Тема : Что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Цель: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения; развивать мышление, навыки коммуникативного общения; воспитывать доброжелательность.
Задачи:
Формирование важнейших нравственных ценностей: добро, уважение, любовь.
Развитие умения чувствовать и понимать других
Способствовать развитию сопереживания к окружающим тебя людям, сочувствию, рефлексии.
Развивать умение анализировать свои поступки, соотносить их с общечеловеческими ценностями.
Повышать уровень взаимопонимания, сплоченности, согласованности своих действий с действиями других.
Ход занятия
1.Орг.момент. Приветствие. (Я рада вас приветствовать на занятии. Давайте поприветствуем гостей, подарим им свои улыбки и хорошее настроение.)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2.Вступление
Сегодня , мы с вами проведем классный час на очень интересную и полезную тему. О чем будет идти беседа на классном часе, вы сейчас узнаете.
Итак , посмотрите ребята на этих героев (Айболит, лиса, Баба Яга).
-Скажите, кто из этих героев вам больше всего нравится? Почему?
- Какие хорошие поступки совершал Айболит?
-А почему лису и Бабу Ягу вы считаете плохими?
-А каких еще хороших героев вы знаете? (рисунки на доске: Кащей Бессмертный,Золушка ,Карабас-Барабас,Красная шапочка,Иван Царевич,Чебурашка .
-А плохих?
Так, значит, если мы начали наш классный час с обсуждения поступков героев, то может вы мне назовете тему нашего классного часа?
-О чем будем сегодня говорить ?(правильно, о том, что такое хорошо и что такое плохо.)
-А что значит , вести себя хорошо и что значит плохо? (СЛАЙД 2)
- Давайте вспомним значение этих слов.
- Что значит “хорошо”? Как вы понимаете значение слова “хорошо”?
Хорошо – хороший (лучше, лучший) – вполне положительный по своим качествам, такой как следует.
- Как понимаете значение “плохо”? Растолкуйте.
- Поскольку слово “плохо” является противоположным по значению слову “хорошо”, поэтому в словаре слово “плохо” – плохой означает - лишенный положительных качеств.
- Итак, со значением слов разобрались.
-Какие поступки совершает хороший человек?(хорошие, добрые).
-А плохой? (злые, нехорошие).
-А как по другому можем назвать «хорошо»? С каким другим словом оно ассоциируется?(добро). А слово «плохо»? (зло).
Молодцы ! Верно!
3.Основной этап.
А теперь, посмотрите, на доске у меня есть 2 планеты: планета «Зла» и планета «Добра». Ох! Что за недоразумение, исчезла планета «Добра» или «Хороших поступков». Злые герои разрушили нашу планету «Добра» на множество кусочков, оставив нам маленький кусочек.
-Итак, мы с вами срочно отправляемся в путешествие в поисках нашей планеты. Отправимся в космос. Готовы?
Посмотрите все на меня!
Сегодня пилотом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
А отправимся мы на ракете. Пристегнули ремни. Взлетаем.(СЛАЙД 3)
1 планета «Мультипликационная». (СЛАЙД 4)
1.Знакомство с В. Маяковским.
2.Просмотр мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо?».(СЛАЙД 5)
3.Беседа .
О чем этот мультфильм?
Понравился ли он вам? Чем? О каких поступках идет речь в мультфильме?
А посмотрите, что я нашла. Это же кусочек нашей планеты. Летим дальше в поисках планеты? (Да.)
-Как будете поступать –плохо или хорошо?
2 планета «Игровая» (СЛАЙД 6)
Игра «Не попади впросак»
(Учитель читает загадки) Если загадка учит добру и вежливости , то в ответ на нее надо, всем хором сказать: «это я, это я , это все мои друзья!» давайте прорепетируем. Но трудность в том, что эти слова надо говорить не на каждую загадку. Если загадка с подвохом - надо сказать: нет не я, нет не я, не мои это друзья!.
Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром !» скажет твёрдо?
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
У кого из вас в порядке,
Сумка, книжки и тетрадки?
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
Кто из вас молчит, как рыба,
Вместо доброго «спасибо»?
Игра «Потопаем-похлопаем»
Учитель. Давайте поиграем в игру «Потопаем-похлопаем» Я буду называть поступки и положительные, и отрицательные, которые иногда совершают дети. Если поступок, с вашей точки зрения, хороший — похлопайте в ладоши, если плохой — потопайте ногами.
+ Анюта выучила много вежливых слов, но применяет их только в обращении со старшими, со сверстниками же грубит.
+ Олежка при входе в школу всегда пропускает вперед учителей, завуча, директора, но не делает этого по отношению к уборщицам.
+ Марина перед сном всей семье желает спокойной ночи, даже кошке Дуняшке.
+ Оля очень любит бабочек, поэтому все летние каникулы проводит в лугах, гоняясь с сачком за бабочками для пополнения своей коллекции.
+ Денис встает в 6 часов утра, чтобы совершить пробежку по парку.
+ Вася — очень веселый мальчишка, он придумал каждому однокласснику прозвище- дразнилку.
+ Лена каждый день после уроков заходит в гости к одинокой соседской бабушке, чтобы навестить ее, помочь по хозяйству.
+ В свой день рождения Ирочка принесла в класс конфеты и угостила всех одноклассников.
+ Намусорив в коридоре возле окна принесенными из дома семечками, Женя не стал убирать, заявив, что для этого в школе есть уборщица. (Под деревом спрятан еще один кусочек планеты.).
Игра «Дерево поступков» Сейчас весна и мы украсим свое дерево
Теперь перед вами ДЕРЕВО, его надо украсить цветочками. На этих своеобразных цветочках надписи, обозначающие хорошие и плохие поступки и качества человека, но вам надо повесить только ленточки с надписями о хороших поступках. Зачитываем и крепим.
ПЛОХИЕ | ХОРОШИЕ |
Обидел друга. | Защитил слабого. |
Порвал книгу. | Проведал больного друга. |
Поссорился с мамой. | Помог младшей сестре, другу, маме. |
Ударил котенка. | Помог перейти дорогу старушке. |
Разрушил птичье гнездо. | Смастерил кормушку. |
Бегал по школе. | Помог решить задачу, покормить птиц |
Нарисовал на парте. | Катя подметает |
Не выполнил домашнее задание. | Помочь брату обуться |
Дал списать. | |
- Мы должны стараться совершать больше хороших поступков. Потому что добрые, хорошие поступки облагораживают людей. Мир становится богаче, добрее и лучше. Мы с вами должны отличать Хорошее от Плохого.
-Хороший человек должен не только совершать добрые поступки, но и быть еще вежливым.
Игра Есть одна игра для вас.
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
Где отгадка - там конец.
Кто подскажет - молодец!
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого : ... ("Спасибо")
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит : ... "Добрый день")
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы: ... ("Спасибо")
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ("Здравствуйте ")
Когда нас бронят за шалости,
Говорим: ... ("Прости, пожалуйста")
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят: ... ("До свидания")
Летим дальше. (Найти кусочек)
3 планета «Ситуативная» (СЛАЙД 7)
1 ситуация: Ване задали задание подготовить выступление о животных. Он нашёл материал в библиотеке, подготовил выступление. К тому же вырезал из книг рисунки животных. –Определите, пожалуйста, что здесь хорошо, а что плохо.( СЛАЙД 8)
( Хорошо: постарался и подготовил выступление.
Плохо: испортил книгу)
-А что бы вы сделали? ( сделать рисунки животных самим, принести книгу с рисунками животных на урок и показать ребятам,)
? 2 ситуация: Миша пришёл домой весь грязный. Он с друзьями во дворе сажал деревья и помог поливать их водой. Маме пришлось постирать Мишину одежду. –Определите, пожалуйста, что здесь хорошо, а что плохо.
(Хорошо: мальчик помог друзьям.
Плохо: испачкался.
- А что же делать в этой ситуации? ( Работать чисто и аккуратно или помочь маме постирать загрязнённую одежду.)
3 ситуация: Даша любит птиц. Недавно она под деревом нашла маленького птенчика и принесла его домой. Даша решила поухаживать за ним. – В этой ситуации что хорошо, а что плохо?
(Хорошо: любит птиц, хочет помочь птенчику.
Плохо: нельзя птиц держать дома.
- Что бы вы посоветовали Даше? ( Не трогать птенчика. О нём позаботятся родители.)
- Как вы думаете, Ребят, всегда ли возможно быть хорошим?( Мнения учеников…)
4 ситуация:Шел Боря домой из школы. Видит- идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он машины пропускает», -догадался Боря и пошел своей дорогой.
-Как бы поступили вы на месте мальчика?(он равнодушный)
5 ситуация : Уроки закончились. Собираясь домой, Сережа нечаянно толкнул портфелем Петю...Петя накинулся на Сергея. Ведь папа учил, что надо давать сдачу.
- А как правильно поступить? (Сергею - извиниться, Пете - взять паузу, разобраться.)
КУСОЧЕК планеты
4 планета «Спортивная» (осколок от планеты) (СЛАЙД 9)
5 планета «Литературная» (СЛАЙД 10)
Стихи «Научу обуваться и братца» Е.Благинина
Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они — сапожки.
Этот — с левой ножки,
Этот — с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем галошки.
Эта — с правой ножки,
Эта — с левой ножки.
Вот как хорошо!
«Что ты тискаешь утенка» С.Черный
Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты — большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой…
Ты представь такую штуку —
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?
Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать.
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать!..
Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд.
Лапы мальчика не шутки,
Чуть притиснешь — и капут.
Гоша моет сам посуду,
Пылесосит пыль повсюду,
Может в магазин сходить,
Молоко и хлеб купить.
Помогает маме Гоша,
Значит, мальчик он хороший.
В переполненном трамвае
Едет бабушка хромая.
Нехороший мальчик Влад
От нее отвел свой взгляд.
А хороший мальчик Нил
Встал и место уступил.
Мальчик маленький Егор
Вышел погулять во двор.
Нехороший мальчик Витя
Захотел его обидеть.
Но хороший мальчик Жора
Заступился за Егора.
Огорчает маму Юли
То, что дочь ее грязнуля –
Рук не моет и лица,
В лужу прыгает с крыльца.
Мама ей твердит со вздохом:
«Быть грязнулей очень плохо!»
Нехороший мальчик Лёня
Искупал щенка в бульоне.
Будьте Лёни вы добрей
И не мучайте зверей.
Ловит бабочек Вадим,
Отрывает крылья им
И потом в траву бросает,
Где бедняжки умирают.
Он не просто хулиганчик,
А плохой, жестокий мальчик.
Наигравшись в куклы, Майя
В шкаф игрушки убирает,
И ни супа, ни торта
Не проносит мимо рта,
Одевается опрятно.
Хорошо быть аккуратной!
Федя папе помогал –
Инструменеты подавал,
Вымыл маме всю посуду,
Выгулял собаку Люды,
Объяснил примеры Гоше.
Федя сын и друг хороший.
Сценка «Чья помощь лучше?»
Действующие лица: Автор. Король. Алина, Полина, Эвелина - дочери короля.
Автор. Жил-был король. И было у него три дочери - Алина, Полина и Эвелина. Однажды король созвал своих дочерей.
Король (дочерям). Сегодня я прошёлся по нашему дворцу и просто пришёл в ужас: полный беспорядок! Книжки валяются на полу, обувь - на подоконниках, а одежда - на кроватях! И повсюду - фантики от конфет! И вот я решил сегодня же заняться уборкой. А вас я хочу спросить: как вы мне будете помогать?
Алина. Я вот как помогу. Когда ты начнёшь уборку, я включу проигрыватель и поставлю твою любимую пластинку «Всё могут короли». С этой весёлой песней ты моментально сделаешь уборку!
Полина. А я лучше включу телевизор. Там будут показывать передачу «В гостях у сказки». Я буду внимательно её смотреть и всё тебе пересказывать. И ты сказочно быстро уберёшь весь дворец!
Король (со вздохом обращаясь к Эвелине). А что ты включишь?
Эвелина. Я включу пылесос. Нет, сначала я разложу все вещи по своим местам. Потом возьму веник и вымету весь мусор. Потом уже пылесосом уберу пыль. После этого влажной тряпкой оботру подоконники и всю мебель. А когда везде станет чисто, мы все вместе сядем и будем смотреть телевизор.
Король. Ну что ж, теперь я узнал, что у меня есть только одна настоящая помощница!
-Чей поступок по отношению к королю, вы считаете правильным? Почему?
-А как бы поступили вы?
Молодцы ! И вот , мы нашли еще один кусочек.
ФИЗМИНУТКА («Хомка»)
6 планета «Выбирай-ка» (Работа в парах) (СЛАЙД 11)
Вы должны будете из данных вам рисунков, выбрать те , где показан хороший поступок и назвать номер картинки. (Учитель у себя открывает). (кусочек планеты).
Посмотрите, ребята, мы собрали планету «Добра».
Вот , мы с вами приземляемся на нашу планету «Добра» (СЛАЙД 12,13)
А что же на ней написано? МОЛОДЦЫ!
ПЕСНЯ «Если добрый ты»
Дождик по земле босиком прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты — это хорошо,
А когда наоборот — трудно.
Если добрый ты — это хорошо,
А когда наоборот — трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь — с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.
Если песни петь — с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.
(СЛАЙД14) ПОМНИТЕ!
Добрые слова – корни.
Добрые мысли –цветы.
Добрые дела- плоды.
Добрые сердца –сады! Так , пусть ваши сердца всегда будут Добрые.
(СЛАЙД 15) СПАСИБО!
Итог занятия.
Ну вот, ребята, мы завершили наше путешествие и собрали нашу планету «Добра».
Рефлексия У каждого на парте лежат мотылечки трех цветов (красный- , желтый- , зеленый). Если вам понравилось наше путешествие , то вы приклеиваете его на ту планету, которую считаете самой лучшей и доброй, хорошей..
Обидел друга. | Защитил слабого. |
Порвал книгу. | Проведал больного друга. |
Поссорился с мамой. | Помог младшей сестре, другу, маме. |
Ударил котенка. | Помог перейти дорогу старушке. |
Разрушил птичье гнездо. | Смастерил кормушку. |
Бегал по школе. | Помочь решить задачу. Покормить птиц. |
Нарисовал на парте. | Катя подметает. |
Не выполнил домашнее задание. | Помочь брату обуться. |
Дал списать. | Чистить зубы. |