МБОУ «Ларьякская общеобразовательная средняя школа»
Нижневартовский район
Серкова Виктория Александровна
« Выборы в Маленькой Стране», 3-4 классы
Внеклассное мероприятие для детей начальной школы.
Тема: «В стране ВЫБОРОВ» (слайд1).
Цели:
вспомнить и познакомить учащихся с такими понятиями как выборы, депутат, избиратели, конституция, показать значимость выборов, проводимых в стране;
повысить уровень правовой культуры будущих избирателей, побуждать к изучению избирательного права и избирательного процесса;
создать условия для развития творческих способностей учащихся;
формировать умения правильно пользоваться своими правами и выполнять обязанности;
Воспитывать у школьников патриотические чувства;
Задачи:
ознакомить учащихся начальной школы с основными правами и обязанностями ребёнка;
формировать положительное отношение к законам и их выполнению;
ознакомить с правами школьников;
способствовать формированию правовой культуры учащихся;
в процессе учебно-деловой игры «Выборы в Маленькой стране» повысить уровень правовой культуры будущих избирателей;
создать условия для учащихся в раскрытии своего творческого потенциала, проявлении фантазии, организаторских способностей.
Оборудование: презентация, дидактические материалы для проведения учебно-деловой игры.
Ход мероприятия:
Вступительная беседа.
- Чтение стихотворения «Что нужно для счастья?» (читают заранее подготовленные ученики)
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
2. Беседа о Родине, её символах.
Вед.:- Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас. Сегодня мы будем говорить о нашей Родине, о нашей стране, о правах и обязанностях ребёнка.
- А как называется страна, в которой мы живём?
Дети: - Наша страна называется -Россия
Вед.:- Да, наша страна называется – Россия. Принято считать датой возникновения Древнерусского государства 882 год, когда два крупнейших города – Новгород и Киев оказались под властью одной княжеской династии. А столицей России уже более 850 лет является город… Москва.
- Отношение народа к Родине выражено в пословицах.
Задание группам. (Каждой группе даются половинки пословиц. Нужно найти нужные части и составить пословицу)
Вед.: Соберите пословицы из слов и скажите, как вы их понимаете?
(слайд 2.)
(Одна у человека мать, одна у него и Родина;
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей;
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Родина - мать, умей за неё постоять.)
Вед.: - Каждое государство имеет свои государственные символы. Есть они и у нас.
- Какие государственные символы вы знаете?
Дети: Герб, флаг, гимн
Вед.:- Правильно (слайд 3)
- Где можно встретить изображение герба РФ
Дети: (паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, правительственные награды, космические корабли, денежные знаки, почтовые марки, открытки, значки) После ответа детей учитель демонстрирует некоторые примеры.
Вед.:- Какие цвета присутствуют на Российском флаге? Что они обозначают?(ответы детей) (слайд4)
Вед.: - Что такое гимн? (это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях )(слайд5)
- Когда исполняют и как слушают гимн? (В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн. Его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.)
3. Беседа о малой Родине.
Вед.: - Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов.
Вед.: - Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, к своей улице, к своей школе, к своим родителям и к своему родному городу.
- В какой области России вы живёте? (ответы детей)
- Как называется посёлок, в котором мы живем? (слайд 6)
4. Беседа о будущем страны.
- Вы пришли в школу для того, чтобы научиться писать, читать, дружить, жить по законам добра и милосердия. Вы – главное богатство страны, её будущее.
- Чтение стихотворения подготовленными детьми
«На огромном белом свете…»
На огромном белом свете
Очень разные есть дети.
Тихие и шумные,
Глупые и умные.
Есть худые, есть толстушки,
Молчуны и хохотушки.
Кто-то ростом невелик.
Кто-то слабый ученик.
У одних большие ушки,
У других кругом веснушки.
Кто-то рыж, а кто-то бел,
Кто-то в играх не умел.
Ни над кем нельзя смеяться.
Никого нельзя дразнить
Нужно очень постараться,
Словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете
Так чудесно будет жить!
А ведь всякие есть дети.
Надобно их всех любить.
Вед.: - Каждый маленький житель планеты имеет свои права, которые закреплены в международных документах о правах человека.
А так же у вас есть обязанности, как у учащихся, которые вы должны выполнять.
Вед.: -Предлагаю первой группе подумать и записать на листочках права, а второй группе вспомнить обязанности и также записать на листочках (учитель контролирует работу в группах и оказывает помощь).
Затем учащиеся вывешивают листочки на доску под надписи «права» и «обязанности».
Вед.: - Всё начинается с права на жизнь. Это первый шаг на пути в будущее. Давайте вспомним и назовём наши права. Вывешивают листочки и зачитывают.
Первая группа зачитывает начиная со слов: - У нас есть право ……
- на имя, отчество, фамилию;
- знать своих родителей, совместно с ними проживать;
- на заботу и защиту;
- на общение со своими родителями; бабушками, дедушками, братьями и сёстрами;
- на обучение и воспитание;
- на общение с обоими родителями;
- на отдых и игру;
- выражать своё мнение;
- на уважение человеческого достоинства;
- на защиту своих прав и законных интересов;
- на медицинское обслуживание;
- на участие в общественной жизни класса;
Вместе обобщаем. (слайд7)
Вед.: - Вместе с правами есть у вас и обязанности. Зачитывает 2 группа.
Мы обязаны:
- Хорошо учиться;
- Приходить в школу вовремя;
- Внимательно слушать учителя во время уроков;
- Быть аккуратным и вежливым;
- Соблюдать правила поведения в школе и общественных местах;
- Не бегать и не кричать на переменах;
- Не мешать окружающим;
- Обязательно выполнять требования дежурных в школе;
- Беречь учебники и школьное оборудование;
- Уважать труд технического работника и т.д
(слайд8) Вместе обобщаем.
Во время выступления группы дополняют друг друга.
Вед.: - Всем правам и обязанностям дети учатся в школе, дома. Для счастливого детства всем на планете нужна доброта, нужен мир.
- Отчего зависит жизнь такой огромной планеты, как наша планета Земля?
- Ну, пассажиры доверяют судьбы тому,
Кто оказался у руля,
А каждая страна напоминает
Огромный – преогромный самолёт.
А курс его те люди выбирают,
Кому вручит свою судьбу народ.
- А как народ свою судьбу вручает?
(Учитель читает стихотворение)
Людей так много на большой планете…,
И как такой страною управляют?
Да и другими странами на свете…
- Ну, президент конечно не сумеет…
Ведь одному повсюду не попасть.
И в каждом городе, районе и деревне
Есть местная и выборная власть.
Конечно, от того, кто будет избран
Зависит то, как люди будут жить.
И коль умён избранник и достоин,
Задач немало сможет он решить.
Ну, словом, это тот, кто дело знает.
Вот для того и выборы нужны.
Выходит, каждый человек влияет
На жизнь района, области, страны.
- Кто является президентом нашей страны? (Путин В. В.) (слайд 9)
5. Беседа «Что такое выборы».(слайд 10)
- Выборы являются неотъемлемой и важной частью жизни страны.
- По Конституции РФ 18-летний гражданин приобретает право избирать, начиная от органа местного самоуправления вплоть до Президента страны. Это называется активное избирательное право.
- Итак, с 18 лет вы, являясь гражданином Российской Федерации, становитесь - ИЗБИРАТЕЛЕМ, и Конституция РФ дает вам право голосовать на выборах
- Таким образом, все мы являемся участниками избирательного процесса. Но знаем ли мы, что он собой представляет?
Узнать нам поможет путешествие в страну Выборов.
1этап (слайд 11)
- Начинается избирательный процесс с решения о назначении выборов. Для проведения выборов всех уровней образуются избирательные округа, а для проведения голосования - избирательные участки. Районная избирательная комиссия составляет списки избирателей и передаёт их в участковую избирательную комиссию.
2 этап (слайд12)
- За 30 дней до дня голосования образуются участковые комиссии. Их задача: организовать подготовку и проведение выборов, определить итоги голосования.
3 этап
- Выдвижение кандидатов, сбор подписей в его поддержку и регистрация. Кандидатов могут выдвинуть избирательные объединения или сами граждане в порядке самовыдвижения.
4 этап (слайд13)
- Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации за 28 дней до дня голосования. Проводятся собрания, встреча с избирателями, выпуск и распространения информационных печатных материалов. Агитация прекращается за сутки до дня голосования.
5 этап(слайд 14)
- Следующая стадия избирательного процесса - это голосование и определение итогов выборов. Голосование проводится во второе воскресенье октября и во второе воскресенье марта. Не менее чем за 20 дней до выборов участковая избирательная комиссия извещает граждан через СМИ о точной дате и времени голосования. Также члены избирательной комиссии вручают гражданам специальные приглашения. Голосование проводится с 8 до 20 часов местного времени. Сразу начинается подсчет голосов избирателей. Итоги голосования оформляются протоколом и вывешиваются для ознакомления избирателей.
6 этап(слайд15)
- Завершающей стадией избирательного процесса является регистрация избранных депутатов или других выборных лиц. Здесь же предусматривается опубликование в СМИ результатов выборов.
6. Подведение итогов беседы.
- А сейчас. Ребята, мы подведём итоги нашей беседы. Проведём игру на тему: «Россия. Выборы». Посмотрим, кто быстрее и правильнее будет отвечать на вопросы.
В каком документе страны записано право, избирать и быть избранным? (Конституция Российской Федерации)
С какого возраста могут голосовать граждане России? (с 18 лет)
Как называется небольшое помещение специального назначения, которое используется во время выборов? (Кабина)
В каком возрасте граждане получают паспорт гражданина Российской Федерации? (14 лет)
5.Как называется ящик с узким отверстием для опускания
избирательных бюллетеней? (Урна)
6.Официальный документ – листок для голосования. (Бюллетень)
7. Избрание путём голосования должностных лиц. (Выборы)
Итог:
Вед.: - Подведём итоги общей игры. Обе команды отвечали правильно и видно, что хорошо усвоили материал нашей беседы.
- Огромное количество народов проживает на территории нашей страны и как красива наша Земля. Все люди хотят жить счастливо в такой красоте. И им не всё равно, кто будет стоять во главе Всей страны.
Творческое задание: (слайд 16)
Вед.: - А сейчас я вам предлагаю на выбор творческие задания:
нарисовать рисунок на тему: «Депутат тебе наш наказ…». Вы должны изобразить в своём рисунке, то что вы бы хотели изменить в своей стране или конкретно в своем городе (селе).
Написать сочинение на тему: «если бы я был главой поселения….».
Вед.: - Ребята, спасибо вам за беседу. Надеюсь, что когда вы станете избирателями, вам будет не безразлична судьба нашей страны.
Результат проведенного занятия:
Рисунки и сочинения ребят были отправлены на конкурсы:
- конкурс рисунков «Депутат тебе наш наказ»;
- конкурс сочинений «если бы я был главой поселения….»
Название конкурса | результат |
конкурс рисунков «Депутат тебе наш наказ»; | Диплом III степени |
конкурс сочинений «если бы я был главой поселения….» | Диплом III степени |
Балакин Сергей, учащийся МБОУ «Ларьякской ОСШ»  |
Классный руководитель, Серкова Виктория Александровна, получила благодарственное письмо территориальной избирательной комиссии Нижневартовского района за подготовку учеников к конкурсу творческих работ и значительный вклад в повышении уровня правовой культуры будущих избирателей. |