Конспект итоговой НОД по развитию речи с детьми средней группы.
Тема: «Путешествие за солнечными лучами»
Цель: показать знания и умения детей, полученных на занятиях по развитию речи и окружающему миру в течение года.
Задачи:
Образовательные :
Закрепление представлений о весне и ее приметах.
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные».
Совершенствование грамматического строя речи:согласование числительных с существительными;
образование существительных в родительном падеже; образование однокоренных слов.
Совершенствование навыка составления описательного рассказа по мнемотаблице.
Совершенствование навыка математических представлений.
Развивающие :
Развитие речевой коммуникации, зрительного и слухового внимания, словесно-логического мышления, координации речи с движением;
Воспитатаельные :
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование : мультимедийное оборудование; мультимедийная презентация; ноутбук , письмо, фонарик; картинки с изображением: сосулек, проталины,насекомых, скворечника, скворца, медведя;мнемотаблица «Скворец», карточки в виде проталин с разным количеством цветов,карточки с изображением насекомых, нарисованные изображения солнца, дерева, лучи с буквой и цифрой, зеленые листики; голубая ткань для ручейка, камень, музыкальное сопровождение( грамзапись: пение скворца , ручей), желтые воздушные шары.
Ход НОД.
Орг. момент:
В: - Реб. посмотрите какое чудесное весеннее утро, сколько гостей к
нам пришло. Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами:
«Доброе утро – все люди говорят» - приветствие правой рукой.
«Доброе утро – улыбки дарят» - руки вперед.
«Доброе утро – птицы поют» - машем «крыльями».
«Добрые вести по свету несут» - руки делают большой круг.
В: - Ребята,посмотрите:
Кто-то бросил нам в оконце
Вот такое письмецо
Может это лучик солнца
Что щекочет нам лицо.
(В. обращает внимание детей на конверт с письмом, открывают и читают)
Письмо:
Дорогие ребята! Я - весеннее солнце. Послало я, свои солнечные лучи землю согреть , а они от меня спрятались. Помогите мне, пожалуйста, их найти. А дорогу вам покажет солнечный зайчик.
В:- Ребята, а как же нам быть? Что может произойти, если лучи не найдутся? (Предположения детей)
В: - Вы хотите помочь солнцу? (Ответы детей).
В: - Тогда отправляемся в путешествие за солнечными лучами.
1 часть
В:-Солнечный зайчик, помоги
Нам дорогу укажи.
(В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сосульки. )
В: - Ребята, угадайте, что согрел солнечный луч?
Висит за окошком кулек ледяной
Он полон капели и пахнет весной.( Сосульку).
В:- Как называется весеннее явление,когда с крыш капают сосульки?(Весенняя капель).
В: -Какие вы знаете ещё весенние приметы?Назовите их,но чтобы ваш ответ начинался со слова – весной...
В: - Молодцы ребята ,вы назвали много весенних примет. Первый луч мы нашли, идем дальше.
2 часть
В:- Солнечный зайчик, помоги
Нам дорогу укажи.
(В. светит на картинку с изображением проталины.)
В: - Ребята, а что сейчас согрел солнечный луч?( Весеннюю проталинку).
В:- А что это такое?(Место, где стаял снег и открылась земля).
В:- Ребята,угадайте, какие цветы выросли первыми на проталинке?
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.( Подснежники).
В: - Посмотрите, сколько проталинок вокруг. Выберите себе проталинку и посчитайте сколько подснежников выросло на ней.
(Дети,считают свое количество и называют,согласовывая числительное с существительным.- На моей проталинке выросло два подснежника, три и т.д.)
В:- Молодцы, можем отправляться дальше. Какой по счету мы луч нашли?(Второй).
3 часть
В: - Солнечный зайчик, помоги
Нам дорогу укажи.
(В. светит на волнистую дорожку, на полу)
В:- Ребята, угадайте, что согрел следующий луч.
В голубой рубашке
Бежит по дну овражка.(Ручей).
В:- Назовите ласково наш ручей.( Ручеек, ручеечек).
В:- Давайте освежимся у ручья и снимем усталость: (речь с движением)
К ручейку мы все спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
В:- Ребята, смотрите камушек. Поиграем?
Камушек друг другу передай
Что делает весенний ручеек называй(!Бежит, журчит, звенит, шумит, веселит, освежает, поит, течет,искрится.)
В:- Молодцы, вот мы еще один луч нашли, идем дальше.
4 часть
В:- Солнечный зайчик, помоги
Нам дорогу укажи.
(Воспитатель светит фонариком на картинки с изображением насекомых)
В:- Кого согрел луч?(Насекомых).
В:-Посмотрите,сколько много насекомых. Мальчики выберите себе картинку с насекомым, которое не летает, а девочки,картинку с насекомым. которое летает и назовите их со словом «много». (Образование сущ. в родит. падеже: бабочка – много бабочек, жук – много жуков, и т.д.)
В:- Молодцы, а вот и луч, какой он по счету?(Четвертый).
В:-Становитесь все в кружок.
Физминутка(массаж) «Солнышко»
Солнце утром рано встало.
Всех детишек приласкало.
(Поднять руки вверх,потянуться,делаяруками « фонарики»).
Гладит грудку,
(Массировать «дорожку» на груди снизу вверх).
Гладит шейку,
(Поглаживать шею большими пальцами сверху вниз).
Гладит носик,
(Кулачками растирать крылья носа).
Гладит лоб,
(Проводить пальцами от середины лба к вискам).
Гладит ушки (растирать мочки ушей).
Гладит ручки (растирать ладони).
Загорают дети .Вот!(поднять руки вверх).
В:- Немного отдохнули, продолжаем наше путешествие.
5часть
В:-Солнечный зайчик, помоги
Нам дорогу укажи.
(Воспитатель светит на картинку с изображением скворечника)
В:- Ребята, кого согрел луч в этом домике?(Скворца).
В:- А как вы догадались?(Потому что этот домик называется скворечник).
В:- Расскажите, что вы знаете про эту птицу? А помогут вам схемы. (Дети описывают птицу по схеме)
В:- А еще скворцы могут петь голосами других птиц.Послушайте,как поёт скворец(грамзапись).
В:- А каких перелетных птиц вы еще знаете?(Грач, ласточка, лебедь и т.д.)
В:- Молодцы, еще один луч нашли.Какой он по счету?( Пятый).
6 часть
В:- Солнечный зайчик, помоги
Нам дорогу укажи.
В:- Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, кого согрел и разбудил луч.
Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу.( Медведь)
В:- Ребята,посмотрите на картину,почему медведь такой?(Весной мало еды,витаминов нет,голодно ему,шубу меняет,зимний мех густой выпадает,а растёт летний.)
В:-Зачем медведь меняет шубу?
В:-Кто ещё весной меняет шубку?
В:- Молодцы, вот и еще луч.
7 часть
В:- Солнечный зайчик, помоги
Нам дорогу укажи.
(Воспитатель светит на плакат с изображением дерева)
В:- Что согрел этот луч?(Дерево).
В:- А чего не хватает на нашем весеннем дереве? (Не хватает листьев).
В:- Ребята,давайте подарим нашему дереву листья.Для этого мы поиграем с вами в игру «Подскажи слово».
Игра «Подскажи словечко».
-Что делает солнце весной?(Светит,согревает,греет,радует...)
-Что делает трава весной?(Всходит,прорастает,зеленет,появляется..) -Что делают птицы весной?(Прилетают,возвращаются в родные края,вьют гнёзда...)
-Что делают почки весной?(Наливаются,набухают,лопаются,растут. -Весной снег...(что делает)чернеет,тает,становится серым.
-Сосульки(что делают)тают на солнце.
-Ручей...бежит,журчит,течёт.
-Весной лёд на реке (что делает)тает,ломается,плывёт.
-На лесных полянках появляются ...(что)первые проталины,
подснежники,молодая травка.
(Дети подсказывают слово, берут листик и приклеивают на ветви дерева).
В:- Молодцы, вот наше дерево зашумело листвою, и еще один луч нашелся. Какой он по счету?( Седьмой).
В:- Ребята, огонек больше не горит, значит, мы нашли все лучи, и путешествие наше закончилось.
-О каком времени года нам рассказали лучики?Что понравилось в нашем путешествии?
- Какое важное дело делают солнечные лучи?(Согревают землю, дают жизнь нашей планете).
У весны работы много, помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам говорливые ручьи.
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают все вокруг.
Из-под хвои и травинок
Выполз первый сонный жук.
У весны забот немало, но дела идут на лад:
Изумрудным поле стало, и сады в цвету стоят!
В:- Солнышко благодарит вас за помощь и говорит «спасибо».За то , что вы нашли все лучики,солнышкодарит вам солнечные зайчики(воздушные шарики жёлтого цвета).
Просмотр содержимого документа
«Конспект итоговой НОД по развитию речи с детьми средней группы «Путешествие за солнечными лучами»»
Конспект итоговой НОД по развитию речи с детьми средней группы.
Тема: «Путешествие за солнечными лучами»
Цель: показать знания и умения детей, полученных на занятиях по развитию речи и окружающему миру в течение года.
Задачи:
Образовательные :
Закрепление представлений о весне и ее приметах.
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные».
Совершенствование грамматического строя речи:согласование числительных с существительными;
образование существительных в родительном падеже; образование однокоренных слов.
Совершенствование навыка составления описательного рассказа по мнемотаблице.
Совершенствование навыка математических представлений.
Развивающие :
Развитие речевой коммуникации, зрительного и слухового внимания, словесно-логического мышления, координации речи с движением;
Воспитатаельные :
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование : мультимедийное оборудование; мультимедийная презентация; ноутбук , письмо, фонарик; картинки с изображением: сосулек, проталины,насекомых, скворечника, скворца, медведя;мнемотаблица «Скворец», карточки в виде проталин с разным количеством цветов,карточки с изображением насекомых, нарисованные изображения солнца, дерева, лучи с буквой и цифрой, зеленые листики; голубая ткань для ручейка, камень, музыкальное сопровождение( грамзапись: пение скворца , ручей), желтые воздушные шары.
Ход НОД.
Орг. момент:
В: - Реб. посмотрите какое чудесное весеннее утро, сколько гостей к
нам пришло. Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами:
«Доброе утро – все люди говорят» - приветствие правой рукой.
«Доброе утро – улыбки дарят» - руки вперед.
«Доброе утро – птицы поют» - машем «крыльями».
«Добрые вести по свету несут» - руки делают большой круг.
В: - Ребята,посмотрите:
Кто-то бросил нам в оконце
Вот такое письмецо
Может это лучик солнца
Что щекочет нам лицо.
(В. обращает внимание детей на конверт с письмом, открывают и читают)
Письмо:
Дорогие ребята! Я - весеннее солнце. Послало я, свои солнечные лучи землю согреть , а они от меня спрятались. Помогите мне, пожалуйста, их найти. А дорогу вам покажет солнечный зайчик.
В:- Ребята, а как же нам быть? Что может произойти, если лучи не найдутся? (Предположения детей)
В: - Вы хотите помочь солнцу? (Ответы детей).
В: - Тогда отправляемся в путешествие за солнечными лучами.
1 часть
В:-Солнечный зайчик, помоги
Нам дорогу укажи.
(В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сосульки. )
В: - Ребята, угадайте, что согрел солнечный луч?
Висит за окошком кулек ледяной
Он полон капели и пахнет весной.( Сосульку).
В:- Как называется весеннее явление,когда с крыш капают сосульки?(Весенняя капель).
В: -Какие вы знаете ещё весенние приметы?Назовите их,но чтобы ваш ответ начинался со слова – весной...
В: - Молодцы ребята ,вы назвали много весенних примет. Первый луч мы нашли, идем дальше.
2 часть
В:- Солнечный зайчик, помоги
Нам дорогу укажи.
(В. светит на картинку с изображением проталины.)
В: - Ребята, а что сейчас согрел солнечный луч?( Весеннюю проталинку).
В:- А что это такое?(Место, где стаял снег и открылась земля).
В:- Ребята,угадайте, какие цветы выросли первыми на проталинке?
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.( Подснежники).
В: - Посмотрите, сколько проталинок вокруг. Выберите себе проталинку и посчитайте сколько подснежников выросло на ней.
(Дети,считают свое количество и называют,согласовывая числительное с существительным.- На моей проталинке выросло два подснежника, три и т.д.)
В:- Молодцы, можем отправляться дальше. Какой по счету мы луч нашли?(Второй).
3 часть
В: - Солнечный зайчик, помоги
Нам дорогу укажи.
(В. светит на волнистую дорожку, на полу)
В:- Ребята, угадайте, что согрел следующий луч.
В голубой рубашке
Бежит по дну овражка.(Ручей).
В:- Назовите ласково наш ручей.( Ручеек, ручеечек).
В:- Давайте освежимся у ручья и снимем усталость: (речь с движением)
К ручейку мы все спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
В:- Ребята, смотрите камушек. Поиграем?
Камушек друг другу передай
Что делает весенний ручеек называй(!Бежит, журчит, звенит, шумит, веселит, освежает, поит, течет,искрится.)
В:- Молодцы, вот мы еще один луч нашли, идем дальше.
4 часть
В:- Солнечный зайчик, помоги
Нам дорогу укажи.
(Воспитатель светит фонариком на картинки с изображением насекомых)
В:- Кого согрел луч?(Насекомых).
В:-Посмотрите,сколько много насекомых. Мальчики выберите себе картинку с насекомым, которое не летает, а девочки,картинку с насекомым. которое летает и назовите их со словом «много». (Образование сущ. в родит. падеже: бабочка – много бабочек, жук – много жуков, и т.д.)
В:- Молодцы, а вот и луч, какой он по счету?(Четвертый).
В:-Становитесь все в кружок.
Физминутка(массаж) «Солнышко»
Солнце утром рано встало.
Всех детишек приласкало.
(Поднять руки вверх,потянуться,делаяруками « фонарики»).
Гладит грудку,
(Массировать «дорожку» на груди снизу вверх).
Гладит шейку,
(Поглаживать шею большими пальцами сверху вниз).
Гладит носик,
(Кулачками растирать крылья носа).
Гладит лоб,
(Проводить пальцами от середины лба к вискам).
Гладит ушки (растирать мочки ушей).
Гладит ручки (растирать ладони).
Загорают дети .Вот!(поднять руки вверх).
В:- Немного отдохнули, продолжаем наше путешествие.
5часть
В:-Солнечный зайчик, помоги
Нам дорогу укажи.
(Воспитатель светит на картинку с изображением скворечника)
В:- Ребята, кого согрел луч в этом домике?(Скворца).
В:- А как вы догадались?(Потому что этот домик называется скворечник).
В:- Расскажите, что вы знаете про эту птицу? А помогут вам схемы. (Дети описывают птицу по схеме)
В:- А еще скворцы могут петь голосами других птиц.Послушайте,как поёт скворец(грамзапись).
В:- А каких перелетных птиц вы еще знаете?(Грач, ласточка, лебедь и т.д.)
В:- Молодцы, еще один луч нашли.Какой он по счету?( Пятый).
6 часть
В:- Солнечный зайчик, помоги
Нам дорогу укажи.
В:- Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, кого согрел и разбудил луч.
Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу.( Медведь)
В:- Ребята,посмотрите на картину,почему медведь такой?(Весной мало еды,витаминов нет,голодно ему,шубу меняет,зимний мех густой выпадает,а растёт летний.)
В:-Зачем медведь меняет шубу?
В:-Кто ещё весной меняет шубку?
В:- Молодцы, вот и еще луч.
7 часть
В:- Солнечный зайчик, помоги
Нам дорогу укажи.
(Воспитатель светит на плакат с изображением дерева)
В:- Что согрел этот луч?(Дерево).
В:- А чего не хватает на нашем весеннем дереве? (Не хватает листьев).
В:- Ребята,давайте подарим нашему дереву листья.Для этого мы поиграем с вами в игру «Подскажи слово».
Игра «Подскажи словечко».
-Что делает солнце весной?(Светит,согревает,греет,радует...)
-Что делает трава весной?(Всходит,прорастает,зеленет,появляется..) -Что делают птицы весной?(Прилетают,возвращаются в родные края,вьют гнёзда...)
-Что делают почки весной?(Наливаются,набухают,лопаются,растут. -Весной снег...(что делает)чернеет,тает,становится серым.
-Сосульки(что делают)тают на солнце.
-Ручей...бежит,журчит,течёт.
-Весной лёд на реке (что делает)тает,ломается,плывёт.
-На лесных полянках появляются ...(что)первые проталины,
подснежники,молодая травка.
(Дети подсказывают слово, берут листик и приклеивают на ветви дерева).
В:- Молодцы, вот наше дерево зашумело листвою, и еще один луч нашелся. Какой он по счету?( Седьмой).
В:- Ребята, огонек больше не горит, значит, мы нашли все лучи, и путешествие наше закончилось.
-О каком времени года нам рассказали лучики?Что понравилось в нашем путешествии?
- Какое важное дело делают солнечные лучи?(Согревают землю, дают жизнь нашей планете).
У весны работы много, помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам говорливые ручьи.
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают все вокруг.
Из-под хвои и травинок
Выполз первый сонный жук.
У весны забот немало, но дела идут на лад:
Изумрудным поле стало, и сады в цвету стоят!
В:- Солнышко благодарит вас за помощь и говорит «спасибо».За то , что вы нашли все лучики,солнышкодарит вам солнечные зайчики(воздушные шарики жёлтого цвета).