СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и презентация к уроку русского языка "Грамматические признаки глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация к уроку русского языка "Грамматические признаки глагола"

Просмотр содержимого документа
«Urok_Obobschenie_o_glagole_1426182484_111914»


Ход урока



  1. Организационное начало

С добрым утром начинаем день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

Думать, слушать и решать!

  1. Словарная работа

  2. Актуализация знаний

К какой части речи относятся эти слова? А какие части речи вы ещё знаете?

- Составьте предложение из слов, записанных на доске.

( морю, кораблик, ветер, подгоняет, по, и, гуляет)

С помощью каких слов Александр Сергеевич показал, что происходит с ветром? (гуляет, подгоняет).

- Какой частью речи являются эти слова, что обозначают, на какие вопросы отвечают?

(Учащиеся вспоминают правило).

- Подчеркните глаголы.

Повторение изученного о глаголе.

сказка «Глагол и его друзья».

« Жил – был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую – нибудь пользу людям. Он пошёл по белу свету счастья искать. Идёт, видит – сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастья искать. Ему люди добрые сказали, что счастье и богатство лишь в труде.

Шли, шли они и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое. Позвали его с собой. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все трудились, скучать было некогда. Встретили их доброжелательно и предложили работать в Предложении. Друзья с радостью согласились. С тех пор Глагол работает сказуемым. Существительное с Прилагательным тоже получили работу, улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу. А что может быть прекраснее на земле?»

  1. Целеполагание

- Сформулируйте цели урока, используя начало фразы:

Повторить … (материал о глаголе)

Проверить … (свои знания по теме)


  1. «Блиц-опрос»

- Что такое глагол?

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Как изменяются глаголы?

- Согласны ли вы с утверждением, что глаголы прошедшего времени обозначают действие, которое ещё будет происходить?

- Согласны ли вы с утверждением, что глаголы в будущем времени отвечают на вопросы «что буду делать? что сделаю?»


Обобщение знаний о глаголе

  1. Время глаголов


Комментированное письмо


- Глаголы разберите по составу, устно определите время и род.

Купил пальто, цветут на берёзе, полетишь на самолёте, посадили яблони.


Работа с предложением

- Прочитайте предложение:

Весенее сонце осветила спартивную площядку.

- Что заметили?

(Ошибки).

- С красной строки запишите без ошибок это предложение.

- Подчеркните главные члены предложения, подпишите части речи.

- Что вы ещё можете сказать о глаголе «осветило»?

(Прош. время, ед. число, ср. род).



По рядам у доски дети определяют время глагола:

лежат - упала - поёт -

принесёт - слышим - играла –

молчали - расцветёт - тает -

клюют - белела - станцуют –

дышит - пригласил - ворчит –

зазвенит - закроет - погаснет –


Рефлексия: кто не ошибся в определении времени глагола, отметьте на полях.


  1. Неопределённая форма глагола

  • Работа в парах: слоги рассыпались, собрать слова.

  • Какие слова получили?

(Рисовать, беречь, найти).

  • Определите время этих глаголов.

(Определить нельзя, т.к. эти глаголы стоят в неопределённой форме).

  • Что вы ещё можете сказать про глаголы неопределённой формы?

(Оканчиваются на –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ).

  • Глагол «найти» очень хочет попасть в настоящее время, но это у него никак не получается. Почему?

(Отвечает на вопрос «что сделать»?)

  • Образуйте от глаголов временные формы.

(Рисовать – рисовал, рисует, будет рисовать;

Беречь – берёг, бережёт, будет беречь;

Найти – нашёл, - , найдёт).



  1. Правописание частицы НЕ с глаголами



- Послушайте стихотворение А.Шибаева «Весёлые рифмы» и запомните как можно больше глаголов с частицей НЕ:

– Слезь со стула!

– Не хочу!


– Упадешь!

– Не упаду!

– Отойди!

– Не отойду!

– Приедешь?

– Не приеду!

– Придешь?

– Нет, не приду!

– Услышишь?

– Не услышу!

– Найдешь?

– Нет, не найду!

– Слезаешь?

– Не слезаю!

– Решаешь?

– Не решу!

– Мечтаешь?

– Не мечтаю!

– Молчишь?

– Нет, не молчу!

– Конфетку, может, хочешь?

– Нет! Да, хочу, хочу, хочу!

- Какие глаголы с частицей НЕ вы можете назвать?

- Какую роль выполняет частица НЕ? (Придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению).

- Как пишется частица НЕ с глаголами?


- Запишите предложение:

(Не)волнуйтесь за меня, мне немного (не)здоровится, но температура (не)поднимается.

Как написали глаголы? (исключение – нездоровится)


Рефлексия: кто не ошибся в написании глаголов, отметьте на полях.

4). Замените фразеологические обороты глаголами неопределенной формы. 

Зарубить на носу – запомнить.

Держать язык за зубами – молчать.

Вешать нос – унывать.



Мозолить глаза – надоедать.

Ломать голову – думать.


  1. Релаксация (музыкальный клип «Мир водопадов»).


  1. Образование глаголов от других частей речи

Свеча, красный, мечтатель, вход, записка,морозный.

  1. Тест

  1. Глаголы отвечают на вопросы:

а) какой? какая? какое? какие?; б) что делать? что сделать?; в) кто? что?

2. Глаголы обозначают:

а) действие предмета; б) предмет; в) признак предмета.

3. Укажите глагол неопределённой формы:

а) белит; б) беречь; в) болел.

4. Какой глагол стоит в форме прошедшего времени:

а) плывёт; б) принесёт; в) покупала.

5. Найдите глагол среднего рода:

а) сияло; б) сияла; в) сияли.

6. В каком слове допущена ошибка?

а) не хотеть; б) не бояться; в) негодовать.


Самопроверка по образцу

Рефлексия: кто не ошибся, отметьте на полях.


  1. Подведение итогов

- Какие грамматические признаки глаголов мы повторили?

- Посмотрите на поля своей тетради, поднимите руки, у кого всё получилось.


- Вот что пишет о глаголе А.Югов:

«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи».

- Почему автор произносит «хвалу» глаголу? Глагол выполняет важную роль, это самая часто употребляемая после существительного часть речи.


  1. Рефлексия

- Проанализируйте свою работу. Ответьте на вопросы:

  • Что узнал нового?

  • Что было особенно интересным?

  • Какую оценку мог бы себе поставить?

  • Что мог бы себе посоветовать?

  • Над чем стоит поработать?

8


Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

морю, кораблик, ветер, подгоняет, по, и, гуляет

морю, кораблик,

ветер,

подгоняет,

по, и, гуляет

Купил пальто, цветут на берёзе, полетишь на самолёте, посадили яблони.

Купил пальто,

цветут на берёзе, полетишь на самолёте, посадили яблони.

Весенее сонце осветила спартивную площядку.

Весенее сонце осветила спартивную площядку.

Весе нн ее со л нце осветил о сп о ртивную площ а дку.

Весе нн ее со л нце осветил о сп о ртивную площ а дку.

лежат -   упала  -   поёт - принесёт -  слышим -   играла – молчали -  расцветёт -   тает - клюют -   белела -   станцуют – дышит -   пригласил -  ворчит – зазвенит -  закроет -   погаснет –

лежат - упала - поёт -

принесёт - слышим - играла –

молчали - расцветёт - тает -

клюют - белела - станцуют –

дышит - пригласил - ворчит –

зазвенит - закроет - погаснет –

ЕЧЬ ОВАТЬ НАЙ ТИ РИС БЕР

ЕЧЬ

ОВАТЬ

НАЙ

ТИ

РИС

БЕР

(Не)волнуйтесь за меня, мне немного (не)здоровится, но температура (не)поднимается.

(Не)волнуйтесь за меня, мне немного (не)здоровится, но температура (не)поднимается.

Глаголы отвечают на вопросы:
  • Глаголы отвечают на вопросы:

а) какой? какая? какое? какие?; б) что делать? что сделать?; в) кто? что?

2. Глаголы обозначают:

а) действие предмета; б) предмет; в) признак предмета.

3. Укажите глагол неопределённой формы:

а) белит; б) беречь; в) болел.

4. Какой глагол стоит в форме прошедшего времени:

а) плывёт; б) принесёт; в) покупала.

5. Найдите глагол среднего рода:

а) сияло; б) сияла; в) сияли.

.