Конспект урока
по окружающему миру в 3 классе
Тема: Охрана животных.
Цели: формирование представления о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных.
Задачи: расширять и углублять знания о животном мире, встречающемся в нашем крае.
Предметные УУД: систематизировать знания об охране животных
Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность на основе слайдового и текстового плана; адекватно оценивать свои достижения
Познавательные УУД: познакомить учащихся с представителями животных Красной книги России и Тульской области, уметь формировать познавательные цели, проводить сбор и анализ информации, обобщать в виде проекта.
Коммуникативные УУД: вести диалог на заданную тему, формулировать высказывания, вступать в учебный диалог с учителем.
Личностные УУД: развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками; мотивация к творческому труду, к работе на результат, воспитывать бережное отношение к природе, животному миру.
Оборудование: Красная книга; конверты с заданиями для групповой работы; презентация, листы и карандаши для выполнения задания.
Ход урока:
Сообщение темы урока.
- Тема нашего урока зашифрована, мы сможем узнать ее, отгадав загадки.
А) «Зверь смешной в огромной клетке с ветки прыгает на ветку.
Ест бананы, сладости к общей детской радости»
(слайд 2) обезьяна
Б) «Я устраиваюсь ловко: у меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой!»
(слайд 3) хомяк
В) «В воде она живет. Нет клюва, а она клюет»
(слайд 4) рыба
Г) «Это старый наш знакомый: он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту».
(слайд 5) аист
Д) «Есть немало рогачей в зоопарке и в лесу.
У всех рога на голове, у одного лишь на носу»
(слайд 6) носорог
Е) «Он верен морю, как матрос, предвестник бури … (альбатрос)
(слайд 7)
Наборы букв раздать Групповая работа
- Теперь расшифруйте слово: возьмите из названия животных первую букву и соберите слово. Какое слово получилось?
Охрана
- Кого? Назови одним словом всех, кто изображен?
Животных
- Итак, тема нашего урока: Охрана животных.
- А что значит слово «охрана»?
- Зачем нужно охранять животных?
- Задачу мы поставили. Именно этим мы будем заниматься сегодня на уроке.
Причины исчезновения видов животных. - Первое, что мы должны выяснить: - Почему исчезают некоторые виды животных? (ответы детей)
Групповая работа
- Проверить себя и возможно дополнить ответы вам поможет первое задание. У каждой группы есть конверт № 1с заданием. Капитан возьмет конверт. Внимательно прочитайте задание и выполните его. Когда группа будет готова, капитан поднимет руку. Ребята других групп проверяют. Когда вы отвечаете, остальные группы слушают и могут задать по 1 вопросу.
- Прочтите задание. Назовите, какие причины обозначены условными знаками?
(1гр. – вырубка лесов –К чему это ведет?
- Охота – Как это влияет на жизнь животных ?
2 гр. - ловля животных ради развлечения
- браконьерство - К чему это ведет?
3 гр. – загрязнение воды и воздуха
– Что происходит с животными по этой причине?
- А как эта причина влияет на жизнь животных?
- Кто не согласен? (обращение к детям других групп)
- Итак, вот основные причины исчезновения животных в природе:
- Читает 1 ученик
Знакомство с Красной книгой.
- Животные играют огромную роль в природе. Лишь очень-очень маленькая часть животных погибает по естественным причинам – в связи с изменением климата на планете. Большая же часть погибает по вине человека. Люди жестоко истребляют животных ради меха или мяса, а иногда и ради развлечения.
На диких животных влияет хозяйственная деятельность человека. Когда люди вырубают лес или загрязняют воду в реке, они невольно губят много животных, для которых лес или река – дом. Из-за хозяйственной деятельности человека и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие другие стали редкими .
Показ книги - Они внесены в Красную книгу.
- Почему книга именно Красного цвета? (красный цвет – сигнал опасности)
На доску - Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морше. В нее записаны животные и нашей страны.
На доску В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В нее включены 1116 видов животных.
Чтение стихов. 1 ученик
Охраняется Красной книгой столько редких животных и птиц.
Чтобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи, охраняются даже цветы.
Знакомство с представителями Красной книги.
- Давайте познакомимся с некоторыми животными, занесенными в Красную книгу. Каждая группа получила задание подготовить небольшое сообщение о животном.
- Слушайте внимательно и в конце сообщения дайте ответ на вопрос:
- Почему это животное оказалось на страницах Красной книги?
1 группа сообщение о белом медведе (АЛИНА Щ.)
Я хочу рассказать о белом медведе. Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живет владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Живет он долго, почти 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу и, свернувшись «калачиком», ждет рождения медвежат. У медведицы бывает 2-3 медвежонка. В берлоге медведица проводит полгода.
Люди издавна охотятся на белых медведей ради мяса, жира и шкуры, поэтому количество белых медведей сократилось.
- Почему же это животное оказалось на страницах Красной книги? (фото)
2 группа сообщение о тигре (ВИКА К.)
Я хочу рассказать о тигре. В семействе диких кошек тигр – самый крупный зверь. Тело его длиной до 4 м, весит около 400кг. Тигры очень чистоплотны. В течении дня много времени вылизывают шерсть на теле. Живут тигры 30 лет.
В 1947 году в нашей стране запрещена охота на полосатого красавца. В конце 19 века тигров было около 100 тысяч. Затем количество тигров резко сократилось. Некоторые убивали тигров из-за суеверий. Китайские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили людям, что они готовят из частей тела лекарства от трусости, когти служили талисманами.
-Почему это животное люди истребляли? (фото)
3 группа сообщение о соколе-сапсане (ЛЕША Д.)
А я хочу рассказать о соколе-сапсане. Это крупный сокол величиной с ворону. Сапсан, или русский сокол, служил символом смелости, удали и отваги. Гнездился в лесах на высоких деревьях. Откладывает 2-4 рыжеватых яйца, но выживает только 1-2 птенца. Вырубка лесов, браконьерство привели к тому, что сапсан стал редкой птицей, занесенной в Красную книгу.
- Почему эта птица занесена в Красную книгу?
- Кто запомнил какие животные занесены в Красную книгу России?
- Продолжим знакомство с представителями Красной книги.
Групповая работа. - Капитан возьмет конверт № 2. Внимательно прочитайте задание и выполните. Когда будете готовы, капитан поднимет руку.(Прочти описание, Назови это животное)
- Проверка. – Слушайте задание и ответ. Ребята других групп проверяют.
– Кто не согласен?
1группа – морж
2 группа – фламинго
3 группа – беркут
Если не отгадали:
- Мы вам поможем, Еще раз прочитайте описание животного, а ребята из других групп попробуют отгадать.
- фото этих животных на слайдах
-кого из животных запомнили?
- Обратите внимание на страницы из Красной книги. Они разного цвета.
- Как вы думаете, почему?
- Животные и растения включены в Красную книгу не навечно, а с надеждой на то, что в результате принятых охранных мер, они перестанут нуждаться в защите.
- Красная книга – это документ временного действия, если люди узнают что-то новое, то вносят в Красную книгу. Некоторые животные уже не нуждаются в защите, и они попадают на зеленые страницы.
Давайте с вами посмотрим видеоролик о животных, занесенных в красную книгу.
5. Меры спасения животных.
- Но Красная книга – это книга сигналов тревоги и надежды. Ее еще называют книгой печали, так как там содержатся сведения о редких и совершенно исчезнувших с Земли животных и растении. Начиная с 17го века, вымерло 190 видов животных. Сейчас угроза нависла более чем над 500 видами.
- В чем же выход? Что делает человек, чтобы сберечь животных? (создает заповедники, заказники, питомники)
- Вспомним, что такое заповедник? (заповедник – территория, где оберегается или сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс;
заказник – земельный или водный участок, в пределах которого под охраной находятся все или некоторые виды животных, растений;
зоопарк –учреждение для содержания животных в неволе с целью их демонстрации, сохранения, воспроизводства и изучения, в том числе и научного)
- Что запрещено делать на территории заповедника? (запрещена охота и промышленное производство)
- А зачем вообще люди стали делать заказники, заповедники, зоопарки?
- От кого они собирались охранять животных?
- В нашей стране принят закон об охране и использовании животного мира. Охота на редких животных запрещена или ограничена. - Красная книга России не может охватить все проблемы регионов и поэтому во многих областях стали составлять собственные Красные книги. В нашем регионе была создана Красная книга Тульской области. Показать кранную книгу
Давайте посмотрим какие животные внесены в Красную Книгу Тульской области. Ребята нам подготовили сообщения.
Выхухоль обыкновенная( ЛЕРА п., гигантская вечерница,(Огабек Э.) бурый медведь, (КСЮША М.)сурок обыкновенный,(АЛИНА С.).
Знакомство с экологическими правилами.
Раздаются экологические знаки (приложение).
-Ребята, с радостью бы пригласила вас в лес, где вы будете настоящими друзьями природы, но для начала нам нужно вспомнить правила друзей природы. У вас на столах лежат листы и карандаши. Изобразите с помощью рисунков правила поведения человека в природе. (ПРОВЕРКА С ПОМОЩЬЮ ДОКУМЕНТКАМЕРЫ)
V. Закрепление изученного материала
Вспомните, о каких животных мы говорили ?
Где могут найти защиту животные?
А что мы с вами можем сделать для охраны животных?
Берегите и охраняйте природу!
Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.
VI. Рефлексия учебной деятельности.
Ребята, проанализируйте свою работу на уроке.
Выберите начало предложения и закончите его.
Я узнал(а)…
Было интересно…
Я испытал(а) чувство…
Я хочу, чтобы…
А как вы думаете, нас можно считать экологами, ведь мы на уроке и животных узнали, которые находятся под оранной, и с правилам друзей природы познакомились, и меры, принимаемые для защиты животных узнали?
7. домашнее задание
- Предлагаю Вам выбрать домашнее задание по душе и выполнить его.
1. Подобрать пословицы о важности природы и бережном к ней отношении.
2.Подготовить сообщение о редких животных Тульской области.
3.Придумать и нарисовать свои экологические знаки.