Организационный момент. Приветствие взглядом. (Приветствие учащихся, содействие созданию доверительных отношений и позитивной обстановки.) Учитель: «Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение». Актуализация знаний. - Чтобы результат урока был хорошим, и вы освоили новые знания, повторим материал прошлого урока. Ведь повторение – мать учения! Следующее задание называется «Дополни вопрос». Каждый из вас получит лист с заданием. На листах напечатаны вопросы по повторению предыдущей темы с пробелами. На каждом листе напечатаны по 2 вопроса. Вы должны сформулировать вопросы и ответить на них. Через минуту читаем полученные фразы и вместе стараемся определить цель урока.
… такое информация? Какие … человек совершает с информаций? Как … хранит информацию? Что используют для хранения …? Объясните своими …, что такое носители информации. Перечислите старинные … информации, современные носители …. Высказать свой прогноз о … информационных …. Учитель: «Давайте посмотрим основные ключевые слова по теме». Предполагаемые ответы учащихся: информация, носители информации, передача информации. В результате учащиеся должны сформулировать тему и цели урока. Определение ожиданий и опасений учащихся. Погода. На доске вывешивается солнышко и тучка. Участникам раздаются лучики солнца и капельки тучки. На лучиках они пишут, что хотели бы узнать на уроке, а на капельках свои опасения. Затем лучики и капельки прикрепляются на доске к шаблонам солнца и тучки. Объяснение нового материала -Сегодня мы продолжаем изучать раздел «Информация вокруг нас». И сейчас вам предстоит роль кладоискателей, ведь знания – это клад! План поиска клада спрятан у вас под сидениями стульев. Взгляните под сидения. Те участники, у кого попались листочки, выходят к доске, распределяют и зачитывают их в том порядке, в котором новая тема будет изложена последовательно и логически. Для темы урока «Передача информации» я предлагаю следующие этапы объяснения нового материала: Сформировать понятие о способах передачи информации на разных этапах развития человечества. Рассказать о языке передачи информации. Выяснить, с помощью, каких технических средств можно передавать информацию. Сформировать понятие “помехи” и выяснить способы их преодоления. Развитие человечества было бы невозможно без обмена информацией. С давних времён люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями. И тема нашего сегодняшнего урока « Передача информации». Первоначально люди пользовались лишь средствами ближней связи: речь, слух, зрение. 1. Скажите что может быть общего между поэтом А.С. Пушкиным и информатикой? Оказывается великий поэт, выразитель своей эпохи, оставил свидетельство о том, как в древности люди передавали информацию. Вспомните: Ветер по-морю гуляет и кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. Кораблик доставлял моряков в разные страны, они вели торг своими товарами, узнавали новости из разных стран и рассказывали о своей стране. На суше все важные новости доставлял гонец – человек, передающий устные сообщения. Рассмотрим ситуацию: “Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку. Другой спрашивает: - Ты что, на рыбалку собрался? - Да нет, я на рыбалку. - А я думал, ты на рыбалку…” Что помешало обмену информацией? Информация была передана, но до адресата не дошла из-за отсутствия физической возможности её воспринять. Ведь при любом обмене информацией должны существовать её источник и её приёмник. Когда ты читаешь книгу, эта книга является для тебя источником информации, а ты – приёмник этой информации. Убери книгу – и информация в ней станет для тебя недоступной, поскольку исчез её источник. Закрой глаза или выйди в другую комнату – тогда для книги не будет приёмника информации. Первый вывод: Если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приёмник (получатель). Вот несколько ситуаций, в которых можно обнаружить передачу информации. Определи, кто или что является источником, а кто или что - приёмником. 
Пешеход переходит дорогу по регулируемому перекрёстку. ( источник-светофор, приемник-пешеход) Школьник учит уроки по учебнику. (источник-учебник, приемник-ученик) Мальчик играет на компьютере. (Взаимный обмен) Ты набираешь телефонный номер, чтобы позвонить. (источник – ты, приемник- телефонная станция) Обратите внимание на то, что в одних ситуациях информация передаётся только в одну сторону, а в других происходит взаимный обмен информацией. В каких из предыдущих ситуаций происходит обмен информацией и кто в какой момент становится то источником, то приёмником? А может ли быть так, что: 1. Источник информации один, а приёмников – несколько? Приведите примеры. Учитель-ученик Телевизор-семья 2. Источников информации несколько, а приёмник один? Приведите примеры. Литература, карты, фотография. 3. Приведите примеры с взаимным обменом информации. Разговор по телефону При передаче информации важную роль играет форма представления информации. Она может быть понятна источнику информации, но недоступна для понимания получателя. Если я начну разговаривать с вами на английском языке, тогда несмотря на то, что вы изучаете английский язык, вы не сможете понять меня, а поймёте только отдельные слова из моей речи. А вот учащиеся лицеев с углублённым изучением английского языка, смогли бы понять мою речь, то есть восприятие информации от уровня подготовленности принимающего объекта. Одну и ту же информацию можно передать разными сигналами и даже совсем разными способами. Для передачи информации не так уж существенно, каким образом передавать, а главное – заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. И если мы об этом договорились, то уже получается код или шифр. Так, например, если горит красный сигнал – это значит нельзя переходить улицу. Загорелся зелёный – иди и не бойся. А какие коды ты знаешь? Просто есть коды, к которым мы давно привыкли, которые хорошо изучили и легко понимаем. А другие для нас в новинку, а то и вовсе непонятны. Например: В русском языке – СОБАКА;; в английском – Dog; в немецком – Нund. Для оценки твоих знаний в школе тоже используются коды: Отличные знания – “5”; хорошие – “4”; удовлетворительные – “3”;плохие – “2”, а если ничего не знаешь, то можно и единицу получить. Скажем, получил ты “5” и радостный идёшь домой. А немецкий мальчик идёт с пятёркой и горько плачет, потому что в той стране, тот же самый код “5” означает плохие знания – как у нас “1”. Получается, что одни и те же цифры 1, 2, 3, 4, 5 – в разных странах имеют для оценки знаний разный смысл. Второй вывод: Сигнал сам по себе ещё не несёт информацию. Только когда с помощью сигналов передаётся некоторый код, мы можем говорить о передаче информации. Для общения друг с другом мы используем код – русский язык. При разговоре этот код передаётся звуками, при письме он передаётся условными знаками – буквами. Одна и та же кодовая запись может обозначать совершенно разные вещи в зависимости от того, какой смысл мы связываем с этим кодом. Например, набор цифр 120595 может обозначать: - почтовый индекс; - расстояние между городами в метрах; - номер телефона; - запись даты “12 мая 1995 года”. Итак, в любом процессе передачи или обмена информацией существует её источник и получатель, а сама информация передаётся по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и других. В обычной жизни для человека любой звук и свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Например, сирена – звуковой знак тревоги; звонок телефона – сигнал, чтобы взять трубку телефона; красный свет светофора – сигнал, запрещающий переход дороги. Если мы заметили какое-то изменение в окружающей обстановке, то можно сказать, что произошло событие. Школьный звонок вдруг зазвенел после длительного молчания – произошло событие – закончился урок. У чайника на плите вдруг из носика пошёл пар – произошло событие – вода в чайнике закипела. Привести ещё примеры событий из вашей жизни. Итак, в передаче информации участвует “Канал связи”. Разберёмся с ним. Рассмотрим наш урок с точки зрения передачи информации. Я – источник, говорю с вами на русском языке, кодируя речь понятными для вас словами. Канал связи – воздушная среда, которая передаёт колебания, производимые мною. Вы – получатели информации. Ваше ухо воспринимает колебания воздуха, расшифровывает информацию и вы понимаете, о чём идёт речь на уроке. Представим себе, что вы отвлеклись, и тогда часть сказанного мною не дошла до вас, и вы уходите с урока так и не поняв, о чём говорилось на уроке. Знакомая ситуация, не правда ли? Именно поэтому вас постоянно просят учителя не отвлекаться и не отвлекать других, так как трудно усвоить материал, о котором ты не прослушал объяснения учителя. Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру: “Глухой телефон”. Ведущий передаёт слово первому игроку на ушко, чтобы никто не слышал. Тот, в свою очередь, передаёт следующему и так далее. Затем ведущий спрашивает услышанное слово у последнего игрока, затем у предыдущего и далее по цепочке. Выясняется, что первоначальная информация неимоверно исказилась. Причиной может быть и плохо услышанная информация, и специально неправильно переданное слово. На этом примере мы разбираемся, что не любая информация доходит до получателя в первоначальном виде. Оказывается, чтобы попасть к своему адресату, информация проходит ещё более сложный путь. Третий вывод: В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. Это происходит из-за различных помех на канале связи. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передаче, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неверно выраженная мысль, ошибка в расчётах. Вспомним опять сказку о царе Салтане, да и другие литературные произведения, когда героям всегда кто-нибудь мешает. Человечество всегда стремилось к передаче информации без помех, создавая всё новые и надёжные средства связи. В XVIII веке возник семафорный телеграф. Это световая связь. Очень богатым на открытия в области связи был XIX век. В этом веке люди овладели электричеством, которое породило множество открытий. Сначала П.Л. Шеллинг в России в 1832 году изобрёл электрический телеграф. В 1837 году американец С. Морзе создал электромагнитный телеграфный аппарат и придумал специальный телеграфный код – азбуку, которая теперь носит его имя.(слайд№13). В 1876 году американец А. Белл изобрёл телефон. В 1895 году русский изобретатель А.С. Попов открыл эпоху радиосвязи. Самым замечательным изобретением XX века можно считать телевидение. Освоение космоса привело к созданию спутниковой связи. Среди самых последних новинок – оптоволоконная связь. 4. Физкультминутка. «Двойное Эхо» Если учитель хлопнул один раз, дети хлопают два. Если два, то четыре. «Руки – ноги». Один хлопок – команда руками (надо поднять или опустить, т.е изменить положение). Два хлопка – команды ногам (надо присесть или встать). 5. Закрепление. А сейчас мы отправимся в осенний лес. Осенью лес превращается в настоящее сказочное королевство природы. Гулять по тропинкам, усыпанным золотистой листвой, особенно приятно. Некоторые листочки стали багряно – алыми, другие – медово – золотые, а третьи пока еще не утратили цвета летней зелени. Выберите листик себе по вкусу. Учащиеся, выбравшие листочки одного цвета, объединяются в группы и выполняют задания с последующей проверкой. Примеры практических заданий для проработки содержания темы: №1. В предложенной ситуации указать источник и приемник информации и вид связи: а) Бабушка читает письмо; б) Вывешен знак, запрещающий проезд по улице; в) Учитель объясняет новый материал всему классу; г) Мальчик просыпается от звонка будильника; д) Человек читает объявление в газете; е) Разговаривают две подруги Таня и Лена. №2. Примеры приема и передачи информации в живой природе Луговые цветы, испуская ароматы, сообщают насекомым о том, что в чашечках цветов заготовлен нектар, который можно взять. Свет и тепло, которые несут солнечные лучи, указывают растениям, когда надо распускать почки, а когда сбрасывать листья, готовясь к зиме. №3. Придумать фантастические способы передачи информации. №4. Составить кроссворд по теме. Группа, выполнившая задания первой, выбирает, по какому заданию она будет отчитываться, вторая выбирает их оставшегося и т.д. 6. Рефлексия. Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «На сколько глубоко вы усвоили тему?» Чем глубже погрузились в тему, получили отличные знания, тем глубже в озере надо прикрепить рыбку с помощью магнита. Если же знания поверхностные, то и рыбка плавает по поверхности. Каждый ученик, по цепочке прикрепляет свою рыбку, ответив на утверждения: Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий. Я подавал группе правильные ответы. Я внимательно выслушал то, что предлагали другие члены группы. Домашнее задание: во время просмотра телевизионных передач, записать примеры средств связи; зафиксировать помехи, если они наблюдались, их частоту и причину. п.1.5 РТ № 6 стр.12, №9 |