ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ОБЩЕРЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Цели урока:
Образовательные
дифференциация твердых и мягких согласных на слух и при произношении, обозначение твердости/мягкости согласных посредством гласных букв;
формирование «семантического поля» слова «лиса», подбор родственных слов в лексико-грамматической теме «Дикие животные»;
закрепление понятия «родственные слова».
Коррекционные:
развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики, работа над дыханием;
развитие фонематического слуха и восприятия;
развитие навыков звукослогового анализа и синтеза;
дифференциация звуков «с», «сь» в слогах и словах;
уточнение, расширение и активизация словаря через формирование «семантического поля» слова «лиса» посредством подбора родственных слов и работой над полисемией слов («лисий взгляд»);
развитие психологической базы речи:
активизация мыслительной деятельности (загадки, логические задачи и игры),
развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, зрительно-пространственной ориентировки,
развитие слухового восприятия, слухового внимания и слуховой памяти.
Воспитательные:
развитие наблюдательности к природным изменениям;
воспитание самоконтроля за устной и письменной речью;
формирование учебно-познавательной мотивации.
Ход урока:
1.Организационный момент:
— Какое сейчас время года? (зима)
— На улице холодно и чтобы нам не замерзнуть, давайте сделаем зарядку:
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Правую руку вверх — ах!
Левую руку вверх — ух!
Ах — ух! Ах — ух!
— Стало рукам тепло, но пальчики мерзнут, согреем пальчики, наденем «перчатки».
На правую руку (левую руку):
Стало тепло мизинчику,
стало тепло безымянному пальчику,
стало тепло среднему пальчику,
стало тепло большому пальчику.
— А теперь разотрем замерзшее лицо.
Растираем лоб,
растираем щеки,
растираем подбородок,
растираем шею.
— Погреем наши губки и язык (артикуляционная гимнастика):
«Трубочка» — удерживать на счет до пяти.
«Улыбка» — Удерживать на счет до пяти.
Чередование «трубочки» и «улыбки».
«Пароходик» — удерживание на счет до пяти.
— На какой звук язык поднимается «пароходиком»?
2.Сообщение темы занятия.
— Сегодня на уроке мы будем учиться различать звуки «С-СЬ».
3.Изолированное произнесение звуков.
— Д/И «Произнеси нужный звук».
4.Сравнительный анализ артикуляции звуков по плану (пособие «Звуковой домик»).
— Что общего в артикуляции звуков «С-СЬ»?
— Чем отличается их артикуляция?
5.Характиристика звуков.
— Дай характеристику звуку «С» и «СЬ».
— Чем похожи эти звуки?
— Чем они отличаются?
6.Связь звуков и буквы.
— Какими буквами на письме обозначают эти звуки?
(выкладывание из шнурка буквы С)
7.Развитие фонематического слуха.
Дифференциация звуков в слогах (работа по слоговой таблице)
са | ся | са | ся |
со | сё | со | сё |
су | сю | су | сю |
сы | си | сы | си |
сэ | се | сэ | се |
— Прочитай первый столбик (какой звук «С-СЬ» слышится в этих слогах)
— Какие гласные буквы указывают на твёрдость согласного, стоящего перед ними?
— Прочитай слоги из второго столбика.
— Д/И «Будь внимателен» — движение по слоговой таблице:
1 кл. вправо
1 кл. вниз
2 кл. влево
Дифференциация звуков в слогах
— Послушай и отгадай загадку:
«Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый-краса,
А зовут её-…….(лиса)
— Д/И «У лисы…»
— Повтори начало предложения и закончи его.
У лисы одна голова, одно ….(туловище), один ….(хвост, нос, рот), четыре ….(лапы).
— Д/И «Четвёртый лишний»
Семантическое поле слова «лиса».
Уточнение значения слова — лиса.
Лиса — это дикое животное с длинным пушистым хвостом.
Звуковой анализ слова «лиса».
— На каком месте звук «С»?
Подбор родственных слов.
— Вспомни, какие слова называются родственными?
— Что означает выражение «лисий взгляд»? ……(хитрый)
8.Итог занятия с оценкой работы ребёнка.
3