Ход урока
Организационное начало
С добрым утром начинаем день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
Думать, слушать и решать!
Словарная работа
Актуализация знаний
К какой части речи относятся эти слова? А какие части речи вы ещё знаете?
- Составьте предложение из слов, записанных на доске.
( морю, кораблик, ветер, подгоняет, по, и, гуляет)
С помощью каких слов Александр Сергеевич показал, что происходит с ветром? (гуляет, подгоняет).
- Какой частью речи являются эти слова, что обозначают, на какие вопросы отвечают?
(Учащиеся вспоминают правило).
- Подчеркните глаголы.
Повторение изученного о глаголе.
сказка «Глагол и его друзья».
« Жил – был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую – нибудь пользу людям. Он пошёл по белу свету счастья искать. Идёт, видит – сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастья искать. Ему люди добрые сказали, что счастье и богатство лишь в труде.
Шли, шли они и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое. Позвали его с собой. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все трудились, скучать было некогда. Встретили их доброжелательно и предложили работать в Предложении. Друзья с радостью согласились. С тех пор Глагол работает сказуемым. Существительное с Прилагательным тоже получили работу, улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу. А что может быть прекраснее на земле?»
Целеполагание
- Сформулируйте цели урока, используя начало фразы:
Повторить … (материал о глаголе)
Проверить … (свои знания по теме)
«Блиц-опрос»
- Что такое глагол?
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяются глаголы?
- Согласны ли вы с утверждением, что глаголы прошедшего времени обозначают действие, которое ещё будет происходить?
- Согласны ли вы с утверждением, что глаголы в будущем времени отвечают на вопросы «что буду делать? что сделаю?»
Обобщение знаний о глаголе
Время глаголов
Комментированное письмо
- Глаголы разберите по составу, устно определите время и род.
Купил пальто, цветут на берёзе, полетишь на самолёте, посадили яблони.
Работа с предложением
- Прочитайте предложение:
Весенее сонце осветила спартивную площядку.
- Что заметили?
(Ошибки).
- С красной строки запишите без ошибок это предложение.
- Подчеркните главные члены предложения, подпишите части речи.
- Что вы ещё можете сказать о глаголе «осветило»?
(Прош. время, ед. число, ср. род).
По рядам у доски дети определяют время глагола:
лежат - упала - поёт -
принесёт - слышим - играла –
молчали - расцветёт - тает -
клюют - белела - станцуют –
дышит - пригласил - ворчит –
зазвенит - закроет - погаснет –
Рефлексия: кто не ошибся в определении времени глагола, отметьте на полях.
Неопределённая форма глагола
(Рисовать, беречь, найти).
(Определить нельзя, т.к. эти глаголы стоят в неопределённой форме).
(Оканчиваются на –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ).
(Отвечает на вопрос «что сделать»?)
(Рисовать – рисовал, рисует, будет рисовать;
Беречь – берёг, бережёт, будет беречь;
Найти – нашёл, - , найдёт).
Правописание частицы НЕ с глаголами
- Послушайте стихотворение А.Шибаева «Весёлые рифмы» и запомните как можно больше глаголов с частицей НЕ:
– Слезь со стула!
– Не хочу!
– Упадешь!
– Не упаду!
– Отойди!
– Не отойду!
– Приедешь?
– Не приеду!
– Придешь?
– Нет, не приду!
– Услышишь?
– Не услышу!
– Найдешь?
– Нет, не найду!
– Слезаешь?
– Не слезаю!
– Решаешь?
– Не решу!
– Мечтаешь?
– Не мечтаю!
– Молчишь?
– Нет, не молчу!
– Конфетку, может, хочешь?
– Нет! Да, хочу, хочу, хочу!
- Какие глаголы с частицей НЕ вы можете назвать?
- Какую роль выполняет частица НЕ? (Придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению).
- Как пишется частица НЕ с глаголами?
- Запишите предложение:
(Не)волнуйтесь за меня, мне немного (не)здоровится, но температура (не)поднимается.
Как написали глаголы? (исключение – нездоровится)
Рефлексия: кто не ошибся в написании глаголов, отметьте на полях.
4). Замените фразеологические обороты глаголами неопределенной формы.
Зарубить на носу – запомнить.
Держать язык за зубами – молчать.
Вешать нос – унывать.
Мозолить глаза – надоедать.
Ломать голову – думать.
Релаксация (музыкальный клип «Мир водопадов»).
Образование глаголов от других частей речи
Свеча, красный, мечтатель, вход, записка,морозный.
Тест
Глаголы отвечают на вопросы:
а) какой? какая? какое? какие?; б) что делать? что сделать?; в) кто? что?
2. Глаголы обозначают:
а) действие предмета; б) предмет; в) признак предмета.
3. Укажите глагол неопределённой формы:
а) белит; б) беречь; в) болел.
4. Какой глагол стоит в форме прошедшего времени:
а) плывёт; б) принесёт; в) покупала.
5. Найдите глагол среднего рода:
а) сияло; б) сияла; в) сияли.
6. В каком слове допущена ошибка?
а) не хотеть; б) не бояться; в) негодовать.
Самопроверка по образцу
Рефлексия: кто не ошибся, отметьте на полях.
Подведение итогов
- Какие грамматические признаки глаголов мы повторили?
- Посмотрите на поля своей тетради, поднимите руки, у кого всё получилось.
- Вот что пишет о глаголе А.Югов:
«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи».
- Почему автор произносит «хвалу» глаголу? Глагол выполняет важную роль, это самая часто употребляемая после существительного часть речи.
Рефлексия
- Проанализируйте свою работу. Ответьте на вопросы:
Что узнал нового?
Что было особенно интересным?
Какую оценку мог бы себе поставить?
Что мог бы себе посоветовать?
Над чем стоит поработать?
8