Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро от зла?»
Цели:
Учить различать понятия «добро», «зло»; учить излагать свои мысли по теме.
Развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
Учить логично и последовательно излагать свои мысли, уважительно относиться к мнению одноклассников.
Ход урока:
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Посмотрите на своего товарища, улыбнитесь и постарайтесь передать тепло своей души. Улыбка, доброта– это так необходимо в нашей жизни.
Введение в тему (создание проблемной ситуации).
-А сейчас поверните голову и посмотрите в окно.
-Ребята, какая сегодня погода?
-Что вы чувствуете, глядя в окно? (радостно, тоскливо…)
-Почему? (так как пасмурно…, солнечно)
- Скажите, около нашей школы, какие деревья растут? (березы)
-Что вы знаете о березе? Символом русской природы издавна считается березка. Садитесь.
1)Сравнительный анализ двух деревьев.
- Ребята, давайте посмотрим на эти две березки и попробуем ответить на вопрос:
О чем они хотят нам рассказать?
-Сравните берёзки.
(Первая березка нам может рассказать о красоте, здоровье, удачи, счастье, успехе, а вторая – о горе, несчастье, печали, болезни)
-Правильно, ребята. ( Глядя на первое дерево, мы представляем здорового , счастливого человека, удачу, радость; второго дерева – больного человека, печаль, боль)

2)Творческая работа.
- Я приготовила ряд слов, давайте эти слова разместим на два дерева.
Возможные слова: тепло, зло, добро, война, веселье, мама, слёзы, семья, удача, горе, курение, алкоголь, терроризм, дружба. (Слова прикрепляются на деревья)
- Я согласна, что эти слова вы прикрепили на первую березу, а вторая береза, наверное, от таких «нехороших» слов и и почернела.
- Ребята, давайте посмотрим на два этих дерева и выделим два главных противоположных слова. (противоположные по значачению)
(добро и зло)
III. Постановка темы урока, целей
-Два этих главных слова «добро и зло» будут в теме нашего урока. (слайд)
-Какова же цель нашего урока?
(Сегодня каждый из нас будет учиться различать добро и зло)
-Скажите, что такое добро? - Посмотрите на лист с заданием.
У каждого:
добро
положительное
хорошее
милое
полезное
- Напишите антонимы к каждому слову из первого столбика.
- Что такое антонимы? (Антонимы - слова противоположные по значению)
Проверим вашу работу
Зло
отрицательное
плохое
противное
вредное
- Дайте определение значения слова «зло».
Зло - это все отрицательное, плохое, противное, вредное.
- Как проверить, вы дали правильное определение слову?
-Посмотрим значение в толковом словаре
Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру, оно уродует человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки. (С.И.Ожегов, стр.230)
IY. Работа с пословицами.
- С древних времён наш народ ценил добро и в народе всегда относились к добру по-особому. Все свои мудрые мысли народ вложил в пословицы. Ну а вот какой смысл в пословицах, мы узнаем вместе. Сначала поработаем в парах.
 Как аукнется, | а при матери – добро. |
при солнышке – тепло, | нет доброго имени. |
Без добрых дел | так и откликнется. |
- Какие пословицы у вас получились? Назовите их и объясните смысл этих пословиц.
«Как аукнется, так и откликнется»
(Как вы будете относиться к человеку, так и человек отнесется к вам.)
- При солнышке – тепло, а при матери – добро.
- Как вы понимаете эту пословицу?
(Солнышко светит и нам тепло, и когда мама нас приласкает нам тоже хорошо)
- Без добрых дел нет доброго имени
(Если человек сделает доброе дело, то о нем будут помнить, вспоминать добрым словом.)
- Конечно, ребята, никто из людей не хочет, чтобы о нём думали плохо, относились неуважительно.
-Как же сделать, чтобы о тебе думали и говорили с теплотой, вспоминали хорошими словами?
(Нужно делать добрые дела, поступать, как велит совесть.)
Какие добрые дела вы можете делать? (помогать товарищу, родителям, старикам, детям приюта.)
-Вы все счастливые дети, у вас есть семья, дом, где вас ждут и любят. Но в нашей непростой жизни есть дети, которые лишены этого маленького счастья, теплого семейного уюта. Есть и те, которые живут в детских домах, вдали от близких. Без дорогих им людей. Конечно, там их кормят, и смотрят за ними, но им не так уж хорошо как вам.
-Как вы можете им помочь? (можно помогать с одеждой и едой.)
- Каждый год наша школа бывает в гостях у них. Учащиеся выступают с концертом, отвозят гостинцев, материальную помощь.)
-А хотите вы помочь детям приюта?
-Давайте мы построим им новый дом. Хотелось бы, чтобы этот дом был уютным, светлым. В своих мечтах, мы часто представляем, в каком доме хотели бы жить. Я предлагаю вам поучаствовать в строительстве этого домика. Постройте его так, как будто строите для себя.
(Учащимся предложен набор :блок фундамента, 3 кирпича, крыша, окошко. Вырезанные из цветного картона)
-Дети, постройте из кирпичиков дом, при этом на каждый кирпич, закладывайте те качества, которые хотели бы видеть в своем доме это: теплота, милосердие (готовность помочь кому-нибудь), покой, доброжелательность, понимание, любовь, красота, уют, здоровье. Пусть каждый выбирает то, что считает наиболее важным качеством, необходимым для крепкого дома.
-Строительство любого дома начинается с фундамента, его основания. Чем крепче фундамент, тем крепче наш дом.. (дети проговаривают какие качества, они ставят на фундамент, что лежит в основе хорошего дома.)Постепенно складывая по кирпичику, воздвигаем стены, затем ставим крышу. Для окошка у вас предложено 4 цвета :зеленый,
желтый, синий, красный. Каждый выбирает для себя свой цвет. Закрепив окно дома, каждый из вас определил, что пройдет в наш дом через открытые ставни:
- зеленый цвет - принесет в дом настойчивость (этот человек упорный, твердый в достижении чего-нибудь)
- красный цвет - принесет в дом лидерство, идущие первыми, впереди
-синий цвет – принесет в дом спокойствие
-желтый цвет - принесет в дом тепло, дружбу.
-У вас получился очень красивый дом, я вижу он очень светлый и теплый. Помимо этого я хотела бы, чтобы лучи солнца, проникающие в ваш дом принесли вам (на лучах солнца) любовь, красоту, здоровье, доброту, милосердие.
.
Y. «Игра узнай литературного героя»
- Из поколения в поколение человек пополнял свой жизненный опыт. Переносил все самое лучшее на бумагу, так до наших дней дошли замечательные произведения — это сказки. А одной из главных тем сказок была тема добра и зла. И в сказках всегда добро побеждает зло.
- А теперь по описанию определите сказочного героя.
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса - Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика - семицветика Катаева)
-Сначала мы видим, что Женя совершает глупые поступки.
-А какая она?
(обидчивая, злая, вспыльчивая)
-А когда Женя совершает разумные поступки?
-Какая она?
(добрая, любящая)
Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть, вместе с тем она добрая, любящая, она пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток. Она поняла, что надо делать добрые дела для других людей
- А теперь давайте подумаем, какими качествами обладали герои
Доброта
Самопожертвование
Милосердие
Слова постепенно появляются на слайде
В сказках мы знаем, что герои четко делятся на добрых и злых героев, а вот в жизни намного сложнее.
YI. Работа с весами.
-Перед вами интересный предмет. Кто знает, что это? (Это чашечные весы.)
-Для чего они нужны? (для того, чтобы взвесить предметы)
-Чего же на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные весы? На одну чашу весов мы будем класть «зло» (грубость, жадность, ложь и другие).Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по камешке положим их на чашу весов с «добром»
Улыбнулись ли вы утром маме?
Сказали ей «спасибо» за завтрак?
Помыли за собой посуду?
Поцеловали маму, уходя сегодня в школу?
Хлопнули дверью в доме?
Поссорились ли вы с другом?
Помогли ли вы младшим?
Улыбнулись ли тем, с кем общаетесь?
Придя в школу, вы поздоровались?
Сказали обидное слово своему однокласснику?
Забыли поздороваться с учителем?
- Что победил -зло или добро?
-Вот видите, ребята, как можно победить зло, так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
-В заключении я хотела бы вам прочитать одну притчу: (притча -маленький рассказ с нравоучением)
Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: « спрошу –ка я : о, мудрейший, какая у меня бабочка- живая или мёртвая? Если он скажет, что мёртвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее.» Так злой человек и сделал: поймал бабочку, посадил её между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: какая у меня бабочка - живая или мёртвая? Но мудрец ответил: «Всё в твоих руках».
-Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками принесет чудо.
Вы ещё дети. Но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми.
YII. Итог урока.
YIII. Рефлексия.
-Ребята, вам понравился урок. Что вы узнали, что было интересно..
- сегодня я узнал…было интересно…я учился…урок дал мне для жизни…
IX. Домашнее задание.
1)Узнайте о людях своей улицы, которые совершают добрые дела для села, для района. Таких людей немало ( всем)
2) Нарисуйте рисунок о том, как вы понимаете добро и зло (по группам)
Ну, а теперь я предлагаю вам спеть песню Надежды Кадышевой «Добрые дела»