Весна в искусстве
Автор: Безгузикова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №44»
Тема: Весна в искусстве.
Количество часов, отведённых на реализацию урока и класс: 45+45 мин., 6 класс.
Цель: раскрытие многогранности художественно-образного воплощения темы весны различными видами искусства: поэзией и живописью.
Задачи:
- дать общее представление о поэзии Ф.И. Тютчева;
- показать внутреннюю связь поэзии с живописью;
-формировать художественные знания, умения и навыки в освоении техники «панно» и законов композиции;
-создать у детей образ весны как чудесного природного явления средствами изобразительного искусства и художественного слова;
-формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач;
-развивать эстетическое восприятие природы с помощью художественных и поэтических произведений;
- развивать слуховое и эмоционально – образное мышление в процессе восприятия произведений искусства;
- укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, музыка).
Оборудование:
Зрительный ряд: портреты: Ф.И. Тютчев, И. Левитан, А. Саврасов; репродукции И. Левитана, А. Саврасова; таблица, цветовой круг, силуэты деревьев.
Литературный ряд: стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», «Весенняя гроза».
Музыкальный ряд: магнитофон, П.И. Чайковский «Времена года» (март, апрель, май), С. Рахманинов романс «Весенние воды».
Материалы и инструменты: бумага, гуашь, ножницы, клей, кисть.
Задание: выполнение отдельного элемента коллективного панно «ВЕСНА».
Тип урока: интеграция изобразительного искусства и литературы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Активизация и постановка познавательной задачи; определение целей задач урока.
Учитель лит: Сегодняшний урок будет необычным. У нас одновременно будет и урок литературы, и урок изобразительного искусства. Как вы думаете, почему мы объединили их вместе? (это виды искусства)
Учитель изо. Обратите внимание на эпиграф урока.
Задача искусства – волновать сердца. Гельвеций (франц. философ).
-Как вы его понимаете? Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и красками, а литература – словом.
Учитель лит. Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает природу, ее “язык”. Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие - художники, поэты, композиторы. Именно в изображении природы сходятся такие виды искусства как живопись и литература. Глядя на картины прекрасных пейзажистов, можно с легкостью вспомнить подходящие по теме и настроению стихотворения русских поэтов. Эти виды искусства имеют между собой очень тесную взаимосвязь. Вы, конечно, любите путешествовать, открывать для себя все новые и новые горизонты. Предлагаю вам совершить необычное путешествие в удивительный мир природы весной, в котором нашими опытными проводниками и экскурсоводами станут не только замечательные художники и поэты, но и ваши одноклассники. Всякое время года интересно. Великолепно весеннее пробуждение природы, любимо всеми солнечное лето, очаровательна пестрая осень, прекрасен сон природы зимой... Мы же сегодня особое внимание уделим весне.
Учитель изо. Тема нашего сегодняшнего урока – весна в искусстве. Мы познакомимся с «весенней» лирикой Ф. И. Тютчева и пейзажами И.И Левитана и А.К. Саврасова, «почувствуем» эти произведения, «услышим» их «музыку» и слово за словом, движение за движением создадим неповторимые весенние пейзажи.
3.Основной этап урока.
А) Весна в литературе:
Учитель лит. Фёдор Иванович Тютчев обладал великим даром рисовать словами как художник кистью. «Я более всего в мире любил Отечество и поэзию» - писал Ф. И. Тютчев в одном из писем с чужбины. Вспомнить биографию этого замечательного поэта нам поможет…
Ученик (индивидуальное задание - биография поэта).
Ф. И. Тютчев родился и вырос в деревне, в имение своего отца, в Орловской губернии. Рано он научился любить природу и дышать с природой одной жизнью, как говорил он позднее. Когда мальчику пошёл десятый год, к нему пригласили учителя Семёна Егоровича Раича. Раич очень привязался к своему ученику, да и нельзя было не любить его. Это был ласковый, спокойный, очень талантливый мальчик. Раич – человек хорошо образованный, поэт, переводчик, пробудил в своём ученике любовь к поэзии. Он научил понимать литературу, поощрял его желание писать стихи. В 15 лет Тютчев стал студентом Московского университета. На 18 году прекрасно его окончил и уехал на службу в русское посольство за границу. 22 года он прожил в чужих краях, вдали от Родины, но не переставал думать о ней, писать о ней свои стихи. Стихов своих Тютчев почти не печатал, очень долго имя его как поэта было неизвестно в России. Однажды один из друзей Фёдора Ивановича передал Пушкину А. С. тетрадь его стихов. Поэту стихи очень понравились, и он напечатал их в журнале «Современник». Это было в 1836 году. А отдельной книжкой они вышли только в1845 году. Книжка была маленькая, скромная, но о ней сразу заговорили - такие это были прекрасные стихи. Фёдор Иванович Тютчев оставил нам небольшое литературное наследие, немного более 300 стихов. Но, как справедливо сказал поэт Афанасий Фет: «Небольшая книжка стихов Тютчева будет томов премногих тяжелей».
Похоронен поэт в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря.
Учитель лит. Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники и поэты помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. Каким же приходит к людям это удивительное время? Вот как рассказал об этом замечательный поэт Федор Иванович Тютчев.
Ученик читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»
Учитель лит. О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны.) Поэт показал два образа – два настроения. Как вы думаете, на чьей стороне автор? (он радуется приходу весны и осуждает зиму за то, что она не хочет уходить). Для того, чтобы лучше передать образы этих двух времён года, поэт использует прием контраста. Что такое контраст? Вспомните уроки изобразительного искусства. Какие цвета мы называем контрастными? (Контрастные цвета - это цвета, противостоящие друг другу на цветовом круге) В литературе, контраст – это резкая противоположность. Найдите в тексте слова, характеризующие зиму. Подберите к ним контрастные слова, говорящие о весне.
Зима: злится; хлопочет; ворчит; ведьма; злая; взбесилась; пустила | | Весна: хохочет; гонит; шумит; дитя; прекрасное; горя мало умылася, румяней стала |
Учитель лит. Какими нам представляются зима и весна? Что делает их «живыми»? Как называется этот литературный приём? (олицетворение). Но не только поэты, но и художники очень тонко умеют передавать весенние изменения в природе.
Б) Весна в живописи:
Учитель изо. Посмотрите на доску. Перед вами репродукции картин известных художников И. Левитана и А. Саврасова. В каком жанре выполнены эти работы? А что такое пейзаж?
Пейзаж – описание природы. Пейзаж – французское слово, дословный перевод – “местность”.
Учитель изо. Мы будем говорить о весеннем пейзаже: в литературе и живописи. Пейзажный жанр в отечественном искусстве удерживает популярность длительное время в 18 - начале 19в. Изображение природы было необходимо лишь как формальное обозначение места и обстоятельств действия, то к середине 19 века пейзаж стал трактоваться как портрет определенной местности, а к концу 19 века он становится одним из главнейших эмоциональных и смысловых составляющих любого живописного произведения.
Учитель изо. Действительно, есть пейзажи, в которых художники сумели очень тонко передать состояние природы. Давайте посмотрим на картину А. Саврасова «Грачи прилетели».
Ученик (инд. задание - сообщение о картине). Картина художника Алексея Саврасова стала одной из ключевых в русской живописи. Эта картина - тихий гимн русской природе, весне, которая еще только начинается, весеннему настроению, которое только пробуждается в нас. Эта картина говорит о весне не прямо, а намеком, чувством, что весна началась буквально в этот миг, когда мы взглянули на картину. Картина представляет собой довольно неказистый, обыденный пейзаж. Мы видим природу, совсем не отошедшую от зимнего сна, не преобразившуюся, а только пробуждающуюся. С первого взгляда, кажется, что художник нарисовал зиму. И, лишь вглядевшись в детали, понимаешь: это - весна. На переднем плане - рыхлый грязный снег. Он тусклый и потому не дает блики на свету. Несколько голых берез - кривых и изломанных. За ними виднеется черное поле, серый горизонт. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Из-за берез видна церковь с колокольней, типичная для русской деревни средней полосы. Кстати, пейзаж написан с натуры в Костромской области и эта церковь до сих пор стоит на том же месте, на котором видел ее художник. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света.
Учитель изо: У А. Саврасова было много учеников, и одним из них был И. И. Левитан, блестящий мастер пейзажа. Он был непревзойденным мастером создания пейзажа настроения.
Ученик (инд. задание - сообщение о картине). Картина «Март» - общепризнанный шедевр Исаака Левитана, настоящее событие в русской живописи. Полотно написано в 1895 году, во время поездки в имение Турчаниновых. Картина писалась стремительно, в несколько сеансов, без подготовительных этюдов. Оказалось, что до Левитана ни один художник не показывал раннюю весну так ярко и живописно. Зато впоследствии мотив ранней весны стал излюбленным в творчестве многих живописцев. Мы видим этот рыхлый тающий снег с удивительными прозрачно-синими тенями, тянущиеся к ярко-синему небу тонкие рыжие ветки берез и осин, ярко-желтую от солнца стену дома…
Настроение пробуждающейся природы Левитан передал, главным образом, через изображение мартовского солнца – ослепительно яркого, радостного, лучезарного. Снег на картине тоже удивительный - его состояние художник передает с помощью множества цветовых оттенков - снег как будто дышит, блестит и тает прямо на глазах.
Учитель изо: Какой период весны изображён на картинах? Какие краски преобладают в репродукциях? Давайте составим таблицу колорита.
«Март» | « Грачи прилетели» |
синий | Голубой |
желтый | синий |
рыжий | серый |
Ярко-желтый | белый |
зеленый | Серо-зеленый |
коричневый | |
белый | |
Учитель изо. Какое настроение возникает, когда вы всматриваетесь в изображенные пейзажи? В пейзажной живописи художники выразили любовь и уважение к родной стране. Их картины пронизаны восхищением, безграничной любовью к неповторимой природе своей Родины, ее бескрайним просторам, ее особой прелести и душевности.
В) Весна в литературе:
Учитель лит. Живопись и поэзия – великое чудо. Но откроется оно не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному, доброму, чуткому, внимательному. Прослушайте стихотворение «Весенняя гроза» Ф.И. Тютчева и скажите, о какой весенней поре идёт речь в нём.
Ученик. Чтение стихотворения «Весенняя гроза».
Учитель лит. О какой же весенней поре идёт речь в этом стихотворении?
«Люблю грозу в начале мая…»- так начинается стихотворение Тютчева «Весенняя гроза», написанное им за границей в начале 1850-х годов. В его названии прилагательное «весенняя» привносит определённый смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души. Как вы думаете, как поэт относится к весенней грозе? Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который сильно и громогласно заявляет о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. На его звуки откликаются журчащие молодые ручьи, ему вторят шумные горные потоки.
Учитель лит. Прочитайте самостоятельно отрывок из этого стихотворения, отметьте карандашом слова и выражения, значения которых вам непонятно.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит...
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит...
Словарная работа.
Перлы – струи дождя, освещённые солнцем (жемчужные нити).
Раскат - прерывистые и громкие звуки, прерывистый длительный гул, грохот
Учитель лит. Найдите художественные средства, которые использует автор в данном стихотворении.
Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета.
Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.
Эпитеты (в небе голубом; весенний, первый гром; раскаты молодые); метафора: капли – «перлы»; струи дождя – «нити золотые», а использование слова возвышенной лексики «перлы» вместо «жемчужины» придает метафоре особую поэтическую окраску; сравнения (как бы, резвяся и играя).
Учитель лит. Как характеризуют эти слова грозу? (у неё молодой и веселый характер) Что происходит в природе с приходом весенней грозы?
Все вышеперечисленные художественные средства (тропы) воссоздают неповторимую, великолепную пейзажную зарисовку. Каждое слово или выражение значимы, имеют в обоих стихотворениях глубокий смысл, выражают авторское восхищение родной природой и вместе с тем вызывают в нас различные ассоциации, ощущения, образы. Тютчев не рисовал каких-то фантастических, неземных красот. Он изображал только то, что не однажды видел всякий человек. Но в каждом его слове звучит такая нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны и близки любому человеку. Давайте и мы с вами попытаемся изобразить весенний пейзаж.
Практическая работа.
Учитель изо. Ребята! Сегодня мы с вами выполним коллективную работу на тему «Весна». Работа будет сделана в виде панно. А кто из вас знает, что такое панно? Панно (фр. panneau от лат. pannus — кусок ткани) — живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких либо участков стены (настенное панно) или потолка. Панно создают с использованием различных декоративно-прикладных техник.
В классе каждой группе предстоит выполнить свою работу. Дома вы должны были подготовить силуэты деревьев разных по размеру: одно первого плана, второе дальнего плана.
А сейчас в каждой группе вы должны определиться, что у вас будет изображено на панно. Решить, кто будет выполнять воздушное пространство: небо, облака, работая сразу на большом листе; пригорки, луга, поля, используя условие передачи пространства; птиц, цветы.
Для того чтобы правильно и выразительно изобразить пейзаж, необходимо знать законы перспективы. Назовите известные вам законы линейной перспективы.
Ученик 1. Чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше.
Ученик 2. Параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и в конце сходятся в одной точке.
Учитель изо. Для того, чтобы достоверно изобразить пейзаж, необходимо знать, что предметы, удаляясь от нас, не только уменьшаются, но и как бы тают в воздухе, приобретают менее четкие очертания и меньшую контрастность по сравнению с предметами первого плана. При удалении предмета детали заметны меньше всего.
Ученики приступают к работе в группах. Учитель дает консультации по выполнению заданий.
Учитель изо. Отношение к природе можно выразить и музыкой. Во время своей практической работы вы прослушаете музыкальные произведения выдающихся русских композиторов: П.И. Чайковского «Времена года» (март, апрель, май) и романс С. Рахманинова на слова Ф.И. Тютчева «Весенние воды». Я уверена, что благодаря этой музыке, вы сможете передать свои чувства, свое отношение к природе весной более полно.
За 15 минут до конца урока начинается составление общей композиции по принципу ведения работы от дальнего плана к ближнему, в следующей последовательности: две большие плоскости - небо и земля, затем деревья второго плана и чуть ниже деревья первого плана.
Ученики вывешивают на доску свои работы.
Учитель изо. Ребята, вы просто молодцы. У вас получился чудесный пейзаж русской природы весной.
4. Рефлексия. Чтобы понять, что же значит весна для каждого из вас, я попрошу написать синквейн на тему «Весна». Напомню правила его создания. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне, повторяющее суть темы).
5. Подведение итогов. Оценивание.
Что объединяет поэтов и художников в создании
произведений искусства? Какова роль искусства в нашей жизни?
Это умение видеть и чувствовать красоту природы. И поэтому именно у них нужно учиться умению видеть и ценить красоту природы в любое время года, стремиться к познанию её тайн.
6. Домашнее задание.
Дифференцированное домашнее задание:
- подобрать календарно – обрядовые песни, заклички, веснянки;
- подобрать загадки о весне;
- подобрать пословицы и поговорки о весне;
- рассказать о весенних приметах.