ГУ «Ильичевская средняя школа»
Учитель начальных классов Любарская Татьяна Александровна
Познание мира в 4 классе
Тема: Семья – составная часть общества.
Цель: дать уч-ся представление о семье как составляющей общества в целом.
Задачи:
- способствовать раскрытию понимания того, что семья - это самое дорогое, что есть у каждого человека; сплоченность семьи - это фундамент благополучия;
- развивать речь уч-ся, умение аргументировать свой ответ, давать полный развернутый ответ на поставленный вопрос, умение слушать и слышать говорящего.
- содействовать воспитанию чуткого отношения ко всем членам семьи, патриотическому воспитанию учащихся, интереса к истории своей семьи.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Метод обучения: репродуктивный, практический, частично-поисковый, поисковый.
Оборудование: карточки с заданиями ,корзина с яблоками, презентации «Моя семья», стенд «Увлечение моей семьи»
Деление на группы
Позитивный настрой .
Положите правую руку на грудь. Послушайте, как бьётся ваше сердечко – тук-тук-тук. Представьте, что вместо сердца у вас лучик солнца и его лучи расходятся по всему телу- к рукам, ногам, голове. Его так много, что оно уже не помещается в вас. Давайте это тепло подарим друг другу.(пожать руку соседям-передать тепло)
-Каким хотите видеть урок?
Введение в тему урока
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? СЕМЬЯ.
-А теперь посмотрите на доску, где записана пословица. Сейчас её прочитать трудно, т.к.слова перепутаны.
-Восстановите порядок слов и объясните её смысл (в группе)
Если | то и | семья | душа | вместе, | на месте |
(Ребята переставляют карточки местами и читают пословицу:
"Если семья вместе, то и душа на месте".)
-Как вы думаете, какая тема нашего урока? (семья).
Семья – составная часть общества.
4.Постановка целей и задач урока
-А какие цели и задачи вы поставите перед собой, что должны усвоить на уроке(что такое семья. Что является основой дружной семьи)
Каждый человек должен построить дом, посадить дерево и создать семью, ну,а мы сегодня выполним задания, построим дом, посадим дерево
- Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает?
-Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей.)
Составление кластера «Семья – это…»
( на кирпичиках каждая группа записывает и выстраивает большой дом)
- Давайте составим ассоциации к слову семья. Время выполнения работы - 5 минут. Каждый из вас составляет свои собственные ассоциации, затем вы зачитываете их в группе, выбираете лучший.
Лучшие ассоциации от группы зачитывается вслух.
Мы живем под общей крышей – Республика Казахстан. Все мы такие разные, разных национальностей, семьи у нас разные. Но нас объединяет любовь к нашей Родине.
6. Реализация.
-Как вы думаете, на чём держится семья? ( Семейные ценности)
- Что обязан делать каждый член семьи, чтобы семья была дружной, сплоченной?
«Сажаем дерево»
Работа в группах.
1.Чтение и обсуждение притчи.
« В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…
Какое это слово? ( « ПОНИМАНИЕ».)
Каждая группа выдвигает свои предположения.
-Так, что же такое по вашему "понимание"? (ответы детей).
Оформить «Семейное дерево»: в группе выбирают изображение яблока, читают слово и определяют, должно ли это присутствовать в семье или нет, если нужно, то прикрепляют это яблоко на дерево. Затем представляют и защищают свое дерево.
(честность,взаимоуважение,ложь,книги,любовь,лень,цветы,зло,трудолюбие,ласка,фотографии,горе, болезни, радость, добро)
Физминутка
Стихи о семье
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!
Пусть дети и взрослые помнят всегда –
Семья – это главное! Через года
Сумейте вы счастье свое пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!
|
Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Семья - основа государства, Семья - основа жизни всей, От одиночества лекарство, И остров преданных людей. В семейном кругу В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ – родительский дом. Что может быть семьи дороже? Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! |
_Ребята, а какая у вас семья? Ребята нам сейчас расскажут.
Презентация «Моя семья», рассказ о семье «Увлечение моей семьи»
Составление законов дружной семьи.
-Я вам предлагаю подумать в группах, какие законы делают людей счастливыми. Конечно, при условии, что эти законы соблюдает каждый.
-Выведите 7 законов дружной семьи, а начинать фразу будете со слова "Я".
-Сложные законы вы вывели? Нет. Но выполняя их, в семье будет радость, счастье и понимание. А это настоящие семейные ценности
1 марта – День благодарности. Подумайте, за что вы можете поблагодарить свою семью, свою страну.
Рефлексия.
На доске записаны незаконченные предложения:
Я благодарен моей семье за то, что____________________
Я благодарен моей стране за то,что____________________________
Итог урока.
-Что же такое семья?
-Какую семью можно считать дружной?
-Что нужно делать, чтобы в семье было хорошо?
Домашнее задание.
Поговорить с родителями о ценностях своей семьи.
Подобрать пословицы о семье, можно разных народов.
Написать эссе «Традиции моей семьи»
В заключении нашего урока давайте вместе исполним песню
Исполнение песни «Родительский дом»