СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку ОРКСЭ по теме "Ценность рода и семьи" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пословицы могут быть и другие. В приложении даны дополнительные материалы к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку ОРКСЭ по теме "Ценность рода и семьи" 4 класс»

Конспект урока ОРКСЭ


Тема урока «Ценность рода и семьи» 15.11.2017г.

Цель урока:

сформировать осознанное отношение к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека, через знакомство с семейными традициями, показать значение семьи в жизни каждого гражданина, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

Задачи:

Обучающие:

 – Раскрыть понятие “семья”, “род”, “любовь”, “семейные традиции”, закрепить знания учащихся о семейных традициях, праздниках.

Развивающие:

– Развивать речь, внимание, мышление, память, формировать уважительное отношение к родителям, окружающим, способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.

Воспитательные:

– Воспитывать любовь и уважение к своей семье, воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру, формировать у учащихся стремления помогать семье во всем; пробуждать в ребенке чувства ответственности и заботы за семью.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Определять ключевые слова текста.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Осуществлять познавательную  и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.


Основные понятия урока: семья, род, семейные традиции.

Оборудование урока:

1. Мультимедийная презентация к уроку.

2. Карточки с пословицами для учащихся.


Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие гостей.  

- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

– Сегодня на уроке пойдёт речь о важнейшей ценности в жизни каждого человека. Послушайте, что об этом пишет Валентин Берестов.(2 слайд)

Любят тебя без особых причин:
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

– Что является опорой в жизни каждого человека?


2. Определение темы урока.

Учитель:

- Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? Что объединяет эти фотографии? Прочитаем загадку… (3 слайд)

Без чего на белом свете ( 1 щелчок мышью)

Взрослым не прожить и детям?( 1 щелчок мышью)

Кто поддержит вас, друзья? ( 1 щелчок мышью)

Ваша дружная ...( семья). ( 1 щелчок мышью)


Учитель:

- Сегодня мы будем говорить о семье, семейных традициях. Тема нашего урока “Ценность рода и семьи” ( 4 слайд ).
- А как вы понимаете это слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?


Предполагаемые ответы детей:

“Семья – это любимые люди, на кого можно положиться”.

“Семья – это самые близкие люди, самые родные и готовые в любую минуту помочь тебе, отдать за тебя и тебе всё”.

“Семья – это родственники, это опора и друзья, где понимают друг друга”.

“Семья – это родные, любимые люди, которые помогут в беде и горе, несмотря ни на что помогут и успокоят”.

“ Семья – это моя крепость, защита и опора”.


Учитель: (5 слайд)

- Послушайте, как об этом говорится в энциклопедии Кирилла и Мефодия:
Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «Родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья…

3. Постановка проблемы урока. Работа с учебником.

Учитель:

- Ребята, прочитаем текст на стр. 42 учебника и определим проблему урока.

Дети читают текст.

Учитель:

- Сравните мнение ребят о семейных традициях: в чём они противоречат друг другу? Какой можно задать вопрос?

Дети формулируют проблемный вопрос и сравнивают свои варианты с вариантом авторов : “ Почему надо уважать семейные традиции? “ ( 6 слайд)


Учитель:

- Вот вопрос, на который мы должны сегодня найти ответ. Попробуйте сразу дать ответ на этот вопрос.


Предполагаемые ответы детей:

“Надо уважать традиции, чтобы не обидеть бабушку, чтобы сделать человеку приятно, чтобы вся семья собиралась вместе”.


4. Работа над пословицами (работа в парах или индивидуально)

Учитель:

Еще в старину о доме, о семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Например, «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Где родился, там и пригодился». И мы сегодня обратимся к пословицам разных народов, посвящённых дому и семье. Соберите пословицы и объясните их смысл (7 слайд).

(дети на карточках составляют пословицы).

Учитель:

-Проверим, правильно ли вы составили пословицы.(8 слайд)

Ученики по очереди читают пословицы и объясняют их смысл.

1 группа

Семья - печка: как холодно все к ней собираются.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Не надобен и клад, коли в семье лад.

Когда семья вместе, и сердце на месте.

Семья сильна, когда крыша над ней одна.

2 группа

Золото и серебро не стареют – отец, и мать цены не имеют.

При солнышке тепло – при матери добро.

Дети – цветы жизни.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

3 группа

В семье разлад – так и дому не рад.

Согласную семью и горе не берёт.

Яблочко от яблони далеко не падает.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.


5. Физминутка (9 слайд)


6. Изучение нового материала.

Учитель:

– Давайте будем разбираться, читать материал в учебнике и искать ответ на вопрос «Почему надо уважать семейные традиции?». Но сначала узнаем, как появилась семья?


Чтение текста в учебнике стр.43, первый абзац.

Учитель:

- Смотрим на фото (10 слайд) . Итак, раньше люди жили родами. Род – это союз родственников, произошедший от одного предка.

Чтение второго и третьего абзаца в учебнике , стр. 43.


Учитель:

-Ребята, что же такое семья? Прочитаем в словаре в учебнике , стр.77.

Дети читают определение: “Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества” (11 слайд).


- Послушайте одну очень поучительную притчу. «Корзина» (12 слайд).

Жил -был старик. Жил в доме у сына с невесткой, жили не тужили..Только стал мешать старик невестке, то не там сядет, то не то услышит. Но вы сами знаете... А дальше стала она мужа, сына старика пилить:

-Пусть уходит от нас и всё..Дошло до такой степени, что в один хмурый день сказала она мужу :

-Выбирай или он, или я. Как тяжко человеку перед таким выбором, кто б знал..Взял он большую корзину, посадил в неё отца, положил ему запас еды на несколько дней и отнёс далеко в горы. Высадил и уходить..только ему отец в спину и говорит- сынок а ты ничего не забыл?

-Нет отец ничего ,прости если сможешь! А что?- Корзину ты забыл сынок!- Да зачем она мне теперь..- Как зачем? А твой сын в чём тебя в горы потащит?
Заплакал сын от печали, посадил обратно в корзину, да и отнёс отца домой…

Учитель:

Отгадаем загадки, кто является членами семьи? (13,14,15 слайды)

Дети читает загадки и отгадывают их:


1.Кто милее всех на свете?

Кого очень любят дети?

На вопрос отвечу прямо:

- Всех милее наша … (мама).

2.Кто же трудную работу

Может делать по субботам?

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш ...(папа).

3. Кто любить не устаёт,

Пироги для нас печёт,

Вкусные оладушки?

Это наша … (бабушка).

4. Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш. ..(дед).


Посмотрим на слайд и определим, что дает человеку его семья? (16 слайд)


Предполагаемые ответы детей: “В семье ребенка кормят, о нем заботятся. Мама и папа заботятся о своем ребенке. Семья даёт дает человеку любовь, заботу. В семье все помогают друг другу”.

Учитель:

- У каждого человека должен быть дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, заботу. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Семья дает человеку

- жизнь ( 1 щелчок мышью),

- любовь ( 1 щелчок мышью),

- заботу ( 1 щелчок мышью).

- А какие же ценности есть у каждой семьи? (17 слайд)


- В каждой семье есть свои традиции. Приведите мне примеры ваших семейных традиций.


Предполагаемые ответы детей :

“Мы празднуем все вместе Новый год. Мы всей семьей по воскресеньям ходим кататься на коньках, лыжах. Мы летом всей семьёй ездим к бабушке в деревню.”

Учитель:

- Прочитаем в учебнике на стр. 44 о семейных традициях.

Дети читают текст на стр. 44.


Учитель :

Итак, традиции – это мысли, обычаи, образ действий, унаследованные от предков. (18 слайд)


Ребята, сделайте вывод: почему надо уважать традиции?

Предполагаемые ответы детей: “ Если мы соблюдаем традиции, то мы помним о наших родных и близких людях. В человеке воспитываются хорошие качества – умение любить близкого человека, сопереживать, помогать родным”.


Игра «Счастливый дом» (работа в группах) (19 слайд)

  • Задание для первой группы : записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом».

  • Задание для второй группы : написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья».

  • Задание для третьей группы : записать семейные ценности, которые вы можете предложить для крепости семейных отношений.


7. Вывод.

Учитель:

Сделайте вывод по проблеме урока : будет ли честно и справедливо относиться к членам своей семьи равнодушно, холодно, с неприязнью?

Предполагаемые ответы детей:

“Нет, не честно, все должны уважать и любить друг друга. Надо любить своих родителей и помогать им. Надо заботиться о бабушках и дедушках. ”

Учитель:

- Завершить наш урок мне хочется стихами. Прочитаем их (20 слайд)

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку - и слёзы, и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

8. Рефлексия.(21 слайд)

- Наш класс – это тоже семья, только школьная.

- На доске – торт. У вас на партах – свечки. Если урок вам понравился и знания, полученные на уроке, по вашему мнению, пригодятся в жизни, необходимо раскрасить свечку в красный цвет. А если, наоборот, урок не понравился и знания не пригодятся нужно раскрасить свечку в зелёный цвет.

9. Домашнее задание. (22 слайд)

Поговорить с родителями о ценностях своей семьи.

Сделать фотоальбом с подписями « Добрые традиции нашей семьи».
























ПРИЛОЖЕНИЕ


Семья – печка:

как холодно, все к ней собираются

В семье любовь да совет,

так и нужды нет.

Не надобен и клад,

коли в семье лад.

Когда семья вместе,

и сердце на месте.

Семья сильна,

когда крыша над ней одна.






Золото и серебро не стареют

отец, и мать цены не имеют.

Вся семья вместе

, так и душа на месте.

Яблочко от яблони


далеко не падает.

В семье разлад –


так и дому не рад.

Кто родителей почитает,

тот вовеки не погибает.




При солнышке тепло –

при матери добро.

Дети –


цветы жизни.

Человек без семьи,


что дерево без плодов.

Согласную семью


и горе не берёт.

Не будет добра,


коли в семье вражда.