Знакомство с темой + практическая работа детей (25-35 мин) Подведение итогов (10-15 мин) | Словесный (загадки, пословицы, приговорки) Словесный (чтение рассказа вслух, обсуждение) Словесный (чтение стихотворений, обсуждение) Наглядный (прослушивание музыкального произведения) | А будем сегодня мы разговаривать о каком-то времени года. Отгадайте загадку. Шагает красавица, Легко земли касается. Идет на поле, на реку, И по снежку, и по цветку. Правильно. Издревле Весна считалась самым долгожданным и красивым временем года. Ее прихода ждали всю зиму, а на кануне устраивали разные праздники, напимер, “масленица”. Народ придумывал пословицы, поговорки. А какие вы знаете поговорки, пословицы или приметы о весне? Каждому весеннему месяцу уделялось особое внимание, а вот как они называются мы сейчас вспомним и отгадаем загадки. Но ведь у наших команд до сих пор нет названия! Поэтому правило будет такое: из какой команды человек отгадывает загадку, так и будет называться команда. Загадки: Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, что за месяц это?… Яростно река ревет и разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, а в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? (Раздаю карточки с названиями команд). Ребята, в каждой группе есть рассказ “Ласточка”. Прочитайте этот рассказ и ответьте на вопрос: Какие основные признаки весны в целом и каждого месяца по отдельности? Ребята, весна затрагивала души талантливых людей. Некоторые из них не медлили отражать свои чувства на бумаге. Вы догадались, о ком я говорю? Правильно о писателях и поэтах. Произведение писателя вы уже прочитали. Вспомните какого. А какие же поэты писали о весне? Ребята, а теперь задача непростая. Каждой команде необходимо вспомнить стихи о весне, которые вы знаете наизусть и их рассказать. Обсуждаем, какое понравилось больше всего, почему? Какие настроения ребята увидели в каждом стихотворении. Можно ли было с точностью сказать, что стихи о весне? Почему? А еще, ребята, свои чувства человек может передать через музыкальные звуки. Мы с вами послушаем сейчас два произведения, а вы попробуете представить и почувствовать то, что хотел донести до нас композитор. Перед вами лежат по два листа бумаги и краски. Попробуйте, прослушивая музыку, на них ее изобразить разными цветами. Первое произведение: Вивальди “Времена года”. Второе произведение: Чайковский “Подснежник”. Сравните цвета на двух половинах. Совпали ли цвета? Почему? Какая музыка понравилась больше? Почему? Как вы услышали весну в одном произведении и как в другом? Отличается ли весна Вивальди от весны Чайковского? Чем? Многие другие композиторы писали музыку о весне. Как вы думаете почему? А теперь авайте еще раз вспомним о каком времени года мы сегодня так много говорили? О каких месяцах? А как же поэты и композиторы пробовали нам рассказать о весне? Помогли ли вам они почувствовать весну? Испытать эмоции, которые вызывает у нас это время года? А одинаково ли они выражали свои чувства? У всех весна одинакова? То есть можно сказать, что одни и те же весенние признаки вызывают у разных людей вызывают разные чувства. Я думаю, вы тоже не остались равнодушными к приходу весны. А давайте проверим, каждый из вас тоже по-разному прочувствовал все то, что узнал сегодня? Пусть каждый из вас попробует себя в роли поэта. Я дам вам заготовку стихотворения, а вы допридумываете его до конечного варианта и зачитаете его классу. Шаблон: К нам весна-красна пришла, ……………………принесла. Снег в лесу и в поле тает, ………………….прилетают. На деревьях после сна ……………….листва, В небе светит солнце ярко, …………………..жарко! Если дети успевают написать, то зачитываем несколько стихотворений, если не успевают, то как задание домой, а потом сравнить в классе с ребятами. | -Весна -Дети отвечают Март Май Апрель Дети читают рассказ, работа в группе. Отвечают на вопрос. Ребята называют поэтов Работа в группе, читают друг другу стихотворения, выявляют лучших. (если не могут вспомнить, то пользуются хрестоматией) -Называют чувства Слушают музыку Рисуют Через слово, звуки, краски По-разному Пример: К нам весна-красна пришла Теплый ветер принесла. Снег в лесу и в поле тает, Птицы с юга прилетают. На деревьях после сна Распускается листва, В небе светит солнце ярко, Так что стало очень жарко! |