Урок №27
Атмосферное давление".
Практическая работа № 15
Решение практических задач на определение изменений температуры и атмосферного давления с высотой.
I. Задачи:
Сформировать представление об атмосферном давлении: о величине нормального атмосферного давления, о пониженном и повышенном атмосферном давлении.
Сформировать знания о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.
Продолжить формирование обще учебных умений и навыков.
Оборудование:
План изучения нового материала:
Что такое атмосферное давление.
Как измеряется атмосферное давление.
Как изменяется атмосферное давление с высотой.
Как изменяется атмосферное давление в зависимости от нагревания земной подстилающей поверхности.
(План записывается на доске).
Ход урока
1. Организационная часть урока
- Взаимное приветствие.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Проверка наглядного материала, оборудования.
2. Актуализация знаний учащихся
Используя опорную план-схему по теме “Атмосфера” и рисунок “Строение атмосферы” , учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем и позволяющие ученикам актуализировать знания, полученные на предыдущих уроках:
- Какую тему мы изучаем?
- Что такое атмосфера?
- Какие характеристики погоды мы даем? От чего зависит t воздуха?
- Дать характеристику погоды за 9.02.2007 года; 10.02.2007года, сделать выводы о погоде.
3. Сообщение темы, цели и плана урока.
Учитель: В ходе изучения нового материал, вы должны найти ответ на следующие вопросы:
Что такое атмосферное давление?
Как измеряется атмосферное давление?
Как изменяется атмосферное давление с высотой?
Как изменяется атмосферное давление в зависимости от нагревания земной подстилающей поверхности?
Для работы и ответа на вопросы, вам необходимо объединиться в 5 групп метеорологов- синоптиков. Эти слова произошли от греческих слов и имеют следующие толкования: “Метеора” - атмосферные явления; “Синоптик” - способный всё обозреть.
Первая группа готовит ответ на вопрос: Что такое атмосферное давление?
Вторая группа готовит ответ на вопрос: Кто изобрёл прибор для измерения атмосферного давления и его устройство?
Третья группа отвечает на вопрос: Как измеряется атмосферное давление?
Четвёртая группа отвечает на вопрос: Как изменяется атмосферное давление с высотой?
Пятая группа отвечает на вопрос: Как изменяется атмосферное давление от нагревания подстилающей поверхности?
3.1.2. Работа над новым материалом.
3.1.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ (в течение 5-6 минут): изучение и выполнение заданий.
Необходимые выводы, к которым должны прийти учащихся в процессе самостоятельной работы в группах:
Первая группа вывод: Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на окружающие предметы. Учащимися делается запись в тетради.
Вторая группа метеорологов должна приготовить рассказ об изобретателе прибора барометра для измерения давления Эванджелисте Торричелли примерно следующего содержания: “Ртутный барометр был изобретён в 1643 году учеником Галилео Галилея Эванджелистом Торричелли. Он наполнил запаянную сверху стеклянную трубку и погрузил её открытый конец в сосуд с ртутью. Сначала какое-то количество ртути вылилось, но потом высота столбика почти не менялась. В ходе своих опытов Торричелли сделал следующие выводы: масса (давление) атмосферного воздуха давит на открытую поверхность ртути в сосуде и не даёт выливаться ртути из трубки; колебания высоты ртути в трубке зависят от изменения давления”.
Третья группа метеорологов должна подготовить выступление по теме “нормальное атмосферное давление” следующего содержания: “Нормальным давлением принято считать давление 720 мм ртутного столба. Оно определяется на уровне моря на 45 параллели при температуре 0 градусов С. В настоящее время атмосферное давление измеряют прибором барометром – анероидом, в котором не применяют ртуть”.
Четвёртая группа метеорологов работает по рисунку, готовит ответ на вопрос, как изменяется давление с высотой. Делает соответствующий вывод: с высотой масса воздуха легче и температура ниже, отсюда и давление понижается. Дополнительная информация от учителя: На каждые 10,5 м вверх давление понижается на 1 мм рт. ст. В ходе работы над географическими задачами, учащиеся должны дать следующие ответы: “С высотой давление понижается”, “Выше расположен поселок А, в котором атмосферное давление равно 748 мм”.
Пятая группа метеорологов по таблице показывает и сравнивает, как изменяется атмосферное давление, в связи с изменениями температуры воздуха. По таблице делают вывод: если повышается температура воздуха, то атмосферное давление понижается. (Вывод записывают в тетради).
ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ГРУПП .Представители от групп делают сообщение по своим вопросам. В процессе выступления все учащийся записывают в тетрадь выводы, полученные каждой исследовательской группой, учитель обобщает выводы, при необходимости корректирует правильность сообщений, дополняет.
4. Закрепление нового материала.
Учитель раздает учащимся географические задачи. Учащиеся зачитывают задачу вслух.
Вы отдыхаете в лагере, который расположен в лесу. Вы идете через луг на речку. Где атмосферное давление выше: над лугом (Нд) или лесом (Вд)?
Жаркий летний день, вы загораете на берегу реки. Измерим атмосферное давление над сушей (Нд) и рекой (Вд). Будет ли оно одинаково? Почему?
Вы жители прибайкальского города Слюдянки. Особенности вашего климата во многом зависят от озера Байкал. Подумайте, какое атмосферное давление (Вд и Нд) летом будет над городом (Нд), над Байкалом (Вд)? Изменится ли оно зимой? Почему?
Атмосферное давление и здоровье человека. Влияет ли атмосферное давление на здоровье человека? Приведите примеры из ваших собственных наблюдений.
5.Практическая работа № 20.
Определение атмосферного давления и температуры воздуха в зависимости от изменения высоты места.
Ход урока:
1. Используя знания, полученные на уроке и текст учебника ( § 38 ), заполните таблицу:
Высота места над уровнем моря ( м ) | Атмосферное давление ( мм рт. ст. ) | Температура воздуха ( tо С ) |
0 м * | | |
1000 м | 660 | 18о |
4150 м | | |
* Для определения атмосферного давления абсолютную высоту места предлагаю принять за 2,5 м
Внимание: не забудьте написать под таблицей все свои расчёты!
2. Сделайте вывод о зависимости атмосферного давления и температуры воздуха от высоты места.
6. Подведение итога урока.
Учитель задает вопросы:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам понравилось на уроке? Почему?
- Что бы хотелось выполнить еще раз?
6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке и выставление отметок за работу.
Учитывать: самостоятельность, правильность ответа и оригинальность.
7. Домашнее задание: п.38.