Конспект урока ОРКСЭ
Тема урока «Ценность рода и семьи» 15.11.2017г.
Цель урока:
сформировать осознанное отношение к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека, через знакомство с семейными традициями, показать значение семьи в жизни каждого гражданина, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
Задачи:
Обучающие:
– Раскрыть понятие “семья”, “род”, “любовь”, “семейные традиции”, закрепить знания учащихся о семейных традициях, праздниках.
Развивающие:
– Развивать речь, внимание, мышление, память, формировать уважительное отношение к родителям, окружающим, способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.
Воспитательные:
– Воспитывать любовь и уважение к своей семье, воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру, формировать у учащихся стремления помогать семье во всем; пробуждать в ребенке чувства ответственности и заботы за семью.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5. Определять ключевые слова текста.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Основные понятия урока: семья, род, семейные традиции.
Оборудование урока:
1. Мультимедийная презентация к уроку.
2. Карточки с пословицами для учащихся.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие гостей.
- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
– Сегодня на уроке пойдёт речь о важнейшей ценности в жизни каждого человека. Послушайте, что об этом пишет Валентин Берестов.(2 слайд)
Любят тебя без особых причин:
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
– Что является опорой в жизни каждого человека?
2. Определение темы урока.
Учитель:
- Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? Что объединяет эти фотографии? Прочитаем загадку… (3 слайд)
Без чего на белом свете ( 1 щелчок мышью)
Взрослым не прожить и детям?( 1 щелчок мышью)
Кто поддержит вас, друзья? ( 1 щелчок мышью)
Ваша дружная ...( семья). ( 1 щелчок мышью)
Учитель:
- Сегодня мы будем говорить о семье, семейных традициях. Тема нашего урока “Ценность рода и семьи” ( 4 слайд ).
- А как вы понимаете это слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?
Предполагаемые ответы детей:
“Семья – это любимые люди, на кого можно положиться”.
“Семья – это самые близкие люди, самые родные и готовые в любую минуту помочь тебе, отдать за тебя и тебе всё”.
“Семья – это родственники, это опора и друзья, где понимают друг друга”.
“Семья – это родные, любимые люди, которые помогут в беде и горе, несмотря ни на что помогут и успокоят”.
“ Семья – это моя крепость, защита и опора”.
Учитель: (5 слайд)
- Послушайте, как об этом говорится в энциклопедии Кирилла и Мефодия:
Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «Родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья…
3. Постановка проблемы урока. Работа с учебником.
Учитель:
- Ребята, прочитаем текст на стр. 42 учебника и определим проблему урока.
Дети читают текст.
Учитель:
- Сравните мнение ребят о семейных традициях: в чём они противоречат друг другу? Какой можно задать вопрос?
Дети формулируют проблемный вопрос и сравнивают свои варианты с вариантом авторов : “ Почему надо уважать семейные традиции? “ ( 6 слайд)
Учитель:
- Вот вопрос, на который мы должны сегодня найти ответ. Попробуйте сразу дать ответ на этот вопрос.
Предполагаемые ответы детей:
“Надо уважать традиции, чтобы не обидеть бабушку, чтобы сделать человеку приятно, чтобы вся семья собиралась вместе”.
4. Работа над пословицами (работа в парах или индивидуально)
Учитель:
Еще в старину о доме, о семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Например, «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Где родился, там и пригодился». И мы сегодня обратимся к пословицам разных народов, посвящённых дому и семье. Соберите пословицы и объясните их смысл (7 слайд).
(дети на карточках составляют пословицы).
Учитель:
-Проверим, правильно ли вы составили пословицы.(8 слайд)
Ученики по очереди читают пословицы и объясняют их смысл.
1 группа
Семья - печка: как холодно все к ней собираются.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Не надобен и клад, коли в семье лад.
Когда семья вместе, и сердце на месте.
Семья сильна, когда крыша над ней одна.
2 группа
Золото и серебро не стареют – отец, и мать цены не имеют.
При солнышке тепло – при матери добро.
Дети – цветы жизни.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
3 группа
В семье разлад – так и дому не рад.
Согласную семью и горе не берёт.
Яблочко от яблони далеко не падает.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
5. Физминутка (9 слайд)
6. Изучение нового материала.
Учитель:
– Давайте будем разбираться, читать материал в учебнике и искать ответ на вопрос «Почему надо уважать семейные традиции?». Но сначала узнаем, как появилась семья?
Чтение текста в учебнике стр.43, первый абзац.
Учитель:
- Смотрим на фото (10 слайд) . Итак, раньше люди жили родами. Род – это союз родственников, произошедший от одного предка.
Чтение второго и третьего абзаца в учебнике , стр. 43.
Учитель:
-Ребята, что же такое семья? Прочитаем в словаре в учебнике , стр.77.
Дети читают определение: “Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества” (11 слайд).
- Послушайте одну очень поучительную притчу. «Корзина» (12 слайд).
Жил -был старик. Жил в доме у сына с невесткой, жили не тужили..Только стал мешать старик невестке, то не там сядет, то не то услышит. Но вы сами знаете... А дальше стала она мужа, сына старика пилить:
-Пусть уходит от нас и всё..Дошло до такой степени, что в один хмурый день сказала она мужу :
-Выбирай или он, или я. Как тяжко человеку перед таким выбором, кто б знал..Взял он большую корзину, посадил в неё отца, положил ему запас еды на несколько дней и отнёс далеко в горы. Высадил и уходить..только ему отец в спину и говорит- сынок а ты ничего не забыл?
-Нет отец ничего ,прости если сможешь! А что?- Корзину ты забыл сынок!- Да зачем она мне теперь..- Как зачем? А твой сын в чём тебя в горы потащит?
Заплакал сын от печали, посадил обратно в корзину, да и отнёс отца домой…
Учитель:
Отгадаем загадки, кто является членами семьи? (13,14,15 слайды)
Дети читает загадки и отгадывают их:
1.Кто милее всех на свете?
Кого очень любят дети?
На вопрос отвечу прямо:
- Всех милее наша … (мама).
2.Кто же трудную работу
Может делать по субботам?
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш ...(папа).
3. Кто любить не устаёт,
Пироги для нас печёт,
Вкусные оладушки?
Это наша … (бабушка).
4. Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш. ..(дед).
Посмотрим на слайд и определим, что дает человеку его семья? (16 слайд)
Предполагаемые ответы детей: “В семье ребенка кормят, о нем заботятся. Мама и папа заботятся о своем ребенке. Семья даёт дает человеку любовь, заботу. В семье все помогают друг другу”.
Учитель:
- У каждого человека должен быть дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, заботу. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Семья дает человеку
- жизнь ( 1 щелчок мышью),
- любовь ( 1 щелчок мышью),
- заботу ( 1 щелчок мышью).
- А какие же ценности есть у каждой семьи? (17 слайд)
- В каждой семье есть свои традиции. Приведите мне примеры ваших семейных традиций.
Предполагаемые ответы детей :
“Мы празднуем все вместе Новый год. Мы всей семьей по воскресеньям ходим кататься на коньках, лыжах. Мы летом всей семьёй ездим к бабушке в деревню.”
Учитель:
- Прочитаем в учебнике на стр. 44 о семейных традициях.
Дети читают текст на стр. 44.
Учитель :
Итак, традиции – это мысли, обычаи, образ действий, унаследованные от предков. (18 слайд)
Ребята, сделайте вывод: почему надо уважать традиции?
Предполагаемые ответы детей: “ Если мы соблюдаем традиции, то мы помним о наших родных и близких людях. В человеке воспитываются хорошие качества – умение любить близкого человека, сопереживать, помогать родным”.
Игра «Счастливый дом» (работа в группах) (19 слайд)
Задание для первой группы : записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом».
Задание для второй группы : написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья».
Задание для третьей группы : записать семейные ценности, которые вы можете предложить для крепости семейных отношений.
7. Вывод.
Учитель:
Сделайте вывод по проблеме урока : будет ли честно и справедливо относиться к членам своей семьи равнодушно, холодно, с неприязнью?
Предполагаемые ответы детей:
“Нет, не честно, все должны уважать и любить друг друга. Надо любить своих родителей и помогать им. Надо заботиться о бабушках и дедушках. ”
Учитель:
- Завершить наш урок мне хочется стихами. Прочитаем их (20 слайд)
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку - и слёзы, и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
8. Рефлексия.(21 слайд)
- Наш класс – это тоже семья, только школьная.
- На доске – торт. У вас на партах – свечки. Если урок вам понравился и знания, полученные на уроке, по вашему мнению, пригодятся в жизни, необходимо раскрасить свечку в красный цвет. А если, наоборот, урок не понравился и знания не пригодятся нужно раскрасить свечку в зелёный цвет.
9. Домашнее задание. (22 слайд)
Поговорить с родителями о ценностях своей семьи.
Сделать фотоальбом с подписями « Добрые традиции нашей семьи».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Семья – печка: | как холодно, все к ней собираются |
В семье любовь да совет, | так и нужды нет. |
Не надобен и клад, | коли в семье лад. |
Когда семья вместе, | и сердце на месте. |
Семья сильна, | когда крыша над ней одна. |
Золото и серебро не стареют | отец, и мать цены не имеют. |
Вся семья вместе | , так и душа на месте. |
Яблочко от яблони | далеко не падает. |
В семье разлад – | так и дому не рад. |
Кто родителей почитает, | тот вовеки не погибает. |
При солнышке тепло – | при матери добро. |
Дети – | цветы жизни. |
Человек без семьи, | что дерево без плодов. |
Согласную семью | и горе не берёт. |
Не будет добра, | коли в семье вражда. |




