СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект контрольно - обобщающего урока

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки обобщающего повторения по теме " Основы учения о наследственности и изменчивости". Урок проводится в форме игры счастливый случай. Уроки - игры позволяют не только обобщить, повторить и закрепить материал, но и развивают коммуникативные навыки общения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект контрольно - обобщающего урока»

9


Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"

Урок-игра «Счастливый случай».


Цели:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания по теме “Основы учения о наследственности и изменчивости”.

Развивающие:

  • развивать умение анализировать материал по теме.

  • совершенствовать умения пользоваться терминами, символами генетики.

  • формировать умение излагать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • формирование научно-материалистического мировоззрения.

Тип урока: обобщающий.

Оборудование:  занимательные задания, викторины, загадки и тестирование.

Ход урока

  1. Организационный момент. В игре участвуют 3 команды.



  1. Учитель говорит притчу.

Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель, ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему?». Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил….

Что ответил философ?

(Ученики делают предположения, что мог ответить философ).

«Площадь большого круга – это познанное мною, а площадь малого круга – познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все вне этих кругов – это не познанное ни мною, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений. Так что, чем глубже изучаем мы предмет, тем больше у нас сомнений, больше возникает вопросов, тем больше мы хотим узнать нового.

Учитель говорит о задачах урока.



  1. Проведение игры.

Гейм 1-ый. Необходимо дать как можно больше правильных ответов. За каждый правильный ответ 1 балл (каждой команде выдаются квадратики разных цветов).


I-команда.

1. Что называется гомозиготой?

2. Как называется свойство организма приобретать признаки в процессе индивидуального развития? (изменчивость)

3. Как называются признаки организма, которые можно увидеть невооруженным глазом (фенотип).

4. Буквами, какого языка обозначаются гаметы (латинского).

5. Что называется рецессивой?

6. Назовите в буквенном обозначении доминантную гетерозиготу (АаВв).

7. Какие фенотипические признаки брал Т.Морган в своих исследованиях (цвет глаз и форму крыльев).

8. От чего зависит пол организма? (от хромосомного набора зиготы).

9. Какие аллельные гены отвечают за окраску шерсти кроликов (Аа).

10. Сколько хромосом у дрозофилы? (8 п).


II команда

1. Как называется свойство организма передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям? (наследственность).

2. Что называется генотипом?

3. Как называется парное соотношение генов? (аллелями)

4. Какие фенотипическими признаки взял Г.Мендель при изучении дигибридного скрещивания? (цвет и поверхность семян гороха)

5. Что называется доминантой?

6. Назовите в буквенном обозначении доминантные и рецессивные гомозиготы при моногибридном скрещивании (АА и аа).

7. На каком растении Г.Мендель проводил свои опыты? (горох).

8. Какой ген сцеплен с полом у дрозофилы? (форма крыльев).

9. Сколько черных особей получается при скрещивании 2-х серых кроликов (3).

10. Назовите количество хромосом у человека (46).


III-команда


  1. Что называется гетерозиготой?

  2. Как называют совокупность внешних и внутренних признаков организма (фенотип).

  3. Назовите женские и мужские знаки родительских особей.

  4. Какие признаки являются доминантными при дигибридном скрещивании (желтая окраска и гладкая поверхность семян).

  5. Что изучает наука генетика?

  6. Назовите в буквенном обозначены доминантные гетерозиготы при моногибридном скрещивании (Аа).

  7. На каком из животных Т.Морган проводил опыты (дрозофила).

  8. Какие хромосомы называются аутосомными?

  9. Какое новообразование появляется при скрещивании 2-х серых кроликов (черные).

  10. Какой пол является носителем гена гемофилии (жен.).


Гейм 2-й: Игра «Ромашка»

На обратной стороне каждого лепестка ромашки написан термин. Учащиеся отрывают лепестки и объясняют значение термина. Если ответ неверен, то лепесток передается другому ученику. Выигрывает тот, кто соберет наибольшее количество лепестков.

Термины: генетика, наследственность, генотип, фенотип, локус, изменчивость, мутации, модификационная изменчивость, мутагены.

Гейм 3-ий. «Темная лошадка».

Каждой команде читается вопрос , за каждый правильный ответ 1 балл.

I команда. Чешский ученый, живший с 1822 по 1884 года. На основании обширных опытов по гибридизации различных сортов гороха впервые открыл, обосновал и сформулировал основные закономерности наследственности: расщепление и комбинирование наследственных признаков (Г.Мендель).


II команда. Американский биолог, технолог, генетик, живший с 1866 по 1945 года. Основные научные учения работы посвящены вопросам хромосомной теории наследственности:. Обосновал представления о материальных носителях наследственности (Т.Морган).


III команда. Таблица в котором можно изобразить независимое расщепление. Названная по имени ученного, впервые предложившего таким способом определить соотношение фенотипических признаков (решетка Пеннета).


ГЕЙМ 4-ый: Решите генетические задачи (вызываются 6 учеников).

Написать возможные типы гамет, продуцируемых организмами со следующими генотипами.

Вариант 1. ААВВ; Аавв; ВВ (АВ; Ав, ав; В)

Вариант 2. ААВв; Вв; СсДД (АВ, Ав; В, в; СД, сД)


Гейм 5-й «Гонки за лидером».

  1. Совокупность генов (генотип).

  2. Что называется геном?

  3. При каком скрещивании фенотип равен 3:1.

  4. Гены, отвечающие за развитие одного признака (аллельные).

  5. Подавляющий признак (доминантный)

  6. Оплодотворённая яйцеклетка (зигота)

  7. Приобретение организмами новых признаков в процессе развития (изменчивость)

  8. Строго определенное место гена в хромосоме (локус)

  9. Кто установил основные закономерности наследственности и изменчивости в 1865 году (Мендель).

  10. Подавляемый признак (рецессивный)

  11. Процесс, лежащий в основе гибридизации (скрещивание)

  12. Какая промежуточная окраска появляется у ночной красавицы?

  13. Признаки и свойства организма (фенотип)

  14. Организм, имеющий различные аллельные гены (гетерозиготный)

  15. Женские гаметы (яйцеклетки)

  16. Кто установил сцепленное наследование генов, локализованных в одной паре гомологичных хромосом (Т.Морган).

  17. Как называется второй закон Менделя? Закон расщепления.

  18. Что такое аутосомы? и половые хромосомы?( Аутосомы – хромосомы, одинаковые у мужских и женских организмов).

  19. В какой момент определяется пол организма?(Пол организма определяется в момент его оплодотворения).

  20. Сколько аутосомных и половых хромосом содержат половые клетки женщин? (22 и 1)

  21. Какой пол считается гетерогаметным у млекопитающих и человека?(мужской)

  22. Как называются особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление признака (гетерозигота).

ГЕЙМ 6-Й: Работа с тестами и их проверка.

Учащиеся получают печатные листы с тестами (на выполнение тестов даётся 8 минут).

Тест.

1. Основные закономерности наследственности и изменчивости были впервые установлены:

а) Морганом; б) Менделем; в) Мичуриным.


2. Ген – это часть молекулы:

а) белка; б) ДНК; в) АТФ

3. Количество альтернативных признаков при моногибридным скрещивании:

а)1; б) 2; в) 3.


4. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление, называются:

а) гомозиготные; б) гемизиготные; в) гетерозиготные.


5. Гены, определяющие развитие взаимоисключающих признаков, называются:

а) доминантными; б) аллельными; в) рецессивными.


6. Совокупность всех наследственных задатков клетки или организма – это:

а) генотип; б) фенотипом; в) генофонд.


7. К анализирующему скрещиванию относятся скрещивание типа:

а) Аа*Аа; б) Аа*аа; в) АА*Аа.


8. Дигетерозигота имеет генотип:

а) АаВВ; б) ААВв; в) АаВв.


9. Фенотип – это совокупность:

а) генов организма;

б) Генов данной популяции или вида;

в) внешних и внутренних признаков организма.


10. Кроссинговером называют:

а) сближение гомологичных хромосом;

б) тип хромосомной перестройки;

в) обмен участками гомологичных хромосом.


Задача 1

Черная окраска тела мухи дрозофилы является рецессивным признаком, а серая окраска - доминантной. Серая самка и черный самец дали только серое потомство. Определите генотипы родительских особей и потомства. Какая генетическая закономерность при этом проявляется?


Задача 2

У собак чёрная окраска шерсти доминирует над коричневой. От скрещивания черной самки с коричневым самцом в потомстве все щенки оказались черными. Какие генотипы родительских особей и потомства? Укажите генетическую закономерность.


Задача 3


Серого кролика скрестили с белой самкой. Гибриды первого поколения оказались все серые. Какие генотипы родительских особей и потомства? Укажите генетическую закономерность


Следующий конкурс “Стихотворение-загадка”.

Догадайтесь, о ком идет речь, и ответьте на встретившиеся в стихотворении вопросы.

Муха та не цокотуха, Не золоченое брюхо, Муха по полю не шла – Но в историю вошла. Присмотрелись к ней вначале, Потом долго изучали, Форму крылышек, цвет глаз, У брюшка какой окрас. Мушка та уже сто лет Для генетиков объект. Кто с ней начинал работать? Каким будет ваш ответ? Не забудьте главного момента – Чем удобна для эксперимента?

Ответы: 1. Это – мушка дрозофила. Первым с ней начал работать Морган. 2. Короткий жизненный цикл (10 – 15 суток от яйца до мухи), высокая плодовитость, возможность развития на агарсодержащих средах, малое число хромосом (2n=8), наличие гигантских политенных хромосом в клетках слюнных желез личинок. Разнообразие естественных рас и мутантов.


Разминка «генетический алфавит» Вопросы каждой команде, за каждый правильный ответ 1 балл.

Определите, к каким формам изменчивости организмов относится: (за правильный ответ один балл)

1. На ферме улучшили кормление коров – молока стало больше, ухудшилось кормление, молока стало меньше.

2. От овцы с нормальными ногами родился один ягненок с короткими кривыми ногами, от которого произошла новая порода овец.

3. На хорошо удобренной почве капуста образует крупные кочаны, на бедной почве – мелкие кочаны.

4. Ягнят воспитывали в холоде – шерсть у них стала гуще

5. У одного растения душистого табака из почки вырос необычный побег с красивыми полосатыми листьями.

6. На поле все всходы льна погибло от мороза, а одно выжило, как более морозостойкое

7. У комнатной примулы один из цветков был крупнее других и имел шесть лепестков вместо пяти.

8. У собаки выработали условный рефлекс (выделение слюны на звонок)

9. На одной грядке при хорошем уходе томат дол крупные плоды, а на грядке при плохом уходе – мелкие плоды (семена одно итого же сорта)

10. На грядке среди помидоров выросло одно растение, в цветке которого было семь лепестков вместо пяти.

11. Если плодовую мушку дрозофилу облучить рентгеновскими лучами, то у многочисленного ее потомства возникают различные изменения: у одной изменяется размер крыльев, у другой появляются щетинки, у третьей они исчезают, может темнеть или светлеть хитиновый покров.


Задание “Найди пароль”.

На выданном вам листе зашифрован пароль.

1 … - организмы, образующие одинаковые гаметы. (7) 2 … - организмы, образующие два вида гамет.( 4) 3 … - участок молекулы ДНК, определяющий наследование признака. (3) 4 … - подавляемый вариант признака. (4) 5 … - явление, при котором ген одной аллельной пары препятствует проявлению генов из другой аллельной пары. (5) 6 … - преобладающий вариант признака. (4) 7 … - участки гомологичных хромосом. (3) 8 … - различные формы состояния гена; в гомологичных хромосомах они располагаются в одинаковых участках.(1)

Ответ:

1. Гомозиготные (7 буква – г).

2. Гетерозиготные (4 буква – е).

3. Ген (3 буква – н).

4. Рецессивный (4 буква – е).

5. Эпистаз (5 буква – т).

6. Доминантный (4 буква – и).

7. Локусы (3 буква – к).

8. Аллели (1 буква – а).

Таким образом, из букв можно составить пароль генетика.