СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект АМО-урока по информатике в 5 классе.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект АМО-урока по информатике в 5 классе на тему "Передача информации". Содержит самостоятельно разработанные АМО на всех этапах урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект АМО-урока по информатике в 5 классе.»

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет образования взрослых - www.train2.ru

Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО



Конспект АМО-урока (занятия).


Организационная информация

Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)

Гончарова Евгения Борисовна

Предмет

Информатика

Класс, профиль класса/группа, количество человек

5 класс, 12 человек

Продолжительность урока (занятия)

45 мин

Методическая информация

Тема урока /занятия


Передача информации

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Босова Л.Л.

Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, первый урок в теме, всего 2 урока

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

В классе 12 человек: 6 мальчиков и 6 девочек. Класс дружный, дети с уважением относятся друг к другу. Ученики радуются за удачи одноклассников, болеют за класс, в трудных минутах поддерживают друзей.  Учащиеся умеют организоваться для выполнения коллективных дел, сами распределяют между собой работу. Ученики внимательно выслушивают друг друга на классных часах, при выполнении дел. В классе есть общественное мнение. Учащиеся одобряют хорошие поступки товарищей, например, уважительное отношение друг к  другу, к учителям. Они осуждают  за грубость, за невыполнение своих обязанностей.


Предметная цель урока


Дать общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приёмниках информации.

Метапредметная цель урока


Личностные

Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия, уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей, основ правовой культуры в области использования информации. Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды.

Регулятивные

Формирование алгоритмического мышления – умение планировать последовательность действий для достижения цели; умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана, реального действия и его результата.

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

Выделение и осознание того, что уже известно учащимся, предвидеть возможность получения конкретного результата.

Познавательные

Общеучебные:

Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Умение структурировать знания.

Умение искать и выделять необходимую информацию.

Умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности.

Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.

Личностная цель урока


Воспитывать чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Задачи урока/ занятия


Раскрыть суть информационного процесса передачи информации, ознакомить учащихся со схемой передачи информации.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия


Актуализируют - знания о хранении информации и о носителях информации.

Приобретут - представления об источниках и приемниках информации,

Закрепят - знания и представления о передаче информации, источниках и приемниках информации.


Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению


  1. Организационный момент.

Приветствие взглядом. (Приветствие учащихся, содействие созданию доверительных отношений и позитивной обстановки.)

Учитель: «Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение».

  1. Актуализация знаний.

- Чтобы результат урока был хорошим, и вы освоили новые знания, повторим материал прошлого урока. Ведь повторение – мать учения! Следующее задание называется «Дополни вопрос». Каждый из вас получит лист с заданием. На листах напечатаны вопросы по повторению предыдущей темы с пробелами. На каждом листе напечатаны по 2 вопроса. Вы должны сформулировать вопросы и ответить на них. Через минуту читаем полученные фразы и вместе стараемся определить цель урока.



… такое информация?

Какие … человек

совершает с информаций?

Как … хранит информацию?

Что используют для хранения …?

Объясните своими …, что

такое носители информации.

Перечислите старинные …

информации, современные

носители ….

Высказать свой прогноз о …

информационных ….

Учитель: «Давайте посмотрим основные ключевые слова по теме».

Предполагаемые ответы учащихся: информация, носители информации, передача информации.

В результате учащиеся должны сформулировать тему и цели урока.

  1. Определение ожиданий и опасений учащихся.

Погода. На доске вывешивается солнышко и тучка. Участникам раздаются лучики солнца и капельки тучки. На лучиках они пишут, что хотели бы узнать на уроке, а на капельках свои опасения. Затем лучики и капельки прикрепляются на доске к шаблонам солнца и тучки.

  1. Объяснение нового материала

-Сегодня мы продолжаем изучать раздел «Информация вокруг нас». И сейчас вам предстоит роль кладоискателей, ведь знания – это клад! План поиска клада спрятан у вас под сидениями стульев. Взгляните под сидения. Те участники, у кого попались листочки, выходят к доске, распределяют и зачитывают их в том порядке, в котором новая тема будет изложена последовательно и логически.

Для темы урока «Передача информации» я предлагаю следующие этапы объяснения нового материала:

  • Сформировать понятие о способах передачи информации на разных этапах развития человечества.

  • Рассказать о языке передачи информации.

  • Выяснить, с помощью, каких технических средств можно передавать информацию.

  • Сформировать понятие “помехи” и выяснить способы их преодоления.

Развитие человечества было бы невозможно без обмена информацией. С давних времён люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями. И тема нашего сегодняшнего урока « Передача информации».

Первоначально люди пользовались лишь средствами ближней связи: речь, слух, зрение.

1. Скажите что может быть общего между поэтом А.С. Пушкиным и информатикой?

Оказывается великий поэт, выразитель своей эпохи, оставил свидетельство о том, как в древности люди передавали информацию. Вспомните:

Ветер по-морю гуляет и кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.

Кораблик доставлял моряков в разные страны, они вели торг своими товарами, узнавали новости из разных стран и рассказывали о своей стране. На суше все важные новости доставлял гонец – человек, передающий устные сообщения.

Рассмотрим ситуацию:

“Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку.

Другой спрашивает:

- Ты что, на рыбалку собрался?

- Да нет, я на рыбалку.

- А я думал, ты на рыбалку…”

Что помешало обмену информацией? Информация была передана, но до адресата не дошла из-за отсутствия физической возможности её воспринять. Ведь при любом обмене информацией должны существовать её источник и её приёмник.

Когда ты читаешь книгу, эта книга является для тебя источником информации, а ты – приёмник этой информации. Убери книгу – и информация в ней станет для тебя недоступной, поскольку исчез её источник. Закрой глаза или выйди в другую комнату – тогда для книги не будет приёмника информации.

Первый вывод: Если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приёмник (получатель).

Вот несколько ситуаций, в которых можно обнаружить передачу информации. Определи, кто или что является источником, а кто или что - приёмником.







  1. Пешеход переходит дорогу по регулируемому перекрёстку. ( источник-светофор, приемник-пешеход)

  2. Школьник учит уроки по учебнику. (источник-учебник, приемник-ученик)

  3. Мальчик играет на компьютере. (Взаимный обмен)

  4. Ты набираешь телефонный номер, чтобы позвонить. (источник – ты, приемник- телефонная станция)

Обратите внимание на то, что в одних ситуациях информация передаётся только в одну сторону, а в других происходит взаимный обмен информацией.

В каких из предыдущих ситуаций происходит обмен информацией и кто в какой момент становится то источником, то приёмником?

А может ли быть так, что:

1. Источник информации один, а приёмников – несколько? Приведите примеры.

Учитель-ученик

Телевизор-семья 

2. Источников информации несколько, а приёмник один? Приведите примеры.

Литература, карты, фотография.

3. Приведите примеры с взаимным обменом информации.

Разговор по телефону

При передаче информации важную роль играет форма представления информации. Она может быть понятна источнику информации, но недоступна для понимания получателя. Если я начну разговаривать с вами на английском языке, тогда несмотря на то, что вы изучаете английский язык, вы не сможете понять меня, а поймёте только отдельные слова из моей речи.

А вот учащиеся лицеев с углублённым изучением английского языка, смогли бы понять мою речь, то есть восприятие информации от уровня подготовленности принимающего объекта.

Одну и ту же информацию можно передать разными сигналами и даже совсем разными способами. Для передачи информации не так уж существенно, каким образом передавать, а главное – заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. И если мы об этом договорились, то уже получается код или шифр. Так, например, если горит красный сигнал – это значит нельзя переходить улицу. Загорелся зелёный – иди и не бойся.

А какие коды ты знаешь?

Просто есть коды, к которым мы давно привыкли, которые хорошо изучили и легко понимаем. А другие для нас в новинку, а то и вовсе непонятны.

Например: В русском языке – СОБАКА;; в английском – Dog; в немецком – Нund.

Для оценки твоих знаний в школе тоже используются коды:

Отличные знания – “5”; хорошие – “4”; удовлетворительные – “3”;плохие – “2”, а если ничего не знаешь, то можно и единицу получить. Скажем, получил ты “5” и радостный идёшь домой. А немецкий мальчик идёт с пятёркой и горько плачет, потому что в той стране, тот же самый код “5” означает плохие знания – как у нас “1”. Получается, что одни и те же цифры 1, 2, 3, 4, 5 – в разных странах имеют для оценки знаний разный смысл.

Второй вывод: Сигнал сам по себе ещё не несёт информацию. Только когда с помощью сигналов передаётся некоторый код, мы можем говорить о передаче информации.

Для общения друг с другом мы используем код – русский язык. При разговоре этот код передаётся звуками, при письме он передаётся условными знаками – буквами.

Одна и та же кодовая запись может обозначать совершенно разные вещи в зависимости от того, какой смысл мы связываем с этим кодом. Например, набор цифр 120595 может обозначать:

- почтовый индекс;

- расстояние между городами в метрах;

- номер телефона;

- запись даты “12 мая 1995 года”.

Итак, в любом процессе передачи или обмена информацией существует её источник и получатель, а сама информация передаётся по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и других.

В обычной жизни для человека любой звук и свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Например, сирена – звуковой знак тревоги; звонок телефона – сигнал, чтобы взять трубку телефона; красный свет светофора – сигнал, запрещающий переход дороги. Если мы заметили какое-то изменение в окружающей обстановке, то можно сказать, что произошло событие. Школьный звонок вдруг зазвенел после длительного молчания – произошло событие – закончился урок. У чайника на плите вдруг из носика пошёл пар – произошло событие – вода в чайнике закипела.

Привести ещё примеры событий из вашей жизни.

Итак, в передаче информации участвует “Канал связи”. Разберёмся с ним.

Рассмотрим наш урок с точки зрения передачи информации.

Я – источник, говорю с вами на русском языке, кодируя речь понятными для вас словами. Канал связи – воздушная среда, которая передаёт колебания, производимые мною. Вы – получатели информации. Ваше ухо воспринимает колебания воздуха, расшифровывает информацию и вы понимаете, о чём идёт речь на уроке. Представим себе, что вы отвлеклись, и тогда часть сказанного мною не дошла до вас, и вы уходите с урока так и не поняв, о чём говорилось на уроке. Знакомая ситуация, не правда ли? Именно поэтому вас постоянно просят учителя не отвлекаться и не отвлекать других, так как трудно усвоить материал, о котором ты не прослушал объяснения учителя.

Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру: “Глухой телефон”. Ведущий передаёт слово первому игроку на ушко, чтобы никто не слышал. Тот, в свою очередь, передаёт следующему и так далее. Затем ведущий спрашивает услышанное слово у последнего игрока, затем у предыдущего и далее по цепочке. Выясняется, что первоначальная информация неимоверно исказилась. Причиной может быть и плохо услышанная информация, и специально неправильно переданное слово. На этом примере мы разбираемся, что не любая информация доходит до получателя в первоначальном виде.

Оказывается, чтобы попасть к своему адресату, информация проходит ещё более сложный путь.

Третий вывод: В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться.

Это происходит из-за различных помех на канале связи. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передаче, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неверно выраженная мысль, ошибка в расчётах. Вспомним опять сказку о царе Салтане, да и другие литературные произведения, когда героям всегда кто-нибудь мешает.

Человечество всегда стремилось к передаче информации без помех, создавая всё новые и надёжные средства связи.

В XVIII веке возник семафорный телеграф. Это световая связь.

Очень богатым на открытия в области связи был XIX век. В этом веке люди овладели электричеством, которое породило множество открытий. Сначала П.Л. Шеллинг в России в 1832 году изобрёл электрический телеграф.

В 1837 году американец С. Морзе создал электромагнитный телеграфный аппарат и придумал специальный телеграфный код – азбуку, которая теперь носит его имя.(слайд№13). В 1876 году американец А. Белл изобрёл телефон.

В 1895 году русский изобретатель А.С. Попов открыл эпоху радиосвязи.

Самым замечательным изобретением XX века можно считать телевидение. Освоение космоса привело к созданию спутниковой связи. Среди самых последних новинок – оптоволоконная связь.

4. Физкультминутка.

«Двойное Эхо»

Если учитель хлопнул один раз, дети хлопают два. Если два, то четыре.

«Руки – ноги».

Один хлопок – команда руками (надо поднять или опустить, т.е изменить положение). Два хлопка – команды ногам (надо присесть или встать).

5. Закрепление.

А сейчас мы отправимся в осенний лес. Осенью лес превращается в настоящее сказочное королевство природы. Гулять по тропинкам, усыпанным золотистой листвой, особенно приятно. Некоторые листочки стали багряно – алыми, другие – медово – золотые, а третьи пока еще не утратили цвета летней зелени. Выберите листик себе по вкусу.

Учащиеся, выбравшие листочки одного цвета, объединяются в группы и выполняют задания с последующей проверкой.

Примеры практических заданий для проработки содержания темы:

№1. В предложенной ситуации указать источник и приемник информации и вид связи:

а) Бабушка читает письмо;

б) Вывешен знак, запрещающий проезд по улице;

в) Учитель объясняет новый материал всему классу;

г) Мальчик просыпается от звонка будильника;

д) Человек читает объявление в газете;

е) Разговаривают две подруги Таня и Лена.

№2. Примеры приема и передачи информации в живой природе Луговые цветы, испуская ароматы, сообщают насекомым о том, что в чашечках цветов заготовлен нектар, который можно взять. Свет и тепло, которые несут солнечные лучи, указывают растениям, когда надо распускать почки, а когда сбрасывать листья, готовясь к зиме.

№3. Придумать фантастические способы передачи информации.

№4. Составить кроссворд по теме.

Группа, выполнившая задания первой, выбирает, по какому заданию она будет отчитываться, вторая выбирает их оставшегося и т.д.

6. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «На сколько глубоко вы усвоили тему?»

Чем глубже погрузились в тему, получили отличные знания, тем глубже в озере надо прикрепить рыбку с помощью магнита. Если же знания поверхностные, то и рыбка плавает по поверхности. Каждый ученик, по цепочке прикрепляет свою рыбку, ответив на утверждения:

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий.

Я подавал группе правильные ответы. 

Я внимательно выслушал то, что предлагали другие члены группы.  

Домашнее задание: во время просмотра телевизионных передач, записать примеры средств связи; зафиксировать помехи, если они наблюдались, их частоту и причину.

п.1.5 РТ № 6 стр.12, №9


Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:


- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

- Варианты проведения метода


Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)


- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная



Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Приветствие.


Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановке в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали.






3 – 4 мин

Приветствие взглядом

Авторский

Цели и задачи метода: приветствие учащихся, содействие созданию доверительных отношений и позитивной обстановки.

Технология проведения:

Учитель: «Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение».

Примечание: учитель заходит в класс и встречает пару десятков глаз. Какие они? Радостные или огорченные от того, что прозвенел уже звонок? Перед учителем сейчас не просто его ученики, а несколько детских душ, каждую из которых надо увлечь, пробудив интерес к своему предмету, чтобы, в конечном счете, получить продуктивный результат.

«Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение».


Личностные: создают положительную психологическую атмосферу, которая позволит максимально раскрыться личности каждого ребенка.

Регулятивные: саморегуляция.


Социальная: способность уважительному отношению друг к другу.




Обучающиеся полностью погружаются в рабочий процесс.

Вхождение в тему урока.


Создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс, мотивирование к учебной деятельности.

5 мин

Дополни вопрос.

Авторский

Цели и задачи метода: определение учащимися личных познавательных и практически значимых целей урока, формулирование общей задачи на этот урок для класса.

Технология проведения: Учитель раздает листы с заданием каждому ученику. На листах напечатаны вопросы по повторению предыдущей темы с пробелами. На каждом листе напечатаны по 2 вопроса, выбранные случайным образом. Учащиеся должны сформулировать вопросы и ответить на них. Через минуту читаем полученные фразы и вместе стараемся определить цель урока.

… такое информация?

Какие … человек

совершает с информаций?

Как … хранит информацию?

Что используют для хранения …?

Объясните своими …, что

такое носители информации.

Перечислите старинные …

информации, современные

носители ….

Высказать свой прогноз о …

информационных ….

Учитель: «Давайте посмотрим основные ключевые слова по теме».

В результате учащиеся должны сформулировать тему и цели урока.

Каждый из вас получает лист, на котором напечатаны по 2 вопроса с пробелами. Вы должны сформулировать вопросы и ответить на них. Через минуту читаем полученные фразы и вместе стараемся определить цель урока.


Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему.

Личностные УУД:

- развитие зрительной памяти и логического мышления:

- актуализация знаний и сведений из личного опыта с целью понимания того, что привычные вещи имеют информационную характеристику и влияют на жизнь людей.





Определение ожиданий и опасений учащихся.


Выяснение ожиданий и опасений учащихся

2 – 3 мин

Погода.

Заимствованный, но измененный.

Цели и задачи метода: выявить ожидания и опасения учащихся на уроке. А для учителя - позволят лучше понять класс и каждого ученика в отдельности.

Необходимые материалы: шаблоны солнышка и тучки крепятся магнитом к доске, лучики и капельки из бумаги раздаются детям.

Методика проведения: на доске вывешивается солнышко и тучка. Участникам раздаются лучики солнца и капельки тучки. На лучиках они пишут, что хотели бы узнать на уроке, а на капельках свои опасения. Затем лучики и капельки прикрепляются на доске к шаблонам солнца и тучки.

Каждый из вас получает лучики солнца и капельки тучки. На лучиках вы должны написать, что хотели бы узнать на уроке, а на капельках свои опасения. Затем лучики и капельки прикрепляются на доске к шаблонам солнца и тучки.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.



Фаза 2 «Работа над темой»

Инпут (интерактивная лекция).


Активизировать познавательную деятельность, для более точного определения темы урока и алгоритма изучения нового материала.

3минуты (всего 10 минут)

Искатели.

Авторский.

Цели и задачи метода: активизировать познавательную деятельность, для более точного определения темы урока и алгоритма изучения нового материала.

Необходимые материалы: заранее подготовленные листочки, спрятанные под сидениями, разработанная презентация.

Методика проведения:

участникам предлагается заглянуть под свои сиденья. Под некоторыми из них спрятаны листочки с объяснением новой темы (4 листочка под сиденьями разных участников).

Те участники у кого попались листочки,

распределяют и зачитывают их в том порядке,

в котором новая тема будет изложена последовательно и логически. Затем уже сам учитель может сообщить материал новой темы с использованием презентации и распечаток с алгоритмом работы.

Для темы урока «Передача информации» я предлагаю следующие этапы объяснения нового материала:

  • Сформировать понятие о способах передачи информации на разных этапах развития человечества.

  • Рассказать о языке передачи информации.

  • Выяснить, с помощью, каких технических средств можно передавать информацию.

  • Сформировать понятие “помехи” и выяснить способы их преодоления.


Сегодня мы продолжаем изучать раздел «Информация вокруг нас». И сейчас вам предстоит роль кладоискателей, ведь знания – это клад! План поиска клада спрятан у вас под сидениями стульев. Взгляните под сидения. Те участники, у кого попались листочки, выходят к доске, распределяют и зачитывают их в том порядке, в котором новая тема будет изложена последовательно и логически.

Для темы урока «Передача информации» я предлагаю следующие этапы объяснения нового материала:

  • Сформировать понятие о способах передачи информации на разных этапах развития человечества.

  • Рассказать о языке передачи информации.

  • Выяснить, с помощью, каких технических средств можно передавать информацию.

  • Сформировать понятие “помехи” и выяснить способы их преодоления.


Познавательные УУД:

- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

- умение кратко формулировать мысль

- умение обрабатывать информацию и делать вывод;

-формирование понятия «Главное».

Коммуникативные УУД:

-формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.




Проработка содержания темы.


Обеспечить практическую деятельность учащихся при изучении основных понятий темы, научить анализировать полученную информацию, развивать творческую активность.

10 - 12 минут

Осенний лес.

Авторская.

Цели и задачи метода: обеспечить практическую деятельность учащихся при изучении основных понятий темы, научить анализировать полученную информацию, развивать творческую активность.

Необходимые материалы: листочки зеленого, желтого и красного цвета.

Методика проведения: для проработки содержания новой темы, ученикам предлагается выбрать листочек. Учащиеся, выбравшие листочки одного цвета, объединяются в группы и выполняют задания с последующей проверкой.

Примеры практических заданий для проработки содержания темы:

№1. В предложенной ситуации указать источник и приемник информации и вид связи:

а) Бабушка читает письмо;

б) Вывешен знак, запрещающий проезд по улице;

в) Учитель объясняет новый материал всему классу;

г) Мальчик просыпается от звонка будильника;

д) Человек читает объявление в газете;

е) Разговаривают две подруги Таня и Лена.

№2. Примеры приема и передачи информации в живой природе Луговые цветы, испуская ароматы, сообщают насекомым о том, что в чашечках цветов заготовлен нектар, который можно взять. Свет и тепло, которые несут солнечные лучи, указывают растениям, когда надо распускать почки, а когда сбрасывать листья, готовясь к зиме.

№3. Придумать фантастические способы передачи информации.

№4. Составить кроссворд по теме.

Группа, выполнившая задания первой, выбирает, по какому заданию она будет отчитываться, вторая выбирает их оставшегося и т.д.


А сейчас мы отправимся в осенний лес. Осенью лес превращается в настоящее сказочное королевство природы. Гулять по тропинкам, усыпанным золотистой листвой, особенно приятно. Некоторые листочки стали багряно – алыми, другие – медово – золотые, а третьи пока еще не утратили цвета летней зелени. Выберите листик себе по вкусу.

Учащиеся, выбравшие листочки одного цвета, объединяются в группы и выполняют задания с последующей проверкой.


Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение структурировать знания.

Регулятивные: самоуправление и саморегуляция учебной деятельности; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; ориентирование в оценках себя, своего труда и вклада в общекомандную работу.




Информационные: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.

Познавательные: умение учиться и оперировать знаниями; владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы, выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

Социальные: способность к сотрудничеству; способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей; развитие личностных качеств, саморегулирование; вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение.






Позволяет развивать навык самостоятельного освоения знаниями, коллективной деятельности, проявление творческой инициативы; умение выражать свои мысли.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Рефлексия

Получить обратную связь о результативности урока, о том, кто на каком уровне усвоил материал.

4 минуты

Рыбки в озере.

Авторский.

Цели и задачи метода: получить обратную связь о результативности урока, о том, кто на каком уровне усвоил материал.

Необходимые материалы: заранее заготовленные фигурки рыбок, ватман с изображением озера, магниты.

Методика проведения: учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «На сколько глубоко вы усвоили тему?»

Чем глубже погрузились в тему, получили отличные знания, тем глубже в озере надо прикрепить рыбку с помощью магнита. Если же знания поверхностные, то и рыбка плавает по поверхности. Каждый ученик, по цепочке прикрепляет свою рыбку, ответив на утверждения:

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий.

Я подавал группе правильные ответы. 

Я внимательно выслушал то, что предлагали другие члены группы.  

Ответьте на вопрос: «На сколько глубоко вы усвоили тему?»

Чем глубже погрузились в тему, получили отличные знания, тем глубже в озере надо прикрепить рыбку с помощью магнита. Если же знания поверхностные, то и рыбка плавает по поверхности. Каждый ученик, по цепочке прикрепляет свою рыбку, ответив на утверждения:

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий.

Я подавал группе правильные ответы. 

Я внимательно выслушал то, что предлагали другие члены группы.  


Личностные УУД:

- развитие самооценки





Аналитическая информация

Обоснование целесообразности использования технологии АМО для:

а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

- т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология


Активные методы обучения позволяют достичь поставленных целей и задач урока за счет мотивированности учащихся на положительный результат, что, своим образом, служит сигналом учителю в определении дальнейшей стратегии в выборе методов обучения.

За счет использования технологии АМО были достигнуты следующие образовательные эффекты:

  • мотивированность обучающихся к обобщению материала;

  • заинтересованность в достижении цели урока.

По структуре, урок представляет собой логически связанные фазы и этапы, которые решают определенные задачи.

1 фаза – начало урока, обеспечивает создание позитивной и творческой атмосферы на уроке, и естественное погружение в тему.

2 фаза – работа над темой, обеспечивает усвоение и закрепление теоретического материала, а также возможность его практического применения.

3 фаза – завершение урока, позволяет получить эмоциональную и содержательную оценку урока.

По содержанию, все используемые методы обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности на протяжении всего урока.

Такая организация учебного процесса позволяет получить качественные результаты обучения, развития и социализации обучающихся.

Урок, построенный по технологии АМО, содержит в себе несколько особенностей:

  • Игровая деятельность

  • Практическая направленность используемых методов

  • Высокая мотивация и интерес

  • Постоянная смена различных видов деятельности

  • Обязательная рефлексия

Все это позволяет получить качественные результаты обучения. На протяжении всего урока происходит развитие различных видов УУД (регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных), что, в конечном счете, способствует развитию ключевых компетентностей учащихся.

Активные методы обучения, примененные на уроке, обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по предмету, развивают ключевые компетенции, повышают собственную значимость, обеспечивают позитивную самооценку, мотивируют на приобретение познавательного опыта. А это все вместе соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС к образовательной системе.


Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося


анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества

актуализированы/приобретены/закреплены).


Обучающиеся понимают основные понятия (информация, передача информации, источник информации, приемник информации),

Обучающиеся понимают, что сигнал сам по себе ещё не несёт информацию. Только когда с помощью сигналов передаётся некоторый код, мы можем говорить о передаче информации.

Обучающиеся имеют представления с помощью каких технических средств можно передавать информацию.

Результаты воспитания и социализации:

У обучающихся отработаны навыки работы в группах.

Результаты развития:

У обучающихся отработаны элементы логического, аналитического и абстрактного мышления.

У обучающихся отработаны навыки оценки и самооценки своей деятельности.


Образовательные

1. Сформировать у учащихся представление о передаче информации

1.1. Актуализировать знания учащихся по теме.

1.2. Обеспечить восприятие и осознание учащимися понятий "источник" и "приемник информации".

1.3. Создать обучающимся условия, необходимые для установления ими связей, существующих между понятиями "информация" и " передача информации".

Данные задачи решаются во второй фазе урока на этапе инпут и проработка темы, однако для повышения эффективности обучения в урок включены этапы приветствие и погружение в тему, которые позволяют создать позитивную творческую обстановку на уроке и сосредоточить внимание учащихся на предстоящей деятельности и теме урока.

Развивающие

Отработать элементы самооценки учебной деятельности на уроке


Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).


В ходе урока в равной степени реализуются принципы современного образования от здоровьесбережения и духовно-нравственного развития, до компетентностного. Это просматривается через частую смену различных видов деятельности, использование различных АМО. Урок направлен на формирование ключевых компетенций обучающихся: коммуникативной, ценностно-смысловой и учебно-познавательной.). Учащиеся с первых минут очень активно включаются в деятельность и эта активность не прерывается в течение урока.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО


АМО, разработанные для данного урока, активизируют учащихся на повышение их учебной мотивации, способствуют активному плодотворному взаимообщению.

С введением технологии АМО на уроках у большинства учащихся проявляется интерес к предмету, применение активных методов на уроке содействует достижению основных образовательных эффектов – социализации личности обучающихся, развитию и формированию метапредметных компетенций и УУД, что несомненно способствует реализации принципов ФГОС.


Методическая ценность урока/занятия


Организация активного обучения с применением АМО технологии на каждом этапе урока. Возможность применения данной формы проведения урока по предмету в любой параллели школьного курса информатики.

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

 Мультимедийная презентация ( выполнена в программе MS PowerPoint).

 Компьютер.

 Мультимедийный проектор.

 Экран.

 Листы ватмана

 Цветная бумага (вырезанные из нее солнышки и тучки)

 Скотч, ручки.

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

  1. Босова Л. Л. Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  2. Босова Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016

Примечания автора/ов





______________________________________________

© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013

© Образовательный портал «Мой университет, 2013

© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013


13