СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и презентация к уроку

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен изучению строения и функций органов пищеварения. 

Просмотр содержимого документа
«ссылки»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a1f6b2c6-7924-4605-9619-87fb426b3407/%5BBIO8_05-33%5D_%5BIM_03%5D.swf строение и 12 перстной немой с показом кишки помощь

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e1d1e79-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm двенадцатиперстная кишка рассказ функция помощь 5

http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=170:2009-08-29-14-57-48&catid=43:8&Itemid=104 виртуальная лаборатория

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000888-1000-4ddd-90d6-4b00475d60a7/12_0001.swf белок

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d9a80c79-bf0c-4814-9695-2c7c61642434/%5BBIO8_05-32%5D_%5BQS_05%5D.html обозначения все органы жкт

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e1d1e79-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm желудок пищеварение рассказ

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/24959acf-f5ee-4eb4-b593-4c93882568e7/view/



Просмотр содержимого документа
«урок 8 класс»

МОБУ СОШ д. Норкино
















Разработка

открытого урока по биологии в 8 классе

«Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов»

















Разработала учитель биологии и химии

Нуриева Э.И.





Норкино 2016

Тема: Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов


Образовательные (предметные результаты): обеспечить усвоение знаний о химической обработке пищи желудке и двенадцатиперстной кишке; свойствах ферментов, дать понятие о дисбактериозе.

Развивающие (метапредметные результаты): продолжить работу над формированием у учащихся критического мышления; умения применять полученные знания в собственной жизни; умения работать в должном темпе.

Воспитательные (личностные результаты): воспитывать уважение к интеллектуальному труду; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ

Тип урока: комбинированный
Методы и приёмы:

словесные (эвристическая беседа; работа с учебником)

наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ)

практические (групповая работа с учебником и дополнительной литературой

Структура урока

организационный момент урока – 2 мин.

актуализация опорных знаний - 12 мин.

изучение нового материала - 20 мин.

физкультминутка для глаз – 4 мин.

рефлексия – 5 мин.

домашнее задание – 2 мин.



  • Ребята, давайте начнем урок с прослушивания симфонии Моцарта времена года. Прекрасная музыка.

  • Несмотря на исполнение большого количества музыкантов, получается одно целое музыкальное произведение.

  • Какое у вас настроение после прослушанного?

  • Радостное, волнительное. Музыка красивая, добрая, волшебная. Мы тоже должны работать вместе, чтоб достичь хороших результатов.



Слайд 1 Какое слово определяющее тему урока должно быть в первой строчке? Но прежде чем попасть в желудок, пища задерживается в ротовой полости. Этот вопрос рассмотрели на предыдущем уроке.

Слайд 2 Вспомним, строение ротовой полости, что происходит с пищей в ней . Выполним задание на листочках.

Поработайте над этим заданием самостоятельно

В столбике «До» поставьте +, если Вы согласны с утверждением, или знак – если не согласны с утверждением

Поработайте над этим заданием самостоятельно В столбике «До» поставьте +, если Вы согласны с утверждением, или знак – если не согласны с утверждением В столбике «После» поставьте +, если Вы согласны с утверждением, или знак – если не согласны с утверждением Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши мнения?

Согласны ли вы

  1. Поработайте над этим заданием самостоятельно

  2. В столбике «До» поставьте +, если Вы согласны с утверждением, или знак – если не согласны с утверждением

  3. Поработайте над этим заданием самостоятельно

  4. В столбике «До» поставьте +, если Вы согласны с утверждением, или знак – если не согласны с утверждение

  5. В столбике «После» поставьте +, если Вы согласны с утверждением, или знак – если не согласны с утверждением

  6. Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши мнения.


ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ


1. В ротовой полости находятся две пары слюнных желез



2.В ротовой полости пища смачивается слюной, образуется пищевой комочек и проглатывается



3. В слюне содержится особое вещество – лизоцим, которое растворяет микробы



4.У человека 33 зуба, которые делятся на резцы, клыки, коренные



5. Заболевание зубов называется кариес



6. После приема горячей пищи сразу можно пить холодную воду



7. В ротовой полости происходит переваривание углеводов



8.Фермент желудочного сока - пепсин



9.Соляная кислота разрушает ткань желудка



10.Соляная кислота в желудке помогает дезинфицировать большую часть микробов, при этом она никак не участвует в пищеварении



11. Желудочный сок действует в любых температурных условиях



12. Объем желудка -5 литров



13.В желудке в основном расщепляются жиры.



14.Из желудка пища попадает в двенадцатиперстную кишку , в которую впадают протоки поджелудочной железы и печени.



15.Под действием поджелудочного сока в 12-перстной кишке расщепляются белки, жиры, углеводы.




Слайд 2 Проверим суждения?

Возникли ли проблемы при выполнении заданий? Часть утверждений вы смогли сделать легко. Другая часть вызвала затруднения. С чем это связано?

Слайд 3 Тема урока: Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.

Слайд 4 Сейчас вашему вниманию такой факт

500 мл - таков объем пустого желудка.

1,5 -3 л – объем желудка, после принятия пищи   

22 000 кг пищи в среднем переваривает человеческий желудок в течение жизни.

Приблизительно 5 стаканов желудочного сока вырабатывает в течение суток

желудок взрослого человека.

Желудочный сок содержит 0,2-0,5% соляной кислоты.

Желудок тратит 2-4 часа на переваривание стандартного обеда.



Проблемный вопрос:

Почему желудок объемистый? Как изменяется в желудке пищевой комок?

Что должны изучить для решения этой вопроса? Ответы уч-ся? Изучить строение и функции желудка

Посмотрим видеоролик. Постарайтесь найти ответ на проблемный вопрос.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/24959acf-f5ee-4eb4-b593-4c93882568e7/view/ стр с показом

Слайд 5,Желудок состоит из 3 мышечных слоев

Внутренняя часть- слизистая (железистая ) со множеством желез и с большим количеством складок.

Слайд 6 железы желудка

Кислотность желудка настолько сильная, что может растворить лезвие бритву. Однако не следует принимать эту информацию слишком серьезно и специально глотать бритву или другие металлические предметы.

Слайд 7-8 Функции желуд. сока

Слайд -8 Факты:

Длина тонкой кишки- 5-6м

двенадцатиперстной кишки – 27-30 см.

В этой шестиметровой трубе пищеварение продолжается еще 4-6 часов

В тонкой кишке столько складок, вплоть до самых микроскопических, что общая площадь её поверхности составляет 250 квадратных метров. Этого достаточно, чтобы покрыть теннисный корт. Какое строение имеет кишечник и что происходит с пищевым комком в двенадцатиперстной кишке ?

С помощью учебника постарайтесь найти ответ на проблемные вопросы. Работают с учебником. Предлагаю некоторую помощь. (ЦОР) http://files.school-collection.edu.ru

Слайд 10 Более подробно рассмотрим строение поджелудочной железы по презентации

Формулирование вывода

Слайд 11 Факт

Желудок выделяет около 2 л желудочного сока, пепсин которого расщепляет белки.

Поджелудочная железа за сутки выделяет1.5-2 л поджелудочного или панкреатического сока

Содержит весь набор ферментов для переваривания жиров, белков и углеводов – липазы, протеазы, амилазы.

Нормальный кишечник человека содержит около 1 кг бактерий.

Что такое ферменты? Каково значение бактерии в кишечнике.

Сейчас прочитаете и подготовьте вопросы мне о этим статьям.

 Дисбактериоз — это состояние, при котором изменяется состав микроорганизмов, населяющих кишечник (полезных бактерий становится меньше, а вредных, соответственно, больше), что приводит к нарушению работы желудочно-кишечного тракта.

Кишечник человека населён целыми полчищами микробов – «плохих», «хороших» и «нейтральных». 

Работа по виртуальной лаборатории http://www.virtulab.

Формулирование вывода

Очень большой объем информации получили. Вернемся сейчас к суждениям, которые получили в начале урока. Работают с суждениями.

Рефлексия.

Домашнее задание: Написать письмо пищеварительной системе.





Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Синквейн 1.Желудок 2. Большой, объемный 3. Выделяет, расщепляет, обеззараживает 4. В основном происходит переваривание белков 5. Орган пищеварительной системы Синквейн

Синквейн

1.Желудок

2. Большой, объемный

3. Выделяет, расщепляет, обеззараживает

4. В основном происходит переваривание белков

5. Орган пищеварительной системы

Синквейн

УТВЕРЖДЕНИЯ 1. В ротовой полости находятся 2 пары слюнных желез -нет 2.В ротовой полости пища смачивается слюной, образуется пищевой комочек и проглатывается -да 3. В слюне содержится особое вещество – лизоцим, которое растворяет микробы - да 4.У человека 33 зуба, которые делятся на резцы, клыки, коренные- нет 5. Заболевание зубов называется кариес- да 6. После приема горячей пищи сразу можно пить холодную воду - нет 7. В ротовой полости начинается переваривание углеводов - да 8.Фермент желудочного сока - пепсин 9.Соляная кислота разрушает ткань желудка 10.Соляная кислота в желудке помогает дезинфицировать большую часть микробов, при этом она никак не участвует в пищеварении 11. Желудочный сок действует в любых температурных условиях 12. Объем желудка -5 литров 13.В желудке в основном расщепляются жиры. 14. Из  желудка  пища  попадает  в  двенадцатиперстную  кишку , в  которую  впадают  протоки  поджелудочной  железы  и  печени . 15. Под  действием  поджелудочного  сока  в 12- перстной  кишке  расщепляются  белки , жиры , углеводы . Суждения

УТВЕРЖДЕНИЯ

1. В ротовой полости находятся 2 пары слюнных желез -нет

2.В ротовой полости пища смачивается слюной, образуется пищевой комочек и проглатывается -да

3. В слюне содержится особое вещество – лизоцим, которое растворяет микробы - да

4.У человека 33 зуба, которые делятся на резцы, клыки, коренные- нет

5. Заболевание зубов называется кариес- да

6. После приема горячей пищи сразу можно пить холодную воду - нет

7. В ротовой полости начинается переваривание углеводов - да

8.Фермент желудочного сока - пепсин

9.Соляная кислота разрушает ткань желудка

10.Соляная кислота в желудке помогает дезинфицировать большую часть микробов, при этом она никак не участвует в пищеварении

11. Желудочный сок действует в любых температурных условиях

12. Объем желудка -5 литров

13.В желудке в основном расщепляются жиры.

14. Из желудка пища попадает в двенадцатиперстную кишку , в которую впадают протоки поджелудочной железы и печени .

15. Под действием поджелудочного сока в 12- перстной кишке расщепляются белки , жиры , углеводы .

Суждения

Пищеварение в желудке  и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов Тема

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов

Тема

ФАКТЫ  500 мл - таков объем пустого желудка.  1,5 -3 л – объем желудка, после принятия пищи     22 000 кг пищи в среднем переваривает  человеческий желудок в течение жизни.  Приблизительно 5 стаканов желудочного сока  вырабатывает в течение суток желудок взрослого  человека.  Желудочный сок содержит 0,2-0,5% соляной  кислоты.  Желудок тратит 2-4 часа на переваривание  стандартного обеда Проблемный вопрос: Почему желудок объемистый, что происходит в желудке с пищевым комком? Факты

ФАКТЫ

500 мл - таков объем пустого желудка.

1,5 -3 л – объем желудка, после принятия пищи   

22 000 кг пищи в среднем переваривает

человеческий желудок в течение жизни.

Приблизительно 5 стаканов желудочного сока

вырабатывает в течение суток желудок взрослого

человека.

Желудочный сок содержит 0,2-0,5% соляной

кислоты.

Желудок тратит 2-4 часа на переваривание

стандартного обеда

Проблемный вопрос:

Почему желудок объемистый, что происходит в желудке с пищевым комком?

Факты

Строение желудка http ://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e1e7e09-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm

Строение желудка

http ://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e1e7e09-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm

Железы, выделяющие слизь Железы, выделяющие, желудочный сок

Железы, выделяющие слизь

Железы, выделяющие, желудочный сок

Состав желудочного сока Неорганические вещества Органические вещества Вода Соляная Фермент Слизь Кислота 0,5 % пепсин Убивает вредные  микроорганизмы,  повышает  активность  ферментов Участвует в Растворяет Предохраняет  расщеплении  вещества  стенки желудка от белков до  желудочного переваривания аминокислот   сока и воздействия  соляной  кислоты

Состав желудочного сока

Неорганические вещества

Органические вещества

Вода

Соляная

Фермент

Слизь

Кислота 0,5 %

пепсин

Убивает вредные

микроорганизмы,

повышает

активность

ферментов

Участвует в

Растворяет

Предохраняет

расщеплении

вещества

стенки желудка

от

белков до

желудочного

переваривания

аминокислот

сока

и воздействия

соляной

кислоты

  • Состав и свойства желудочного сока
Факты: Длина тонкой кишки- 5-6м  Часть тонкой кишки - двенадцатиперстной кишки – имеет длину 27-30 см. В этой шестиметровой трубе пищеварение продолжается 4-6 часов В тонкой кишке столько складок, что общая площадь её поверхности составляет 250 квадратных метров. Этого достаточно, чтобы покрыть теннисный корт. Проблемный вопрос: Какое строение имеет кишечник и что происходит с пищевым комком в двенадцатиперстной кишке ?

Факты:

  • Длина тонкой кишки- 5-6м
  • Часть тонкой кишки - двенадцатиперстной кишки – имеет длину 27-30 см.
  • В этой шестиметровой трубе пищеварение продолжается 4-6 часов
  • В тонкой кишке столько складок, что общая площадь её поверхности составляет 250 квадратных метров. Этого достаточно, чтобы покрыть теннисный корт.

Проблемный вопрос:

Какое строение имеет кишечник и что происходит с пищевым комком в двенадцатиперстной кишке ?

Поджелудочный сок Распадаются жиры на капельки Желчь Железа  Расщепляют жиры белки, углеводы

Поджелудочный сок

Распадаются жиры на капельки

Желчь

Железа

Расщепляют жиры белки, углеводы

Факты Поджелудочная железа за сутки выделяет 1, 5-2 л поджелудочного или панкреатического сока Содержит весь набор ферментов для переваривания жиров, белков и углеводов – липазы, протеазы, амилазы. Нормальный кишечник человека содержит около 1 кг бактерий. Проблемный вопрос? Что такое ферменты? Каково значение бактерий в кишечнике?

Факты

  • Поджелудочная железа за сутки выделяет 1, 5-2 л поджелудочного или панкреатического сока
  • Содержит весь набор ферментов для переваривания жиров, белков и углеводов – липазы, протеазы, амилазы.
  • Нормальный кишечник человека содержит около 1 кг бактерий.

Проблемный вопрос?

Что такое ферменты?

Каково значение бактерий в кишечнике?

Кусочек хлеба (схем.) Ферменты

Кусочек хлеба (схем.)

Ферменты

Он расщепляется ферментами на глюкозу, аминокислоты, витамины и минеральные соли. витамины глюкоза аминокислоты Минеральные соли

Он расщепляется ферментами на глюкозу, аминокислоты, витамины и минеральные соли.

витамины

глюкоза

аминокислоты

Минеральные соли

Рефлексия

Рефлексия

Домашнее задание    Написать письмо желудку или двенадцатиперстной кишке.

Домашнее задание Написать письмо желудку или двенадцатиперстной кишке.