Тема: «Деревья Южного Урала»
Цель:
Познакомить с деревьями: береза, дуб, клен, рябина, расширять у детей представления о деревьях, их строении (ствол, ветки, листья, корни).
Обогащать знания детей о плодоносящих деревьях (ягоды рябины, желуди).
Развивать внимание, память, речь, общую и мелкую моторику.
Воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование и материалы: корзина из бересты; картинки деревьев, березовый веник; рисунок гриба подберезовика, ягоды рябины; балалайка, листья деревьев, трафарет «Листья деревьев», презентация «Деревья Южного Урала».
Ход занятия:
Орг. момент
Педагог: По тропинке в лес пойдем,
Лужу мимо обойдем.
Перепрыгнем ручеек
И присядем на пенек.
Дети садятся.
Педагог: Эх! Хорошо в нашем краю уральском! Прислушайтесь! Слышу, о чем-то спорят березка и рябинка.
Педагог вывешивает на доску картинки с изображением деревьев.
Я – главное уральское дерево, - говорит рябина.
- Да и полезное: мои ягодки птичкам зимой помогают, и люди из них пироги делают и лечатся.
- А я, говорит березка, - самая белая, листочки у меня сердечком, из коры корзиночки делают, музыкальные инструменты, почками лечатся, веничками в баньке парятся. А когда нас, березок, в лесу много, нас березовой рощей называют. Подо мной – грибы вкусные растут – подберезовики называются (показывает).
Педагог: Эх не спорьте, вы деревья! Все полезны. Все хороши. И все вы – природа нашего Урала. Ребята, а сейчас я вам предлагаю занять свои места за столом и поиграть со мной.
Основная часть:
Чтение педагогом стихотворения с показом частей дерева.
Что ты знаешь о деревьях?
Есть у них могучий ствол, (показ ствола дерева)
Ветви, веточки и листья (показ названных частей дерева)
А еще канаты-корни (показ корней дерева)
В землю глубоко уходят.
Воду под землей находят.
Педагог: А теперь каждый из вас выйдет к доске, покажет и назовет части дерева.
Д/и «Покажи названное дерево»
У детей на столе предметные картинки с изображением деревьев Педагог читает стихотворение, дети находят и показывают названное дерево.
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
- Найдите это дерево у себя на столе и покажите.
Дуб раскинул свои ветви
И не страшен ему ветер.
- Найдите это дерево у себя на столе и покажите.
Клена листочки, словно платочки,
Похожи на пальчики,
Девочек и мальчиков.
- Найдите это дерево у себя на столе и покажите.
Листочки рябины,
Словно монетки,
Ими любуются
Малые детки.
- Найдите это дерево у себя на столе и покажите.
После правильного показа ребенком дерева, педагог рассказывает о нем с помощью презентации «Деревья Южного Урала»
Физкультминутка Игра «Ветер».
Ветер дует нам в лицо | Дети обмахивают руками лицо |
Закачалось деревцо. | Поднимают руки вверх, наклоны влево - вправо. |
Ветер дует тише, тише | Вытягивают руки от груди вперед |
Деревце растет все выше, выше. | Поднимают руки вверх и потягиваются. |
Ветер сильный набежал | Оставляют руки вверху, раскачиваются в стороны |
И все листья оборвал. | Бросают руки вниз, расслабляются. |
Д/и «Собери дерево»
У детей конверты с разрезными картинками из 3 частей. Надо сложить их так, чтобы получилось дерево. Каждый ребенок показывает и называет дерево и его части.
Д/и «Узнай по контуру»
Педагог прикрепляет к магнитной доске картинки с изображениями листьев дуба, клена, березы, рябины, а на столе раскладывает карточки с контурными изображениями листьев. Детям предлагается узнать листья по контуру и прикрепить карточки с контурными изображениями рядом с картинками на доске. Прикрепляя карточки, дети говорят, как называется дерево, которому принадлежит этот листок.
Д/и «Найди листок».
Педагог просит детей внимательно рассмотреть листья на дереве. «А теперь попробуйте найти такие же на земле», - говорит педагог.
- «Раз, два, три — ищи! Кто нашел, быстрее ко мне».
Дети с листьями бегут к педагогу.
Работа с трафаретом.
Педагог предлагает детям с помощью трафарета нарисовать лист и назвать с какого он дерева.
Итог занятия.
Ребята, скажите, а какое вам дерево больше запомнилось, понравилось, почему?
А сейчас подойдите все ко мне, вставайте в круг, мы поиграем в игру «Приятные слова».
А теперь мы улыбнёмся
Крепко за руки возьмёмся.
И друг, другу на прощанье
мы подарим обещанье:
Будем мы с деревьями дружить
охранять их и любить!