Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности на тему: «Зима»
Задачи:
-Продолжать расширять представления детей о зиме;
- Обогащение и активизация словаря: расширять и обогащать словарь по теме «Зима» словами-признаками и словами-действиями.
- Развитие навыков слогового анализа: закрепить умения детей определять позицию звука в слове, делить слова на слоги.
- Развивать общие речевые навыки, слуховое и зрительное внимание, память, мелкую моторику.
- Воспитывать культуру общения, выслушивать рассказы товарищей.
- Вызвать положительные эмоции у детей.
Оборудование: костюм Зимы, снежинки, «льдинки» со слогами, фасоль белая и темная, ларец с картинками (со звуком с), домики для игры «Определи место звука в слове», фишки для звукового анализа, формы со снегом и льдом, образец «Морозные окна», голубые листы бумаги, клей-карандаш по количеству детей, крупная соль.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Дети сидят на ковре рассматривают «льдинки» со слогами.
Раздается стук в дверь.
Вхожу я в костюме Зимы. Послушайте загадку:
Кто отгадайте седая хозяйка?
Тряхну перинки
Над миром пушинки. (Зима)
Ребята, а вы можете ответить на вопрос, какая зима?
(красивая, снежная, холодная, весёлая, серебристая).
Как красиво кругом. Природа в зимнюю пору совершенно иная, чем весною, летом и осенью. С наступлением декабря леса и поля покрываются снегом, становятся белыми, светлыми и чистыми. Природа будто бы погружается в сказочный сон.
2. Игра «Хорошо-плохо».
А вы любите зиму?
Почему зима это хорошо? Плохо?
Я приготовила Вам волшебные снежинки, вы хотите их получить.
Ответы детей.
- Но чтобы они оказались у Вас надо справиться с моими заданиями. Мы с вами поиграем, вспомним много слов о зиме.
Ну что, вы готовы? (ответы детей). Вот тогда мое первое задание.
3. Упражнение «Составь слова».
Что вы рассматриваете? На что они похожи?
А вы сможете сложить из них слова?
Дети составляют из слогов слова: зима, мороз, снеговик, метель, снеговик, сосулька, сугробы.
Прочитайте какие слова у вас получились?
4. Звуковой анализ слов.
Ребята. Сколько в слове зима слогов?
Сколько звуков?
Ребята а для чего нам эти квадратики?
Выложите слово зима звуковыми обозначениями.
З –согласный, звонкий, мягкий.
И –гласный.
М –согласный, звонкий, твердый.
А –гласный.
Выложите из фасоли первый гласный звук слова зима.(И)
Какая фасоль нам больше подойдет? Выберете. (белая).
Выложите второй гласный звук слова зима.(А)
5. Зима просит вас отгадать загадки о зимних месяцах.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
(Декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)
5. Обследование снега и льда.
- Сейчас следующая загадка, а отгадать ее поможет ваш нос.
Чтобы справиться с заданием надо сделать глубокий вдох носом, вот так. (Показывает). Давайте попробуем вместе. Молодцы, я думаю вы сможете отгадать мою непростую загадку. Надо с закрытыми глазами узнать что находится под покрывалом. Закрывайте глаза и приготовьтесь вдыхать воздух. (Дети закрывают глаза, вдыхают носом).
- Откройте глаза. Расскажите мне о том, что вы почувствовали (холод, свежесть, прохладу и т.д.).
Что у меня под покрывалом? (Снег).
Скажите, какой снег? (белый, пушистый, рассыпчатый, серебристый, холодный, мягкий, блестящий, хрустящий, сверкающий, колючий и т.д.).
- Скажите, что делает снег? (идет, падает, скрипит, блестит, хрустит, сверкает, тает, кружится, наряжает деревья).
Молодцы! Вы назвали много слов, связанных со снегом.
- А вот следующую загадку отгадать вам помогут ваши ручки. Надо будет с закрытыми глазами потрогать, то, что я вам предложу и рассказать о своих ощущениях. (Дети закрывают глаза и трогают предмет в контейнере).
Что вы ощутили руками? (холод, гладкость, твердость и т.д.).
Так что же находится в этом контейнере? (Лед)
Скажите лед какой? (твердый, прозрачный, холодный, блестящий, сверкающий )
Что делает лед? (колется, крошится, ломается, блестит, тает, сверкает )
Молодцы! И к слову лед вы подобрали очень много слов.
6. Закрепление навыка звукового и слогового анализа.
- А сейчас, я приглашают вас на зимнюю поляну. Ах, вот где я забыла свой сказочный ларец.
- Ребята, в нем находятся зимние картинки, в названии каждой слышится звук С. Давайте с ними поиграем. Возьмите их.
Назовите предметы, изображенные на них так, чтобы было четко слышно звук С. (Дети называют и выделяют голосом звук С).
- Теперь эти предметы надо расселить в домики. Посмотрите сюда.
- Этот домик, где живут картинки в названии которых звук С, слышится в начале слова.
- Как ты думаешь, Лиза, какие же картинки будут жить в этом домике? (Где звук слышится в середине слова).
- Ребята, а какие же предметы мы поселим в этот домик? (Где звук С слышится в конце слова).
- Расселите картинки в свои домики. Проверьте, все ли вы сделали правильно? Молодцы!
- Мне пора с вами прощаться, а сундучок с картинками хочу забрать с собой. Помогите мне их собрать. Но не просто так. Надо громко проговорить свое слово, изображенное на картинке и прошагать его, деля на слоги и сказать, сколько слогов в нем. (Дети делят слова и складывают их в сундучок).
Физкультминутка для глаз
Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу
по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! ( Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Молодцы, успешно справились с испытаниями.
7. Рисование крупной солью «Морозные узоры».
А теперь пришло время выполнить главное задание Зимушки.
Скажите, что появляется на окнах домов морозной зимой?
Поможете Зимушке украсить окна.
Давайте посмотрим, какие бывают морозные узоры.
Практическая часть.
Прежде чем приступить к рисованию, давайте разомнем пальчики:
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Ритмичные удары пальцами левой руки,
начиная с указательного, по ладони правой руки.)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю, (Ритмичные удары пальцами правой руки,
начиная с указательного, по ладони левой руки.)
Но где же снежинки? (На вопрос сжать кулаки, на ответ)
В ладошке вода, (разжать.)
Куда же исчезли снежинки? Куда? (На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать.)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи. (Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.)
Как видно, ладошки мои горячи.
Ну а наши узоры не растают. Проходите за столы.
А где же краски и кисти? Их нет.
Ребята сегодня мы будем рисовать клеем и крупной солью.
И сейчас мы узнаем как, и попробуем вместе.
На листе клеящим карандашом наноситься рисунок «морозного узора»,
затем сверху засыпается солью.
Частички соли прилипают к клею и образуют «морозные узоры») .
Молодцы! Какие красивые морозные кружева получились у вас.
Нужно некоторое время, чтобы клей высох. Давайте вытрем руки салфетками.
Заключительная часть.
Ребята, вот теперь ваши узоры готовы.
Надо смахнуть аккуратно с них соль в тарелочки, посмотрите, как это делаю я.
Очень красивые узоры получились, давайте поместим их на окно.
(Дети крепят узоры на магнитную доску).
Зимушка-зима благодарит вас за помощь и дарю вам эти красивые снежинки,
они будут вам напоминать о встрече со мной.
Итоги:
Вам понравилась встреча со мной? Что мы делали?
Какую помощь оказали Зимушке-зиме?
Что вам понравилось больше всего?