-Добрый день, ребята. -Я сейчас вам расскажу сказку, а вы подумайте, о чем мы будем рассуждать сегодня. «Добрый мальчик» В. Брэйэр Один мальчик пришел в сквер пострелять из рогатки в птиц. Это было его любимое занятие. А неподалеку шел с тросточкой слепой старик; он услышал, что кто-то недобрый стреляет в птиц, и позвал; - Будьте добры! Кто тут есть? - Ну, я, ответил мальчик. - Мальчик, - сказал слепой, - ты не мог бы меня проводить до дому? - А вы три рубля дадите?- спросил мальчишка. Тогда доведу. - У меня только рубль ….- растерялся слепой. Пожалуйста, доведи меня до дому. - Ладно, рубль – тоже деньги, - сказал мальчишка и взял старика под руку. Тот назвал свой адрес, и они пошли. Вот вышли из сквера, идут по улице, где много прохожих, и прохожие говорят друг другу вслух; - Бедный старик. И какой добрый мальчик. Наверно его внук. Мальчишка услышал, как его назвали добрым, и покраснел. А люди шли и говорили: - Смотрите, какой добрый, стеснительный мальчик: он покраснел, когда его похвалили. Наконец он довел старика до дому, и тот протянул ему рубль. - Нет, - сказал мальчишка, вдруг заплакал и побежал. - Спасибо, добрый мальчик! – крикнул ему вслед слепой старик. А мальчик еще сильнее заплакал. -Ребята, а как вы думаете, почему он заплакал? (ему было стыдно). А как его называли прохожие? (добрый) -А был ли он на самом деле добрым? (нет, т.к. просил 3 рубля за свое доброе дело?) -Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем вести беседу? (о доброте). -Да, вы правы. Тема нашего классного часа «Добро» | Приветствуют. Слушают сказку. Анализируют услышанное, пытаются сформулировать тему. |
- С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово «доброта»? Добро – это ты! Добро – это я! Добро – это целая наша Земля! Добро – это праздник в семье, Добро – это песня ручья по весне, Добро – это радости море и смеха, Добро – это также прекрасно, как лето! Когда мама с папою рядом – Добро! И люди идут, улыбаясь в метро, Ну, в общем, добро – это что-то такое, Что объяснить не в силах порою! -Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. - Сегодня мы попробуем создать свой сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы посадим этот сад. После каждого выполненного задания в нашем саду будут появляться деревья доброты. -Именно знанием о добре и зле человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря этому, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость. - Существует множество пословиц и поговорок о добре. У вас на партах лежат части этих пословиц и поговорок, вам необходимо их собрать в правильной последовательности. (Добро помни, а зло забывай. Что посеешь, то и пожнёшь. За добро добром плати. Худо тому, кто добра не делает никому. Доброе слово лечит, а злое калечит. Добрая слава лежит, а худая бежит.) - Как вы понимаете смысл этих пословиц? -Молодцы, ребята. Вот и появилось первое деревце в нашем саду доброты. -Но не только пословицы учат нас доброте. Многие сказочные герои и персонажи мультиков делали добрые дела. Давайте их вспомним. 1) Герой этой сказки очень любит свою бабушку, которая живет за лесом. Она заботится о ней и часто носит ей пирожки. (Красная Шапочка) 2) Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки. (Айболит) 3) В трудную минуту он всегда был рядом со своим хозяином. Ради его счастья ему пришлось съесть Людоеда, правда, перед этим, уговорив его превратиться в мышку. (Кот в сапогах) 4) Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька) 5) Несмотря на свой рост в дюйм, она спасла ласточку. (Дюймовочка) 6) Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда) - Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки и их героев. Вот и второе дерево появилось в нашем саду. - А теперь мы немного поиграем. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрываете ладошками лицо. (Иван – царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Золушка, Баба-яга, Морозко, Снежная королева, Мальвина.) - А кто чаще всего совершает добрые дела в сказках? (Волшебники) - Скажите, только волшебники могут делать добрые дела? - Послушаем, какие добрые дела можете сделать и вы. Каждый из вас волшебник, который может творить добрые дела. - Перед вами карточки, выберите только те, которые обозначают добрые дела. 1) Думать о родителях. 2) Радоваться неудачам ближнего. 3) Стремиться хорошо учиться. 4) Завидовать. 5) Помогать ближним. 6) Обижать слабых. 7) Сделать кормушку. - Продолжите список добрых дел, которые вы можете совершать каждый день. - Молодцы. Вы справились с этим испытанием и посадили ещё одно дерево нашего сада доброты. - А как вы думаете, легко или трудно быть добрым? - Предлагаю вспомнить вежливые слова. Я буду читать предложение, а вы должны его закончить. Ответ произносите хором. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо) Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день) Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо) Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте) Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста) И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания) -Молодцы, ребята! Посадим следующее дерево. -Перед вами ряд слов, давайте выберем из них добрые слова (безразличие, ненависть, улыбка, зависть, радость, дети, предательство, здравствуйте, счастье, хамство, любовь, дружба, сострадание, обман, ласка, честность, воспитанность, сочувствие, трудолюбие). - О доброте высказывались многие известные писатели. - Я хочу, чтобы вы прочитали эти высказывания. «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; всё положительное, хорошее, полезное» (Л.Толстой) «Если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе – легка и приятна была бы твоя жизнь» (М. Горький) - Как вы понимаете смысл этих слов? - А мне хочется сказать так: «Доброта – это как сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас». - Посмотрите на наш сад доброты. Давайте сделаем так, чтобы эти сказочные цветы появились в нашем саду. -У вас на столах лежат цветы, но они пустые. Давайте напишем на них добрые слова и украсим наш сад этими цветами. -Вот каким красивым стал наш сад! Но солнышко почему-то грустит. Подумайте, почему? (нет лучиков у солнышка). -Давайте сделаем так, чтобы солнце засияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. - Перед вами лучики. Вам нужно выбрать только те, которые относятся к добрым людям, и прикрепить их на солнце. (Развязный, аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, веселый, счастливый, наглый, внимательный, жадный, крикливый). | Отвечают. Выполняют задание. Составляют пословицы, объясняют их значение.
Отгадывают сказочных персонажей.
Играют
Выполняют задания в группах.
Рассуждают. Продолжают фразы, вспоминают добрые слова. Выполняют задание
Пишут на цветах добрые слова и украшают ими доску. Выбирают лучики с добрыми словами. |