Конспект индивидуального логопедического занятия
по автоматизации звука [ль] в слогах, словах, предложениях.
«Веселый лягушонок»
Цель: автоматизация звука [ль] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
- Автоматизировать звук [ль] в открытых слогах, в начале слова, предложениях.
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание.
- Закрепить умения употреблять имена существительные во множественном числе, согласовывать существительные с числительными.
- Развивать навыки образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Развивать внимание, самоконтроль.
Оборудование:
Компьютерная презентация Microsoft Power Point, зеркало, колокольчик.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Внимательно послушай и отгадай загадку:
Не зверь, не птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду плюх! (Лягушка)
- Сегодня ты услышишь историю о веселом лягушонке.
Слайд 3.
- Жил-был веселый лягушонок. Каждое утро он делал зарядку.
2. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.
«Улыбка» - «Трубочка»
«Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу, удерживать под счет 1-5, 1-10.
«Наказать непослушный язык» - положение языка как при упражнении «Лопатка», - язычок лежит на нижней губе, пошлепывая его губами произносить «ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ». Язык не должен напрягаться в это время или «убегать» в рот.
«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, язык двигается по верхней губе снизу вверх, но не из стороны в сторону (как будто слизывает варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
«Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы и произносить: бл-бл.
«Качели» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий язык за верхние зубы и так же удерживать под счет от 1 до5. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
« Лошадка» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает).
- Вдруг подул ветерок. Улыбнись, приоткрой рот, прикуси кончик языка передними зубами и подуй (наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой, следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта).
- После зарядки лягушонок прыгал на болоте с листочка на листочек и произносил: ль-ль-ль.
Ребенок щелкает мышкой на лягушонка и произносит: ль-ль-ль.
3. Характеристика звука [ль] по артикуляторно - аккустическим признакам.
- Чтобы правильно произносить звук [ль], что должны делать губы, зубы, язык?
Губы - в легкой улыбке.
Зубы - сближены.
Кончик языка - упирается в альвеолы.
Средняя часть языка поднимается.
Боковые края опущены.
Задняя часть языка поднята.
Воздушная струя проходит по бокам языка.
Голосовые связки – работают.
4. Автоматизация звука [ЛЬ] в слогах, словах.
Слайд 4.
- Лягушонок услышал звон колокольчиков. Щелкни мышкой на колокольчик и произноси:
ля ля-ли ля-ли-ле
ли ле-лё лю-ля-ли
ле лю-ля лё-ле лю
лё лё-ли ли-лю-лё
лю ли-ле лё-ли-ля
Слайд 5. Игра «Жадина»
- Лягушонок любит называть картинки. Щелкни мышкой по картинкам и произноси: моя лейка, мой лес, мое лето, мой лев, мои ленты.
Слайд 6. Игра «Один – много»
- Лягушонок любит играть в игру «Один – много». Щелкни мышкой по слайду и произноси: люк - люки, линейка – линейки, лютик – лютики, лист – листья.
Слайд 7. Игра «Скажи ласково»
- Лягушонок любит называть все ласково. Щелкни мышкой по картинкам и произноси:
лёд – ледок
лён – ленок
липа – липка
лиса – лисонька, лисичка
лимон - лимончик
Слайд 8. Игра «Кого нет?»
- Помоги лягушонку назвать, кого нет? Щелкни мышкой по картинкам и произноси: нет лисы, нет людей, нет Лиды, нет Лёни.
Слайд 9. Игра «Посчитай»
- Помоги Лягушонку посчитать лимоны. Щелкни мышкой по слайду и считай:
один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов.
Слайд 10. Игра «Посчитай»
- Помоги Лягушонку посчитать лебедей. Щелкни мышкой по слайду и считай:
один лебедь, два лебедя, три лебедя, четыре лебедя, пять лебедей.
5. Пальчиковая гимнастика «Лягушки»
Две зеленые лягушки
Скачут к пруду по опушке.
(Сжать руки в кулачки и положить их на стол пальцами вниз. Резко выпрямить пальцы, – рука как бы подпрыгивает над столом, и кладут ладони на стол. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол. Повторить несколько раз).
6. Автоматизация звука [ЛЬ] в предложениях.
Слайд 11. Упражнение «Закончи предложение»
- Помоги лягушонку закончить предложения. Щелкни мышкой по картинкам и повтори предложения.
Грибы растут в ....(лесу).
В лесу живёт хитрая рыжая .... (лиса).
В чай кладут кислый .... (лимон).
Осенью с деревьев падают .... (листья).
Самолётом управляет.... (летчик).
Слайд 12. «Составь предложение»
- Лягушонок любит составлять предложения по картинкам. Попробуй и ты. Щелкни по слайду и составь предложения по опорным картинкам.
Например: Лена взяла ленту. Летом идет ливень. Лебеди летят в небе.
7. Итог.
Слайд 13.
- Молодец. Ты замечательно помог лягушонку и хорошо работал.