СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект игрового тренинга по формированию здорового образа жизни, профилактике психоэмоционального выгорания для педагогов «Здоровый педагог - здоровый воспитанник»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной разработки: настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.

Просмотр содержимого документа
«Конспект игрового тренинга по формированию здорового образа жизни, профилактике психоэмоционального выгорания для педагогов «Здоровый педагог - здоровый воспитанник»»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШАХТЕРСКИЙ ЯСЛИ – САД № 14»







Конспект игрового тренинга по формированию здорового образа жизни, профилактике психоэмоционального выгорания

для педагогов

«Здоровый педагог - здоровый воспитанник»





Подготовила:

педагог-психолог

Шишалова

Людмила

Ивановна









Цель: настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.

 Оборудование: вода, стакан, гуашь, кисточка, блеск, трубочки, стикеры, звонок, плавающая свеча, спички

Ход:

- Уважаемые педагоги, я прошу вашего внимания и поддержки.

- Для того, чтобы вам ясна была цель, окунемся в историю.

Вступление

Итак, Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.

Самомотивация

Я приглашаю сюда тех, кто испытывает что то подобное или хотел бы сберечь себя от этого состояния.

Заметьте 16 столетий вспоминали императора. Для того чтобы вас вспоминали еще дольше и только добрым словом – позаботьтесь о себе.

Разминка - Знакомство

Давайте познакомимся. Каждый человек – учитель. У каждого есть чему поучиться.

«Грецкий орех»

Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (по числу участников). Психолог высыпает орехи в центр круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участники внимательно рассматривают свой орешек, изучают его структуру, особенности строения, стараются запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех.

Как правило, «свой» орешек узнается с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, психолог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный).

На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять.

Орешки можно подарить участникам на память.

Игра «Я учусь у тебя»

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

Упражнение – энергизатор

По моей команде необходимо выстроиться по определенному признаку как можно быстрее.

- «Постройтесь по росту»,

- «По размеру обуви»,

- «По цвету глаз начиная от светлых» (от светлых до темных),

- по алфавиту отчества,

- по дате рождения.

Вопросы для обсуждения упражнения:

  • Что помогло быстрее построиться?

  • Состоялась бы игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?

Вывод: Мы все разные, но нам весело и интересно вместе.

Ведущий

Только что мы отпраздновали Новый год. Елка – была главным символом нового года, наряду со всем известным оливье и мандаринами. Только купить елку, это еще полдела, необходимо еще ее правильно установить, чтобы она как можно дольше радовала всю семью своей зеленью и приятным хвойным ароматом.

Вам предлагается инструкция по установке елки. Прочтите ее с разным выражением.

Свое настроение, внутреннее состояние вам предстоит выразить по-разному. (весело, грустно, подозрительно, вопросительно….)

  1. Весело

Для того чтобы поставить елку этим способом вам понадобится: сама ель, пила, молоток или дрель, гвозди или само резы, старательный помощник и аккуратность. В этот раз, опорой для установки елки станет само новогоднее дерево.

  1. Подозрительно

- Отпилите нижнюю часть ствола с ветвями и поверните ее ветками к низу.

- Просверлите на конце ствола и комля ели симметрические отверстия.

- В центре отверстия устанавливаем стержень, на который устанавливаем елку.

- Очищаем от хвойных игл ветви крестообразной опоры.

  1. Вопросительно

Вместо срезанной нижней части дерева с ветвями, можно использовать 2 отреза древесины, с ровными углами.

  1. Грустно

Для этого нужно в обоих отрезах прорезать по центру отверстия, которые скрепляются между собой замком и закрепляются гвоздями или шурупами

  1. Заботливо

- Елка устанавливается в центре табуретки, ствол дерева привязывается непосредственно к ножкам табурета. Это вариант подойдет только в том случае, если дерево станет устойчиво и не будет раскачиваться иначе вы рискуете получить в новогоднюю ночь большую кучу хвои, украшенную игрушками.

  1. По - деловому

- Для того чтобы дерево твердо стояло в посуде: можно прямо к стволу прибить крестовину или любое друге плоское устройство, можно установить вокруг ствола несколько пластиковых бутылок, которые зафиксирую ель. Бутылки нужно будет предварительно наполнить водой, тогда емкость, в которой они будут находиться, станет тяжелее и ель не упадет и не наклонится под своим весом.

  1. Побудительно

Конечно, есть возможность насыпать в ведро с елью песок, но за пару часов до праздника, вы вряд ли его найдете. Полезный совет, как продлить жизнь зеленой красавице. После того, как вы установили новогоднее дерево на нужное место, желательно позаботится о том, чтобы ель не осыпалась и радовала вас как можно дольше. Дереву нужно обеспечить питание (воду), сделать это можно только в том случае если елка помещена в емкость.

  1. Вопросительно

Ель очень нуждается в воде и может выпить за сутки до 2-х литров. Чтобы она дольше не осыпалась, срежьте с нижней части ствола кору и налейте в ведро или другую посуду заранее отстоянную воду.

  1. Раздражительно

Следите за тем, чтобы уровень жидкости не снижался на 10 см от нижней части ствола. Чтобы закрепить результат, можно развести в ведре воды 2 ст. ложки глицерина и поливать дерево этим составом.

10.Ласково, приветливо

Если правильно установить ель и не забывать за ней ухаживать, тогда ваше дерево простоит не только новогоднюю ночь, но и все рождественские праздники. Советов по установке елок много и каждый выбирает тот, который удобнее в данном случае. Пусть это прекрасное дерево принесет в ваш дом радость и праздничное настроение.

Вывод: Иногда легче выразить себя с помощью образов, чем рассказать словами и найти подходящие слова.

Почаще надо заглядывать в себя. В одних случаях это поможет вовремя себе помочь, в других – научит жить здесь и сейчас.

Опыт: «стакан с водой»

Хочу показать небольшой опыт.

Перед вами стакан с водой. Какая вода? (Прозрачная, чистая.) С каким вашим внутренним состоянием можно сравнить? Мысли? Чувства? Эмоции? Настроение? Вам нравится, когда внутри вас все спокойно. (Что нам может помочь в этом.)

Добавляем блеск. Теперь что происходит с нами? (Блеск радости и счастья, говорят «блеск в глазах») Нравится нам это состояние? (что нам может помочь в этом.)

Перед вами краски, кисточка, вода, трубочки и стакан. Покажите опытным путем состояние психоэмоционального напряжения. (Напомню - состояние психического, эмоционального и физического изнеможения сопровождается ощущением усталости, сопутствует бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.)

Упражнение «Музей обидных воспоминаний»

Каждый из нас обижался и не один раз. Но одни люди умеют быстро расстаться с обидами, потому что обида - это ни что иное, как «ржавчина, разъедающая душу». Другие относятся к своим обидам как к большой ценности. Они их прячут, берегут, накапливают. А в конфликте предъявляют, усиливая, как им кажется, свою позицию. Результат такого собирательства - болезни. Попробуйте сейчас написать все свои обиды на листок, внимательно на них посмотрите и скажите им:

«Обиды, вы простите меня, но я отправляю вас в музей обидных воспоминаний. Вы остаетесь в прошлом, а я живу в настоящем и будущем. Лишняя тяжесть мне ни к чему! Прощайте!»

И порвите этот лист, или сожгите.

В душе должны быть всегда уют и комфорт, спокойствие и мудрость. «Человек сам загораживает себе свет» сказал Эмерсон. Постарайтесь этого не делать.

Игра «Калоши счастья».

У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком.

Конечно, на пути к счастью будут встречаться препятствия, но вы же в счастливых галошах.

Итак, разбиваемся на две команды, встали в шеренгу - рассчитайсь на кошечки и пантерочки. Кошечки вправо, пантерочки – влево.

Будем соревноваться. Ваша задача, надев калоши преодолеть все препятствия (демонстрирую как пройти эстафету):

• (кочки) – преодолеваем кочки неприятных, преследующих мешающих, темных мыслей (идем в галошах по ним);

• (дорожка) – это река тревожности, волнений, страхов. (по ней нужно пройти необычным способом, ни разу его не повторить);

• (барьер) - ваша планка низкая самооценка (я не смогу, у меня не получится);

• Болото (обруч) невежества окружающих. Подумайте как его перейти чтоб не увязнуть в этом же болоте;

• впереди цель (пьедестал с медалью ) – победа (здесь у вас минутка радости победы: ваши жесты, мимика, пантомимика, возгласы - которые помогут, вам передать ощущение победы) порадуйтесь немного;

• Возвращаемся гордым победителем – передаем эстафету;

• Бежит следующий участник.

Рефлексия

1. Как вам удалось так быстро преодолеть эти препятствия?

2. Что вы ощущаете?

3. Помогали ли вам ваших коллег?

4. Прибавилось ли у вас позитивных эмоций от победы, преодоления таких сложных препятствий?

5. Какие выводы вы для себя сделали?

7. А в жизни, что вам помогает преодолевать препятствия на пути к цели?

8. В жизни что труднее всего бывает: преодолеть, с чем справиться?

Вывод: Вот так символическим языком мы попытались сегодня построить некую модель нашего психологического здоровья.

Нам всем вместе это удалось сделать в такой непринуждённой форме!

Игра-сплочение

Цель игры: сплочение коллектива.

Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Перед вами фигурки разной формы и разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь нарисуйте на ней ручкой что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор, цветок, солнышко и т.д. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив. (Обсуждение, приклеивание фигур на ватман).

А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место.

Вы чувствуете, что работа перестала приносить удовлетворение, начала раздражать, пациенты/ученики воспринимаются в штыки, вы не ощущаете полезности своего труда и вообще постоянно находитесь в подавленном состоянии - приступайте к выполнению предлагаемых упражнений.

Аффирмации

Выберите одно или два утверждения (аффирмации), с которыми вы полностью согласны. Прочувствуйте их и возьмите на вооружение. Произносите их (про себя или вслух), когда в этом возникнет необходимость.

• Моя работа - это мой выбор. Но я могу в любой момент ее поменять.

• Мне ненужно быть лучшим. Я просто делаю то, что могу.

• Работа - не о т слова «раб»: я могу позволить себе отдых в любое время.

Упражнение «Аплодисменты» (2мин)

Цель: поднять настроение и на позитиве завершить занятие в эмоциональном плане

Хотелось бы закончить нашу встречу на позитиве. Хотелось бы подарить ощущение победы и оваций каждому. Я подхожу к любому участнику нашей тренинговой группы и начинаю аплодировать. Затем этот участник выбирает из группы следующего, они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого т т.д.

Рефлексия: «Круг света»

Проходя через «круг света», мы осуществляем ритуал очищения, мобилизуем свою внутреннюю энергию, активизируем свои ресурсы и тем самым укрепляем свое здоровье.

Участники по кругу передают сосуд с зажженными плавающими свечами, мысленно делая пожелания миру, присутствующим, себе.

Давайте по кругу выскажем своё мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас (каждый участник по очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения).

Какие чувства испытывали?

Что нового узнали, чему научились? Над чем вы задумались?

«Неожиданным для меня сегодня было…».

Как это пригодиться в будущем?

Ведущий подводит итог: умение снимать свое психологическое и эмоциональное напряжение, позитивное мышление, осознание и развитие своего ресурсного состояния, а также положительные эмоции которые мы сегодня получили от встречи могут помогли нам ощутить себя лучше, подняли наше настроение и самоощущение. А если в собственном доме царит мир и любовь, позитив, то мы можем творить, дарить, нести любовь в маленькие домики детских сердец.

Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.

Список литературы:

1. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Настольная книга практического психолога. Книга 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб.пособие / Е.И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.

3. Цветовой тест Люшера / Пер. с англ. А. Никоновой. – СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2003.