волшебный цветок друг другу, продолжим фразу: «Мне весело, когда ...», «Мне грустно, когда ...», «Я боюсь, когда ...», «Я удивлен, когда ..», «Я сердит, когда ...»

Да, дети, у нас, наших друзей, у всех людей бывают такие моменты в жизни, когда наши чувства управляют нами: мы становимся беспокойными, раздраженными, можем обидеть плохим словом, своими поступками, рассказать чей-то секрет .., и тогда так неприятно становится нам на сердце, поэтому мы должны учиться сдерживать свои негативные эмоции, уметь взять себя в руки.

Вот советы, которые нам дает принцесса Воля в этом сказочном Королевстве.

Совет 1. Возьми себя в руки.

Как только почувствуете, что так и не терпится кого-то обозвать, толкнуть, выкрикнуть тогда, когда надо помолчать (это у вас не получается) - надо доказать себе свою силу: обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди - это «поза сдержанного человека». Давайте попробуем.

Упражнение на саморегуляцию.

Совет 2. Прикуси язычок.

Когда чувствуешь, что наружу рвется вскрик, а надо заставить себя сдержаться, промолчать - посмотри на что-то совсем маленькое и прикуси язычок, вот так ... Показать.

Совет 3. Вдохни воздух.

Когда раздражены - вдохните воздух глубоко, глубоко и тихонько, медленно выдохните, чтобы сами не слышали своего выдоха. Попробуем ...

Совет 4. Я хочу, я умею, я смогу ...

Когда вы выполняете любую задачу, а она у вас не получается - не расстраивайтесь, начните все сначала, скажите себе мысленно: «Я хочу, я умею, я смогу ...», и она у вас обязательно получится.

Дети, если вы будете выполнять эти советы, вами будут довольны взрослые: и папа с мамой, и воспитатели в детском саду; вы сами будете собой довольны. Вы будете носить солнышко в своем сердце, будете хорошими, веселыми, а такие дети всем приятны, потому что они излучают свет из души ...

Устали мы, дети от путешествия, пора возвращаться домой, в детский сад, давайте ляжем на этой поляне и отдохнем, расслабимся ...

Упражнение на расслабление под музыку и слова («Природные звуки»)

Дети ложатся на коврик, застеленный ковриком с цветами. Психолог включает музыку из записи спокойной мелодии, звуками природы.

- Закройте глаза ... Представьте, что вы на сказочной лесной поляне ... Вы лежите на мягкой зеленой травке, вокруг вас много волшебных цветов ... Вся поляна наполнена ароматами трав, цветов, пением птиц. Вы отдыхаете, дышите легко, ровно, глубоко. Ручки ваши расслаблены, ножки тоже расслаблены ... Солнышко греет, ласкает лучиками ваше лицо, ваши ручки, тепло переходит в ваши ножки ...

Длительная пауза (10 - 15 секунд).

- А вот вы видите волшебные бабочки, летающие везде, которые садятся на цветы, на травку, слышите пение птиц ...

Пауза (5 секунд)

- Дунул легкий, свежий ветерок ... Светит солнышко ... Дышится легко, ровно, спокойно. Вам так тепло и приятно ... Вы спокойны. Вы отдохнули ... А теперь потянитесь, откройте глаза, улыбнитесь ... Потихоньку вставайте ... Отдохнули?

Вот мы уже и дома, в детском саду ...

Рефлексия

Понравилась ли вам путешествие?

А что запомнилось больше всего?

Дети, давайте снова станем в наш круг и возьмемся за руки, скажем друг для друга искренние пожелания и подарим милую улыбку, и у всех у вас будет хорошее настроение, будет приятно, радостно на душе.

Дети говорят пожелания.

- Дети, я и Винни-Пух вас всех очень любим и хотим на память о нашей встрече подарить вам вот эти веселые, яркие шарики!

Раздаем с игрушкой Винни-Пуха.

- Занятие закончено. Попрощайтесь с гостями.

Дети: «До свидания».

Пожалуйста, подождите