Приложение 2
Аналитическая справка «Результаты деятельности учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта»
Миссия школы: обеспечить комплексную программу развития детей в системе непрерывного образования, создать наиболее благоприятные условия развития всех детей с учетом различий их склонностей и способностей – определила основные направления моей деятельности:
- личностный рост всех субъектов образовательного процесса;
- социально - психолого-педагогическое сопровождение учащихся;
- формирование ценностно-ориентационных компетенций учащихся.
Главная цель воспитательной работы - выпускник школы как компетентная, социально-интегрированная и мобильная личность, способная к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной деятельности в условиях информационного общества.
Социально значимая деятельность учащихся – один из наиболее действенных способов организации воспитания, так как это деятельность, направленная на личностно-ценностное восприятие, понимание и преобразование окружающей действительности, способствующая социализации личности, развитию социальной активности, межличностному социальному взаимодействию и творческой самореализации. Современная школа призвана научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Ученики через самоуправление осуществляют своё право на участие в управлении школой и классом. В школе действует Совет старшеклассников, который направляет работу центров самоуправления: трудового, экологического, патриотического, спортивно-оздоровительного, «Досуг», «Росток», «Лидер», «Милосердие». Все учащиеся класса входят в тот или иной центр, каждый имеет определенное поручение по своему желанию и способностям. В таблице 1 представлено участие учеников в работе каждого центра самоуправления ( в классе 25 учащихся):
Таблица 1.
Направления работы учащихся 11 класса в школьном самоуправлении.

Но учащиеся в течение года, как правило, работают в различных направлениях, помогая друг другу или выполняя совместно какие-либо дела. Поэтому в таблице 2 представлены наиболее значимые дела за этот учебный год:
Таблица1
№ п/п | Направление работы | Кол-во уч-ся, принимавших участие в теч. года | Достижения учащихся в данном направлении, наиболее значимые мероприятия |
1 | Трудовое | 22 | Ремонт класса в осенние каникулы |
2 | Экологическое | 24 | Озеленение школьного двора, создание «Аллеи Славы»; Агальцева Н.-участница IV областной художественно-экологической экспедиции «Аленький цветочек» |
3 | Патриотическое | 21 | Открытый классный час «У войны не женское лицо…» |
4 | Спортивно-оздоровительное | 16 | I место(мальчики) в городских соревнованиях по волейболу, 2 место в легкоатлетической эстафете, 1 место – турслет; Карпов Д.- победитель городского конкурса «А ну-ка,парни!» Овинова Ю. – победитель и призёр областных соревнований по волейболу и пляжному волейболу. |
5 | «Досуг» | 24 | Костюмированное представление на новогоднем балу; Малявина А.- солистка танцевальной группы «Академия звёзд» ДК «Юбилейный», Морковина К. - солистка танцевальной группы «Парадокс» ДК «Юбилейный» |
6 | «Росток» | 6 | Организация спортивных соревнований в 5,6 классах |
7 | «Лидер» | 5 | Старынин А.- председатель Совета старшеклассников |
8 | «Милосердие» | 18 | Помощь пожилым людям |
Задачи организации ученического самоуправления в классе: создать условия для развития организаторских способностей каждого, дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела, формировать толерантность, умение общаться – успешно реализуются. Основой реализации поставленных задач является применение технологии коллективного творческого воспитания (автор И.П. Иванов), технологии индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (автор О.С. Газман), технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания (авторы О.С.Анисимов, П.Г.Щедровицкий).
В результате диагностирования учебных возможностей учеников, бесед с ними и родителями, учителями-предметниками, сотрудничества с психологической службой составлен план индивидуального и личностного развития каждого учащегося.76 % уч-ся обучается в Ресурсном центре профильного и предпрофильного обучения при МОУ «Гимназия №1» по 6 различным профилям, остальные осваивают автодело в УПК. На данный момент 88 % уч-ся определились с выбором направления профессиональной деятельности. 64% уч-ся занимаются в городской очно-заочной школе «Интеллект».8 уч-ся (32%) класса являются участниками городских олимпиад по разным предметам (призеры городских олимпиад :2008г.- 2 место по биологии,2 место по экономике Гольцова К.,1 место по географии Кузьминская Л.,3 место по русскому языку - Харитонова Т.; призер Всероссийского конкурса исследовательских работ «Моя законотворческая инициатива»;2009г.- 1 место по литературе, 2 место по географии Кузьминская Л., 2 место по физкультуре Карпов Д., 2 место по ОБЖ Михальченко Д., Агальцева Н. – 2место в областном конкурсе «Рукописная книга»).
Один раз в месяц проводится классное собрание, на котором обсуждаются любые вопросы жизнедеятельности класса, принимаются необходимые решения. Для того чтобы решение было конкретным, понятным каждому, часто используется приём «мозгового штурма», тогда все принимают участие в обсуждении возникших проблем. Традиционно в школе проводится День самоуправления. В этом году за его организацию отвечал мой 11 класс и прекрасно справился с организацией школьного и воспитательного процессов в школе в этот день. Дежурство по школе, по классу организуется и осуществляется самими учениками. Учащиеся помогают осуществлять контроль за ведением дневников, за наличием второй обуви. В связи с активной подготовкой учащихся к ЕГЭ не только составлены индивидуальные образовательные маршруты, но и образованы группы и двойки взаимопомощи.
Одним из важнейших направлений работы является участие обучающихся в социально направленной деятельности. На протяжении многих лет работает группа по адаптивной программе «Милосердие». За классом закреплены 3 пятиэтажных дома во 2 микрорайоне, учащиеся оказывают проживающим инвалидам, пенсионерам посильную помощь; собирают школьно-письменные принадлежности, книги, передают нуждающимся. На протяжении 5 лет в классе обучались двое сирот: Атанова Лида и Свиридов Слава, которые успешно закончили 9 классов и продолжают обучение в ПУ, благодаря корректной помощи со стороны учащихся и их родителей.. В настоящее время в классе есть дети, попавшие в сложную ситуацию, например, родители Барадулиной Н. переехали в село в связи с невозможностью найти в городе работу, но девочка успешно продолжает учебу, живя на квартире.3 учеников из-за конфликтов в семье, а некоторые, собравшись замуж, бросали учебу, но в данный момент в результате кропотливой работы и корректной помощи одноклассников готовятся к экзаменам. В контакте с социальным педагогом ведется работа с учащимися, пропускающими уроки без уважительной причины.
Ученики 11 класса участвовали в акциях «Чужих детей не бывает!», «Помоги ребенку», «Ветераны живут рядом», «Я гражданин России», «День призывника», «Мои родители – выпускники школы №12», «Улицы города расскажут», в уроках мужества, конкурсе буклетов «Это наше право», конкурсе сочинений «Письмо Президенту РФ»,в классных часах «Солдат войны не выбирает», «Герои живут рядом», «Родная школа – путь к вершинам спорта». Родители активно участвуют в школьном образовательном процессе, положительно отзываются о работе школы.
Используя различные методики изучения классного коллектива, наблюдая за учащимися, беседуя с ними, можно сделать следующие выводы: 11 класс представляет сплоченный коллектив социально-интегрированных и мобильных личностей, в основном способных к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной деятельности. Конечно, это результат совместной работы всего педагогического коллектива школы.
Опыт моей работы обобщался на школьном заседании педагогического совета в 2010 году по теме «Организация и развитие самоуправления в классном коллективе» и рекомендован для использования.
Учитель русского языка и литературы МОУ«СОШ №12»:__________/Е. А. Кузнецова/
Кузнецова Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы
муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12»
г. Бузулука Оренбургской области