Тема: Профилактика вирусных заболеваний.
Цель: Выяснить роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний
Задачи:
- изучить особенности строения и жизнедеятельности вирусов,
- продолжать формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены
- повысить уровень коммуникативной культуры.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентации «Вирусы» и «СПИД», видеофильм «Вирусное заражение», дидактический материал, демонстрационный материал.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Ход урока.
I.Оргмомент.
Ученикам сообщается тема урока и порядок организации учебной деятельности (групповая и индивидуальная работа, система зарабатывания баллов). Создание положительного эмоционального настроя на работу учащихся.
II.Актуализация знаний. Терминологический мини-экзамен.
На столах лежат листочки (обратной стороной), на которых написаны термины ( по 1 на каждом). Учащиеся каждой группы по очереди вытягивают по 1 листочку и дают определение какому-либо биологическому термину. В случае правильного ответа они получают 2 балла, если ответ с ошибками – 1 балл, в случае неправильного ответа -0 баллов. Остальные члены группы могут исправить ошибку. Общие баллы суммируются как результат работы группы.
III. Усвоение новых знаний.
1. Исследовательская работа.
Исследовательская модель: «Обучение исследованию».
- Столкновение с проблемой: «Ученые до сих пор спорят, куда отнести вирусы — к живой или неживой природе? Каковы основания для ученого спора?»
- Вербализация, т.е. проговаривание проблемы. «Вирус — это существо или вещество?»
- Верификация, т.е. сбор и анализ данных, выдвижение и проверка гипотез.
Самостоятельное исследование фактов и на основе их анализа выдвижение аргументов.
Учащиеся делятся на две группы (сторонников биологической природы вирусов и сторонников химической природы вирусов).
Первая группа: изучить состояние вируса в живом организме.
Некоторые факты.
- После проникновения вириона гриппа в клетку, число вирусов увеличивается каждые 6 часов в тысячу раз. Через 48 часов у человека появляются первые признаки болезни.
- Шаровидный вирус гриппа имеет на наружной оболочке выступающие детали — гликопротеидные шипы(N,H), которые постоянно изменяются, что затрудняет выработку лекарств.
- В 1957 году Гирер и Шрамм разрушили вирус табачной мозаики, выделили составные части, смешали их и получили жизнеспособное потомство. Позже ученые смешивали нуклеиновую кислоту одного вируса и белок другого, получая жизнеспособное потомство. Такого рода явления происходят в природе естественным путем.
- Вирусы состоят из следующих основных компонентов:1. Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), который несет информацию о нескольких типах белков, необходимых для образования нового вируса.2. Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского слова капса– ящик)3. Дополнительная липопротеидная оболочка.
Вторая группа: изучить состояние вируса вне живого организма.
Некоторые факты.
- Д.И.Ивановский пытался вырастить возбудителя мозаичной болезни табака на искусственных питательных средах. Но серия экспериментов не дала положительных результатов.
- В 1935году Венделлом Стенли были получены кристаллы вируса мозаичной болезни. В такой форме вирусы способны сохраняться.
- Вирусы имеют очень ограниченное число ферментов. Для размножения используют обмен веществ клетки - хозяина, ее ферменты и энергию.Попав в клетку, вирус начинает использовать системы биосинтеза белков и нуклеиновых кислот клетки для синтеза собственных биополимеров. Вирусные частицы появляются сразу «взрослыми».
- Конструкция вируса: в защитной «одежде» из белка заключено наследственное вещество — геном (ДНК или РНК).
Построение объяснения.
Сторонники биологической природы вирусов
Вирусы способны размножаться.
Они обладают наследственностью.
Вирусы обладают изменчивостью, благодаря которой они приспосабливаются к условиям окружающей среды.
Вирусы способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды.
Сторонники химической природы вирусов.
Размножение вирусов невозможно вне чужой клетки.
Они образуют кристаллы — типичное вещество неживой природы.
Вирусы не растут.
Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ.
У вирусов нет каких-либо структур, присущих обобщенной схеме клетки (или: у них нет клеточного строения).
Выводы:
-Вирусы — это субмикроскопические структуры доклеточного уровня организации.
-Вирусы сочетают в себе двойственность свойств живой и неживой природы.
-Вирусы — суперпаразиты: они могут существовать и размножаться только в клетке чужого организма.
5.Анализ хода исследования.
Класс возвращается к проведенному исследованию, анализирует его ход.
Для того чтобы продолжить исследование строения и жизнедеятельности вирусов, я предлагаю вам посмотреть презентацию.
2.Презентация « Вирусы».(Баранов Семён)
Вопрос учащимся: Какие дополнительные сведения о вирусах вы узнали из этой презентации?
3.Динамическая пауза. Физкультминутка – упражнение «Буратино» и элементы дыхательной гимнастики.
По образному выражению английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медавара, вирусы - «это плохие новости в упаковке из белка».
Это действительно так. Сейчас известно около 500 вирусов, каждый из которых вызывает определенное заболевание растений, животных и человека.
Около 75% всех инфекционных заболеваний – вирусные.
IV Закрепление знаний
Задание для учащихся. Исходя из данных таблицы, охарактеризуйте меры профилактики вирусных заболеваний.
Вирусные заболевания.
Название болезни
|
Возбудитель
|
Поражаемые области тела
|
Способ распространения
|
Тип вакцинации
|
Грипп
|
Микровирус одного из трёх типов А, В, С
|
Дыхательные пути, эпителий выстилающий трахеи и бронхи.
|
Капельная инфекция.
|
Убитый вирус: штамм убитого вируса должен соответствовать штамму вируса вызывающего заболевание.
|
Оспа
|
Вирус натуральной оспы. ( ДНК – содержащий вирус).
|
Дыхательные пути, затем кожа.
|
Капельная инфекция (возможно контактная передача через раны).
|
Живой ослабленный
вирус.
|
Корь
|
Ксовирус
(РНК – содержащий вирус).
|
Дыхательные пути от ротовой полости до бронхов, затем переход на кожу и кишечник.
|
Капельная инфекция
|
Живой вирус.
|
Коревая краснуха
|
Вирус краснухи
|
Дыхательные пути, шейные лимфатические узлы, глаза, кожа.
|
Капельная инфекция
|
Живой вирус
|
ОРВИ
|
Самые разные вирусы.
|
Дыхательные пути, обычно только верхние.
|
Капельная инфекция.
|
Живой или инактивированный вирус вводится путём внутримышечной инъекции.
|
Полиомиелит
|
Вирус полиомиелита (РНК – содержащий).
|
Глотка и кишечник, затем кровь; иногда двигательные нейроны спинного мозга.
|
Капельная инфекция.
|
Живой вирус.
|
Жёлтая
лихорадка
|
Вирус, переносимый членистоногими
|
Кровеносные сосуды и печень.
|
Переносчики – членистоногие, например клещи и комары.
|
Живой вирус
|
Свинка
|
Ксовирус( РНК – содержащий)
|
Дыхательные пути, затем инфекция распространяется по всему телу через кровь.
|
Капельная инфекция или контактная передача через рот с заразной слюной.
|
Живой вирус.
|
Задание. Из предложенных предметов выберите 3 наиболее необходимые для того, чтобы в период эпидемии не заразиться гриппом?
Витамины, марлевая повязка, мыло, носовой платок, одноразовые носовые платки, зубная щётка.
Одним из самых опасных вирусных заболеваний сегодня является СПИД. Давайте обратимся к материалам презентации.
Презентация «СПИД».
Задание для учащихся. Меры профилактики по ходу демонстрации презентации учащиеся формулируют самостоятельно.
Видеофильм.
Задание для учащихся. После просмотра видеоролика учащиеся самостоятельно пытаются дать ему название и комментируют увиденное (обозначают этапы проникновения ВИЧ в клетку).
Творческая работа учащихся по написанию синквейна.
Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.
Правила написания синквейна (на доске):
В синквейне 5 строк:
- понятие (одно слово)
- прилагательные (два слова)
- глаголы (три слова)
- предложение (из четырех слов)
- существительное (одно слово)
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.
Пример синквейна по данной теме (на доске):
1.СПИД
2. Опасный, смертельный.
3. Калечит, уродует, разрушает.
4. Чаще распространяется из–за невежества.
5. Боль.
Каждая группа пишет свой синквейн, затем представители зачитывают варианты.
V. Заключительный
Итоги урока. Рефлексия.